Формирование познавательных УУД в начальной школе

Разделы: Начальная школа


С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Главная цель введения Федеральных Государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) – повышение качества образования.

Целью школы становятся не только знания, но и умения:

  • ставить цель и добиваться ее;
  • самостоятельно добывать и применять знания;
  • составлять план своих действий и самостоятельно оценивать их последствия;
  • задавать вопросы;
  • ясно выражать свои мысли;
  • заботиться о других, быть нравственным человеком;
  • сохранять и укреплять своё здоровье.

В информационном обществе главными стали не знания, а умения ими пользоваться.

Вопросы активизации познавательной деятельности школьников относятся к одной из наиболее актуальных проблем, включающих как социальный, так и психолого-педагогический аспекты.

Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен. Поэтому учитель должен развивать познавательный интерес, активность младшего школьника в различных видах его деятельности.

Отрицательное отношение к интеллектуальной деятельности возникает в тех случаях, когда ребёнку предъявляются требования к такой интеллектуальной деятельности, которую он выполнить не может.

Выполняя учебное задание, требующее активной мыслительной работы, эти дети не стремятся его понять и осмыслить: вместо активного размышления они пользуются различными обходными путями, заменяющими его. Основной приём при выполнении устных заданий — заучивание без понимания — зазубривание.

Почти все эти школьники умеют незаметно списывать у товарищей, умеют улавливать ответ, подсказанный им очень тихо, понимать по выражению лица учителя и товарищей, правильно ли он отвечает.[8,134].

В старшем возрасте в связи с тем, что усваиваемые школьником знания оказывают влияние на формирование его личности, на отношение к миру, на интересы, понимание окружающей действительности, различия между всеми учениками описываемой группы и хорошо успевающими учениками начинают проявляться в гораздо более разнообразных областях. Но и в старших классах какое-либо задание выполняется такими учениками значительно хуже в том случае, если оно входит в обязательные учебные занятия, по сравнению с такими же точно заданиями, но выполняемыми вне учебных занятий. Например, многие из таких учеников понимали и излагали содержание книги, прочитанной вне школы, значительно лучше, чем гораздо более простое содержание какого-нибудь художественного произведения, проходимого в классе там же.

Под потребностью в познании понимается потребность в деятельности, направленной на получение нового знания. Под любознательностью понимается познавательная деятельность, которая не связана с внешним подкреплением (прямым побуждением взрослого, возможностью поощрения, особо привлекательным результатом деятельности).[5,43-54].

Развитие познавательных УУД не подчиняется строгим законам тренировки. Основу их развития составляют те принципы воспитания личности и развития мышления, которые включают стимулирование и поощрение самих актов познавательной активности со стороны другого человека (учителя, воспитателя, сверстника). Именно поэтому наиболее значимыми ситуациями в возникновении актов познавательной активности являются ситуации общения, различных типов межличностного взаимодействия, игры, учения. Ситуации общения и межличностного взаимодействия определяют также конкретную динамику и закономерности протекания познавательной активности в указанных условиях.

Обучение интеллектуально пассивного ребёнка отсутствующим у него знаниям и умениям не может быть достигнуто путём обычного обучения, а требует применения специальной методики. Это объясняется тем, что у ребёнка отсутствуют многие элементарные знания и понятия, которые являются необходимой предпосылкой обучения предмету и которые, как правило, усваиваются детьми не в процессе обучения, а в игре или практической деятельности ещё в период дошкольной жизни.

Принципом сознательности и творческой активности учащихся при руководящей роли учителя является принцип сознательности и творческой активности детей, который возник и развивался в борьбе с догматизмом, механической зубрежкой текстов, долгое время господствовавшими в школе.

Суть принципа сознательности и активности учащихся в обучении заключается в том, чтобы обеспечить оптимально благоприятное соотношение педагогического руководства и сознательного творческого труда учащихся в обучении. В процессе сознательного усвоения знаний формируется творческое отношение к изучению и применению знаний, логическое мышление учащихся и их мировоззрение.

Вместе с тем необходимо использовать и другие приемы формирования у учащихся познавательных УУД:

– разъяснение целей и задач науки, к изучению основ которой приступают учащиеся;
– рассмотрение с учащимися той или иной задачи, решение которой возможно только на основе научных знаний, которыми еще не владеют учащиеся;
– раскрытие перспективы дальнейшего учения школьников;
– содержательный рассказ учителя или учащихся, интересующихся определенной областью науки, о достижениях ученых и установление связи между этими достижениями и содержанием знаний, которые предстоит изучать учащимся;
– непосредственная подготовка учащихся к активному восприятию новых знаний (задание учителя провести дома определенные наблюдения или выполнить несложный опыт, решить задачу, подобрать некоторые факты из трудового обучения и производительного труда и т. п.).

Нужно достигнуть того, чтобы учащиеся овладели логическими методами самостоятельного формирования понятия. Но этого недостаточно. Руководство учителя должно привести к тому, чтобы каждое понятие, обобщение, умение и навык стали инструментом дальнейшего познания учащимися предметов и явлений окружающего мира и руководством в практической деятельности.
Самостоятельная деятельность учащихся всегда складывается из мыслительных операций и практических действий. Следовательно, развитие самостоятельности мышления учащихся является основой всей их деятельности. [4,83-92].

Поэтому необходимо обучать школьников различным логическим приемам и в меру овладения ими предоставлять широкую возможность проявления самостоятельного мышления, способного к поискам новых решений.

С целью развития логического мышления целесообразно применять решение познавательных задач несколькими, логически различающимися способами, составление задач на основе данных, взятых из жизни, и последующее решение их с анализом и проверкой способа решения.[1,32].

Задача активного усвоения новых знаний и воспитания самостоятельности мышления, необходимость учить школьников искать истину и отстаивать ее заставляют иначе взглянуть на эту проблему. Вместо того чтобы на каждом шагу вести за руку ученика по наезженной дороге готовых истин, необходимо, по крайней мере, в наиболее важных узловых темах учебного курса использовать другой способ обучения. Активное усвоение знаний и развитие самостоятельности ума школьников происходят тогда, когда в ходе учебного процесса выдвигается познавательная задача, возникает проблема, обдумывание которой вызывает сомнения в истинности привычных представлений и обобщений, возбуждает поиски новых решений, т. е. творческую работу мышления.

Все это приводит к требованию всемерного развития активности и самостоятельности учащихся, приучения их к тому, чтобы они умели понять задание, тему, задачу, правильно ее проанализировать, наметить верный способ и план ее решения, осуществить этот способ и проверить полученный ответ.[1,78]

Существуют данные о том, что в последнее время увеличивается количество интеллектуально пассивных детей. Поэтому необходимо раннее диагностирование таких детей, специально организованная работа с ними с целью профилактики интеллектуальной пассивности, предупреждения возможных трудностей в учении, развития у них познавательных интересов и мотивации. Это очень важно, так как интеллектуальная пассивность, вызванная причинами недефектологического происхождения, в основном обусловлена недостатками воспитания и поддаётся коррекции.

С целью изучения уровня интеллектуального развития учащихся 2 класса, мы составили программу исследования, которая представлена в данной таблице.

Таблица.

Название методики

Цель методики

Методика 1. «Методика изучения мотивов учения и адаптация ребенка в школе (анкетирование)

Пользуясь анкетой, разработанной Н.Г. Лускановой, оценить уровень школьной мотивации и адаптации учащихся.

Методика 2. «Беседа о школе»

Изучить отношение детей к школе и учению.

Методика 3. «Наблюдение в ходе работы» Оценить эмоционально-личностную сторону, работоспособность и познавательную сферу учащихся.

Таким образом, мы распределили учащихся по уровню сформированности познавательного интереса (рис.1), где у 21 % учащихся – низкий уровень развития познавательного интереса, у 46% – средний и у 35% – высокий.

Рис. 1. Диаграмма распределения учащихся по уровню сформированности познавательного интереса.

На основе полученных данных нами была разработана программа по русскому языку, целью которой было ликвидировать пробелы в знаниях и повысить уровень познавательного интереса.

ПРОГРАММА
2-й класс (32 ч.)

  Тема занятия
1. Знакомство с жителями страны слов – звуковичками (звуками).
2. Игра “Том и Тим”. (Распознавание твердых и мягких согласных звуков в словах).
3. Игра “Грамотный регулировщик”. (Звуко-буквенный анализ слов).
4. Сюжетная игра “Сказание о Ролане”. Слово – имя собственное.
5. Игра-сказка “Пропавшие имена”.
6. Собираем слова.
7-8. Игры Деда Буквоеда.
9. Сказка о царевне Несмеяне. (Составление текста по вопросам учителя).
10. Праздничный урок. Обобщение изученного материала.
11-12. Чудесные превращения слов. Сказка о клоуне. Игры на превращения слов: “Буква заблудилась”, “Замените одну букву”, “Какое слово задумано?”
13. Зачем нужны звуки языка? Звуковая культура речи. Загадки, скороговорки.
14. Сколько слов вы знаете? Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. Игра-соревнование “Кто больше слов знает на букву …”.
15. “Грамматическое домино”. Форма проведения: “Счастливый случай”. (Мягкие согласные звуки и мягкий знак).
16. “А начинали все медведи…” (Как обходились без письма?)
17. Мягкий знак – въезд запрещен, но… не всегда!
18. “Кто-кто в алфавите живет?” (Викторина об алфавите).
19. Играем в загадки.
20. Добрый “волшебник” – Ударение.
21. Ударение над гласной может сделать букву ясной. (Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением).
22-23. Звонкие и глухие “двойняшки”. Сказка про “Ошибку”.
24. Звонкие и глухие “одиночки”.
25. Из чего строятся слова?
26. Слова, которые пишутся с большой буквы. Чтение и составление текстов. Игры: “Кто больше?”, “Лишнее слово”.
27. Приключения в стране “Имя существительное”.
28. Приключения в стране “Имя прилагательное”.
29. Дружба имени существительного с именем прилагательным.
30. Здравствуй, глагол!
31. Крылатые слова и выражения, происхождение слов. Как нужно говорить.
32. Итоговое занятие.

Проведя систему предложенных занятий и повторную диагностику по системе Лускановой, нами были получены следующие результаты познавательного интереса (рис. 2.), где у 8 % учащихся – низкий уровень развития познавательного интереса, у 58 % – средний и у 34% – высокий.

Рис.2. Диаграмма распределения учащихся по уровню сформированности познавательного интереса на констатирующем этапе.

Таким образом, после проведения системы занятий мы выявили положительную динамику развития интеллектуальных способностей и познавательных процессов – мышления – у детей младшего школьного возраста. А также программа способствовала формированию навыков учебного сотрудничества и успешному выполнению самостоятельной деятельности учащихся на основе проявленного познавательного интереса.

Рекомендации:

– На уроках при решении любой задачи необходимо учить школьников анализировать, комбинировать, рассуждать, планировать, так как в решении любой задачи «участвуют» все интеллектуальные способности.

– Учителю начальных классов необходимо стимулировать творческую деятельность детей, т.к. любой ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности. В отличие от учебной ,творческая деятельности не нацелена на освоение уже известных знаний. Она способствует проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового. Включать в ход урока задачи поискового характера, способствующие развитию интеллектуального развития.

– Ребенок младшего школьного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира.

– Развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.

Объективно интересному характеру деятельности будет способствовать в первую очередь содержание самой деятельности учащихся, связанное с проблемностью изложения, выполнением творческих заданий, практической направленностью заданий.

Для того чтобы выполнение задания на уроке стало личностно важным и интересным для каждого ученика, необходимо соединить все эти стимулы в элементах деятельности учащихся. Тогда действительно можно говорить о формировании познавательных интересов учащихся в различных учебных ситуациях.

Список литературы.

1. Активизация познавательной деятельности младших школьников /Под ред. М.П. Осиповой, Н.И.Качановской. – Минск,1987.
2. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов/В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др. ; Под ред. А. В. Петровского. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Просвещение, 1979. –288с.
3. Готовность к школе./ Под ред. И.В.Дубровской. – М., 1995.
4. Китайгородская Г. А., Шемякина Г.М. Мотивация учения в условиях применения метода активизации резервных возможностей.– В кн.: Активизация учебной деятельности. – М., 1982.
5. Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. – М.,1974.
6. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М., 1983.
7. Энциклопедия психологических тестов для детей. – М, 1998.
8. Юркевич В.С. Развитие начальных уровней познавательных потребностей школьника // Вопр. психол. 2002. № 2. С.83-92.
9. http://referats.аllbest.ru/search
10. http://onby.ru/annafrejdpsihologija
11. www.school.edu.ru
12. www.detskiysad.ru