Методическая разработка учебного занятия по истории по теме «Героизм советских людей в годы Великой Отечественной войны: партизанское движение»

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Моему дедушке,
Погорелову Николаю Михайловичу,
советскому солдату, погибшему на фронте
Великой Отечественной войны
1941-1945 года, посвящаю

Проблема урока: Определить роль и значение партизанского движения в Великой Отечественной войне

Цель:

  • Получение новых знаний по истории.
  • Развитие навыков самостоятельной работы с историческими документами, иллюстративно-документальными материалами, справочной и словарной литературой, историческими картами, Интернет-ресурсами.
  • Умение представлять результаты поисково-исследовательской работы.

Задача: доказать, что одним из факторов победы являлось партизанское движение; узнать имена партизан и подпольщиков – героев Великой Отечественной войны; понять причины массового героизма советских людей; осмыслить нравственно-ценностное значение поведения человека на войне; воспитать чувство патриотизма как внутренне сформированное качество личности, осознающей свою ответственность добровольно и на основе исторических знаний

Результат: решить поставленную проблему, аргументировано представить свою точку зрения, способствовать становлению и социализации личности, воспитание патриотизма, гражданской ответственности, любви к Отечеству.

Педагогические технологии: активное обучение, метод проекта, технология сотрудничества, проблемное обучение, здоровьесберегающие педагогические технологии

План изучения темы урока:

1. Выявить основные задачи партизанского движения и формы борьбы бойцов Сопротивления на оккупированных территориях.

2. Работа с персоналиями по теме.

3. Определить масштабы партизанского движения, итоги борьбы партизанских соединений в тылу противника.

4. Понять историческое и нравственное значение партизанской борьбы, оценить вклад партизан в Победу в Великой Отечественной войны на первом и втором этапе (1941-1942; 1943-1944).

Основные понятия:

Оккупационный режим, партизаны, подпольщики, план “Ост”, геноцид, расовая дискриминация, движение Сопротивления, “партизанские края”, подпольная работа, саботаж, операции “Рельсовая война” и “Концерт”

Навигатор урока (время занятия – 45 минут)

Условия реализации: при работе на уроке с ИКТ используются нормы, соответствующие содержанию СанПиН 2.4.2.2821-10 (Просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения – 25 минут для 8-11 классов общеобразовательной школы)

Интерактивная доска, ПК, проектор. Интернет-ресурсы. Образовательная программа 1С Образование (Новейшая история, История России XX век, часть 4), CD-диски. Учебно-методические разработки учителя Коняевой Э.Ю.

Этапы урока Метод обучения Педагогический прием Деятельность учащихся
Начало урока (5 минут) Актуализация знаний учащихся Беседа Участие в беседе, ответы на вопросы
Изучение нового материала (15 минут) Познавательное проблемное изложение, организация работ в группах Объяснение, рассказ, наглядные учебные пособия, дидактические материалы, технология сотрудничества Работа в группах (на персональных компьютерах в компьютерном классе, либо на компьютерах мобильного компьютерного класса на базе учебного кабинета по истории): работа с исторической картой, с историческими документами, документально-историческими материалами, работа с иллюстративно-образным рядом, цифровыми образовательными ресурсами, словарно-справочная работа по историческим персоналиям, работа с информацией
Закрепление (10 минут) Исследовательский метод, метод проекта Самостоятельная работа учащихся, творческая работа Презентация результатов работ групп на интерактивной доске
Повторение (5 минут) Метод практического обучения Объяснение основных тезисов урока, завершение изучения темы Индивидуальная работа учащихся, составление тезисного плана в тетрадях
Контроль (5 минут) Метод практического обучения Фронтальный опрос по ключевым вопросам темы, составление выводов по теме урока, устная проверка правильности составления тезисов в тетрадях (выборочный опрос) Ответы на проблемные вопросы, запись выводов урока в тетрадь
Завершение урока, организация домашнего задания (5 минут) Метод практического обучения, метод проекта Объяснение Индивидуальная работа, работа в группах

Учебно-технологическая карта по этапам урока

Содержание ряда материалов, представленных в учебно-технологической карте урока, приведено в Приложениях (см. в конце).

Этапы урока Содержание деятельности учителя Виды деятельности учащихся на основе информационно-коммуникационных ресурсов
Начало урока: организационный момент, проверка домашнего задания Учитель организует проверку домашнего задания Выступления по теме: “Роль Восточного фронта во Второй мировой войне” Участие в обсуждении выступлений (формулирование вопросов, ответы на вопросы, предложения, высказывание мнений) histrf.ru (путь: сайт>карты и схемы>8. XX век>картосхема 9. Великая Отечественная война в контексте II мировой войны) Таблица “Соотношение сил в важнейших сражениях 1942–1943 годов” (приложение 1)
Изучение нового материала 1. Учитель подводит итоги по теме домашнего задания и обосновывает связь предыдущей темы с изучением нового материала (Приложение 2) Учитель организует просмотр видеоролика “Партизаны” на интерактивной доске (ресурс: histrf.ru>К 70-летию Великой Победы> 6 страница> видеоролик “Партизаны” (3 минуты 34 секунды) 2. Учитель организовывает работу учащихся по группам, объясняет содержание задания и вид деятельности, раздает дидактический материал (Приложение 3) и ссылки на цифровые учебные ресурсы (Приложение 4) 1. Осмысление причинно-следственных связей между событиями, составление опорного конспекта Коллективная работа в классе – просмотр учебного материала, осмысление увиденного, соотнесение с темой урока

2. Учащиеся работают в группах, выполняют задания и готовят сообщения на основе следующих ресурсов: histrf.ru, fcior.edu.ru, Образовательные комплексы 1С Образование

Закрепление материала по теме урока Учитель контролирует процесс презентаций результатов работ, делает поправки и замечания на перспективу, ставит оценки за работу учащихся в группах по степени вклада каждого учащегося и согласовывает оценки с участниками групп Учащиеся представляют результаты работы в группах в форме мини-презентаций и устных сообщений к ним, остальные участники групп формулируют и задают вопросы по темам презентаций, участвуют в обсуждении материалов по теме урока
Повторение Учитель излагает основные тезисы-выводы по теме урока Учащиеся делают опорные конспекты в тетрадях
Контроль по теме изучения нового материала Учитель проводит фронтальный опрос (Приложение 5) Ответы на вопросы, запоминание и структурирование причинно-следственных связей исторических событий. Выстраивание ценностных приоритетов в контексте темы урока, составление собственной картины событий 1941-1943 года в истории Отечества
Организация домашнего задания Учитель дает общее домашнее задание и распределяет часть домашнего задания по группам (Приложение 6) Запись общего домашнего задания в дневники, задания по группам в тетради согласно распределенным функциям