Россия.... Какое родное сердцу слово. Сколько связано с этим понятием, сколько пережито. В душе каждого русского человека своё восприятие. Белгородская земля имеет свою историю, уходящую в глубину веков. Любовь к Отчизне, к месту, где ты родился, вырос и осознал себя как личность, выше любви к государству.
Богатыми возможностями в расширении исторических знаний в области государственных символов обладают музейные занятия, которые являются важным звеном в гражданско-патриотическом и нравственном воспитании школьников, способствуют гармоническому развитию личности. Музей - это место, где развлечение совмещается с познанием, место, которое помогает по-новому взглянуть на вещи. Музейный предмет, выступая в качестве источника информации о людях и событиях, способен воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как роль исследователей истории выполняют не только взрослые, но и дети под руководством учителя, педагога.
Предлагаемое занятие-путешествие “По берегам земли Белгородской” актуально тем, что в изучении и закреплении сведений о государственных символах заложен огромный потенциал развития личности. Обращаясь к культурному и историческому прошлому, этнографическим корням, способствует передаче социально-культурного опыта наших предков подрастающему поколению, патриотическому воспитанию.
Предлагаемый материал адресован, прежде всего, музейным педагогам, учителям общеобразовательных школ и всем тем, кто свято помнит и чтит традиции и обычаи своих предков.
Цель: Создание условий способствующих обобщению и закреплению знаний о символике Белгородской области, возможности учащихся прочувствовать особенность и уникальность Белгородского края в пространстве страны.
Задачи:
- Познакомить учащихся с государственными символами Белгородской области и района, объяснить их символику, закрепить знания детей о произведениях русских авторов о Родине.
- Воспитывать уважительное отношение к государственным символам Российской Федерации, любовь и гордость к своей Родине.
- Развивать историческую память, наблюдательность, познавательный интерес, воображение.
Методы и приёмы:
- погружение в прошлое;
- совместное исследование детей;
- наглядность;
- элемент ролевой игры;
- вопросно-ответная беседа.
Тип занятия: интегрированный.
Действующие лица: капитан корабля - педагог, путешественники – дети.
Наглядные пособия: рисунки, фотографии, карточки с пословицами, демонстрационный материал с изображением символики Белгородской области, Белгородского района, карта путешествия, плакаты с изображением корабля, морского побережья, капитанская фуражка, иллюстрации Белгородского района, Белгородской области, кроссворд, презентация.
Материалы и инструменты: клеёнка, цветная бумага, бумажные фигурки льва, орла, картон, кисточки, ножницы, клей ПВА, тряпочки, фигурки из бумаги девочек и мальчиков.
ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, диск с записью гимна РФ, Белгородского района, песня “С чего начинается Родина” (В. Баснер, М. Матусовский, исполнитель, М. Бернес).
Подготовительная работа: работа со словарём, поиск толкования слов, разучивание стихотворений о родине.
План занятия:
- Организационный момент.
- Сообщение темы и цели.
- Путешествие к бухте “Род. Родина”.
- Путешествие к бухте “Музыкальная”.
- Путешествие к бухте “Мастерская”.
- Путешествие к бухте “Герб”.
- Путешествие к бухте “Игровая”.
- Подведение итогов.
- Рефлексия.
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Добрый день, дорогие ребята! Я очень рада видеть вас!
2. Сообщение темы и цели.
- Сегодня у нас необычное занятие – мы отправляемся в путешествие по нашей необъятной родине, России, на которой жили наши предки. Наше путешествие мы совершим на корабле “Пётр Первый”. Я буду вашим капитаном, если вы не возражаете. А вот и наша карта путешествия. А сейчас в путь! (Приложение 6, Презентация)
Представьте себе наш корабль большой и необычайно красивый. По большому трапу мы поднимаемся на палубу. Я поднимаюсь на капитанский мостик. На море полнейший штиль мы выходим из бухты и держим курс на северо-запад. Мы спокойно плывём, слушаем, как шумят волны, ударяясь о борт корабля, они легонько подталкивают его вперёд, чайки приветствуют путешественников и желают нам счастливого пути.
Опять над родиной берёзы,
Как будто утренний туман.
Опять над родиной раздольно
Взметнулась чайка, шмель гудит,
И сердце радостно и больно
Дрожит в разбуженной груди.
Владимир Молчанов
3. Путешествие к бухте “Род. Родина”.
- Первая наша остановка “Род. Родина”. Откуда произошло само слово “родина”? Послушаем ребят (предварительно было дано задание найти значение этого слова в словарях).
1 учащийся: Слово Родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас - потомок какого-либо старинного рода. А само слово род обозначает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов называется Родень (Родня). Он был посвящён богу Роду.
2 учащийся: Родина – страна, город, где человек родился.
Что же такое для человека Родина? Что он считает своей Родиной? Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за этим большим и ёмким словом Родина. Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина - это то место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями. (Звучит песня “С чего начинается Родина”).
- Посмотрите, какие добрые, тёплые, родные слова оказались близкими слову родина. Давайте послушаем стихи русских поэтов о Родине в исполнении ребят.
Что мы Родиной зовём?
Край, в котором мы растём,
И берёзки, вдоль которых,
Взявшись за руки, идём.
Что мы Родиной зовём?Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём...
В. Степанов
Берегите Россию –
Нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце,
Этот хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе...
Берегите Россию,
Без неё нам не жить.
Берегите её.
Чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию –
Нет России другой.
Е. Синицын
- Наше государство называется Россия, Российская Федерация. А чем отличается одно государство от другого? (Языком, на котором говорит народ, историей, обычаями, географическим положением, символикой).
- Назовите основные символы государства (гимн, флаг, герб).
4. Путешествие к бухте “Музыкальная”.
- Мы продолжаем путешествие и следующая остановка - “Музыкальная”.
- Кто автор слов и музыки Государственного гимна Российской Федерации? Гимн – слово греческого происхождения. В древней Греции гимном называли торжественную хвалебную песню в честь богов и героев. В современной трактовке “гимн” - это торжественная песня, принятая как символ государственного или социального единства; хвалебная песня, музыкальное произведение.
Звучит гимн. (Сергей Владимирович Михалков в 2001 году написал обновлённый текст, а А.В. Александров – музыку).
- Кто автор слов и музыки гимна нашего Белгородского района? (слова Пашковой С.И., музыка В. Суходулова).
- А вы знаете, что первым гимном России стала молитва русских, написанная в 1815 году Василий Андреевич Жуковским на мотив английского королевского гимна, позже Жуковский написал слова нового гимна “Боже, царя храни” в 1833 г., самого короткого гимна на мотив музыки А.Ф. Львова.
5. Путешествие к бухте “Мастерская”.
- Но что это? Небо внезапно чернеет, нас подхватывает огромная темно – фиолетовая волна. Мы куда – то летим, и на минуту все замираем от страха и ужаса. Спасти нас может только чудо. Если мы правильно и быстро изготовим флаг Белгородского района, то море успокоится, и все будут спасены.
Практическая работа. Инструктаж по технике безопасности. Оценка и анализ работ. (Заготовки из цветной бумаги чёрного и зелёного цветов, картон, фигуры льва и орла, клей, кисточки).
- Вам необходимо изготовить аппликацию – флаг Белгородского района, правильно расположив и приклеив на картон полоски цветной бумаги и фигуры льва и орла.
- Флаг Белгородского района представляет собой прямоугольное полотнище с соотношением сторон 2:3, крестообразно разделённое на четыре чередующиеся чёрные и зелёные части. Зеленый цвет символизирует такие качества - значения, как свобода, надежда, радость, здоровье, а черный - постоянство, скромность, благоразумие. Для Белгородского района черный цвет также символизирует основное богатство – чернозем. Поверх вертикальной линии деления расположены фигуры: жёлтый лев и над ним белый орёл.
14 октября отмечается знаменательная дата для Белгородчины – День флага области. Флаг, как один из символов утверждён 22 июня 2000 года.
День флага Белгородской области совпадает с большим православным праздником Покрова Пресвятой Богородицы. Синий цвет – цвет Богородицы. Богородица издавна считается покровительницей России.
- А какие цвета характерны для флага Белгородской области?
(Флаг Белгородской области разделён синим крестом на четыре равные части белого, зелёного, красного и чёрного цветов, на белом поле – герб области четырёхцветное полотнище с Андреевским флагом является основной символикой региона).
- Белый цвет символизирует богатые залежи и производство мела, молока и сахара, зелёный – изобилие и плодородие земли, полей и лесов, красный – кровь, пролитую защитниками Отечества на Белгородских рубежах в XVI – XX вв., чёрный – богатство почвы, её чернозём и недра.
(Демонстрация изображения с символикой Белгородской области).
Путешествие к бухте “Герб”.
- Мы приближаемся к следующей бухте. Чтобы причалить к ней, необходимо разгадать кроссворд.
По диагонали: Историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов (геральдика).
По вертикали: Кто изображён на гербе Белгородского района (лев, орёл).
- Чем отличается герб Белгородского района от герба Белгородской области? (Презентация).
- В “Толковом словаре русского языка” С.И. Ожегова слово “герб” определяется как “отличительный знак государства, города, сословия и т.п., изображаемый на флагах, монетах, печатях и т.п.”.
Двуглавый орел впервые возник на государственной печати Ивана III, великого князя владимирского и московского, государя всея Руси. Печать эта двусторонняя, датируется 1497 г. На одной ее стороне изображен всадник, поражающий копьем дракона, на другой – двуглавый орел.
Путешествие к бухте “Игровая”.
- Мы продолжаем наше путешествие и впереди нас ждёт .... Но, что это? Эта птица - буревестник, а в лапах у неё письмо, читаем:
“SOS! Терпим крушение! Наш корабль тонет. Чтобы помочь утопающим быстро разгадайте пословицы и ответьте на вопросы”:
- Из рассыпанных частей составьте пословицы, объясните, как вы их понимаете.
Всякому мила а чужая - мачеха Родная сторона – мать, своя сторона На чужой сторонушке в чужом - ворона Чужбина – калина, рад своей воронушке В родном краю сокол, родина - малина
- Первый губернатор Белгородской губернии. (Юрий Юрьевич Трубецкой).
- Назовите губернатора Белгородской области. (Е.С.Савченко).
- Основной тип почвы, образованный на территории области. (Чернозём).
- Какой город, кроме Белгорода носит звание “Город Первого Салюта?” Почему? (Орёл, т.к. одновременно с Белгородом при освобождении в Москве дан салют).
- Когда отмечается День Государственного флага России? (22 августа)
- Что означают цвета Российского флага? (белый – свобода, синий – Богородица, красный – державность, смелость, великодушие).
- Год образования Белгородской губернии. (1727 год).
8. Подведение итогов.
- Вы с честью выдержали все испытания, и теперь наш путь лежит обратно домой, на родной берег. Давайте с вами вспомним, в каких местах мы с вами побывали (карта путешествия), что нового узнали?
9. Рефлексия.
Детям раздаются вырезанные из бумаги фигурки девочек и мальчиков.
Библиографический список
1. Алексеенко, Н.П.Заметки краеведа./Н.П. Алексеенко.- М.: Просвещение, 1992.
2. Без лица в личине./Сост. Л.М. Сукач.- Гомель: Сож, 1993. - 319 с.
3. Гогиберидзе, Г.М., Чесняк Г.М. Формирование музейной педагогики.// Преподавание истории в школе.- 2007-№8.- с.45-49.
4. Даринский, А.В. Краеведение/ Под редакцией А.В. Даринского. - М.: Просвещение, 1987.
5. Игры - обучение, тренинг, досуг./ Под ред. В.В. Петрусинского.- М., 1994.
6. Касаткина, Н.А. Внеклассная работа по биологии.- Волгоград: Учитель, 2002.
7. Ланкова, Н.М. Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии занятий./ Н.М. Ланкова.- М.: ВЛАДОС, 2001.
8. Панкратова, Т.Н.Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников: Первые шаги в мир культуры/ Т.Н. Панкратова, Т.В. Чумалова - М.: ВЛАДОС, 2000.
9. Сухин, И.Г. Литературные викторины, тесты и сказки-загадки для дошкольников и младших школьников.- М.: Просвещение, 1998. – 174 с.
10. Тарабарина, Т.И., Соколова Е.И. И учёба, и игра: природоведение.