Проблеме повышения качества образования
посвящено большое число работ, но она остается
актуальной и в настоящее время. Необходимо найти
метод, обеспечивающий достижение диагностично
поставленных целей обучения. Одним из таких
методов, с помощью которого можно отслеживать
качество образования обучающихся, является
педагогический мониторинг – длительное
наблюдение за конкретными объектами, процессами,
явлениями педагогической деятельности.
Педагогический мониторинг обеспечивает
участников образовательного процесса,
руководителей структур учебного заведения
качественной и своевременной информацией,
необходимой для принятия решений по пересмотру
(внесению корректив) в целевые, технологические,
организационные, информационные, нормативные
параметры педагогической деятельности, дает
возможность обеспечить
личностно-ориентированный подход.
Мониторинг является системой контролирующих и
диагностирующих мероприятий, обусловленных
целеполаганием процесса обучения и
предусматривающих в динамике уровни усвоения
учащимися учебного материала и его
корректировку. Иными словами, мониторинг –
регулярное отслеживание качества усвоения
знаний и умений в учебном процессе, которое
обеспечивает учителя оперативной обратной
связью об уровне усвоения учащимися
обязательного учебного материала.
Федеральные образовательные стандарты второго поколения задают качественно новое представление о том, каким должно быть содержание начального образования и его образовательный результат. Меняется и понятие педагогического мониторинга (Приложение 1).
Модель мониторинга освоения основной образовательной программы начального общего образования в рамках новых ФГОС включает в себя следующие разделы:
Раздел 1. Психолого-педагогическое
сопровождение
Раздел 2. Мониторинг предметных результатов
Раздел 3. Мониторинг сформированности
универсальных учебных действий
Раздел 4. Мониторинг результативности внеурочной
деятельности
Раздел 1. Психолого-педагогическое сопровождение
Введение нового стандарта существенно
изменяет всю образовательную ситуацию в школе,
определяя точное место формам и видам приложения
психологических знаний в содержании и
организации образовательной среды
школы, что делает обязательной, конкретной и
измеримой деятельность школьного психологакак
полноценного участника образовательного
процесса.
Целью психологического сопровождения является
создание социально-психологических условий для
развития личности учащихся и их успешного
обучения.
Введение новых ФГОС влечет серьезные изменения в
деятельности педагога-психолога
образовательного учреждения.
Цель работы педагога-психолога – методическое обеспечение всех участников образовательного процесса в вопросах осуществления психологического сопровождения развития младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС.
Задачи психологов образования:
- измерение результатов обучения,
- определение уровня формирования компетенций учащихся;
- учет особенностей развития каждого ребенка в процессе обучения, соответствие этого процесса его индивидуальным возможностям;
- взаимодействие с участниками образовательного процесса для выстраивания индивидуальных образовательных траектории детей и развивающей траектории образовательного учреждения.
Раздел 2. Мониторинг предметных результатов
Стандарт устанавливает требования к
результатам обучающихся, освоивших основную
образовательную программу начального общего
образования: «предметные результаты – освоенный
обучающимися в ходе изучения учебных предметов
опыт специфической для каждой предметной
области деятельности по получению нового знания,
его преобразованию и применению, а также система
основополагающих элементов научного знания,
лежащая в основе современной научной картины
мира».
Предметные результаты сгруппированы по
предметным областям, внутри которых указаны
предметы. Они формируются в терминах «выпускник
научится…», что является группой обязательных
требований, и «выпускник получит возможность
научиться…», не достижение этих требований
выпускником не может служить препятствие для
перевода его на следующую степень образования.
Предметные результаты обучения представлены в
содержании программы учебного предмета
(литературное чтение, русский язык, математика и
др.) по каждому классу.
Раздел 3. Мониторинг сформированности универсальных учебных действий.
Наиболее существенная особенность ФГОС
начального общего образования состоит в его
принципиальной ориентированности на
образовательные результаты, причем на
результаты нового типа. Наряду с предметными
достижениями и личностным развитием, которое не
подлежит инструментальной диагностике, была
выделена такая группа достижений, как
метапредметные результаты. Метапредметные
результаты представляют собой универсальные
учебные действия, которые могут быть применены
на любом материале, в том числе в новых ситуациях,
в которых может оказаться ребенок. На их
достижение направлена вся учебная и внеурочная
деятельность начальной школы.
Целенаправленное планомерное формирование
УУД является ключевым условием повышения
эффективности образовательного процесса. Это во
многом зависит от того, как устроена система
оценки: насколько точную обратную связь она
обеспечивает; насколько она информативна для
управления системой образования. Поэтому одно из
требований ФГОС – проведение мониторинга. Он
позволяет фиксировать актуальное состояние
уровня развития учащихся в целях составления
прогноза его дальнейшего развития и
обеспечивает функцию управления процессом
обучения.
Ожидаемые результаты мониторинга УУД:
- выявление уровня развития надпредметных умений у обучающихся и определение перспектив дальнейшей работы над данными умениями;
- определение индивидуальных достижений учащихся, выявление проблем и коррекция по освоению УУД;
- конструирование индивидуальных программ развития УУД у учащихся средствами предмета;
- осуществление преемственности между начальной и средней школой в формировании и отслеживании метапредметных (УУД) результатов;
- координация и согласование деятельности учителей разных предметов и образовательных областей в развитии и отслеживании универсальных учебных действий.
Раздел 4. Мониторинг результативности внеурочной деятельности
Стандарт предлагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности. Содержание занятий формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей, целью которых является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Оценку внеурочной деятельности следует осуществлять комплексно, по нескольким параметрам:
1. Анализ общего состояния внеурочной
деятельности (включенность учащихся в
систему внеурочной деятельности; ресурсная
обеспеченность процесса функционирования
системы внеурочной деятельности учащихся);
2. Эффективность внеурочной деятельности
(личность школьника, детский коллектив,
профессиональная позиция педагога);
3. Продуктивность внеурочной деятельности
(уровень достижения ожидаемых результатов,
достижения учащихся в выбранных видах
внеурочной деятельности, рост мотивации к
внеурочной деятельности);
4. Удовлетворенность участников деятельности ее
организацией и результатами.
Содержание программы мониторинга:
- Графики проведения диагностических оценочных методик по каждому году обучения;
- Технологические карты формирования УУД у младших школьников;
- Банк методик и типичных задач, используемых для диагностики УУД;
- КИМ стартового контроля на предметном материале; методические рекомендации и критерии анализа результатов предметных диагностик;
- КИМ итоговой диагностики: комплексная и интегрированная проверочные работы;
- Листы индивидуальных достижений личностных и метапредметных результатов (для ребёнка и на весь класс);
- Методические рекомендации по организации деятельности учителя, способствующей формированию УУД младшего школьника.
Получаемая в ходе педагогического мониторинга информация, является основанием выявления индивидуальной динамики качества развития обучающегося, для прогнозирования деятельности педагога, для осуществления необходимой коррекции, а также инструментом оповещения родителей о состоянии и проблемах, имеющихся в образовании ребенка.
Система мониторинга не так сложна в применении,
как кажется со стороны.
При проведении мониторинга учитываем:
- Учебные возможности младших школьников;
- Индивидуально-дифференцированный подход при его проведении;
- Коррекционную работу на перспективу.
Безусловно, что такая четкая, целенаправленная, организованная система в большей степени способствует достижению желаемого результата – портрета выпускника, представленного новыми образовательными стандартами. Но для достижения более качественного конечного результата необходима чёткая диагностическая система изучения промежуточных результатов формирования метапредметных и личностных планируемых результатов. Именно в этом возникло множество вопросов при непосредственной организации образовательного процесса в школе.
Один из них: Как правильно организовать мониторинг формирования УУД?
К сожалению, новыми стандартами не
предусмотрены материалы (таблицы, бланки,
оценочные листы и т. д.) для фиксирования
показателей диагностики формирования и развития
метапредметных и личностных результатов. Что
затрудняет отслеживание показателей развития
школьника на протяжении всего обучения в
начальной школе.
Проектирование и реализация процесса
формирования универсальных учебных действий в
рамках внедрения ФГОС нового поколения подвело к
проблеме создания программы мониторинга
уровня сформированности УУД как приложения к
Программе развития универсальных учебных
действий. Программа составлена на
основе методического пособия под ред. А. Г.
Асмолова «Как проектировать универсальные
учебные действия в начальной школе». Программа
рекомендована для осуществления
психолого-педагогического сопровождения
учебного процесса в условиях реализации ФГОС в
начальной школе.
Мониторинг – это способ непрерывного
научно-обоснованного слежения за состоянием,
развитием педагогического процесса в целях
оптимального выбора средств их решения.
Начинается эта работа с первых дней обучения в
школе. Для выявления индивидуальной динамики
необходимо знать стартовые возможности ребят,
поступивших в школу.
Поэтому в начале сентября
необходимо провести стартовую
диагностику. Она основывается на результатах
мониторинга общей готовности первоклассников к
обучению в школе, результатах оценки их
предметной готовности к обучению.
Можно провести диагностику одаренности
учащихся. Результаты диагностики
позволяют поставить педагогические задачи на
адаптационный период.
Далее мониторинг проводится 1 раз в год, в конце
апреля каждого учебного года. В 1 классе
проводится 2 диагностические процедуры: в
декабре и в апреле.
По итогам диагностик проводится анализ
полученных результатов, который отражается в
характеристике обучающегося, и дает
возможность педагогу, родителям и самому
ученику видеть уровень его индивидуального
развития и степень соответствия на данный период
обучения портрету выпускника, который чётко
определён новыми образовательными стандартами и
программой духовно-нравственного развития и
воспитания.
На основе анализа данных оценивается успешность
работы за прошедший период и ставятся задачи
работы с учащимися на предстоящий год.
Ежегодное отслеживание развития и формирования
УУД дает педагогу неоценимую помощь в построении
целенаправленной и эффективной работы по
достижению качества образования для каждого
ребенка.
Результаты диагностических работ заносятся в Карты индивидуального развития обучающихся, которые вкладываются в Портфолио учащихся.
Как же рациональнее организовать мониторинг в классе?
Такая организация мониторинга на уровне учреждения позволит отследить динамику показателей социальной успешности каждого ученика, каждого класса, параллели и в целом по ступени обучения. Позволит получить информацию для определения изменений в системе работы школы.
Внедрение ФГОС второго поколения – новый этап в развитии общего начального образования. Это обязывает современного учителя быть более ответственным, инициативным, творческим, способным удовлетворить запросы каждого ребенка, помочь ему найти себя в будущем, стать самостоятельным, творческим и уверенным в себе. Поэтому, актуальны слова руководителя проекта по разработке образовательных стандартов второго поколения Александра Кондакова: «Стандарты второго поколения невозможны без учителя «второго поколения».