Цели.
Образовательные:
- закрепление понятия об интонационной выразительности речи, опираясь на слуховое восприятие;
- обогащение словаря;
- дифференциация однокоренных и родственных слов.
Коррекционные:
- развитие мелкой и артикуляционной моторики;
- активизация мышц губ, щёк, языка, мягкого неба;
- воспитание нижне-диафрагмального дыхания;
- развитие динамической и просодической сторон речи;
- формирование самоконтроля за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль.
Грамматические:
- закрепление знаний о безударной гласной в корне, проверяемой ударением.
Воспитательные:
- формирование умения слушать и слышать обращённую речь;
- воспитание интереса к знаниям, умения анализировать и оценивать продуктивность своей деятельности, стремления к выполнению поставленной задачи;
- привитие навыков уверенности в преодолении речевого дефекта.
Оборудование.
- Конверт со шнуровкой и письмом для чтения.
- Зеркало, марлевые салфетки, комплект специальных зондов (Новикова Е.В.)
- Набор мордочек с различными мимическими выражениями.
- Цветные карандаши, магнитные блокноты (подарки с цветными сердечками, нарисованными ученицей), сюжетные картинки, интерактивные развивающие программы: “Логопедия для детей”, “Уроки Кирилла и Мефодия” - урок: “Однокоренные и родственные слова”.
Ход занятия
Организационный момент.
(Развитие мелкой моторики. Чтение печатного текста).
Ученице вручается конверт со шнуровкой. Логопед предлагает расшнуровать конверт и прочитать письмо:
“Мы, учителя-логопеды, прочитали сообщение на городском сайте школы про очень старательную и трудолюбивую ученицу 3 “В” класса, которая добилась прекрасных успехов в личном речевом развитии.
Мы просим разрешения познакомиться с Наташей и посмотреть, как же ей удаётся добиваться таких успехов”.
Сообщение целей занятия.
“Сегодня мы будем работать:
над дикцией и интонацией, вспоминая стихи и
читая их по ролям;
Дикция, темп (настрой на занятие)
Повторить 3 раза рифмовку чётко проговаривая звуки, наращивая темп:
Кто стремится, старается,
Хорошо занимается -
У того всё получится
И всему он научится.
Зондовый массаж.
С помощью комплекта специальных зондов (Новикова Е.В.)
Развитие артикуляционной моторики; динамической и просодической сторон речи.
Инсценировка: “История одного язычка”. | Название упражнения |
Вот проснулся язычок, выглянул в окошко.
Видит спинку выгнула розовая кошка. Расстелил половичок на крылечке язычок. Взял он клещи, взял топор и пошёл чинить забор. Тётушка-Щёчка племянника ждёт Блинчики с маком для гостя печёт. Сварила манную кашку, на стол поставила горячего чаю чашку |
“Стрелочка” “Киска сердится” “Лопаточка” “Заводим мотор” Поглаживание щёк “Непослушный язычок” “Чашечка” |
Упражнение на развитие речевого дыхания. Делаем глубокий вдох, задерживаем дыхание, медленный выдох на “чашечку” 3 – 4 раза
Произносим изолированный звук : “Ш” | “Остудим чай в чашке” |
Под окошком во дворе индюки гуляют,
песни странные болтают, распевают. По дорожке на лошадке скачет язычок и копытцами лошадка : “Цок ...” В гору медленно идёт (с силой присасываем язычок – отрываем) А с горы стрелой несётся: “Цок цок-цок ...) – быстро Дайте язычку “ду – ду” И ещё пять шариков – покатать комариков |
“Индюки” “Лошадка” “Грибок” “Лошадка” “Хоботок” |
Упражнение на мелкую моторику пальцев рук: (загибаем 5-ть пальчиков поочерёдно).
Надуваем шарики: “Садитесь комарики”
Упражнение на развитие дыхания: Глубокий вдох, задержка дыхания, рука на животике контролирует: “шарик-живот” надувается – произносим изолированный звук “Ш”
Надули шарики, покатились комарики, а 1-н комарик носом проткнул шарик –
пошёл холодный воздух : “С - С – С – С ...” - подносим тыльную сторону ладони ко рту.
Изолированное произнесение звука “С” - тактильный контроль.
Используем игровые приёмы постановки свистящих звуков:
“Как маленького комарика учили разговаривать”;
соревнование: “Чей комарик тоньше пищит?”
- Ну-ка, дети, с язычком вместе покатаемся, в паровозик поиграем и поулыбаемся: “ИУ – ИУ...”
Упражнение на развитие силы голоса: (показ жестом – отводим руку: “издалека” - очень тихо поём: ИУ – ИУ – ИУ ... , приближается – всё громче - - максимально - - тише – совсем тихо...).
- Потемнело всё вокруг, сильный ветер раздался вдруг:
Упражнение на развитие речевого дыхания: вдох через нос, выдох узкой струёй через рот.
Язычок затрепетал, задрожал и затрещал:
Слоговые упражнения: слоги со звуком “Р”: ДРРА – ДРРО – ДРРЫ ... .
Ох устал наш язычок, лёг в кроватку на бочок да и песенку запел:
Воспроизведение слоговых цепочек, автоматизация звуков в слогах:
ШМА – ШТА ; ТША – МША; ЛНА –ЛНЯ; НЛЯ – НЛА ... .
Физкультминутка.
Мимическая гимнастика.
Набор мордочек с различным выражением.
Интонационная выразительность речи.
Автоматизация шипящих звуков в стихах.
Вспоминаем стихотворения:
Наша река широка, как Ока.
- Как, как Ока?
- Да так, как Ока, широка у нас Ока!
Чтение стихотворения по ролям. “Кто чей?” (меняясь ролями)
- Чей ты, чей, лесной ручей? | Мышонку шепчет мышь: |
- Ни чей! | “Ты всё шуршишь не спишь” |
- Ну откуда ж ты, ручей? | Мышонок шепчет мыши: |
- Из ключей! | “Шуршать я буду тише” |
- Ну, а чьи же те ключи?
- Ни чьи!
- Чья берёзка у ручья?
- Ничья!
- А ты, девочка, лапушка?
- Я мамина, папина и бабушкина!
Задание на предупреждение дисграфии.
Речевая развивающая (компьютерная) программа: “Уроки Кирилла и Мефодия”.
Урок: “Однокоренные и родственные слова”.
Итог занятия
- Что больше всего понравилось на занятии?
- Как считаешь, удалось ли тебе выдержать контроль за своим произношением на протяжении всего занятия?
В конце занятия предложить Наташе подарить магнитные блокнотики гостям с нарисованными сердечками.