Моему дедушке,
Погорелову Николаю Михайловичу,
советскому солдату, погибшему на фронте
Великой Отечественной войны
1941-1945 года, посвящаю
Проблема урока: Определить роль и значение партизанского движения в Великой Отечественной войне
Цель:
- Получение новых знаний по истории.
- Развитие навыков самостоятельной работы с историческими документами, иллюстративно-документальными материалами, справочной и словарной литературой, историческими картами, Интернет-ресурсами.
- Умение представлять результаты поисково-исследовательской работы.
Задача: доказать, что одним из факторов победы являлось партизанское движение; узнать имена партизан и подпольщиков – героев Великой Отечественной войны; понять причины массового героизма советских людей; осмыслить нравственно-ценностное значение поведения человека на войне; воспитать чувство патриотизма как внутренне сформированное качество личности, осознающей свою ответственность добровольно и на основе исторических знаний
Результат: решить поставленную проблему, аргументировано представить свою точку зрения, способствовать становлению и социализации личности, воспитание патриотизма, гражданской ответственности, любви к Отечеству.
Педагогические технологии: активное обучение, метод проекта, технология сотрудничества, проблемное обучение, здоровьесберегающие педагогические технологии
План изучения темы урока:
1. Выявить основные задачи партизанского движения и формы борьбы бойцов Сопротивления на оккупированных территориях.
2. Работа с персоналиями по теме.
3. Определить масштабы партизанского движения, итоги борьбы партизанских соединений в тылу противника.
4. Понять историческое и нравственное значение партизанской борьбы, оценить вклад партизан в Победу в Великой Отечественной войны на первом и втором этапе (1941-1942; 1943-1944).
Основные понятия:
Оккупационный режим, партизаны, подпольщики, план “Ост”, геноцид, расовая дискриминация, движение Сопротивления, “партизанские края”, подпольная работа, саботаж, операции “Рельсовая война” и “Концерт”
Навигатор урока (время занятия – 45 минут)
Условия реализации: при работе на уроке с ИКТ используются нормы, соответствующие содержанию СанПиН 2.4.2.2821-10 (Просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения – 25 минут для 8-11 классов общеобразовательной школы)
Интерактивная доска, ПК, проектор. Интернет-ресурсы. Образовательная программа 1С Образование (Новейшая история, История России XX век, часть 4), CD-диски. Учебно-методические разработки учителя Коняевой Э.Ю.
Этапы урока | Метод обучения | Педагогический прием | Деятельность учащихся |
Начало урока (5 минут) | Актуализация знаний учащихся | Беседа | Участие в беседе, ответы на вопросы |
Изучение нового материала (15 минут) | Познавательное проблемное изложение, организация работ в группах | Объяснение, рассказ, наглядные учебные пособия, дидактические материалы, технология сотрудничества | Работа в группах (на персональных компьютерах в компьютерном классе, либо на компьютерах мобильного компьютерного класса на базе учебного кабинета по истории): работа с исторической картой, с историческими документами, документально-историческими материалами, работа с иллюстративно-образным рядом, цифровыми образовательными ресурсами, словарно-справочная работа по историческим персоналиям, работа с информацией |
Закрепление (10 минут) | Исследовательский метод, метод проекта | Самостоятельная работа учащихся, творческая работа | Презентация результатов работ групп на интерактивной доске |
Повторение (5 минут) | Метод практического обучения | Объяснение основных тезисов урока, завершение изучения темы | Индивидуальная работа учащихся, составление тезисного плана в тетрадях |
Контроль (5 минут) | Метод практического обучения | Фронтальный опрос по ключевым вопросам темы, составление выводов по теме урока, устная проверка правильности составления тезисов в тетрадях (выборочный опрос) | Ответы на проблемные вопросы, запись выводов урока в тетрадь |
Завершение урока, организация домашнего задания (5 минут) | Метод практического обучения, метод проекта | Объяснение | Индивидуальная работа, работа в группах |
Учебно-технологическая карта по этапам урока
Содержание ряда материалов, представленных в учебно-технологической карте урока, приведено в Приложениях (см. в конце).
Этапы урока | Содержание деятельности учителя | Виды деятельности учащихся на основе информационно-коммуникационных ресурсов |
Начало урока: организационный момент, проверка домашнего задания | Учитель организует проверку домашнего задания | Выступления по теме: “Роль Восточного фронта во Второй мировой войне” Участие в обсуждении выступлений (формулирование вопросов, ответы на вопросы, предложения, высказывание мнений) histrf.ru (путь: сайт>карты и схемы>8. XX век>картосхема 9. Великая Отечественная война в контексте II мировой войны) Таблица “Соотношение сил в важнейших сражениях 1942–1943 годов” (приложение 1) |
Изучение нового материала | 1. Учитель подводит итоги по теме домашнего задания и обосновывает связь предыдущей темы с изучением нового материала (Приложение 2) Учитель организует просмотр видеоролика “Партизаны” на интерактивной доске (ресурс: histrf.ru>К 70-летию Великой Победы> 6 страница> видеоролик “Партизаны” (3 минуты 34 секунды) 2. Учитель организовывает работу учащихся по группам, объясняет содержание задания и вид деятельности, раздает дидактический материал (Приложение 3) и ссылки на цифровые учебные ресурсы (Приложение 4) | 1. Осмысление причинно-следственных
связей между событиями, составление опорного
конспекта Коллективная работа в классе –
просмотр учебного материала, осмысление
увиденного, соотнесение с темой урока 2. Учащиеся работают в группах, выполняют задания и готовят сообщения на основе следующих ресурсов: histrf.ru, fcior.edu.ru, Образовательные комплексы 1С Образование |
Закрепление материала по теме урока | Учитель контролирует процесс презентаций результатов работ, делает поправки и замечания на перспективу, ставит оценки за работу учащихся в группах по степени вклада каждого учащегося и согласовывает оценки с участниками групп | Учащиеся представляют результаты работы в группах в форме мини-презентаций и устных сообщений к ним, остальные участники групп формулируют и задают вопросы по темам презентаций, участвуют в обсуждении материалов по теме урока |
Повторение | Учитель излагает основные тезисы-выводы по теме урока | Учащиеся делают опорные конспекты в тетрадях |
Контроль по теме изучения нового материала | Учитель проводит фронтальный опрос (Приложение 5) | Ответы на вопросы, запоминание и структурирование причинно-следственных связей исторических событий. Выстраивание ценностных приоритетов в контексте темы урока, составление собственной картины событий 1941-1943 года в истории Отечества |
Организация домашнего задания | Учитель дает общее домашнее задание и распределяет часть домашнего задания по группам (Приложение 6) | Запись общего домашнего задания в дневники, задания по группам в тетради согласно распределенным функциям |