В последнее время наблюдаю, что все чаще и чаще ко мне как к педагогу - психологу обращаются педагоги и родители по поводу воровства детей. Речь идет не о безобидных вещах, взятых без спроса, а о серьезной проблеме, которая осложняет жизнь и детям, и взрослым. Очень часто, сталкиваясь с проблемой воровства, родители остаются один на один со своими переживаниями, опасаясь обсуждать ее с учителем, психологом, и даже с членами своей семьи, боясь обвинений в том, что они плохие родители. Они не знают, что считать воровством, его причины, как обсуждать произошедшее с ребенком, как его наказывать.
Сегодня я и хочу поговорить с вами о детском воровстве.
Многие считают, что проблема воровства - это проблема только правоохранительных органов. Но, исходя из своего опыта работы практическим психологом, с уверенностью могу сказать, что она давно переросла в разряд психолого-педагогических и даже медицинских. Подтверждением тому служат труды многих известных ученых-психологов, педагогов, психологов-юристов, медиков-психологов и др. Проблема отклонений (девиаций) в поведении детей отражена в трудах таких ученых, как М.А. Алемаскин, Б.Н. Алмазов, Н.А. Закатова, Н.А. Катаева, И.А. Невский, А.Ф. Никитин, Р.В. Овчарова и др.
Обсуждение вопроса детского воровства хочу начать с небольшого терминологического анализа. Необходимо отметить, что девиантное поведение – это система поступков, отклоняющихся от общепринятой нормы. А воровство как раз и относится к одному из видов девиантного поведения.
Импульсивность – неумение сдерживать свои порывы, острое желание обладания.
Клептомания – та же импульсивность, но только в отношении “украсть”.
Дать определение и воровству достаточно легко: это действие, направленное на присваивание чужих вещей.
Психологи отмечают, что существуют возрастные периоды, во время которых дети наиболее падки до чужого. Это возраст 3-4 лет, 7-8 лет, подростки 13-15 лет. Эти годы совпадают с так называемыми “кризисными” периодами в становлении и развитии личности ребенка. Каждый из них имеет свои особенности и в отношении воровства.
В 3-4 года малыш еще не различает своего и чужого. Он еще не научился понимать, почему нельзя “просто взять” себе то, что ему понравилось. Маленький человечек учится различать хорошее и плохое только благодаря реакции на его поступки родителей, значимых взрослых, которые мимикой, жестом, интонацией дают ему понять, какое поведение они одобряют, а какое нет. А лучшая реакция – это та, которая помогает ребенку осознать ваши надежды на честность, понять, зачем это так важно. И застав 3-4-х летнего гражданина, уплетающего за обе щеки сладости из чужого пакета, не спешите расценивать этот поступок, как преступление. Это еще не воровство, и словосочетание “чужая вещь” предпочтительнее термина “кража”, а “вор”, “украл” лучше заменить на: “взял без спроса”, “взял – забыл отдать”. Поэтому и реакция на подобный поступок должна быть спокойной, последовательной, без истерик и оскорблений. Родители правильно сделают, если объяснят своему чаду (и не раз), что чужое нельзя брать без спроса. А чтобы ребенку было понятнее, обратят его внимание на переживания человека, лишившегося какой-то вещи. В этот возрастной период очень важно, чтобы у ребенка были “свои”: кровать, полка в шкафу, свои игрушки и т. д. Ведь когда не сформировано понятие “мое”, трудно постичь понятие “чужое”. Не так ли?
7-8 лет. В этом возрасте ребенок уже знает, что такое “свое” и что такое “чужое”. Он прекрасно осознает, что “не свое” брать запрещено. Но, несмотря на это, у большинства детей из этой категории возникает желание этот запрет преодолеть. Ребенку трудно обуздать импульсивность своих желаний, и это так же может стать причиной воровства. Вот теперь это уже может рассматриваться как попытка воровства. Родителям в этот период необходимо быть очень внимательными и этот момент не пропустить.
Очень важно сразу же поговорить с ребенком о том, что человек, у которого он взял вещь, очень огорчен; предложить вместе с ребенком сходить к нему. Необходимо, чтобы ребенок попросил прощения у владельца украденного и признался в своем проступке именно ему. Такая очная ставка для детей в этом возрасте – довольно тяжкое испытание. После, как правило, если у ребенка нет каких-либо психологических проблем, у него пропадает желание экспериментировать на тему воровства.
Главное, что должен уяснить ребенок в этом возрасте: попытка украсть никогда не остается незамеченной. И второе, у ребенка должно быть выработано правило: всегда спрашивать разрешения взять чужое.
С 7 лет можно начинать учить ребенка пользоваться деньгами.
Деньги для ребенка обладают волшебной силой. За хрустящие, не очень привлекательные на вид бумажки, вы получаете как раз то, что больше всего хотели! Соблазн? И еще какой! Поэтому, если ребенок немного опустошил ваш кошелек, это не значит, что он уже потенциальный клиент для скамьи подсудимых. А что же делать родителям? Без лишнего шума положите деньги на место и объясните ребенку, что деньгам нужно вести строгий учет ввиду их ограниченного количества, и если они исчезнут, то не на что будет покупать продукты для всей семьи. Постарайтесь выяснить и причину, по которой ребенок мог их взять.
Родители поступят разумно, если не будут оставлять деньги на виду, чтобы не провоцировать тем самым своего ребенка. Расскажите ему, где вы работаете, сколько зарабатываете, на что тратите. Замечательно, если вы берете с собой ребенка в магазин, обращаете внимание на цены, даете ему возможность оплатить покупку, контролируете отдачу сдачи.
Вопросу карманных денег хочу уделить немного больше внимания.
Проблема карманных денег встает перед родителями наиболее остро тогда, когда ребенок начинает замечать, что у других детей есть деньги. Он тоже обязательно захочет иметь их в своем распоряжении, и, конечно же, тратить их по своему усмотрению. Здесь важно объяснить, что карманные деньги – это наличная сумма, которая выдается ему каждую неделю, и он должен самостоятельно решать, как ее потратить. Если он будет расходовать ее разумно, тогда сумма по мере взросления тоже будет регулярно увеличиваться. Выдавая ребенку разумную сумму карманных денег, вы уже пресекаете его желание брать не принадлежащую ему наличность. Начинать лучше с маленькой суммы. Старайтесь отдавать деньги каждую неделю в определенное время, лучше в мелкой разменной монете. Это создаст впечатление, что денег много, разовьет интерес к счету, сложению, вычитанию. Если ребенок захочет копить, можно купить копилку, так он увидит, как растет денежная масса. Помогите ребенку наметить небольшие покупки, высчитать, сколько времени ему понадобится копить, чтобы приобрести что-то. Ему можно предложить: “Накопишь 100 рублей, тогда я добавлю до необходимой суммы”. Если вы хотите, чтобы у ребенка сложилось впечатление, что это его деньги и что он сам несет за них ответственность, старайтесь не перечить его выбору. Хвалите своего ребенка за здравомыслие, которое он проявляет в своих расходах и накоплениях. Выдача карманных денег с раннего возраста поможет ребенку понять, откуда берутся деньги (работа, интерес в накоплении), понимать ценность денег. Старайтесь давать ему карманные деньги до того, как он их попросит.
13 – 15 лет. Воровство в этом возрасте – это уже осознанный шаг, а может быть, даже и вредная привычка. В это время родителям очень трудно усмотреть, когда подросток оступается, т. к. этот возрастной отрезок совпадает с “кризисом подросткового возраста”, когда у ребенка-подростка появляются новые интересы, новые друзья, стремление к независимости, появляются и новые потребности, которые не всегда могут удовлетворить родители. Одной из главных причин воровства, по мнению психолога Э.Х. Давыдовой, являются нарушения во взаимодействии со значимыми для подростка людьми. В большинстве семей ворующих детей наблюдается эмоциональная холодность и, даже, непринятие ребенка. Здесь у подростка нет чувства ощущения его значимости, ему не хватает признания, родительского понимания. Ребенок из такой семьи считает, что он нелюбим, ему уделяют недостаточно внимания, он чувствует себя одиноким и заброшенным, а особенно, если в раннем детстве пережил развод родителей, и сейчас он видит отчужденность и враждебность между ними. Желание привлечь к себе внимание родителей, неудовлетворенная потребность в любви и ласке может стать одной из причин воровства. Побуждением к воровству может стать и желание отомстить конкретному человеку или “всем сразу”. В этом случае подросток четко понимает негативный характер этого действия.
Импульсивное побуждение украсть появляется в тот момент, когда ребенок видит чужую вещь, которая привлекла его внимание, когда он находится с ней рядом.
Одной из причин подросткового воровства также может быть желание сделать приятное другим и заслужить их хорошее отношение к себе. В этой связи не могу не привести пример, который потряс меня до глубины души.
Сын-подросток носил в больницу матери охапки шикарных цветов, которые воровал с городского кладбища.
Очень часто в подростковом возрасте воровство совершается “за компанию” на основе желания быть принятым группой, способом самоутверждения – “кражи престижа”, “кражи на спор”. Чаще всего причина таких краж – неразвитость нравственных норм, низкий самоконтроль. Подросток просто не осознает, что воровство – антиобщественный, наказуемый поступок. И эту ситуацию он рассматривает не как криминальную, а как игру, приключение. В этой связи еще один пример. Совсем недавно закончилось уголовное дело по факту участия в совершении воровства учеником нашей школы. При выяснении обстоятельств кражи (по словам ученика) оказалось, что непосредственно подросток в ней не участвовал, он “просто стоял на “шухере” и по мобильному телефону, в хронологической последовательности освещал этот процесс своему другу. Тинейджер долго не мог понять, за что его привлекают к уголовной ответственности. И очень много сил и времени пришлось потратить, на то, чтобы он понял, что внешние события и другие люди оказывают влияние на его жизнь, но за последствия отвечает он сам: потерей друзей, утратой доверия, плохой репутацией, проблемами с законом.
Что делать можно и нужно родителям? Если вы не хотите, чтобы случаи воровства возникали или продолжали повторяться, то необходимо учесть следующее:
- Обратите внимание, как в семье хранятся деньги: деньги и ценности должны находиться в недоступном для детей месте.
- Любой факт обращения ребенка к средствам родителей должен быть регулируемым.
- Родителями должен осуществляться постоянный контроль за полученной ребенком суммой, в отдаче сдачи.
- Чтобы не искушать судьбу, обеспечьте подростка средствами на мелкие расходы.
Старайтесь понимать и по мере возможности удовлетворять разумные потребности ребенка (в модной одежде, технике и др.). Если потребности подростка кажутся вам уж слишком большими, постарайтесь не всегда ему отказывать. Лучше оговорить срок, когда вы сможете удовлетворить его просьбу или предложить вариант удовлетворения данной потребности. Хорошо, если бы вы смогли помочь подростку самому зарабатывать деньги.
И подводя итог нашему разговору: ошибка ребенка – это родительская ошибка. Лучшая профилактика воровства – доверительные, заинтересованные отношения. Вашему ребенку нужны эмоциональная поддержка и любовь родителей. Он должен ощущать, что он может рассчитывать на ваше внимание и понимание, сочувствие и помощь, и что ему всегда будет предоставлена возможность исправить ошибку не прибегая к воровству.