Современная образовательная политика в качестве приоритетных целей выделяет формирование конкурентоспособной личности, способной интегрироваться в современный социум, эффективно применять полученные знания на практике, достигать высоких результатов в различных областях деятельности.
Ведущее место в решении этой задачи принадлежит общеобразовательной школе и зависит от многих факторов, определяющим среди которых является процесс управления современной школой как образовательной системой. В статье мы рассматриваем управление как процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для формулировки и достижения целей организации [2].
Под внутришкольной системой управления понимается целенаправленное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем по достижению запланированного результата (цели).
Система в нашем понимании — это «целеустремленная целостность взаимосвязанных элементов, имеющая новые интегративные свойства, отсутствующие у каждого из них, связанная с внешней средой» [4].
Методическое объединение (МО) является
структурным подразделением (элементом) школы,
способствующим совершенствованию методического
обеспечения образовательных программ, росту
профессионального мастерства педагогов. Оно
создается для организации взаимопомощи в целях
обеспечения современного уровня преподавания и
повышения качества обучения подрастающего
поколения, совершенствования
учебно-воспитательного процесса в
образовательном учреждении в целом [3].
Контроль за деятельностью МО осуществляется
директором школы, его заместителями по
методической и учебно-воспитательной работе в
соответствии с планами методической работы
школы и внутришкольного контроля, утверждаемыми
директором ОУ.
В течение учебного года МО проводит не менее 4 заседаний классных руководителей, то есть один раз в четверть. На одном из них проводится практический семинар с организацией тематических открытых уроков, внеклассных мероприятий.
Работа МО школы носит системный характер. Причем, МО школы, являясь подсистемой образовательной системы школы и включает в себя структурно-функциональные элементы: МО классных руководителей; МО учителей начальных классов; МО учителей физической культуры и ОБЖ и пр.
Организация работы методического объединения в образовательном учреждении, обеспечивающая взаимосвязь между структурно-функциональными элементами, обеспечивает функционирование подсистемы и развитие всей образовательной системы в целом.
Таким образом, основными компонентами организации работы методического объединения являются: характеристика кадрового состава; составление продуманного плана работы исходя из задач, стоящих перед школой в данный период, и анализа деятельности за истекший период; практическая реализация плана работы силами педагогов, входящих в методическое объединение, всесторонняя взаимопомощь.
Характеристика кадрового состава включает вопросы, связанные с профессиональным уровнем педагога, его образованием, повышением квалификации, аттестацией, педагогическим стажем, нагрузкой, ученой степенью, званиями, наградами, индивидуальным планом самообразовательной работы и другими аспектами деятельности. Знание профессиональных качеств учителей, их творческого потенциала поможет грамотно спланировать работу методического объединения.
План должен соответствовать потребностям школы и требованиям школьной среды. Цели, которые ставятся, должны быть реальными и достижимыми. При этом нужно помнить, что цель — это ожидаемый результат образования, а задачи — формулировки того, как мы хотим достичь этих целей и что для этого необходимо сделать. План — это программа достижения целей, которая отражает задачи, объединяет усилия руководителей и исполнителей, обеспечивает последовательность мероприятий и преемственность в работе всех структур образовательного учреждения. План должен показывать, кто и что должен делать и в какие сроки.
Планирование работы методического объединения зависит от многих внешних и внутренних факторов, включая программу модернизации российского образования в целом и задачи, стоящие перед образовательным учреждением в данный момент. План работы составляется председателем МО в соответствии с планом работы школы, отражающим рекомендации городского методического кабинета, методическую тему, принятую к разработке педагогическим коллективом, учитывающим индивидуальные планы профессионального самообразования учителей на основе анализа работы за прошедший год. План рассматривается на заседании МО, согласовывается с заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе и утверждается директором школы.
Планирование работы МО необходимо начать с всестороннего анализа деятельности за истекший период.
Анализ работы подразумевает изучение следующих вопросов:
- во-первых, диагностика уровня обученности и воспитанности по результатам срезовых работ, итогов полугодия и учебного года в сравнении с предыдущим периодом;
- во-вторых, деятельность учителей по совершенствованию профессионального мастерства — результативность профессиональной деятельности, результативность повышения квалификации и самообразования, участие в опытно-экспериментальной и научно-методической работе;
- в-третьих, состояние воспитательной работы в урочное и внеурочное время.
Работа методического объединения строится в рамках общей педагогической проблемы, над которой работает коллектив учителей школы в определенный период времени. Обсуждение общешкольной темы на заседании методического объединения позволяет конкретизировать ее в работу учителей над различными циклами темы в целом и в работу каждого педагога внутри цикла в отдельности. После распределения общешкольной темы на циклы, над которыми работают группы учителей, намечается форма практического выхода работы каждого учителя: выступление на семинаре, представление опыта работы с практическим показом на открытом уроке, доклад на научно-практической конференции и т. д.
Для обеспечения современного уровня методической работы в образовательном учреждении важно организовать работу по ознакомлению учителей с нормативными документами, новинками методической и специальной литературы, монографиями.
На заседаниях методического объединения могут рассматриваться вопросы, связанные с составлением рекомендаций, памяток, алгоритмов для изучения наиболее трудных тем программы, вопросы по формированию, изучению и распространению передового педагогического опыта.
Для того чтобы бесценный педагогический опыт не пропал, необходимо к нему бережно относиться и грамотно оформлять в виде методических «копилок», отчетов, публикаций. Возможна организация выставки конспектов уроков, творческих работ, рефератов, наглядных пособий, лучших тетрадей. Методическое объединение составляет план-график взаимных посещений уроков с целью совершенствования педагогического мастерства. Большое значение в работе методического объединения имеет квалифицированная помощь, наставничество в работе с молодыми специалистами.
Таким образом, методическое объединение является подсистемой системы управления современной общеобразовательной школой в силу того, что его цели соответствуют достижению главной цели общеобразовательной школы, а процесс планирования, организации, мотивации и контроля соответствует школьному образовательному процессу.
Список использованной литературы:
- Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури. Основы Менеджмента / пер. Л. И. Евенко. – М., 1997
- Журнал «Образование в современной школе» №1, 2007
- Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н. Управление образовательными системами – М: «Академия», 2007.
Методическое объединение учителей в системе управления современной общеобразовательной школой