Цель: помочь детям понять содержание стихотворения; запомнить названия животных, которые встречаются в тексте; вызвать у детей желание послушать стихотворение еще раз, проговаривая отдельные слова.
Ход занятия:
Воспитатель показывает на фланелеграфе следующие картинки: мышка, утка, лягушка, лошадь, свинья, щука, кошка. Спрашивает, кто изображен на картинках. Если дети затрудняются ответить, воспитатель помогает им.
Затем педагог убирает картинки, оставляет только мышку и начинает читать стихотворение. Картинки животных помещаются на фланелеграф и убираются с него соответственно словам стихотворения.
Далее воспитатель читает стихотворение еще раз.
Демонстрируя картинки воспитатель, не называет, кто изображен, а делает во время чтения паузу и спрашивает у детей: “Кого позвала мышка-мама?” Когда дети ответят, продолжает чтение стихотворения, побуждая детей проговаривать с ним вместе повторяющиеся слова.
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. ФЭМП.
“Животные” (знакомство с животными из “Сказки о глупом мышонке” Маршака)
Цель: развитие слухового внимания; уточнение голосов животных; активизация словаря по теме; уточнение названий животных по их голосам; знакомство с понятиями “один” и “много”.
Ход занятия:
Воспитатель читает детям “Сказку о глупом мышонке” Маршака.
Затем воспитатель показывает детям приготовленные картинки или игрушки, обыгрывает их, подражая крику соответствующих животных, упомянутых в тексте.
Затем педагог прости малыша послушать и угадать, кто придет к ним в гости. Взрослый подает голос, подражая одному из животных. Ребенок угадывает, кто это.
Далее игра повторяется наоборот: воспитатель показывает животное, а ребенок подражает голосом этому животному.
Далее взрослый показывает ребенку картинку, где изображено одно животное (например, одна лошадка), затем картинку, где несколько таких животных и знакомит ребенка с понятиями “одно” и “много”.
Воспитатель раздает детям картинки с изображением животных и предлагает показать, а затем и назвать их. После этого задает вопросы:
- У кого уточка?
- У кого лошадка? И т.п.
Пальчиковая гимнастика:
Здравствуй, котенок!
Здравствуй, козленок!
Здравствуй, щенок!
И здравствуй, утенок!
Здравствуй, веселый
Смешной поросенок!Разгибая пальцы, начиная с мизинца, дети пошевеливают
каждым пальцем, приветствуя животных.
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА, РАСШИРЕНИЕ КРУГОЗОРА.
Наблюдение за хомяком в клетке
Цель: развивать способность к сосредоточенному рассматриванию предметов, дать общее представление о хомяке (бегает, грызет зерно и сухарики, пьет воду, делает запасы), учить различать части тела (голова, спинка, лапки); научить словам “хомячок”, “бегает”, “грызет”.
Ход занятия:
Воспитатель напоминает детям, что недавно они читали “Сказку о глупом мышонке” (если необходимо, “Сказка…” читается еще раз). Далее воспитатель говорит, что почти такой же мышонок пришел сегодня в гости к деткам, только зовут этого мышонка Хомячок. И вносит клетку с хомяком в группу.
Клетку ставят так, чтобы все ее хорошо видели. Воспитатель предлагает детям посмотреть на хомячка и при этом не шуметь, чтобы не испугать его. Воспитатель тоже следит за хомяком и называет его действия: “Смотрите, хомячок сидит, смотрит на вас, а теперь побежал, вот он спрятался в домике”.
После нескольких минут наблюдения воспитатель предлагает: “А теперь давайте покормим нашего хомячка”, - ставит в клетку корм и воду. Это вызывает у хомячка новые движения. Воспитатель обозначает действия хомяка: “Хомячок взял в лапки сухарик и грызет его. Что делает хомячок? Кушает, правильно ребятки. У него острые зубки, посмотрите, как он грызет сухарик. А теперь он прячет в ротике зернышки, делает запасы. Он потом в домике их съест. Вот он наелся и забрался в домик. Зачем, как вы думаете? Да, он захотел спать, как и мышонок в сказке. Ну, не будем ему мешать, пусть спит наш хомячок”. Дети говорят хомячку “До свидания” и воспитатель уносит клетку.
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. ФЭМП С ЭЛЕМЕНТАМИ ПРОДУКТИВНОЙ (КОНСТРУКТИВНОЙ) И ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Выкладывание из мозаики на тему “Курочка и цыплята” с использованием фрагмента стихотворения Маршака “Кто колечко найдет?”
Цель: фиксировать внимание детей на том, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.
Ход занятия:
Воспитатель начинает занятие с исполнения песенки “Цыплята” и демонстрирует изображение курочки и цыплят. Затем воспитатель говорит: “Гуляла курочка с цыплятами по двору, гуляла и увидела плачущую девочку. Это Оля, она потеряла колечко и не может его найти. Кто же поможет Оле найти колечко?” Далее воспитатель читает отрывок про курочку из стихотворения Маршака “Кто колечко найдет?”
“Курочка помогла бы Оле найти колечко, да разбежались ее цыплятки. Поможем курочке собрать цыплят” - говорит воспитатель и показывает детям красную мозаику: “Такого цвета будет курочка”. Демонстрирует элементы желтой мозаики, поясняет: “Такого цвета у нас будут цыплята. Ко-ко-ко! Зовет курочка цыплят”. Воспитатель размещает на панели мозаики 1 элемент красного цвета и еще раз объясняет, что курочка будет такого цвета. Затем размещает за курочкой 1 элемент желтой мозаики – цыпленка: “Вот один цыпленок подошел к курочке, соберем и остальных”. Воспитатель предлагает кому-либо из детей подойти к столу и найти 1 цыпленка, взять его и разместить на панели позади курочки.
После того, как все цыплята будут найдены и размещены “гуськом” за курочкой, детям раздают индивидуальный материал для самостоятельного выполнения такого же задания. В течение занятия это задание они могут выполнить дважды.
Если кто-либо допускает ошибки при выполнении индивидуального задания, то воспитатель может подсказать: “У тебя все цыплята одинаковые? Разве такого цвета цыпленок?” и т.п.
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. РИСОВАНИЕ.
Одеяло для мышонка из “Сказки о глупом мышонке” С.Я.Маршака
Цель: обучение умению рисовать кисточкой способом примакивания, располагать узор в определенном месте; закреплять знание синего и красного цвета.
Ход занятия:
Прочитать детям “Сказку о глупом мышонке” Маршака.
После чтения воспитатель спрашивает у детей: “Ребята, а на чем спал мышонок?” Дети отвечают: “На кроватке”. Воспитатель показывает детям игрушечную кроватку со спящим в ней игрушечным мышонком. Мышонок накрыт красивым пестрым одеяльцем. Воспитатель предлагает детям: “Многие животные пели мышонку колыбельную песенку, а мы давайте споем ему свою.
Люли, люли, люли,
Прилетели гули.
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать
И мышонка усыплять:
“Спи, мышонок, почивай,
Глаз своих не открывай!
Баю-баю, баю-бай,
Спи, мышонок, засыпай!”
Затем воспитатель обращает внимание детей на одеяльце, отмечая, что оно яркое, красивое и предлагает детям сделать для мышонка новые, более красивые одеяльца: “Мышонок проснется, увидит ваши одеяльца и будет очень рад, ему понравится спать и укрываться такими красивыми одеяльцами”.
Воспитатель раздает детям заранее вырезанные из бумаги силуэты одеял, и дети, используя синюю и красную краски, наносят на заготовку мазки.
К окончанию работы просыпается мышонок. Дети показывают ему свои рисунки, говоря, что раньше у него было одно одеяльце, а теперь – много. Мышонок благодарит детей, прощается с ними и уходит.
КОНСТРУИРОВАНИЕ
Кроватка для мышонка из “Сказки о глупом мышонке” Маршака
Цель: научить детей делать кроватку из трех кирпичиков и использовать ее для игры с сюжетной игрушкой.
Ход занятия:
Вспомнить “Сказку о глупом мышонке” Маршака.
Воспитатель строит кроватку и кладет на нее игрушечного мышонка: “Мышонок целый день бегал, играл, устал и захотел отдохнуть. Для этого ему нужна кроватка. Вот посмотрите, какую кроватку я сделала. А теперь попробуйте вы. Пусть мышонок выберет, какая кроватка ему понравится больше”.
Каждый ребенок получает по три крупных кирпичика и старается сделать кроватку – один кирпичик кладется плашмя, а два других ставят на меньшее ребро и придвигают с двух сторон в виде стенок. Затем каждому ребенку дается по игрушке, которых они укладывают на кроватку. Воспитатель помогает детям, если у них что-то не получается.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Игровое занятие по “Сказке о глупом мышонке” Маршака.
Цель: Вызвать у детей эмоциональный отклик на игровое занятие и желание участвовать в нем; учить детей выполнять основные движения: ходьбу друг за другом, прыжки в длину с места, ползание на четвереньках, ходьбу на носочках, учить ходить, высоко поднимая колени; закреплять умение бегать в разных направлениях, не сталкиваясь.
Ход занятия:
Игровой момент: На занятие воспитатель вносит двух мышек (пальчиковый театр или игрушки), дети рассматривают мышек. |
|
В-ль: Ребятки, посмотрите, жили-были две мышки: мышка-мама и мышка-сыночек. | Свободное построение детей |
Мышка-мама: Этот мышонок такой
озорной, |
Наклоны головы влево-вправо |
Мышонок: Не люблю сидеть на
месте, |
Ходьба “стайкой” и бег за воспитателем |
Мама: Будет бегать до утра… |
Наклоны головы влево-вправо |
Мышонок: Лучше, мама, не пищи, |
Прыжки на месте |
Мама: Чтоб мышонка укачать, |
Перестроение детей врассыпную |
В-ль: И вот идет к мышонку
уточка. |
Ходьба за воспитателем “вперевалочку” |
Мышонок: Нет, твой голос не
хорош, |
Повороты головы из стороны в сторону |
В-ль: Тогда позвала мама-мышь
лягушку. |
Прыжки на двух ногах с продвижением вперед. |
Мышонок: Нет, твой голос не
хорош, |
Повороты головы из стороны в сторону |
В-ль: Пришлось маме-мышке
звать на подмогу лошадку. |
Ходьба “стайкой” за воспитателем, стараться высоко поднимать колени |
Мышонок: Нет, твой голос не
хорош, |
Повороты головы из стороны в сторону |
Восп-ль: Тогда позвала мама
хрюшку. |
Ползание на четвереньках |
Мышонок: Нет, твой голос не
хорош, |
Повороты головы из стороны в сторону |
Восп-ль: И вот приплыла к
мышонку рыба Щука. |
Лежа на животе, руки перед грудью на полу. Выпрямит руки вперед, посмотреть вперед, вернуться в исходное положение. |
Мышонок: Нет, твой голос не
хорош, |
Повороты головы из стороны в сторону |
Восп-ль: Позвала мама кошку. |
Стараться идти тихо, на носочках |
Мышонок: Голосок твой так
хорош, |
Сесть на корточки, ладошки сложить под щечку |
Восп-ль: И заснул маленький
мышонок. |
По сигналу восп-ля дети (мышки) бегают врассыпную. Восп-ль говорит: “Кошка! Прячьтесь!” Дети садятся на пол и закрывают лицо руками. В роли кошки сначала выступает воспитатель, а потом и ребенок. |
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. ЛЕПКА.
“Колечко для Оли”
Цель: обучение умению раскатывать пластилин между ладонями, делать “колбаски”, а затем из колбасок делать колечки.
Ход занятия:
Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение Маршака “Кто колечко найдет?”, сопровождая чтение показом иллюстраций с животными (Оля – кукла). Прочитав стихотворение, воспитатель не произносит последнее четверостишье, а предлагает детям помочь Оле и сделать ей новое колечко – слепить его из пластилина.
Воспитатель обращает внимание детей на цвет пластилина, из которого будет сделано колечко: “Какого цвета пластилин мы возьмем?” “Желтого” - отвечают дети.
Воспитатель напоминает правила работы с пластилином, как правильно раскатывать его между ладошками, как соединять концы.
Дети начинают выполнять работу. Воспитатель акцентирует их внимание на том, что у колечка есть внутри дырочка.
По окончании работы дети несут свои колечки и показывают Оле (кукле). Оля благодарит детей и предлагает им потанцевать. Дети под музыку “Ах вы сени мои, сени” выполняют танцевальные движения.