С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Главная цель введения Федеральных Государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) – повышение качества образования.
Целью школы становятся не только знания, но и умения:
- ставить цель и добиваться ее;
- самостоятельно добывать и применять знания;
- составлять план своих действий и самостоятельно оценивать их последствия;
- задавать вопросы;
- ясно выражать свои мысли;
- заботиться о других, быть нравственным человеком;
- сохранять и укреплять своё здоровье.
В информационном обществе главными стали не знания, а умения ими пользоваться.
Вопросы активизации познавательной деятельности школьников относятся к одной из наиболее актуальных проблем, включающих как социальный, так и психолого-педагогический аспекты.
Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен. Поэтому учитель должен развивать познавательный интерес, активность младшего школьника в различных видах его деятельности.
Отрицательное отношение к интеллектуальной деятельности возникает в тех случаях, когда ребёнку предъявляются требования к такой интеллектуальной деятельности, которую он выполнить не может.
Выполняя учебное задание, требующее активной мыслительной работы, эти дети не стремятся его понять и осмыслить: вместо активного размышления они пользуются различными обходными путями, заменяющими его. Основной приём при выполнении устных заданий — заучивание без понимания — зазубривание.
Почти все эти школьники умеют незаметно списывать у товарищей, умеют улавливать ответ, подсказанный им очень тихо, понимать по выражению лица учителя и товарищей, правильно ли он отвечает.[8,134].
В старшем возрасте в связи с тем, что усваиваемые школьником знания оказывают влияние на формирование его личности, на отношение к миру, на интересы, понимание окружающей действительности, различия между всеми учениками описываемой группы и хорошо успевающими учениками начинают проявляться в гораздо более разнообразных областях. Но и в старших классах какое-либо задание выполняется такими учениками значительно хуже в том случае, если оно входит в обязательные учебные занятия, по сравнению с такими же точно заданиями, но выполняемыми вне учебных занятий. Например, многие из таких учеников понимали и излагали содержание книги, прочитанной вне школы, значительно лучше, чем гораздо более простое содержание какого-нибудь художественного произведения, проходимого в классе там же.
Под потребностью в познании понимается потребность в деятельности, направленной на получение нового знания. Под любознательностью понимается познавательная деятельность, которая не связана с внешним подкреплением (прямым побуждением взрослого, возможностью поощрения, особо привлекательным результатом деятельности).[5,43-54].
Развитие познавательных УУД не подчиняется строгим законам тренировки. Основу их развития составляют те принципы воспитания личности и развития мышления, которые включают стимулирование и поощрение самих актов познавательной активности со стороны другого человека (учителя, воспитателя, сверстника). Именно поэтому наиболее значимыми ситуациями в возникновении актов познавательной активности являются ситуации общения, различных типов межличностного взаимодействия, игры, учения. Ситуации общения и межличностного взаимодействия определяют также конкретную динамику и закономерности протекания познавательной активности в указанных условиях.
Обучение интеллектуально пассивного ребёнка отсутствующим у него знаниям и умениям не может быть достигнуто путём обычного обучения, а требует применения специальной методики. Это объясняется тем, что у ребёнка отсутствуют многие элементарные знания и понятия, которые являются необходимой предпосылкой обучения предмету и которые, как правило, усваиваются детьми не в процессе обучения, а в игре или практической деятельности ещё в период дошкольной жизни.
Принципом сознательности и творческой активности учащихся при руководящей роли учителя является принцип сознательности и творческой активности детей, который возник и развивался в борьбе с догматизмом, механической зубрежкой текстов, долгое время господствовавшими в школе.
Суть принципа сознательности и активности учащихся в обучении заключается в том, чтобы обеспечить оптимально благоприятное соотношение педагогического руководства и сознательного творческого труда учащихся в обучении. В процессе сознательного усвоения знаний формируется творческое отношение к изучению и применению знаний, логическое мышление учащихся и их мировоззрение.
Вместе с тем необходимо использовать и другие приемы формирования у учащихся познавательных УУД:
– разъяснение целей и задач науки, к изучению
основ которой приступают учащиеся;
– рассмотрение с учащимися той или иной задачи,
решение которой возможно только на основе
научных знаний, которыми еще не владеют учащиеся;
– раскрытие перспективы дальнейшего учения
школьников;
– содержательный рассказ учителя или учащихся,
интересующихся определенной областью науки, о
достижениях ученых и установление связи между
этими достижениями и содержанием знаний, которые
предстоит изучать учащимся;
– непосредственная подготовка учащихся к
активному восприятию новых знаний (задание
учителя провести дома определенные наблюдения
или выполнить несложный опыт, решить задачу,
подобрать некоторые факты из трудового обучения
и производительного труда и т. п.).
Нужно достигнуть того, чтобы учащиеся овладели
логическими методами самостоятельного
формирования понятия. Но этого недостаточно.
Руководство учителя должно привести к тому,
чтобы каждое понятие, обобщение, умение и навык
стали инструментом дальнейшего познания
учащимися предметов и явлений окружающего мира и
руководством в практической деятельности.
Самостоятельная деятельность учащихся всегда
складывается из мыслительных операций и
практических действий. Следовательно, развитие
самостоятельности мышления учащихся является
основой всей их деятельности. [4,83-92].
Поэтому необходимо обучать школьников различным логическим приемам и в меру овладения ими предоставлять широкую возможность проявления самостоятельного мышления, способного к поискам новых решений.
С целью развития логического мышления целесообразно применять решение познавательных задач несколькими, логически различающимися способами, составление задач на основе данных, взятых из жизни, и последующее решение их с анализом и проверкой способа решения.[1,32].
Задача активного усвоения новых знаний и воспитания самостоятельности мышления, необходимость учить школьников искать истину и отстаивать ее заставляют иначе взглянуть на эту проблему. Вместо того чтобы на каждом шагу вести за руку ученика по наезженной дороге готовых истин, необходимо, по крайней мере, в наиболее важных узловых темах учебного курса использовать другой способ обучения. Активное усвоение знаний и развитие самостоятельности ума школьников происходят тогда, когда в ходе учебного процесса выдвигается познавательная задача, возникает проблема, обдумывание которой вызывает сомнения в истинности привычных представлений и обобщений, возбуждает поиски новых решений, т. е. творческую работу мышления.
Все это приводит к требованию всемерного развития активности и самостоятельности учащихся, приучения их к тому, чтобы они умели понять задание, тему, задачу, правильно ее проанализировать, наметить верный способ и план ее решения, осуществить этот способ и проверить полученный ответ.[1,78]
Существуют данные о том, что в последнее время увеличивается количество интеллектуально пассивных детей. Поэтому необходимо раннее диагностирование таких детей, специально организованная работа с ними с целью профилактики интеллектуальной пассивности, предупреждения возможных трудностей в учении, развития у них познавательных интересов и мотивации. Это очень важно, так как интеллектуальная пассивность, вызванная причинами недефектологического происхождения, в основном обусловлена недостатками воспитания и поддаётся коррекции.
С целью изучения уровня интеллектуального развития учащихся 2 класса, мы составили программу исследования, которая представлена в данной таблице.
Таблица.
Название методики |
Цель методики |
Методика 1. «Методика изучения мотивов учения и адаптация ребенка в школе (анкетирование) | Пользуясь анкетой, разработанной Н.Г. Лускановой, оценить уровень школьной мотивации и адаптации учащихся. |
Методика 2. «Беседа о школе» | Изучить отношение детей к школе и учению. |
Методика 3. «Наблюдение в ходе работы» | Оценить эмоционально-личностную сторону, работоспособность и познавательную сферу учащихся. |
Таким образом, мы распределили учащихся по уровню сформированности познавательного интереса (рис.1), где у 21 % учащихся – низкий уровень развития познавательного интереса, у 46% – средний и у 35% – высокий.
Рис. 1. Диаграмма распределения учащихся по уровню сформированности познавательного интереса.
На основе полученных данных нами была разработана программа по русскому языку, целью которой было ликвидировать пробелы в знаниях и повысить уровень познавательного интереса.
ПРОГРАММА
2-й класс (32 ч.)
Тема занятия | |
1. | Знакомство с жителями страны слов – звуковичками (звуками). |
2. | Игра “Том и Тим”. (Распознавание твердых и мягких согласных звуков в словах). |
3. | Игра “Грамотный регулировщик”. (Звуко-буквенный анализ слов). |
4. | Сюжетная игра “Сказание о Ролане”. Слово – имя собственное. |
5. | Игра-сказка “Пропавшие имена”. |
6. | Собираем слова. |
7-8. | Игры Деда Буквоеда. |
9. | Сказка о царевне Несмеяне. (Составление текста по вопросам учителя). |
10. | Праздничный урок. Обобщение изученного материала. |
11-12. | Чудесные превращения слов. Сказка о клоуне. Игры на превращения слов: “Буква заблудилась”, “Замените одну букву”, “Какое слово задумано?” |
13. | Зачем нужны звуки языка? Звуковая культура речи. Загадки, скороговорки. |
14. | Сколько слов вы знаете? Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. Игра-соревнование “Кто больше слов знает на букву …”. |
15. | “Грамматическое домино”. Форма проведения: “Счастливый случай”. (Мягкие согласные звуки и мягкий знак). |
16. | “А начинали все медведи…” (Как обходились без письма?) |
17. | Мягкий знак – въезд запрещен, но… не всегда! |
18. | “Кто-кто в алфавите живет?” (Викторина об алфавите). |
19. | Играем в загадки. |
20. | Добрый “волшебник” – Ударение. |
21. | Ударение над гласной может сделать букву ясной. (Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением). |
22-23. | Звонкие и глухие “двойняшки”. Сказка про “Ошибку”. |
24. | Звонкие и глухие “одиночки”. |
25. | Из чего строятся слова? |
26. | Слова, которые пишутся с большой буквы. Чтение и составление текстов. Игры: “Кто больше?”, “Лишнее слово”. |
27. | Приключения в стране “Имя существительное”. |
28. | Приключения в стране “Имя прилагательное”. |
29. | Дружба имени существительного с именем прилагательным. |
30. | Здравствуй, глагол! |
31. | Крылатые слова и выражения, происхождение слов. Как нужно говорить. |
32. | Итоговое занятие. |
Проведя систему предложенных занятий и повторную диагностику по системе Лускановой, нами были получены следующие результаты познавательного интереса (рис. 2.), где у 8 % учащихся – низкий уровень развития познавательного интереса, у 58 % – средний и у 34% – высокий.
Рис.2. Диаграмма распределения учащихся по уровню сформированности познавательного интереса на констатирующем этапе.
Таким образом, после проведения системы занятий мы выявили положительную динамику развития интеллектуальных способностей и познавательных процессов – мышления – у детей младшего школьного возраста. А также программа способствовала формированию навыков учебного сотрудничества и успешному выполнению самостоятельной деятельности учащихся на основе проявленного познавательного интереса.
Рекомендации:
– На уроках при решении любой задачи необходимо учить школьников анализировать, комбинировать, рассуждать, планировать, так как в решении любой задачи «участвуют» все интеллектуальные способности.
– Учителю начальных классов необходимо стимулировать творческую деятельность детей, т.к. любой ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности. В отличие от учебной ,творческая деятельности не нацелена на освоение уже известных знаний. Она способствует проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового. Включать в ход урока задачи поискового характера, способствующие развитию интеллектуального развития.
– Ребенок младшего школьного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира.
– Развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.
Объективно интересному характеру деятельности будет способствовать в первую очередь содержание самой деятельности учащихся, связанное с проблемностью изложения, выполнением творческих заданий, практической направленностью заданий.
Для того чтобы выполнение задания на уроке стало личностно важным и интересным для каждого ученика, необходимо соединить все эти стимулы в элементах деятельности учащихся. Тогда действительно можно говорить о формировании познавательных интересов учащихся в различных учебных ситуациях.
Список литературы.
1. Активизация познавательной деятельности
младших школьников /Под ред. М.П. Осиповой,
Н.И.Качановской. – Минск,1987.
2. Возрастная и педагогическая психология:
Учебник для студентов пед. ин-тов/В. В. Давыдов, Т.
В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др. ; Под ред. А. В.
Петровского. – 2-е изд., испр. И доп. – М.:
Просвещение, 1979. –288с.
3. Готовность к школе./ Под ред. И.В.Дубровской. –
М., 1995.
4. Китайгородская Г. А., Шемякина Г.М.
Мотивация учения в условиях применения метода
активизации резервных возможностей.– В кн.:
Активизация учебной деятельности. – М., 1982.
5. Лурия А.Р. Об историческом развитии
познавательных процессов. – М.,1974.
6. Маркова А.К. Формирование мотивации учения
в школьном возрасте. – М., 1983.
7. Энциклопедия психологических тестов для детей.
– М, 1998.
8. Юркевич В.С. Развитие начальных уровней
познавательных потребностей школьника // Вопр.
психол. 2002. № 2. С.83-92.
9. http://referats.аllbest.ru/search
10. http://onby.ru/annafrejdpsihologija
11. www.school.edu.ru
12. www.detskiysad.ru