Коррекция звукопроизношения, развитие динамической и просодической сторон речи у ребёнка с ДЦП

Разделы: Логопедия


Цели.

Образовательные:

  • закрепление понятия об интонационной выразительности речи, опираясь на слуховое восприятие;
  • обогащение словаря;
  • дифференциация однокоренных и родственных слов.

Коррекционные:

  • развитие мелкой и артикуляционной моторики;
  • активизация мышц губ, щёк, языка, мягкого неба;
  • воспитание нижне-диафрагмального дыхания;
  • развитие динамической и просодической сторон речи;
  • формирование самоконтроля за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль.

Грамматические:

  • закрепление знаний о безударной гласной в корне, проверяемой ударением.

Воспитательные:

  • формирование умения слушать и слышать обращённую речь;
  • воспитание интереса к знаниям, умения анализировать и оценивать продуктивность своей деятельности, стремления к выполнению поставленной задачи;
  • привитие навыков уверенности в преодолении речевого дефекта.

Оборудование.

  • Конверт со шнуровкой и письмом для чтения.
  • Зеркало, марлевые салфетки, комплект специальных зондов (Новикова Е.В.)
  • Набор мордочек с различными мимическими выражениями.
  • Цветные карандаши, магнитные блокноты (подарки с цветными сердечками, нарисованными ученицей), сюжетные картинки, интерактивные развивающие программы: “Логопедия для детей”, “Уроки Кирилла и Мефодия” - урок: “Однокоренные и родственные слова”.

Ход занятия

Организационный момент.

(Развитие мелкой моторики. Чтение печатного текста).

Ученице вручается конверт со шнуровкой. Логопед предлагает расшнуровать конверт и прочитать письмо:

“Мы, учителя-логопеды, прочитали сообщение на городском сайте школы про очень старательную и трудолюбивую ученицу 3 “В” класса, которая добилась прекрасных успехов в личном речевом развитии.

Мы просим разрешения познакомиться с Наташей и посмотреть, как же ей удаётся добиваться таких успехов”.

Сообщение целей занятия.

Сегодня мы будем работать:

  • над дикцией и интонацией, вспоминая стихи и читая их по ролям;
  • над дыханием и голосом в инсценировке – артикуляционной гимнастики: “История язычка”;
  • на интерактивном моменте с ёжиком Степаном закрепим знания на различение однокоренных и родственных слов.
  • на протяжении всего занятия необходимо контролировать своё произношение”.

Дикция, темп (настрой на занятие)

Повторить 3 раза рифмовку чётко проговаривая звуки, наращивая темп:

Кто стремится, старается,
Хорошо занимается -
У того всё получится
И всему он научится.

Зондовый массаж.

С помощью комплекта специальных зондов (Новикова Е.В.)

Развитие артикуляционной моторики; динамической и просодической сторон речи.

Инсценировка: “История одного язычка”. Название упражнения
Вот проснулся язычок, выглянул в окошко.
Видит спинку выгнула розовая кошка.
Расстелил половичок на крылечке язычок.
Взял он клещи, взял топор и пошёл чинить забор.
Тётушка-Щёчка племянника ждёт
Блинчики с маком для гостя печёт.
Сварила манную кашку, на стол поставила горячего чаю чашку
“Стрелочка”
“Киска сердится”
“Лопаточка”
“Заводим мотор”
Поглаживание щёк
“Непослушный язычок”
“Чашечка”

Упражнение на развитие речевого дыхания. Делаем глубокий вдох, задерживаем дыхание, медленный выдох на “чашечку” 3 – 4 раза

Произносим изолированный звук : “Ш” “Остудим чай в чашке”
Под окошком во дворе индюки гуляют, песни странные болтают, распевают.
По дорожке на лошадке скачет язычок и копытцами лошадка : “Цок ...”
В гору медленно идёт (с силой присасываем язычок – отрываем)
А с горы стрелой несётся: “Цок цок-цок ...) – быстро
Дайте язычку “ду – ду”
И ещё пять шариков – покатать комариков
“Индюки”
“Лошадка”
“Грибок”
“Лошадка”
“Хоботок”

Упражнение на мелкую моторику пальцев рук: (загибаем 5-ть пальчиков поочерёдно).

Надуваем шарики: “Садитесь комарики”

Упражнение на развитие дыхания: Глубокий вдох, задержка дыхания, рука на животике контролирует: “шарик-живот” надувается – произносим изолированный звук “Ш”

Надули шарики, покатились комарики, а 1-н комарик носом проткнул шарик

пошёл холодный воздух : “С - С – С – С ...” - подносим тыльную сторону ладони ко рту.

Изолированное произнесение звука “С” - тактильный контроль.

Используем игровые приёмы постановки свистящих звуков:

“Как маленького комарика учили разговаривать”;

соревнование: “Чей комарик тоньше пищит?”

- Ну-ка, дети, с язычком вместе покатаемся, в паровозик поиграем и поулыбаемся: “ИУ – ИУ...”

Упражнение на развитие силы голоса: (показ жестом – отводим руку: “издалека” - очень тихо поём: ИУ – ИУ – ИУ ... , приближается – всё громче - - максимально - - тише – совсем тихо...).

- Потемнело всё вокруг, сильный ветер раздался вдруг:

Упражнение на развитие речевого дыхания: вдох через нос, выдох узкой струёй через рот.

Язычок затрепетал, задрожал и затрещал:

Слоговые упражнения: слоги со звуком “Р”: ДРРА – ДРРО – ДРРЫ ... .

Ох устал наш язычок, лёг в кроватку на бочок да и песенку запел:

Воспроизведение слоговых цепочек, автоматизация звуков в слогах:

ШМА – ШТА ; ТША – МША; ЛНА –ЛНЯ; НЛЯ – НЛА ... .

Физкультминутка.

Мимическая гимнастика.

Набор мордочек с различным выражением.

Интонационная выразительность речи.

Автоматизация шипящих звуков в стихах.

Вспоминаем стихотворения:

Наша река широка, как Ока.

- Как, как Ока?

- Да так, как Ока, широка у нас Ока!

Чтение стихотворения по ролям. “Кто чей?” (меняясь ролями)

- Чей ты, чей, лесной ручей? Мышонку шепчет мышь:
- Ни чей! “Ты всё шуршишь не спишь”
- Ну откуда ж ты, ручей? Мышонок шепчет мыши:
- Из ключей! “Шуршать я буду тише”

- Ну, а чьи же те ключи?

- Ни чьи!

- Чья берёзка у ручья?

- Ничья!

- А ты, девочка, лапушка?

- Я мамина, папина и бабушкина!

Задание на предупреждение дисграфии.

Речевая развивающая (компьютерная) программа: “Уроки Кирилла и Мефодия”.

Урок: “Однокоренные и родственные слова”.

Итог занятия

- Что больше всего понравилось на занятии?

- Как считаешь, удалось ли тебе выдержать контроль за своим произношением на протяжении всего занятия?

В конце занятия предложить Наташе подарить магнитные блокнотики гостям с нарисованными сердечками.