Открытый урок по окружающему миру на тему "Экологический календарь". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний и умений.

- С нами сегодня на уроке снова наша мудрая сова . Она поможет сформулировать тему урока. Но как она изменилась!

- Почему?

- Осенние листья прячут буквы – отгадку одного слова темы занятия; каждая буква – природное явление осени (буквы а,к,е,н,д,л,а,ь,р).

(переворачивать буквы, составить слово “календарь”, которое уже готово на доске перевёрнуто)

- На прошлых уроках мы говорили о календарях.

- Повторим изученный материал. Для этого предлагаю ответить на вопросы теста (индивидуальная работа).

(результате на доске появляется 6 зелёных кругов)

- Что замечаем? (Все круги зелёного цвета)

- Это случайность?

- Попробуем разгадать эту загадку.

3. Постановка учебной задачи

- Сегодня на уроке мы продолжим работу с календарём.

- Что же это за календарь?

Посмотри, мой милый друг!
Что находится вокруг:
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает,
Поле, речка и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг...
Природа!

- Объясните, что вы понимаете под словом “природа”?

- На какие две части делится вся природа?

- Что вы знаете о связи живой и неживой природы. Приведите примеры.

- Как человек связан с природой?

- Что же объединяет людей, животных и растения?

- Чем является для нас Земля?

- Перед вами кроссворд, состоящий из названий объектов природы; разгадав его, узнаем подсказку к о второму слову названия нашей темы. (работа в парах)

- Приходилось ли вам слышать слово “экология”? (карточка на доске)

- Можем ли мы объяснить значение этого слова, опираясь на наши знания?

- Что мы можем сделать, чтобы узнать точное значение этого слова?

(нам сможет помочь энциклопедия)

(РЕБЁНОК) - Название этой науки — замечательное. Оно происходит от двух греческих слов: “ойкос” — дом и “логос” — слово, знание. Экология — это наука об устройстве жизни в нашем общем доме — планете Земля.

- А как называют учёных, занимающихся экологией?

- Как вы думаете, какой цвет любимый у учёных-экологов?

- Так почему же у нас на доске получились только зелёные круги?

- Действительно тема нашего урока связана с экологией. Но ведь мы изучаем календарь. Как экология может быть связана с календарём?

4. Формулирование темы урока.

Появляется тема урока “ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ”

(Дети читают стихи, передавая друг другу глобус).

Самая прекрасная, родная,
Разноцветная, веселая, живая,
Ты для нас, как мать, одна на свете,
Мы твои заботливые дети.

Но порой, под нашими руками
Красота твоя бесследно исчезает.
Задыхаются от грязи океаны,
Звери, птицы, травы погибают.

Где бы мы ни жили на планете,
За твою судьбу мы все в ответе.
Мы твои помощники, друзья,
Мы, Земля, с тобой одна семья.

- Ребята, что же случилось с нашей планетой? Почему она жалуется?

- Какой же урок должно получить человечество?

Физкультминутка.

- Я буду задавать вопросы. Если вы согласны со мной, хлопните в ладоши, а если не согласны – топните ногой.

Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (Плохо)

Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (Плохо)

Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (Хорошо)

Если ветку подвяжу
Колышек поставлю? (Хорошо)

Если сильно насорю
И убрать забуду? (Плохо)

Если мусор уберу,
Банку закопаю? (Хорошо)

Я люблю свою природу,
Я ей помогаю!

- Тема нашего урока экологический календарь. Чтобы помочь всем людям осознать, как важно охранять природу, учёные предложили отмечать экологические дни. Из них складывается экологический календарь на весь год. В эти дни люди разных стран вспоминают, что они живут в одном общем доме. И сберечь его – наш общий долг.

5. Практический этап урока

- Составлять наш экологический календарь мы будем по плану.

  1. Место праздника в календаре.
  2. Название праздника
  3. Почему нужен этот праздник (заранее подготовленный ученик)
  4. Эмблема праздника (составить из предложенных материалов на зелёном круге с доски) работа по группам

- Календарь начинается с января. И составление нашего календаря мы тоже начнём с этого месяца.

- Я вам немного помогу: назову даты, а вы найдите в учебнике, что это за день?

11 января Всероссийский день заповедников и национальных парков.

Краеведение - Сейчас своё место я хочу уступить .... (ученику). Вместе с ним вы на машине времени вы окажетесь в недалёком прошлом.

Ученик - О каком заповедном лесе идёт речь?

  • - Пётр I назвал этот лес “золотым кустом Российского государства” и воскликнул: - Сиё место красно есть!
  • - Этот лес был главным поставщиком древесины для строительства кораблей.
  • - В 1932 году здесь впервые в мире была создана опытная ферма для разведения бобров в неволе.

Учитель - Графский заповедник входит в состав Воронежского государственного природного биосферного заповедника (фото экскурсионной поездки в заповедник)

- Кроме Графского заповедника в состав Воронежского государственного природного биосферного заповедника входит ещё Хопёрский заповедник.

1 ученик - Хоперский государственный природный заповедник был основан в 1935 году. Он расположен в восточной части Воронежской области. Территория заповедника вытянута на 50 км вдоль реки Хопер. Основное направление научной деятельности заповедника является изучение и сохранение популяции русской выхухоли.

2 ученик - Выхухоль - длиннохвостый зверек размером с крупную крысу, легко узнаваем по длинному подвижному хоботку и голому сплюснутому с боков хвостику. Окраска темно-бурая сверху, светлая снизу, с сильным блеском. Выхухоль ведет полуводный образ жизни, поэтому мех у этих зверьков очень прочный и густой, чтоб не намокал. А на лапках имеются перепонки, чтобы они хорошо чувствовали себя в воде.

22 марта – Всемирный день Воды.

1 апреля – Международный день птиц.

22 апреля – День Земли.

5 июня – Всемирный день окружающей среды.

4 октября – Международный день защиты животных. И здесь особенно хочется сказать о защите домашних животных: “Мы в ответе за тех, кого приручили”.

(Несколько детей рассказывают о своих домашних питомцах).

- Работу над эмблемой я предлагаю провести в группах. Каждой группе достанется конверт с картинками. Составьте свою эмблему к какому-то одному из дней.

В итоге на доске появляется макет календаря.

 

6. Рефлексия.

- Наш урок подошёл к концу. Удалось ли вам узнать что-то новое для себя?

*мне понравился урок, я узнал много интересного (зелёный листик);

*меня заинтересовал урок, и я хочу подробнее узнать об экологических днях (жёлтый листик);

*меня не заинтересовала тема урока (красный листик).

- Давайте этими листиками украсим нашу мудрую сову.

7. Домашнее задание.

Используемые источники.

  1. http://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/presentacii/106446
  2. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2012/10/08/ekologicheskiy-kalendar
  3. http://infourok.ru/konspekt_uroka_okruzhayuschego_mira_po_teme__ekologicheskiy_kalendar_2_klass_po_programme-186262.htm
  4. http://www.metod-kopilka.ru/konspekt_uroka_quot_ekologicheskiy_kalendarquot-9563.htm
  5. http://www.igraza.ru/nature/170-planeta.html
  6. http://www.uchportal.ru/load/46-1-0-57043
  7. http://zaycev.net/artist/118719