Урок-проект по окружающему миру на тему "Воздух и его свойства"

Разделы: Начальная школа


Цели обучения:

  • показать важность воздуха для всего живого;
  • сформировать представление о составе воздуха и о его свойствах;
  • разъяснить экологические проблемы, связанные с загрязнением воздуха.

Цели  развития:

  • развивать умение исследовать свойства веществ экспериментальным способом;
  • учить обучающихся  кратко излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, изготавливать наглядность, вырабатывать стройную манеру изложения;
  • развивать личностные качества обучающихся, умение  работать в коллективе, брать на себя и разделять ответственность за выбор, решение вопросов, анализировать результаты деятельности.

Цели воспитания:

  • воспитывать культуру учебного труда через чёткую организацию урочной деятельности;
  • воспитывать экологически грамотное поведение в природе, в быту, в классе.

Оборудование:

  • для обучающихся: алгоритмы действий,  раздаточный материал; приборы для опытов; принадлежности для рисования; справочная литература.
  • для учителя: учебные принадлежности.

Средства наглядности: картинки с изображением природных объектов; смайлики, показывающие настроение.

Технические средства: мультимедиа, компьютер.

ХОД УРОКА

1. Организационно-мотивационный момент

У вас на партах лежат смайлики, если вы пришли на урок с желанием учиться, узнать что-то новое, проявить себя, то поднимите их  вверх и поприветствуйте друг друга.

2. Подготовительный этап, погружение в проект

Задача для учителя: познакомить с замыслом проекта, мотивировать учащихся на познавательную деятельность. Определить цели и проблему проекта.
Задача для обучающихся: обсудить предмет исследования с учителем; получить дополнительную информацию по теме; уточнить и корректировать цели.

– Посмотрите на группу предметов, что их объединяет? (Мяч, шар)
– Посмотрите, а что находится в этой бутылке? А если я утоплю ее в ведре с водой? Так что за «невидимка» сидел в бутылке?
– Так какое вещество мы будем изучать на уроке?
– Послушайте стихотворение и скажите: что вы узнали о воздухе?

Он прозрачный невидимка,
Легкий и прозрачный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу – густой, душистый,
Пахнет дубом и сосной.
Мы его не замечаем,
Мы о нем не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим!

Работа с текстом учебника. У. стр.70. «Чем важен воздух для всего живого на Земле?» (Самостоятельное чтение )

– Чем важен воздух для всех обитателей  Земли? (Воздухом дышат все живые организмы. Без воздуха не было бы жизни на Земле. Помогает летать птицам и насекомым. Передает звуки)

Обобщение учителя: Как воздух помогает нам говорить и слышать? Произносимые звуки заставляют воздух колебаться, и эти колебания достигают ушей наших слушателей. Воздух заставляет колебаться перепонку в ушах, а мозг формирует ощущение звука.
На Луне  нет воздуха и переговариваться можно только через специальные устройства или знаками.
Благодаря воздуху мы дышим и слышим, говорим и поем, летаем на самолетах и вертолетах, плаваем на яхтах и убираем пыль пылесосом, чувствуем запахи.

Презентация

– Что такое воздух? Из каких газов он состоит? (Воздух – это смесь газов: кислорода, углекислого газа и азота. При дыхании человек поглощает кислород, а выделяет углекислый газ. В сутки 1 человеку необходимо для дыхания 600 литров кислорода. Воздух состоит из частиц, между которыми есть промежутки. Частицы постоянно движутся, сталкиваются между собой. А когда воздух нагревается движутся быстро, сталкиваются сильнее.)

– Из чего же состоит воздух? (Воздух – это смесь газов. В его состав входят:

азот;
кислород;
углекислый газ;
водяной пар;
пыль, сажа;
ядовитые газы;
пыльца растений
бактерии)

– Сравните состав воздуха над заводом, над озером и над лесом.
– Одинаковое ли количество кислорода в разных местах? (Больше всего в воздухе азота и кислорода, но даже небольшие примеси ядовитых газов или болезнетворных бактерий могут делать воздух опасным для здоровья.)
– Сравните состав воздуха в классе до начала урока и после его окончания. (Люди и животные в процессе дыхания поглощают из воздуха кислород, а выделяют углекислый газ.)
– Может ли исчезнуть кислород из воздуха? (Пока на Земле есть чистые водоемы и растения, воздух будет пополняться кислородом)
– Как нужно относиться к зеленым насаждениям? (Высаживать деревья, не ломать ветки, не затаптывать траву на газонах, не мусорить)

Вывод: Мы с вами убедились, что воздух важен для всего живого.

Какими же свойствами обладает воздух?
Какое явление происходит в природе благодаря движению воздуха? (Ветер)

Физминутка

3. Планирование и организация деятельности

Мотив: Все мечтают когда-то отправиться в путешествие. Мы тоже подготовимся к путешествию на воздушном шаре.
– Что мы должны сделать, чтобы воздушный шар полетел?
– А для того, чтобы полететь мы должны изучить свойства воздуха.

Задача для учителя: предложить идею проекта, высказать предположение по решению задач проекта, организовать группы, распределить роли в группах.

Задача для обучающихся: установить план действий, сформулировать задачи, распределить роли в группе.

Проблема: изучить свойства воздуха.

Гипотеза: если мы изучим свойства воздуха, то сможем объяснить многие явления.  Почему в окна вставляют двойные рамы? Почему на холоде воробьи сидят нахохлившись?

Для этого мы проведем эксперимент.

1) Определение групп по направлению деятельности.
2) Выделение цели и задач каждой группы.

а) Распределение ролей: руководитель группы, исследователь, художник, докладчик.
б) Провести наблюдение.
в) Зарисовать результат
г) Сформулировать свойства воздуха.

3) Определить источник информации.
4) Определить способ представления результатов деятельности.
5) Подготовить презентацию.

1 группа. Опыт 1 Т.стр.26
Цель: определить , почему в опущенном в воду перевернутом стакане вода не поднялась выше?
Вывод: Свойство воздуха – упругость.
2 группа. Опыт 2 Т.стр. 26.
Цель: изменить объем воздуха в шарике, как показано на рисунке. Пронаблюдать, что произойдет, если снять книгу?
Вывод: Свойство воздуха – упругость. Воздух занимает весь объем.
3 группа. Опыт3 и 4. Т.стр.26.
Цель:
1. Надеть воздушный шарик на сосуд и поставить его в горячую воду. Наблюдай, что происходит с шариком.
2.  Поместить в холодильник надутый воздушный шарик. Посмотреть через час, как он изменился. Наблюдай, что будет происходить с шариком в теплом помещении.
Вывод: При охлаждении упругость воздуха ослабевает, а при нагревании усиливается.
4 группа.
Цель: дать объяснения вопросам , пользуясь дополнительными литературными источниками.
– Чем греет меховая шуба?
– Что находится между стеклами в двойных рамах?
– Почему на холоде воробьи сидят нахохлившись?
Вывод: Воздух плохой проводник тепла и холода.
5 группа.
Т.стр.26 № 60
Цель: выявить свойства чистого воздуха.
Цвет, запах, вкус, занимает весь объем.
Вывод: не имеет цвета, запаха, вкуса, занимает весь объем.

4. Исследование

Задача для учителя: наблюдать, советовать, косвенно руководить деятельностью, консультировать к презентации.
Задача для обучающихся: выполнить исследование, решить промежуточные задачи, анализировать информацию, подготовить материалы к презентации.

  1. Сбор информации, решение промежуточных задач.
  2. Формулировка выводов.
  3. Оформление работы.
  4. Подготовка презентации.

5. Представление результатов исследования

Задача для учителя: проанализировать каждое выступление, задать вопросы, оценить усилия учащихся.
Задача для обучающихся: внимательно выслушать выступающих, обсудить найденный способ решения проблемы, участвовать в оценке путем коллективного обсуждения.

  1. Демонстрация результатов.
  2. Анализ работы групп.

6. Итог урока

– Проведенные исследования помогли нам выявить свойства воздуха и объяснить многие явления.
– Кому хочется отправиться в путешествие на воздушном шаре?
– Для того, чтобы это сделать мы должны использовать все свойства воздуха. Запишите на обложке воздушного шара свойства воздуха.

Комментирование оценок

7. Домашнее задание

Т. стр. 25 №59, №60. Повторите свойства воздуха.
Викторина по желанию.

8. Рефлексия «Лесенка самооценки»

Задание для 1 группы

1. Выберите докладчика.
2. Задание: Тетрадь стр.26 № 61. Опыт 3 и 4.
а) Надень воздушный шарик на сосуд и поставь его в горячую воду. Наблюдай, что происходит с шариком.
б) Помести в холодильник надутый воздушный шарик. Посмотри через час, как он изменился. Наблюдай, что будет происходить с шариком в теплом помещении.
3. Зарисуйте результат.
4. Сделайте вывод. Свойство воздуха.
5. Приготовьте выступление

Задание для 2 группы

1. Выберите докладчика.
2. Задание: Тетрадь стр.26 № 61. Опыт 1. Опустите в воду перевернутый стакан. Почему вода не поднялась выше?
3. Зарисуйте результат.
4. Сделайте вывод. Свойство воздуха.
5. Приготовьте выступление

Задание для 3 группы

1. Выберите докладчика.
2. Задание: Тетрадь стр.26 № 61. Опыт 2.
Измените объем воздуха в шарике, как показано на рисунке. Положите книгу на шарик. Наблюдайте, что происходит с шариком. Уберите книгу, что произошло?
3. Зарисуйте результат.
4. Сделайте вывод. Свойство воздуха.
5. Приготовьте выступление

Задание для 4 группы

1. Выберите докладчика.
2. Задание: Найдите в энциклопедии «Почемучка» на стр.207-208 ответы на вопросы:
а) Чем греет меховая шуба?
б) Что находится между стеклами в двойных рамах?
в) Почему на холоде воробьи сидят нахохлившись?
3. Зарисуйте результат.
4. Сделайте вывод. Свойство воздуха.
5. Приготовьте выступление

Задание для 5 группы

1. Выберите докладчика.
2. Задание: Тетрадь стр.25 № 60. Определите свойства чистого воздуха:
– цвет
– запах
– вкус
– занимает весь объем?
3. Зарисуйте результат.
4. Сделайте вывод. Свойство воздуха.
5. Приготовьте выступление