Цель мероприятия: Ознакомление учащихся с пагубным воздействием алкоголя на организм человека.
Задачи мероприятия:
Общеобразовательные:
- Углубление знаний учащихся по ранее изученным темам.
- Совершенствование учебно-интеллектуальных навыков и умений: умение анализировать, аргументировано излагать свою точку зрения, вести дискуссию.
- Осуществление межпредметной связи химии, биологии.
Развивающие: развитие умений обобщать изучаемые факты, делать выводы.
Воспитательные: антиалкогольное воспитание учащихся.
Тип мероприятия: Обобщение и систематизация знаний с элементами ролевой игры.
Методы обучения: использование ТСО, беседа, дискуссия, выполнение экспериментальных работ.
Эпиграф
Алкоголь – самый заклятый врагбудущности человеческого рода
Вступительное слово учителя химии.
Основная часть (сообщения учащихся).
I учащийся
Появление алкогольных напитков уходит в далекое прошлое. Уже примерно за 8 тысяч лет до нашей эры начали изготовлять из фруктов, меда, зерна хмельные напитки небольшой крепости. Например, древние египтяне получили хмельную брагу из пальмового сока, в Китае алкогольный напиток приготовляли из риса, а японцы употребляли рисовую водку. Одним и самым распространенным продуктом, из которого изготовляли вино, был виноград.
Однако уже в далекие времена человечество начало понимать, что вино может быть великим злом. В латинской литературе встречаются сведения о многочисленных скандалах, возникших в результате пиршеств. Историк Плиний Старший рассказывает, например, о царе Антиохе, который устроил пир в честь своих царедворцев, при этом перепившиеся царедворцы тут же на пиру убили царя. Из этого Плиний Старший делает вывод: “Не только не следует пить, но и нельзя вводить других в соблазн, так как спаивание других оканчивается жесткой местью!”
Учитель биологии
Из всех культурных растений, исключая пшеницу, виноград – наиболее древнее распространенное и любимое. Он не имеет себе равных по красоте, по разнообразию форм, величине и окраски ягод виноградных гроздьев.
Нет, кажется, не одного великого поэта, который не воспел бы в своих стихах дивной красоты и вкуса ягод винограда: Гомер, Гораций, Омар Хайям, Петрарка, Гете, Байрон, Пушкин – у каждого из них ни одно произведение, посвященное винограду и его чудесному соку.
Не стану я жалеть о розах,
Увядших с легкою весной
Мне мил и виноград на лозах,
В кистях, созревших под горой,
Краса моей долины злачной,
Отрада осени золотой,
Продолговатой и прозрачной,
Как персты девы молодой.
Виноградная лоза удивительно нежное и пластичное растение. Немало легенд, сказаний, пословиц и поговорок сложено о виноградной лозе. Она по праву считается символом здоровья и плодородья.
У древних народов были и боги вина и виноделия: Дионис – у греков, Бахус – римлян, Осирис – египтян. В созвездие Девы есть звезда Виноградница.
Главное назначение винограда – изготовление вин различного вкуса и аромата: столовых, крепких, десертных, шампанских и коньяков.
Виноделие, как и виноградарство, корнями уходит в глубину веков. Задолго до нашей эры употреблялся этот напиток.
Несколько слов о культуре потребления вина. Вино является вкусовым напитком, дополняющим различные продукты: мясо, рыбу, овощи, сыры, фрукты, кондитерские изделия.
“Украшая собой, стол и служа возбудителем аппетита, - отличал И.П. Павлов, - виноградное вино, безусловно, способствует нормальному и полезному приему пище ”.
Однако отношение к потреблению вина не может быть однозначно восторженным, так как следует соблюдать культуру винопития. Человечество стало проигрывать в борьбе с алкоголизмом с тех пор, как изобрело спиртовые дистилляты из дешевого растительного сырья: картофель, свеклы, отходов зерна, винограда и плодов.
Запрет вене –
Закон, считающий с тем,
Что пьется и когда,
И много ли, и с кем,
Когда же соблюдены
Все эти оговорки,
Пить – признак мудрости,
А не порок совсем
Омар Хайям
II учащийся
Таким образом, уже в древности замечали, что вино делает людей не только веселыми, но злыми, угрюмыми, хвастливыми, болтливыми, драчунами и т.д.
Пьянство и алкоголизм у нас в России за последние годы обострилось.
Известно, что в наше время значительно расширился перечень поводов к употреблению спиртного. Шотландский поэт Роберт Бернс высмеивал поводы к пьянству такими словами:
Для пьянства есть такие поводы:
Поминки, свадьба и развод,
Мороз, охота, Новый год,
Выздоровленье, новоселье,
Печаль, раскаянье, веселье,
Успех, награда, новый чин,
И просто пьянство без причин.
(перевод С.Я. Маршака).
Есть люди, употребляющие спиртные напитки на работе, а так же вовлекающие в компании для распития алкоголя несовершеннолетних.
Пьянство и алкоголизм распространились не только среди мужчин, но среди женщин, подростков и юношей.
III учащийся
Отмечается рост смертности из-за пьянства и алкоголизма среди самой трудоспособной части населения, а так же количество неполноценных детей.
Крысы, собаки и некоторые другие лабораторные животные помогают ученым изучать различные стороны вредного действия алкоголя па организм. В результате у животных было отмечено ослабление памяти, снижение остроты зрения, угнетение нервной системы, нарушение восприятия вкуса и запаха, ослабление внимания и слуха. В лаборатории кафедры психиатрии Первого Московского института на протяжении шести месяцев 40 собакам почти ежедневно давали алкоголь. Опыты показали, что систематическое отравление организма алкоголем ведет к изменениям в печени, почках, желудке, мозге и особенно в сердце. Точно также и у людей.
IV учащийся
Даже однократное сильное опьянение или даже
разовое употребление спиртного может быть
причиной развития у детей тяжелого заболевания
эпилепсии, о чем может наглядно
свидетельствовать следующий случай;
десятилетнего мальчика на семейном торжестве
“уговорили” выпить красного вина. Через час
мальчик с криком упал со стула, и потерял
сознание на несколько часов. Ночью у мальчика
начались судороги, и только утром он пришел в
себя. Однако через некоторое время судороги
повторялись, а затем каждые 9-10 дней мальчик бился
в тяжелом эпилептическом припадке. Данный пример
еще раз напоминает, что самым уязвимым местом в
детском организме, по которому особенно жестоко
“бьет” алкоголь, является ЦНС и прежде всего
головной мозг. Детский мозг находится в процессе
развития, ему необходимо большое количество
питательных веществ. Алкоголь же повреждает
стенки кровеносных сосудов и тем самым
препятствует доставке необходимых питательных
веществ.
Нежная, богатая водой ткань детского мозга
всасывает алкогольный яд, наиболее губительно
действует на нервные клетки.
Учитель химии
В мире микроскопических организмов самые вездесущие – дрожжевые грибки. Если оставить на некоторое время в теплом месте ягодный сок, он забродит. Это происходит потому, что находившиеся в соке грибки начали, усилено размножаться. В процессе их жизнедеятельности происходит превращение глюкозы в этиловый спирт. Для получения технического спирта используют древесину, пищевой спирт получают из сахаристых веществ. Но даже после тщательной очистки в нем содержатся вредные вещества.
Алкоголь – наркотическое вещество, временно способное вызывать веселье, чем он и привлек к себе внимание во всем мире. Своими работами Павлов доказал, что алкоголь не возбуждает, а наоборот, вызывает торможение клеток коры головного мозга, активность центров мозга, ответственные за поведение и ориентацию, подавляется. Страдает зрительный и слуховой центр. Постепенно человек деградирует.
Сердце и сосудистая система, подавляется и угнетается работа сердца, учащается пульс, по сосудам проходят больше крови, они не справляются нагрузкой. Высок риск развития инфаркта.
Желудочно-кишечный тракт: страдает вся пищеварительная система, хронический гастрит, панкреатит, язва – вот заболевания пьющих людей.
Будущий ребенок. Если родители употребляют алкоголь, даже совсем немножко, ребенок может родиться умственно отсталым, со специфической внешностью. От матери токсические вещества переходят к плоду, отравляя его организм.
Печень. Токсические вещества разрушают клетки печени. На их месте появляются рубцы. Когда печень не способна выполнять свои функции, наступает отравление организма.
V учащийся
Дети, употребляющие спиртные напитки с раннего возраста, кроме эпилепсии, страдают и другими болезнями нервной системы, поэтому они становятся раздражительными, часто жалуются на головные боли, беспокойно спят, плохо учатся в школе, вызывает малокровие. значительную задержку роста и развития, чаше заболевают инфекционными болезнями и тяжело их переносят.
Особенно чувствительно на алкоголь реагирует печень. Известен случай с ребенком, который с семимесячного возраста был приучен к алкогольным напиткам. Родители давали ему по несколько раз в день столовую ложку водки, разведенной сахарной воде, для того, чтобы успокоить приступы болей в животе. Дошло до того, что на втором году жизни маленький алкоголик без водки не мог заснуть ни днем, ни ночью. Он кричал, пока не получал своей порции алкоголя. Ребенок рос тупым, равнодушным ко всему. Постепенно у него пропал аппетит. В четыре года несчастный ребенок-алкоголик погиб. Причиной смерти явилось заболевание печени, вызванное алкоголем.
Алкоголь - это наркотик. При злоупотреблении он приводит к страшному заболеванию - алкоголизму. Наркотики сильно действуют на нервную систему человека, парализуют его волю и работоспособность.
Алкоголь и здоровье (диалог)
Врач - Степень влияния алкоголя на здоровье населения показывают следующие цифры. В 1986 год по сравнению с предыдущим в нашей стране заметно снизилось потребление алкоголя. Параллельно с этим число дней нетрудоспособности на 100 работающих в связи с травмами уменьшилось со 104 до 92, а с болезнями системы кровообращения с 91 до 88.
Владимир - Статистика - наука хитрая. Может быть, это просто колебания показателей, которые происходят из года в год?
Врач - Нет, это закономерность. Ведь речь идет не о гриппе, а травмах и сердечнососудистых заболеваниях, тесно связанных с влиянием употребления алкоголя на организм человека.
Евгений - Я читал, что снизилась смертность населения
Врач - Верно, особенно важно, что уменьшилось число умерших именно из-за болезней системы кровообращения. В 1970 году по этой причине у нас умирало в трудоспособном возрасте 1 16 тысяч человек, в 1980 году 210 тысяч, в 1986 году 196 тысяч человек.
Анатолий - В газетах писали, что у нас из-за пьянства люди умирают довольно рано. Правда эго или нет?
Врач - Специалисты считают, что пьянство действительно повлияло на среднюю продолжительность жизни. Если до 70-х годов этот показатель у нас прогрессивно возрастал, то и последующие годы он остановился на одном уровне - 68 лет. Лишь во второй половине 1985 в первой половине 1986 годов продолжительность жизни впервые за много лет выросла на 1 год. И вновь пролеживается отчетливая связь с падением уровня “потребления алкоголя.
Валерий - Какова продолжительность жизни в других странах?
Врач - Надо честно признать большинство развитых стран идут впереди по этому показателю. Самая высокая продолжительность жизни сейчас в Японии, Норвегии, Нидерландах - 77 лет.
Врач - А сейчас давайте обсудим другой аспект проблемы. Рассмотрим поражения внутренних органов при алкоголизме. Они бывают двух видов. Так заболевания первого вида вызывается прямым действием алкоголя на ткани организма. К ним относится поражения печени, желудка, сердца, нервной системы.
Евгений - Язвенная болезнь желудка?
Врач - Она относится ко второй группе заболеваний, при которых алкоголь является лишь одним из факторов, определяющих возникновение и прогрессирование болезни. Среди них кроме язвенной болезни - гипертония, злокачественные новообразования.
Мне хотелось бы, чтоб каждый из присутствующих рассказал о том, какие заболевания внутренних органов нашел при обследовании врач-терапевт.
Валерий - Обнаружили небольшое увеличение печени. Около года назад признали то же самое.
Врач - Печень увеличилась после периодов особенно интенсивного злоупотребления алкоголя?
Валерий – Да, можно так сказать.
Врач - какими-нибудь неприятными ощущениями это сопровождалось?
Валерий - Нет, я ничего не чувствовал.
Врач - А тяжесть в правом подреберье? 'Тошнота, отсутствие аппетита? Это ведь связано с изменением печени.
Валерий – Но сейчас я чувствую себя хорошо.
Врач - Всем известно, что печень является главным органом обезвреживания вредных продуктов. Человек практически не испытывает болевых ощущений. О неблагополучии свидетельствуют только лабораторные исследования печени, да и то не все, а наиболее чувствительные. Виктор, что у вас при обследовании нашел терапевт?
Виктор.- Цирроз печени. Мне об этом и раньше говорили.
А на чем врач основывает свое заключение?
Виктор - Говорит, что прощупывает твердую печень, с острым краем, да и анализы подтверждают.
Врач – Поверьте, это объективная картина. Печень здорового человека имеет огромный запас прочности. Вот у Виктора “съедены” все запасы прочности. Тем не менее, печень из последних сил работает. Но, может быть, нужен всего лишь один толчок, чтобы все начало рушиться.
Михаил – И что тогда будет?
Врач - Резко уменьшится масса тела, будет нарастать упадок сил, появится кровотечение из вен желудка и заднего прохода.
Михаил – А про меня не забыли. У меня тоже заболевание печени, может быть, посерьезней, чем у Виктора.
Врач - Нет, не забыл, но у вас гепатит - это воспалительный процесс в печени, желтуха или болезнь Боткина.
Врач - Однако, мы слишком “задержались” на заболеваниях печени, А это не единственный вид поражения внутренних органов при алкоголизме.
Поговорим о язвенной болезни желудка. Скажете, Евгений, чем объясняется ее развитие?
Евгений – Говорят, основными причинами являются неправильное питание и стрессы.
Врач – Ну, а злоупотребление алкоголем имеет значение?
Евгений – Конечно, очень большое. В первые годы при болях в желудке я пил водку, и они сразу уменьшались, Зато на следующий день чувствовал себя еще хуже. Я это не сразу помял.
Врач - Оказывается алкоголь далеко не самое удачное обезболивающее средство при язвенной болезни желудка.
Владимир - У меня гипертоническая болезнь. Она бывает очень у многих людей, не выпивающих вовсе.
Врач - С чем вы связываете возникновение гипертонии у себя?
Владимир - В основном с волнениями. Работа все время на нервах.
Врач - Ну, а вредное воздействие алкоголя?
Владимир - думаю, что это имеет второстепенное значение.
Врач – Не совсем так, Обследование показало, что у вас изменения в сердце имеют алкогольное происхождение.
Владимир - Мне трудно с вами спорить, я не специалист в этой области.
Врач - Теперь, мне хотелось бы сказать несколько слов об отрицательном действии алкоголя на нервную систему человека.
Виктор - У меня бывает такое чувство, что по ногам мурашки ползают. В это время бывают и судороги в икрах. А иногда ноги как ватные, подгибаются. А дальше будет хуже.
Врач – Да, если будете продолжать употреблять алкоголь, не сможете нормально передвигаться, выполнять физическую работу. Короче, может наступать инвалидность.
Виктор – До этого дело не дойдет. Да вы, врачи любите запугивать.
VI учащийся
Выводы:
1) алкоголь отрицательно влияет на внутренние органы: сердце, печень, желудок, органы на кровообращения, головной мозг и нервную систему.
2) алкоголь ядовит для любой живой клетки, под влиянием алкоголя нервные клетки истощаются и быстро стареют.
3) алкоголь отравляет сердечную мышцу. Мышцы сердца начинают получать не достаточное количество кислорода и питательных веществ. В результате нарушается работа сердца.
4) попав в желудок, алкоголь разрушает желудочные железы, уменьшается выделение желудочного сока, исчезает аппетит. Развивается заболевание слизистой оболочке желудка – гастрит.
5) алкоголь нарушает работу печени – развивается заболевание – цирроз.
6) чтобы сохранить здоровье, нужно избавиться от вредных привычек. Сохраняют и укрепляют здоровье физическая активность, закаливания организма, полноценное питание, правильное сочетание труда и отдыха.
VII учащийся.
Из истории болезни: “Сережа вдвоем с матерью живет много лет. До четвертого класса жалоб на учебу и поведение не было. Рос и развивался нормально. Учась в пятом классе, попал в компанию взрослых подростков, где пристрастился к вину. Через полгода уже пил ежедневно. Стал подозрительным, недоброжелательным, бросил спорт. Ничем, кроме как выпивок, не интересовался, полностью утратил представление о добре и зле, категорически отказывается учиться в школе”.
“Андрей – единственный сын в земле. До шестого класса учился нормально. В 13 лет попал в компанию взрослых парней, собиравшихся по вечерам в беседке во дворе. Подростки играли на гитаре, курили, играли в карте, потихоньку выпивали. Пил и Андрей через силу. Через полгода пил ежедневно. Стал злобным, жестоким, избивал мать, воровал у нее деньги, школу бросил”.
“Ученье - свет, а не ученье - тьма” - гласит народная мудрость. В данном случае – пьяная тьма!
Мы обвиняем зеленого змия в том, что он требует себе в жертву не только взрослых людей, но и их будущее потомство. Он накладывает свою лапу и отравляет зловонным дыханием еще не родившееся поколение. Подумайте! Еще не родились, а уже принесены ему в жертву!
VIII учащийся.
На чердаке сарая, где гнали самогон, лежали 160 куриных яиц для последующей инкубации. Каково же было удивление хозяев, когда из этих яиц вывелись только 78 цыплят, причем 40 из них вскоре погибли, а 25 остались уродами? Зародыши были отравлены порами спирта и эфирных масел.
Животных легко сделать пьяницами, если им добавлять в пищу алкоголь. Так становятся любителями выпить кошки и поросята, крысы и кролики. У таких животных потомство часто появляется мертворожденным, а оставшиеся в живых имеют различные отклонения в строении и поведении. Все это относится и к человеку. В пьющих семьях 38,6% детей оказываются недоразвитыми и больными. В таких семьях 2 раза чаще дети рождаются мертвыми, смертность в раннем возрасте 3 раза выше, чем в семьях у непьющих родителей.
Советские ученные Балаян и Кузьмин установили, что 90% умственно отсталых детей, которые занимаются в школах и интернатах – дети пьющих родителей или алкоголиков.
IX учащийся
Зеленой змий – это отвратительное пресмыкающиеся избирает себе в жертвы не всех подряд. Есть у него любимчики, которых он прибирает под зеленое крыло в первую очередь: он кружит над школьными подъездами, высматривает и выискивает, как правило, молодого человека в возрасте 14 – 15 лет, не желающего учиться.
Как и подобает пресмыкающемуся, змий тут же сбрасывает свою зеленою кожу и прикидывается добрым другом. “У тебя неприятности – говорит он – я тебя утешу”. “Тебе холодно – нашептывает он. Я тебя согрею. Отведай, и ты из робкого ребенка, станешь смелым”.
X учащийся
И, хотя морщится весь организм, выворачивается порой наизнанку, но пробуют и глотают, затем попадают к змию в зависимость. И вот уже идут во всю ширину его болтливые, развязные, крикливые пленники – поклонники змия. Брошена школа, пролиты первые слезы родителей.
XI учащийся
Кто же становится пленником змия в первую очередь? 75,5% тех, кого облюбовал зеленый змий, имели неудовлетворительную успеваемость, 22,9% учились посредственно.
Половина из них затрачивала на приготовление уроков менее 1 часа, другая половина – урок не учила вообще. Свободное время они болтали, прокручивали диски магнитофонных записей, болтались по улицам. Что они читали? 20% из них ничего не читало, остальные предпочитали детективные романы или рассматривали картинки журнала.
Алкоголь оказывает пагубное действие на людей, на их здоровье, психику, поведение, семейную жизнь, на полноценность потомства.
Учитель химии
Для подтверждения пагубного действия алкоголя на живые организмы проведем эксперименты:
- Кусочки хлеба положим в концентрированную азотную кислоту, в спирт, в воду. Там, где спирт и кислота, хлеб спекается в комочки.
- Белок куриного яйца поместим в концентрированную азотную кислоту, в спирт, в воду. В спирте и азотной кислоте белок подвергается денатурации. В воде белок растворяется.
Вывод:
Алкоголь убивает все живое.
С чего все это началось?
А началось с шампанского, с бокала.
Когда судьба улыбкой обласкала,
А после поскакала вкривь и вкось.
Теперь один и тот же тусклый круг,
Где все друзья друг друга узнают
И всякий раз нетрезвый свой досуг
Бездарно в неизвестность провожают...
П. Соколов
Учитель биологии
В школе среди учащихся 9 -11 классов проводилось анкетирование об отношение к употреблению алкогольных напитков.
На вопрос, какое, по вашему мнению, отрицательное действие оказывает алкоголь на организм:
50% ответили - вредно влияет на организм в целом. 19% - способствует умственной отсталости. 31% - вредно влияет на потомство.
Что вы знаете о влияние алкоголя на потомства?
40% - ответили, что рождается психически неполноценный ребенок. 30% - рождается урод. 30% - не знаю.
Где вы узнали о вреде алкоголя на ваш организм и на потомство?
40% - на уроке биологии. 30% - дома. 30% - на лекциях и из бесед медицинских работников.
Все учащиеся знают, что нельзя употреблять алкоголь детям и студентам
Учащиеся знают, что пиво – это алкогольный напиток.
Из всех опрошенных 5 написали, что употребляли алкогольные напитки и испытали чувство опьянения.
На вопрос, как вы проводите свободное время? Ребята ответили:
10% – занимаются спортом, 30% - смотрят телепередачи, 20% - занимаются в кружках, 20% - встречаются с друзьями, 10% - читают книги, 10% - не имеют занятий.