“Весь наш предшествующий опыт приводит к убеждению, что природа является
осуществлением того, что математически проще всего представить”.
А. Эйнштейн (1879-1955)
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Цели урока:
образовательные:
- обобщить, систематизировать материал темы по нахождению производной;
- закрепить правила дифференцирования;
- раскрыть для учащихся политехническое, прикладное значение темы;
развивающие:
- осуществить контроль усвоения знаний и умений;
- развить и совершенствовать умения применять знания в измененной ситуации;
- развить культуру речи и умение делать выводы и обобщать;
воспитательные:
- развить познавательный процесс;
- воспитать у учащихся аккуратность при оформлении, целеустремленность.
Оборудование:
- бланк самоконтроля <Приложение 6>;
- компьютер для демонстрации слайдов;
- таблица производных; дифференцированные задания в виде мультимедиа презентации.
Ход урока
Учитель: Здравствуйте. Садитесь. И, конечно же, улыбнитесь.
Просто так, без особой причины. Улыбаясь, мы делаем мир гармоничнее и светлее. Вы постоянно задаёте вопрос: “А зачем нам это надо? Где мы встречаемся с производной и используем её?”. Нужно отметить, что производная функции используется всюду, где есть неравномерное протекание процессов: неравномерное механическое движение, переменный ток, химические реакции и радиоактивный распад вещества, развитие экономики и т.д. А чтобы научиться использовать производную функции в различных областях, необходимо элементарно научиться её находить. Поэтому сегодня мы будем продолжать учиться находить производные элементарных функций, используя правила и формулы дифференцирования.
I. Проверка домашнего задания.
1. Заслушать сообщения учащихся по примерам применения производных.
2. Рассмотреть примеры применения производной в физике, химии, технике и других отраслях, предложенные учащимися. (Примерами применения производной также могут служить задачи на нахождение: удельной теплоемкости вещества данного тела, линейной плотности и кинетической энергии тела и т.д.) <Презентация. Слайд 5.>
II. Актуализация знаний.
Учитель: Дать определение производной функции.
- Какая операция называется дифференцированием? (Дифференцирование – это операция нахождения производной).
- Каков физический смысл производной перемещения? (Скорость)
- Каков геометрический смысл производной перемещения? (Тангенс угла наклона касательной).
- Можно ли найти производную скорости? Как она называется? (Ускорение)
- Каков физический смысл следующих высказываний: производная движения равна нулю в точке t0; при переходе через точку t0 производная меняет знак? (Тело останавливается; меняется направление движения на противоположное)
- Какие правила дифференцирования используются при вычислении производной? (к доске приглашаются желающие учащиеся).
а) производная суммы;
б) производная произведения;
в) производная, содержащая постоянный множитель;
г) производная частного;
д) производная сложной функции.
III. Выполнение проверочной работы
(первый вариант выполняет нечетные номера, вторые – четные номера проверочной работы) < Презентация. Слайд 8,9> <Приложение 1>
IV. Решение задач ЕГЭ по дифференцированию.
Тело движется по прямой так, что расстояние S (в метрах) от него до точки М этой прямой изменяется по закону S(t) = t2 + t +2 (t- время движения в секундах). Через сколько секунд, после начала движения, мгновенная скорость тела будет равна 5 м/с?
На рисунке изображён график функции и касательная к нему в точке с абсциссой. Найдите значение производной функции в точке.
< Презентация. Слайд 10> <Приложение 2>
V. Физкультминутка (гимнастика для глаз). < Презентация. Слайд 11>
VI. Выполнение дифференцированных заданий.
Каждый учащийся определяет для себя уровень теста (уровень А и В).
Задание: укажите пары “функция-график производной этой функции”.
Уровень А, В: < Презентация. Слайд 12> <Приложение 3>
Предлагается проверка ответов учащимся с помощью слайдов. < Презентация. Слайд 13>
VII. Работа в парах (найти производные функции). < Презентация. Слайд 14,15.> <Приложение 4>
Дополнительные задания:
1. Точка движется прямолинейно согласно закону S(t) = t2 – 6t + 1 (путь измеряется в сантиметрах, время – в секундах). Найдите скорость движения точки.
2. Точка движется прямолинейно по закону S(t) = t3 – 3t2. Выберите, какой из формул v(t) = t2 – 2t; v(t) = Зt2 – 6t; v(t) = 3t2 – 3t задается скорость движения этой точки в момент времени t.
3. Прямолинейное движение точки происходит по закону S(t) = 2t2 – 4t – 1 (путь измеряется в сантиметрах, время – в секундах). Определите, в какой момент времени скорость движений точки будет составлять 4 см/с.
4. Найдите кинетическую энергию тела массой 1 кг, движущегося прямолинейно по закону S(t) = t2 + t (время измеряется в секундах, путь в метрах).
5. Найдите ускорение материальной точки, движущейся прямолинейно, если скорость изменяется согласно закону v(t) = 6t2 + 1 (м/с).
VIII. Подведение итога урока. Рефлексия.
Самоанализ работы на уроке (что вызывало затруднения, что было интересно и т.д.). < Презентация. Слайд 16> <Приложение 5>
Учащиеся сдают бланки на проверку учителю.
Домашнее задание:
- решить любые 2 задачи из дополнительных заданий,
- по желанию выполнить дополнительный тест <Приложение7>,
- Подготовить сообщения о Лейбнице и последователях Ньютона и Лейбница.