Введение
“Учение может стать для детей интересным, увлекательным делом,
если оно озаряется ярким светом мысли, чувств, красоты, творчества”.
Сухомлинский В.А.
В связи с социально-экономическими изменениями в мире и в современном обществе возникла потребность в активных, деятельных людях, которые могли бы быстро приспосабливаться к меняющимся трудовым и жизненным условиям, обладающими качественными знаниями, способными к саморазвитию и творческому профессиональному труду, к нестандартным решениям возникающих проблем. Изменился запрос общества с пассивной репродуцирующей личности - на конкурентноспособного на рынке труда, социализированного, уверенного в своей успешности выпускника, способного достигать высоких результатов в профессиональной деятельности.
В условиях реализации ФГОС, необходимо воспитывать всесторонне развитую творческую личность, способную к самостоятельному профессиональному труду.
Но существуют некоторые противоречия:
- Между необходимостью развития полноценной готовой к самостоятельной профессиональной деятельности личности и количеством выпускников, владеющих этими качествами.
- Между необходимостью использовать новые образовательные технологии, воспитывающие творческий потенциал выпускников и ограниченными возможностями традиционной системы обучения, работы по образцу, положения “ведомые”.
- Необходимостью создать условия для организации личностно-ориентированного подхода, потребностью учащихся и их родителей в формировании ключевых компетенций, обеспечивающих общеучебную, общекультурную и методологическую подготовку к реалиям жизни в обществе и невозможностью их актуализации за счет использования информационных (непродуктивных), личностно-отчужденных методов образовательной деятельности;
Следствием данных противоречий в условиях реализации модернизации региональной системы школьного образования является проблема необходимости гуманизации образовательной среды и перехода от информационной модели обучения к деятельностной и личностной, что требует применения новых форм организации учебного процесса и новых педагогических технологий, которые недостаточно изучены.
Для решения этой проблемы была выбрана тема итоговой работы “Технологии личностно-ориентированного обучения на уроках биологии (II-III ступени образования)”.
Цель работы: рассмотреть технологии личностно-ориентированного обучения в контексте их применения на уроках биологии.
Задачи: познакомиться с основными направлениями технологии личностно-ориентированного обучения, показать примеры их применения на уроках биологии и внедрить эти технологии в свою профессиональную деятельность, обеспечивая развитие личности учащихся в ситуации успеха.
Ожидаемые результаты: личностно-ориентированные технологии будут способствовать раскрытию субъективного опыта ученика: формированию личностно значимых для него способов учебной работы; овладению умениями самообразования. Внедрение системно-деятельностного подхода через личностно-значимую деятельность, повлечет повышение мотивации учащихся, самостоятельного участия в создании проектов, способов поиска информации.
Технология личностно - ориентированного обучения на уроках биологии - это и создание учителем благожелательной творческой атмосферы, и постоянное обращение к субъектному опыту школьников как опыту их собственной жизнедеятельности. Увлеченное отношение к предмету, практические навыки личностно-ориентированной работы, готовность к профессиональной деятельности.
Увеличится процент выпускников готовых к полноценной самостоятельной профессиональной деятельности, победителей олимпиад, выработается самостоятельность и раскроются творческие способности выпускников.
Организаци личностно-ориентированного подхода, сформирует у учащихся ключевые компетенций, обеспечивающие общеучебную, общекультурную и методологическую подготовку к реалиям жизни в обществе.
Часть 1. Личностно-ориентированные технологии
В условиях реализации новых образовательных стандартов необходимо формировать целостную разностороннеразвитую личность, применяя системно-деятельностный подход, который включает деятельностно-ориентированные технологии, формирующие активность учащегося и личностно-ориентированные технологии, обеспечивающие социализацию личности.
Остановимся на личностно-ориентированных технологиях системы образования. По определению Карпенковой С.А. “Личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования”.
При реализации такого подхода процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учетом механизмов познания, мыслительных и поведенческих особенностей учащихся, а отношения “учитель-ученик” строятся на принципах сотрудничества и свободы выбора. [https://urok.1sept.ru/articles/607211/ ]
Большой вклад в разработку теоретических и методических основ этого подхода внесли такие ученые, как Бондаревская Е.В., Газман О.С., Гусинский Э.Н., Сериков В.В., Турчанинова Ю.И., Якиманская И.С. Опираясь на идеи педагогической и философской антропологии (Ушинский К.Д., Пирогов Н.И., М.Шелер и др.) и научные труды отечественных и зарубежных ученых – представителей гуманистического направления в педагогике и психологии (А. Маслоу, К.Роджерс, Р. Бернс, Сухомлинский В.А., Амонашвили Ш.А. и др.), они предприняли усилия для становления в России в середине 90-х годов ХХ века теории и практики личностно-ориентированной педагогической деятельности. [https://urok.1sept.ru/articles/607211/ ]
Одним из первых идейных вдохновителей стал представитель гуманистического направления в педагогике и психологии Карл Роджерс. Он ввел выражение “Личностно-центрированное” (PERSONALITY-CENTERED EDUCATION) взаимодействие. Он установил, что критерии успешной психотерапии и успешной педагогической деятельности – одни и те же. Чтобы достигнуть успеха в видах деятельности, связанных с взаимодействием людей, один из которых помогает другому измениться, усовершенствоваться, необходимо по Роджерсу: эмпатия, т.е. сопереживание, проникновение в мир другого человека; тёплое, человечное отношение к человеку, принимающее его таким, каков он есть без всяких предварительных условий. В отечественной педагогики развитие получил термин “личностно-ориентированное” обучение.
Личность ребёнка в этой технологии является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлечённой цели. Такие технологии называют антропоцентрическими. В гуманно-личностных технологиях отвергается принуждение, “исповедуются” идеи всестороннего уважения и любви к ребёнку, оптимистическую веру в его творческие силы. [https://docs.google.com/document/d/1aGcwGRg0h_Yj_PkJFFQEr_cX5vSQU6yjuV7SGJ5Ch7s/edit ]
Таким образом, личностно-ориентированные технологии, как особый тип образовательного процесса, характеризуются:
- антропоцентричностью,
- гуманистической и психотерапевтической направленностью,
- личность учителя и личность ученика выступают субъектами образовательного процесса,
- целью образования является разностороннее, свободное и творческое развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости,
- учитываются ценностные ориентации ребенка и структура его убеждений, на основе которых формируется его “внутренняя модель мира”,
- процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учетом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих стратегий учащихся,
- отношения учитель — ученик построены на принципах сотрудничества и свободы выбора.
- ключевыми понятиями: личностно-ориентированный подход, индивидуальность, личность, самовыражение, субъект, субъективность, субъективный опыт, стратегия познания, траектория развития личности, познавательный стиль учащихся, Я-концепция, обучающий стиль учителя.
1.1. Ключевые понятия личностно-ориентированного обучения (Карпенкова С.А.)
ОБУЧАЮЩИЙ СТИЛЬ УЧИТЕЛЯ | интегративная характеристика профессиональной деятельности педагога, проявляющаяся в проекции его собственных когнитивных и личностных предпочтений в реализации учебно-воспитательного процесса (обучающей деятельности). |
СТРАТЕГИИ ПОЗНАНИЯ | внутренние механизмы познавательных процессов, которые связаны с определенным видом деятельности и состоят из внутренней установки критерия достижения результата, операций по его достижению, теста процесса (сличения текущих результатов и заданного критерия), фиксации результата деятельности. |
ЛИЧНОСТЬ | совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой. |
Я-КОНЦЕПЦИЯ | совокупность всех представлений человека о себе, сопряженная с их оценкой. |
САМОВЫРАЖЕНИЕ | выражение себя, своей индивидуальности в какой-либо деятельности. |
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ | совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, её неповторимость, уникальность. |
СУБЪЕКТ | носитель действия, тот, кто (или то, что) познаёт, мыслит или действует, в отличие от объекта (как того, на что направлены мысль или действие субъекта). |
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД | такой тип образовательного процесса, в
котором - личность ученика и личность учителя выступают как его субъекты; - целью образования является развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости; - в процессе обучения учитываются ценностные ориентации ребёнка и структура его убеждений, на основе которых формируется его “внутренняя модель мира”; - процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учётом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих стратегий учащихся; - отношения учитель-ученик построены на принципах сотрудничества и свободы выбора. |
СУБЪЕКТИВНОСТЬ | выражение представлений человека (субъекта) об окружающем мире, его точки зрения, чувствах, убеждениях и желаниях. |
СУБЪЕКТИВНЫЙ ОПЫТ | часть личностного опыта ребенка, которая относится к его собственным новообразованиям, индивидуальным смыслам и индивидуальным познавательным стратегиям. |
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ СТИЛЬ УЧАЩИХСЯ |
индивидуальный способ протекания учебной деятельности школьника: особенности принятия решений, особенности целеполагания, планирования действий, осуществления исполнения действий, протекания процессов рефлексии, самоконтроля, самооценки. |
ТРАЕКТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ | персональный путь реализации личностного потенциала каждого обучающегося в образовательном процессе. |
1.2. Ведущие идеи личностно-ориентированного обучения по И.С. Якиманской:
- цели личностно-ориентированного обучения: развитие познавательных способностей учащихся, максимальное раскрытие индивидуальности ребенка;
- обучение, как заданный норматив познания, переакцентируется на учение, как процесс;
- учение понимается как сугубо индивидуальная деятельность отдельного ребенка, направленная на преобразование социально-значимых образцов усвоения, заданных в обучении;
- субъектность ученика рассматривается не как “производная” от обучающих воздействий, а изначально ему присущая;
- при конструировании и реализации образовательного процесса должна быть проведена работа по выявлению субъектного опыта каждого ученика и его социализация;
- усвоение знаний из цели превращается в средство развития ученика, учитывающее его возможности и индивидуально-значимые ценности.
- Перечислим ряд позиций, которые представляются важными для личностно-ориентированного обучения:
- личностно-ориентированное обучение обеспечивает развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности;
- образовательный процесс личностно-ориентированного обучения представляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, ценностные ориентации и субъектный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении;
- обученность и образованность не тождественны по своей природе и результатам. Обученность через овладение знаниями, умениями и навыками обеспечивает социальную и профессиональную адаптацию в обществе. Образованность формирует индивидуальное восприятие мира, широкое использование субъектного опыта в интерпретации и оценке фактов, явлений окружающего мира на основе личностно значимых ценностей и внутренних установок;
- личностно-ориентированное обучение строится на принципе вариативности, то есть признании разнообразия содержания и форм учебного процесса, выбор которых осуществляется учителем с учетом цели развития каждого ребенка. [https://urok.1sept.ru/articles/607211/] Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М., 1996]
Таблица 1. Сравнение традиционной и
личностно-ориентированной модели обучения
[https://urok.1sept.ru/articles/607211/ ]
Признаки традиционных технологий | Особенности личностно-ориентированной технологии |
трансляция готового учебного
содержания. изложение нового материала – монолог учителя. диалог между учащимися нормативно исключен; низкий уровень общения у учащихся. основные функции учителя – информирующая, контролирующая и оценивающая. единообразие в содержании и формах ученической деятельности. ориентация на формирование личности с заданными свойствами. надзор вместо управления Положительные стороны: четкая организация педагогического процесса, систематический характер обучения, идейно-эмоциональное воздействие личности учителя на ученика, Разносторонность и обилие информации, богатое использование наглядности, технических средств обучения Отрицательные стороны: преобладание вербальных методов обучения, практически без самостоятельной учебно-познавательной деятельности школьников и фронтальных форм работы. Шаблонное построение и продолжительность урока, развитие репродуктивных качеств и отсутствие условий для развития творческого потенциала, большой объем домашних заданий |
ЦЕЛЬ – создание условий для проявления
познавательной активности учеников. СРЕДСТВА достижения педагогом этой цели: использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъективный опыт учеников; создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учеников к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания; оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения; поощрение ученика за нахождение своего способа выполнения задания, анализ способа работы других учеников в ходе урока, выбор и оценку наиболее рациональных; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, изобретательность в способах выполнения задания; предоставление возможности для естественного самовыражения ученика. |
1.3. Основные подходы личностно-ориентированного образования
Разноуровневый подход — ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику. Различия основного количества учащихся по уровню обучаемости сводится, прежде всего ко времени, необходимому ученику для усвоения учебного материала. Уровневая дифференциация осуществляется путем деления класса (учебной группы, коллектива) для раздельного обучения на разных уровнях (базовом и вариативном).
Дифференцированный подход — выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения.
Индивидуальный подход — распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности.
Субъектно-личностный подход — отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости.
1.4. Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода
Личностно-ориентрованные технологии включают методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как: диалогичность, деятельностно-творческий характер, направленность на поддержку индивидуального развития ребенка; предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.
Учитывая эти требования, можно определить перечень педагогических технологий, построенных на личностно-ориентированном подходе:
- разноуровневое обучение
- технология саморазвивающего обучения (Селевко Г.К. );
- педагогика сотрудничества (“проникающая технология”);
- технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов);
- адаптивная система обучения;
- гуманно-личностная технология Амонашвили Ш.А.;
- технология полного усвоения знаний;
- игровые технологии;
- технологии развивающего обучения;
- проблемное обучение;
- технология исследовательского обучения;
- коллективный способ обучения;
- технологии модульного обучения.
- [https://urok.1sept.ru/articles/607211/ ]
Часть 2 Личностно-ориентированные технологии в преподавании биологии
Биология - комплексная наука, которая с успехом сочетает анатомические, физиологические, психологические, гигиенические, исторические и экологические знания о человеке.
В связи с этим технологии разноуровневого обучения легко включаются в образовательный процесс, обогащая его конкретными методиками.
2.1. Разноуровневое обучение при опросе, подаче домашнего задания и оценивании учащихся
2.1.1.Приёмы опроса учащихся
Очень часто на уроках формы опроса направлены на поиск пробелов и недостатков в знаниях учащихся. А ведь это должен быть поиск достоинств, знаний и умений. Главная задача в ходе опроса – поддержать, помочь, научить.
Прием 1. Солидарный опрос.
Ученик, вызванный к доске, не может справиться с заданием. Обращаемся к классу с вопросом: Кто может выполнить это задание? Затем из числа желающих выбираем наиболее предпочтительного (того, кто находится в хороших отношениях с отвечающим), и предлагаем ему шёпотом помочь товарищу и научить его так, чтобы тот мог сам выполнить задание.
Почти тот же самый вариант, но немного изменённый: ученика вызываем к доске, предлагаем ему тему, проблему или задание; затем он выбирает из класса того, в чьей помощи он нуждается (1-2 чел.), затем они берут все необходимые пособия, тетради, учебники и удаляются на последнюю парту, где в течение 15 минут идёт подготовка, после чего ученик сдаёт учителю в присутствии своих тренеров изученный материал. Если ученик справился с заданием, он получает качественную оценку в баллах и поощрение на словах, оцениваем также труд тренеров, если опыт не получился, неудовлетворительная оценка не выставляется, а учитель думает над другими способами и заданиями, позволяющими ученику добиться успеха.
Прием 2. Взаимоопрос.
Три ученика, подготовленные провести опрос тех, кто хотел бы ответить на "5”, на "4” и на "3”, садятся каждый на своём ряду и приглашают желающих. Если ученик записался в группу, где он быстро ответил на вопросы и получил "3”, он может мигрировать в группу более высокого качества и попытать счастья там.
Прием 3. Тихий опрос.
Беседа с одним или несколькими учениками происходит полушёпотом, в то время как класс занят другим делом, которое предложил учитель.
Прием 4. Защитный лист.
Ученик нередко приходит на урок неподготовленным.
В таких случаях обычны два сценария.
Первый: строгий учитель перед каждым уроком проверяет знания. Попался – наказан, не попался – повезло... Такая игра в "кошки-мышки” порождает недоверие и много других отрицательных эффектов.
Второй: Доброму учителю выгодно признаться до урока, для убедительности что-нибудь приврав. Добрый пожурит, пообещает проверить знания потом, но, заваленный многочисленными школьными делами, скорее всего забудет. Такая ситуация тоже отрицательно действует на ученика и психологически проигрышна для учителя. Как быть?
Перед каждым уроком, всегда в одном и том же месте, лежит "Лист защиты”, куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Зато учитель, подшивая эти листы, держит ситуацию под контролем.
2.1.2. Приемы подачи домашнего задания
Распространенный прием – наказание домашним заданием повышенного объема или сложности. Но если уж задавать, то задавать с максимальной пользой.
Прием 1. Три уровня домашнего задания.
Учитель одновременно задает домашнее задание трех уровней .
Первый уровень – обязательный минимум. Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику.
Второй уровень – тренировочный. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу. Эти ученики могут освобождаться от задания первого вида.
Третий уровень используется или нет учителем в зависимости от темы урока, подготовленности класса. Это – творческое задание. Обычно оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой. Диапазон творческих заданий широк:
- частушки, басни, сказки, фантастические рассказы по учебным темам и т.п.;
- чайнворды, сканворды, кроссворды и т.п.;
- учебные комиксы;
- плакаты – опорные сигналы;
- мнемонические формулы, стихи и др.
Так на уроках в 10 гуманитарном классе, мною использовались задания творческого характера: “Биологическая сказка - “Путешествие кванта света в зеленом листе”, “Функция хлорофилла”, “Приключение молекулы кислорода”” по темам “фотосинтез” и “дыхание”.
Особенно любимы задания такого характера на II ступени обучения биологии, по темам “Многообразие органического мира”, особенно интересный материал был разработан, создан и собран в сборнике нашей сотрудницей Куцевой И.К. в книге “Уроки творчества. Дидактические сказки, загадки, стихи по ботанике и зоологии: учебно-методическое пособие. М.:Лесная страна, 2008. 84 с.”
Материалы были накоплены при использовании на практике методов системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих способностей.
Реализуя творческую деятельность ученики СГОАН с успехом развиваются и совершенствуются, ведь как писал Андреев В.И. “Творчество имеет два вектора — один направлен вовне, в предметную деятельность, а другой - на самого человека, на самосозидание, на развитие в человеке всех сущностных сил и способностей. Когда речь идет о творчестве, творческой деятельности человека, чаще всего имеют ввиду первый вектор, то есть одну составляющую, в то время как более важная компонента человеческого творчества — это творческое саморазвитие человека” [Андреев В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2000].
Прием 2. Задание массивом.
Задается большой массив заданий сразу на достаточно большой промежуток времени. Например, из 50 заданий ученик должен выполнить 20. Важный психологический эффект: самостоятельный выбор задания дает возможность самореализации для ученика, происходит самосогласование ребенка и уровня заданий, которые он решает.
Прием 3. Сам себе учитель.
В течение последних 10 минут урока предлагаем учащимся придумать наиболее интересную форму и содержание домашнего задания. Кто какое домашнее задание для себя придумал, тот и будет его выполнять. Кто не сумел или не захотел придумать, тому домашнее задание формулируем сами.
Прием 4. Идеальное задание.
Достаточно схож с приемом 3. Учитель не дает никакого определенного задания, но функция домашней работы выполняется, то есть учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию.
Прием 5. Разноуровневые задания.
Особенно доступно стало проведение разноуровневых работ в старшей школе в связи с проведением ОГЭ и ЕГЭ. Тестовые задания уже распределены по уровням сложности: Первый уровень - минимальный. (группа “А”) .Выполнение заданий такого уровня основано на памяти учащихся.. За выполнение такого задания они получают отметку "3".
1. Пробудить интерес к предмету путем использования заданий базового уровня, позволяющих работать в соответствии с его индивидуальными способностями.
2. Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях.
3. Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.
Второй уровень - понимания и творчества. (группа “В”) Задания требуют мыслительных операций. За выполнение такого задания они получают отметку "4", поэтому данный уровень овладения материалом (уровень понимания)и ,соответственно, уровень заданий называют общим.
1. Развивать устойчивый интерес к предмету.
2. Закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действия.
3. Актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала.
4. Сформулировать умение самостоятельно работать над заданием, проектом.
Третий уровень - продвинутый. (группа “ С”) . Почти в каждом классе есть ученики, которые, интересуясь предметом, знают больше остальных. Выполнение заданий такого уровня оценивается отметкой "5".
1. Развивать устойчивый интерес к предмету.
2. Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности.
3. Развивать воображение, ассоциативное мышление, раскрыть творческие возможности, совершенствовать языковые умения учащихся.
В качестве примера приведу проверочную работу на 15-20 минут с разноуровневыми заданиями по теме " Отделы растений" в 6 классе.
1.*Опишите строение мхов на примере кукушкина льна. Перечислите известные вам мхи.
2**.Перечислите известных вам представителей мхов. Чем мхи отличаются от водорослей?.
3***Почему мхи относят к высшим споровым растениям? Ответ обоснуйте.
[Таева Н.М. Технология дифференцированного обучения на уроках биологии. http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2012/07/28/tekhnologiya-differentsirovannogo ]
Примеры заданий для итоговой оценки достижения планируемых результатов
Раздел “живые организмы” (Воронина Г.А. Биология.Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Г.А. Воронина, Т.В. Иванова, Г.С. Калинова; под. Ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой.- М.: Просвещение, 2013.-160 с. (работаем по новым стандартам).
Планируемые результаты: выделять существенные признаки биологических объектов и процессов, характерных для живых организмов.
1. (базовый уровень)
Выберите из предложенного перечня существенный признак бактериальной клетки, отличающий ее от клеток представителей других царств живой природы.
1) наличие цитоплазмы
2) наследственный аппарат клетки (ядерное вещество) расположено в цитоплазме
3) жгутик обеспечивает движение клетки
4) оболочка бактериальной клетки защищает ее внутреннее содержимое
Правильный ответ: 2
Критерий достижения планируемого результата: выбран правильный ответ
Итоговые тесты разработанные Г.С.Калиновой, Е.А. Никишовой и др. (ЕГЭ. Биология: тематический сборник заданий / под редакцией Г.С. Калиновой.-М.: Издательство “Национальное образование”, 2015.- 256 с.- (ЕГЭ. ФИПИ — школе).
1. Что служит средой обитания для бактерий-паразитов?
1) почвенная среда, 2) водная среда, 3) воздушная среда, 4) другой организм
2. К какой группе по образу жизни относят бактерию дизентерийную палочку?
1) сапрофитам, 2) паразитам, 3) симбионтам, 4) автотрофам
3. Хемосинтезирующими бактериями являются
1) железобактерии, 2) бактерии брожения, 3) молочнокислые бактерии, 4)синезеленые (цианобактерии)
4. Почему бактерии выделяют в особое царство?
1) у бактерий нет оформленного ядра, митохондрий, 2) клетка бактерийне имеет цитоплазмы и рибосом, 3) среди них есть только одноклеточные формы, 4) среди них есть паразиты и сапрофиты
5. Группа бактерий, живущих в содружестве с другими организмами, - это
1) паразиты, 2) симбионты, 3)консументы, 4) сапротрофы
6. Клубеньковые бактерии по способу питания относят к
1) хемотрофам, 2) гетеротрофам, 3) автотрофам, 4) паразитам
7. Какие бактерии улучшают азотное питание растений?
1) брожения, 2)клубеньковые, 3) уксуснокислые, 4) сапротрофные
8. Жизнь на Земле невозможна без круговорота веществ, в котором бактерии и грибы выполняют роль
1) производителей органических веществ, 2) разрушителей органических веществ, 3) источника энергии для других организмов, 3) источника энергии для других организмов, 4) источника азота, воды и углекислого газа
9. Что представляет собой белый пушистый налет, образующийся при длительном хранении хлеба и других продуктов?*
1) слоевище лишайника, 2) споры растения, 3) мицелий плесневого гриба, 4) колонию бактерий
10. При неблагоприятных условиях бактерии образуют
1) гаметы, 2) зиготы, 3) споры, 4) зооспоры
11. Почему бактерий относят к прокариотам?
1) они не имеют цитоплазмы и клеточной стенки, 2) они не имеют оформленного ядра, 3) их тело состоит из одной клетки, 4) они имеют микроскопические размеры
12. Какой процесс отсутствует уболезнетворных бактерий
1) дыхание, 2) фотосинтез, 3) размножение, 4) выделение
Задания повышенной трудности с развернутым ответом
13. Какое молоко, стерилизованное или свеженадоенное, прокиснет быстрее в одних и тех же условиях? Ответ поясните.
14. Назовите основные признаки строения и жизнедеятельности бактерий. Укажите не менее четырех особенностей.
15. Бактерии-сапрофиты играют важную роль в природе. Объясните почему.
Правильный ответ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
4 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 1) быстрее прокиснет свеженадоенное
молоко, так как в нем имеются бактерии,
вызывающие сбраживание продукта; 2) при стерилизации молока клетки и споры молочнокислых бактерий погибают, и молоко сохраняется дольше. |
1) бактерии — доядерные организмы, не
имеющие оформленного ядра и многих органоидов; 2) по способу питания бактерии — гетеротрофы и автотрофы; 3) высокая скорость размножения путем деления; 4) анаэробы и аэробы; 5)неблагоприятные условия переживают в состоянии спор |
1) сапротрофы — редуценты, разлагающт
органические вещества до минеральных
соединений, участвуя в круговороте веществ в
биосфере; 2) выполняют роль санитаров, так как разлагают трупы, продукты жизнедеятельности организмов |
Критерий достижения планируемого результата: выбран правильный ответ, задания с 1-12 оцениваются в 1 балл, задания 13-15 — от 0-3 баллов.
Приемы оценивания
От педагога в момент оценки результатов требуется эмоциональная уравновешенность, необходимая для объективной оценки, доброжелательность – в момент оглашения оценок любого уровня, умение учитывать возможности и реальные достижения каждого учащегося. Главное, чтобы оценка на уроке стала стимулом для дальнейшего приложения сил. Человеку нужен успех.
Прием 1. Оценка – не отметка.
Оцениваем не только цифрой. Оцениваем словами, интонацией, жестом, мимикой...
Вариант: учитель, потирая ладони, с хитрым видом выдает группам на листочке задание каверзное, но посильное... Через 10 минут ученики справляются. Учитель: "Ну что с вами делать! Вы же мой золотой фонд невыполненных заданий погубите! Вот уж в следующий раз...”
Прием 2. Рейтинг.
Завершив работу, ученик сам ставить себе отметку. За ту же работу отметку ставит и учитель. Записываем дробь. Например, 4/5. Задача учителя – приучить ученика к регулярному оцениванию своего труда.
Прием вводится на период согласования критериев отметки, а через некоторое время числитель и знаменатель все чаще совпадают.
Прием 3. Кредит доверия.
В некоторых случаях ставим отметку в "кредит”. Спорная четвертная. Предмет волнений и надежд. Учитель: "По отметкам ты на "4” ("5”) чуть-чуть не доработал. Но у меня создалось впечатление, что ты можешь и хочешь. Это так? Если да, то давай попробуем поставить тебе высокую оценку, а в следующей четверти станет ясно, насколько мы были правы”.
Прием 4. Система стимулов.
Вариант 1. Листочек с отложенной оценкой.
Не желая выставлять низкую оценку, выдаем учащемуся листочек, в который он записывает тему, заданный вопрос или задание, с которым не справился, дату и возвращает учителю. При следующем опросе предлагаем ученику ответить или выполнить задание, которое содержится в отложенном листке.
Вариант 2. Развернутая оценка.
Наряду с цифровой оценкой делаем запись, раскрывающую наше отношение к ученику и его достижениям.
Вариант 3.
Достаточно хорошей оценкой могут быть:
- маленькая грамота;
- благодарственное письмо или диплом "За победу на уроке”, "За маленькое открытие”, "За помощь другу”;
- благодарственная запись в дневнике;
- книга, открытка с дарственной надписью, стихотворение, посвященное ученику.
Уровневая дифференциация
Положительные аспекты | Отрицательные аспекты |
Исключаются неоправданные и нецелесообразные для общества усреднение детей. | Деление детей по уровню развития негуманно. |
У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному. | Высвечивается социально-экономическое неравенство. |
Отсутствие в классе отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания. | Слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними. |
Появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам. | Перевод в слабые группы воспринимается детьми как унижение их достоинства. |
Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. | Несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в разряд слабых переводятся неординарные дети. |
Повышается уровень Я-концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности. | Понижается уровень Я-концепции: в элитарных группах возникает иллюзия исключительности, эгоистический комплекс; в слабых группах снижается уровень самооценки, появляется установка на фатальность своей слабости. |
Повышается уровень мотивации учения в сильных группах. | Понижается уровень мотивации учения в слабых группах. |
Как считает Кашина Е.В. “среди приведенных приемов нет такого, который можно назвать самым главным. Радуга из одного цвета – не радуга. Только поддерживая друг друга, приемы дают "радужный” эффект. Многоцветную картину не нарисовать одним махом. Терпение и постепенность!”. [http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2012/07/28/tekhnologiya-differentsirovannogo]
2.2. Технология дифференцированного обучения
Дифференцированное обучение – это: 1) форма организации учебного процесса, при котором учитель работает с группой учащихся, составленной с учётом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств;
2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых. В основу дифференциации положена теория Л.С.Выготского о зоне ближайшего развития (определение даёт Селевко Г.К. [Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. 1998, N 2.])
В технологии личностно-ориентированного обучения более подробно следует остановиться на дифференциации и индивидуализации обучения.
Как считают Л.Н. Буйлова и Н.В. Кленова, дифференциация может осуществляться по разным основаниям, но наиболее часто применяются две основные формы:
1. Внутренняя дифференциация, основанная на различии индивидуальных уровней освоения учебного материала (темп, способности и другие); она может осуществляться в традиционной форме учета индивидуальных особенностей или в форме системы уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов.
2. Внешняя дифференциация, то есть создание
на основе определенных качеств (интересов,
склонностей и т.д.) относительно стабильных групп
детей.
Что касается внешней дифференциации, то она
происходит естественным путем при выборе
ребенком того направления деятельности, которым
он бы хотел заниматься . В СГОАН такая
дифференциация осуществляется после 7 класса,
когда учащиеся выбирают направления дальнейшей
учебы по 4-м основным профилям:
физико-математическое, химико-биологическое,
гуманитарное и экономическое направления.
Внутренняя дифференциация позволяет педагогу корректировать программы и отводить для детей определенной группы столько времени, сколько им необходимо для полного и прочного усвоения этой части программы. Причем педагог имеет возможность как замедлять, так и ускорять процесс освоения программы в зависимости от той категории детей, с которой он работает.
Индивидуализация означает максимальное раскрытие возможностей каждого ребенка и создание условий для его персонифицированного развития. Объективным фактором, способствующим индивидуализации обучения и воспитания в СГОАН, является относительно небольшое количество детей, с которыми педагог работает одновременно.
На практике реализация личностно-ориентированных технологий заключается в создании особой воспитательно-образовательной среды, ориентированной не только на получение ребенком определенных знаний и умений, но и осуществляющей педагогическую поддержку, позволяющую приобретать социальный опыт, коммуникативные навыки, удовлетворять индивидуальные познавательные потребности, а главное – саморазвиваться и самореализовываться.
Так, изучая темы 8 класса по анатомии и физиологии “Высшая нервная деятельность” можно включить тесты на определение типа темперамента и тем самым подвести научную основу для разделения классов на группы, для лучшего усвоения материала.
Пример дифференцированной технологии которую с успехом можно применит на уроке анатомии в 8 классе, предлагает Карпенкова С.А. В работе “Методический семинар “Личностно-ориентированный подход в дополнительном образовании детей”, размещенный на сайте 1 сентября в разделе “Фестиваль педагогических идей “открытый урок””
“ТЕСТ "ФОРМУЛА ТЕМПЕРАМЕНТА" (А. Белов)
Цель: Определить доминирующий тип темперамента и составить "формулу темперамента".
Инструкция: тест "Формула темперамента" (А. Белов) определяет на сколько Вы по темпераменту холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Вам предлагается 80 вопросов, отвечайте "да", если качества для Вас обычны и повседневны. Если качества Вам не присущи, то отвечайте "нет".
Отметьте качества в “паспорте” темперамента, которые для вас обычны, повседневны.
Итак, если вы:
1 неусидчивы, суетливы;
2 невыдержанны, вспыльчивы;
3 нетерпеливы;
4 резки и прямолинейны в отношениях с людьми;
5 решительны и инициативны;
6 упрямы;
7 находчивы в споре;
8 работаете рывками;
9 склонны к риску;
10 незлопамятны;
11 обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью;
12 неуравновешенны и склонны к горячности;
13 агрессивный забияка;
14 нетерпимы к недостаткам;
15 обладаете выразительной мимикой;
16 способны быстро действовать и решать;
17 неустанно стремитесь к новому;
18 обладаете резкими порывистыми движениями;
19 настойчивы в достижении поставленной цели;
20 склонны к резким сменам настроения
— то вы чистый холерик.
Если вы:
21 веселы и жизнерадостны;
22 энергичны и деловиты;
23 часто не доводите начатое дело до конца;
24 склонны переоценивать себя;
25 способны быстро схватывать новое;
26 неустойчивы в интересах и склонностях;
27 легко переживаете неудачи и неприятности;
28 легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам;
29 с увлечением беретесь за любое новое дело;
30 быстро остываете, если дело перестает вас интересовать;
31 быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь с одной работы на другую;
32 тяготитесь однообразием будничной кропотливой работы;
33 общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности с новыми для вас людьми;
34 выносливы и работоспособны;
35 обладаете громкой, быстрой, отчетливой речью, сопровождающейся жестами, выразительной мимикой;
36 сохраняете самообладание в неожиданной сложной обстановке;
37 обладаете всегда бодрым настроением;
38 быстро засыпаете и пробуждаетесь;
39 часто не собраны, проявляете поспешность в решениях;
40 склонны иногда скользить по поверхности, отвлекаться
— то вы, конечно же, сангвиник.
Если вы:
41 спокойны и хладнокровны;
42 последовательны и обстоятельны в делах;
43 осторожны и рассудительны;
44 умеете ждать;
45 молчаливы и не любите попусту болтать;
46 обладаете спокойной, равномерной речью, с остановками, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики;
47 сдержаны и терпеливы;
48 доводите начатое дело до конца;
49 не растрачиваете попусту сил;
50 придерживаетесь выработанного распорядка дня, жизни, системы в работе;
51 легко сдерживаете порывы;
52 маловосприимчивы к одобрению и порицанию;
53 незлобивы, проявляете снисходительное отношение к колкостям в свой адрес;
54 постоянны в своих отношениях и интересах;
55 медленно включаетесь в работу и медленно переключаетесь с одного дела на другое;
56 ровны в отношениях со всеми;
57 любите аккуратность и порядок во всем;
58 с трудом приспосабливаетесь к новой обстановке;
59 обладаете выдержкой;
60 несколько медлительны
— то вы, без сомнения, флегматик.
Если вы:
61 стеснительны и застенчивы;
62 теряетесь в новой обстановке;
63 затрудняетесь установить контакт с незнакомыми людьми;
64 не верите в свои силы;
65 легко переносите одиночество;
66 чувствуете подавленность и растерянность при неудачах;
67 склонны уходить в себя;
68 быстро утомляетесь;
69 обладаете тихой речью;
70 невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника;
71 впечатлительны до слезливости;
72 чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию;
73 предъявляете высокие требования к себе и окружающим;
74 склонны к подозрительности, мнительности;
75 болезненно чувствительны и легко ранимы;
76 чрезмерно обидчивы;
77 скрытны и необщительны, не делитесь ни с кем своими мыслями;
78 малоактивны и робки;
79 уступчивы, покорны;
80 стремитесь вызвать сочувствие и помощь у окружающих
— то вы меланхолик.
Обработка результатов:
Если количество положительных ответов в "паспорте" темперамента того или иного типа 16-20, то это значит, что у вас ярко выражены черты данного темперамента. Если же ответов насчитывается 11-15, значит, качества данного темперамента присущи вам в значительной степени. Если положительных ответов 6-10, то качества данного типа присущи вам совсем в небольшой степени.
Формула темперамента:
Фт=(ХАх100%/А)+(САс100%/А)+(ФАф100%/А)+(МАм100%/А),
где Фт - формула темперамента, Х - холерический темперамент, С - сангвинический темперамент, Ф - флегматический темперамент, М - меланхолический темперамент, А - общее число плюсов по всем типам, Ах - число плюсов в "паспорте холерика", Аф - число плюсов в "паспорте флегматика", Ас - число плюсов в "паспорте сангвиника", Ам - число плюсов в "паспорте меланхолика".
В конечном виде формула темперамента приобретает такой, например, вид:
Фт=35%Х+30%С+14%Ф+21%М.
Это значит, что данный темперамент на 35% холерический, на 30% сангвинический, на 14% флегматический, на 21% меланхолический. Если относительный результат числа положительных ответов по какому-либо типу составляет 40% и выше, значит, данный тип темперамента является у вас доминирующим, если 30-39%, то качества данного типа выражены средне, если 10-19%, то качества данного темперамента выражены в малой степени.
Текстовая часть теста взята из литературы:
Тестирование детей / Автор-составитель В. Богомолов Серия "Психологический практикум". - Ростов н/Д: "Феникс", 2003. - с. 243-246.
Далее в работе даются рекомендации для школьников и учителей которые можно посмотреть в работе Карпенковой С.А.
2.3. Технология индивидуального обучения (метод проектов)
Наибольший интерес в практической деятельности вызывает проектный метод. Ученики СГОАН с удовольствием вовлекаются в исследовательскую деятельность, состоящую в практическом изучении биологических закономерностей, явлений, применяя методы наблюдения, сопоставления фактов, сравнения, анализа, синтеза, математического учета. Ежегодно они представляют свои доклады по изученным темам и практическим опытам и наблюдениям на апрельской конференции СГОАН “Наука. Творчество”, после чего лучшие доклады размещаются в сборнике статей конференции. В прошлом году Ермолаева Елена под моим руководством напечатала статью “Исследование влияния препарата от наледи “Бионорд” на рост растений травяной смеси “Сибиряк”, в этом году была отправлена работа, посвященная исследованию на базе лаборатории городской поликлиники №5 заболеванию крови “Мононуклеоз”.
Кроме этого в профильных классах мы участвовали в Фестивале исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио ученика”, куда были отправлены работы Гулиева Ибрагима “Очистка воды и экологическое состояние водных ресурсов”, Петровой Алены “Редкие и исчезающие виды флоры и фауны Самарской Луки”, Цветовой Варвары “Аллергия””, Рябовой Маргариты и Сахаровой Анастасии “Асимметрия полушарий. Определение ведущих полушарий по методу И.П. Павлова”, Карякина Кирилла и Ермолаевой Елены. Значительно повышают учебный интерес победы в предметных олимпиадах, конкурсах, конференциях. Конечно, значимое место в биологии отводится практическим методам деятельности учеников – упражнениям, лабораторным и практическим работам. Творческие работы как крупномасштабные, представленные выше, так и сообщения, поисково–практические задания, мини практикумы.
Особенно увлекательными представляются лабораторные работы, вызывающие неподдельный интерес у учащихся, применение специального оборудования и инструментов отсылает нас к практической работе врачей-лаборантов, фармацевтов, генетиков, анатомов.
Для понимания роли человека по влиянию на экологическое состояние окружающей среды, ребята делают практические исследовательские работы и участвуют в эко-волонтерской акции “Чистые берега” под эгидой партии “Зеленая Лига” под руководством С.В.Симака. Это позволяет внести посильный вклад в дело сохранения окружающей среды.
Выводы
Таким образом, мы рассмотрели технологии личностно-ориентированного обучения и их применение на уроках биологии. Подробно изучили методы индивидуального, разноуровневого и дифференцированного обучения.
Успехи в практическом применении личностно-ориентированных технологий образования коррелируют с усилиями педагога, его квалификацией, способности к саморазвитию, и доскональном знании технологий.
Ведь от того, что даст ребенку школа, во многом зависит его будущее. Школьные успехи – залог будущей счастливой, духовной и насыщенной жизни взрослого.[Куцева И.К.]
Развитие творческих способностей не зависит от уровня интеллектуального развития, педагогической практикой доказано, что “знания, полученные в результате творческой работы, обладают несравненно большими положительными свойствами, чем знания, полученные при помощи выполнения работы по готовому образцу. Активное, творческое овладение знаниями является базой убеждений учащихся. На их основе развиваются творческие силы учащихся, углубляется их подлинно познавательный интерес”. [Щукина Г.И. Формирование познавательных интересов школьников. Л., 1960.]
Список литературы
1. Андреев В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2000
2. Воронина Г.А. Биология.Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Г.А. Воронина, Т.В. Иванова, Г.С. Калинова; под. Ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой.- М.: Просвещение, 2013.-160 с. (работаем по новым стандартам
3. Гизбург Ф. Заповеди педагогического общения //Воспитание школьников, 2003-№ 4
4. Куцевой И.К. в книге “Уроки творчества. Дидактические сказки, загадки, стихи по ботанике и зоологии: учебно-методическое пособие.- М.: Лесная страна, 2008.-84 с
5. Карпенкова С.А. В работе “Методический семинар “Личностно-ориентированный подход в дополнительном образовании детей”, размещенный на сайте 1 сентября в разделе “Фестиваль педагогических идей “открытый урок””
6. Таева Н.М. Технология дифференцированного обучения на уроках биологии. http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2012/07/28/tekhnologiya-differentsirovannogo
7 Тестирование детей / Автор-составитель В. Богомолов Серия "Психологический практикум". - Ростов н/Д: "Феникс", 2003. - с. 243-246.
8. ЕГЭ. Биология: тематический сборник заданий / под редакцией Г.С. Калиновой.-М.: Издательство “Национальное образование”, 2015.- 256 с.- (ЕГЭ. ФИПИ — школе
9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. 1998, N
10. Щукина Г.И. Формирование познавательных интересов школьников. Л., 1960.
11. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М., 1996
12. https://urok.1sept.ru/articles/607211/
14. https://docs.google.com/document/d/1aGcwGRg0h_Yj_PkJFFQEr_cX5vSQU6yjuV7SGJ5Ch7s/edit
15. https://urok.1sept.ru/articles/607211/