Родительское собрание на тему "Искусство общения с детьми"

Разделы: Начальная школа, Работа с родителями


Пояснительная записка

Семья, дом – главные ценности человека. Семья – особый социальный институт, где воспитанием занимаются все взрослые: родители, прародители.

Цель мероприятия:

  • способствовать сплочению семьи, сближению ребенка и родителей через стремление к взаимопониманию, взаимодоверию;
  • помощь в осознании родителями своих личностных возможностей в деле воспитания ребенка.

Для детей непосредственное участие родителей в их школьной жизни не менее важно. Таким образом, поднимается авторитет родителей в глазах ребенка. Авторитет родителей – важная составляющая успешности воспитания детей в семье. Очень значимым и важным принципом в общении детей и родителей является принцип доступности. Сегодня, когда родители много работают и очень заняты, он особенно актуален. Родителям катастрофически не хватает времени на общение с детьми. Быть доступным – это значит, в любую минуту найти в себе силы отложить все свои дела, свою работу, чтобы пообщаться с ребенком.

Деятельность родителей и классного руководителя в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Практика показывает, что некоторые родители, не имея специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контакта с детьми.

Взаимодействие с семьей с целью сближения и сплочения родителей и детей является важным направлением работы классного руководителя. Предлагаемый сценарий родительского собрания поможет по новому взглянуть на проблему доверительных отношений детей и родителей, и будет способствовать устранению недостатка общения.

Основным материалом для организации работы с родителями послужил рассказ Джани Родари “Бриф! Бруф! Браф!” Материал позволит родителям ознакомиться с содержанием программных требований и пережить те же эмоциональные состояния, чувства.

Применение необходимого оборудования (цветных карандашей, зеркальца, дополнительной литературы и др.) отведет от монотонности и поможет сменить виды деятельности.

В ходе такого общения формируется активная педагогическая позиция родителей, они вооружаются педагогическими знаниями и умениями, а побуждение родителей к активному участию в воспитании детей приведет к сближению и сплочению семьи.

Задачи:

  • признание права ребенка на свободное выражение своих взглядов и мыслей;
  • формирование принятия ребенка с его “Я”;
  • расширение творческих возможностей родителей;
  • воспитание стремления поддерживать доверительные взаимоотношения в семье.

Характеристика аудитории.

Родители учащихся второго класса.

Применяемые методики, технологии, оборудование:

  • приемы беседы, позволяющие раскрыть идею рассказа;
  • инструментальность (работа с зеркальцем, карандашами);
  • алгоритмы и указания, предусматривающие выделение значимой части текста;
  • приемы обучения поиску информации в системе дополнительных источников;
  • поисковая работа в группах;
  • экспресс-диагностика родителей;
  • инструменты: зеркальце, синий и желтый карандаши;
  • дополнительная литература: Каюм Насыйри “Книга о воспитании”, наставления о воспитании Ризаэтдина бин Фахретдина;
  • рассказа Джани Родари “Бриф! Бруф! Браф!”, отпечатанный на отдельных листочках;
  • три листа ватмана;
  • памятки “ Заповеди для родителей”.

Ожидаемые результаты:

  • такая форма работы с родителями поможет повысить их коммуникативную культуру;
  • родители научатся излагать свои мысли так, чтобы они были доступны, не порождали тревогу у ребенка;
  • развитие творческих возможностей родителей поможет построить доверительные отношения в семье;
  • вспомнив детство, родители поймут, что их дети нуждаются в чутком отношении.

Основная часть

Классный руководитель встречает участников родительского собрания с коробочкой в руках, в которой лежат вырезанные кружочки трех цветов. Участники мероприятия выбирают понравившийся по цвету кружок и проходят в класс, усаживаются на свободные места. Пока участники собрания собираются, в кабинете звучит тихая, непринужденная музыка.

Вступительное слово классного руководителя.

Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада вновь видеть вас и с удовольствием ознакомлю с темой нашего сегодняшнего разговора. Посмотрите, за окном кружится и легко ложится на землю пушистый снег, как бы располагая нас к непринужденной беседе. Катека лямило ла рамо. (Безусловно, родители с некоторым замешательством и недопониманием смотрят на учителя, но продолжение следует.) Аппрокимаса? Кто из вас переведет то, что сказано на новом языке? ( Если некоторые родители примут игру, предложенную классным руководителем, и продолжат ее в том же направлении, это будет просто замечательно! Но если вас встретят молчанием, то не стоит отчаиваться, продолжите работу.)

 Чтобы понять то, о чем мы сегодня будем говорить, обратимся к листочкам, лежащим у вас на столах. Что за текст перед вами?

Родители:

– Рассказ Джани Родари “Бриф! Бруф! Браф!”

Классный руководитель:

Предлагаю ознакомиться с этим рассказом. Я буду читать, а вы внимательно следите за чтением, можно читать шепотом.

(Чтение рассказа учителем)

Джани Родари. Бриф! Бруф! Браф!

Двое ребятишек мирно играли у себя во дворе. Они придумывали особый язык, чтобы можно было разговаривать только друг с другом и чтоб никто больше не понимал их.

– Бриф, бруф! – сказал первый мальчик.

– Бруф, браф! – ответил другой. И они весело рассмеялись.

На балконе второго этажа сидел добрый синьор и читал газету. А в окно напротив него выглядывала старая синьора – синьора так себе: ни плохая, ни хорошая.

– Какие глупые эти ребята! – сказала синьора.

Но синьор не согласился с нею.

– Я этого не нахожу, – возразил он.

– Не станете же вы утверждать, будто поняли, что они говорят?! – спросила синьора.

– Отлично понял! Первый мальчик сказал: “Какой сегодня чудесный день!” А другой ответил: “Завтра будет еще лучше!”

Синьора поморщилась, но промолчала, потому что в это время ребята снова заговорили на своем языке.

– Мараски, барабаски, пи мпиримо ски! – сказал первый мальчик.

– Бруф! – ответил другой. И они снова засмеялись.

– Неужели и на этот раз вы будете уверять, что поняли их? – рассердилась старая синьора.

– Конечно! – ответил, улыбаясь, старый добрый синьор. – Первый сказал: “Как хорошо, что мы живем на земле!” А второй ответил: “Мир так чудесен!”

– Неужели он и в самом деле так чудесен?! – удивилась старая синьора.

– Бриф! Бруф! Браф! – ответил ей старый синьор.

(Родители работают над текстом, отпечатанным на отдельных листочках.)

А теперь выполним следующие задания:

Алгоритмы и указания к работе над текстом

  1. Прочитайте вслух слова старого синьора на новом языке.
  2. Попробуйте их перевести.
  3. Как они звучат: бодро или вяло? Весело или скучно?
  4. Мальчишки приняли бы старого синьора в свою компанию?
  5. Что у него с ними общего?
  6. А что мешает старой синьоре общаться с ребятами на новом языке?
  7. Как вы думаете, Незнайка сумел бы освоить фантастический язык? А Мальвина? А вы?
  8. Выделите слова, которые характеризуют старого доброго синьора, и закрасьте их желтым цветом.
  9. Выделите слова, которые характеризуют старую синьору, и закрасьте их синим карандашом.
  10. Соответствующими цветами обведите рамкой слова этих двух героев.

(Родители выполняют все инструкции учителя, участвуют в обсуждении и с интересом выполняют задание).

Уважаемые родители, я предлагаю немного поразмышлять, подумать и ответить на вопрос: Почему такие цвета выбраны?

Вывод родителей:

Слова синьоры холодны, отталкивающие, поэтому закрасили синим карандашом, от слов синьора веет теплом, это солнышко, конечно, желтым.

Классный руководитель:

Я с Вами абсолютно солидарна. Возьмите каждый в руки зеркальце и мы продолжим.

Проговорите слова героев соответствующей интонацией и при этом наблюдайте за выражением лица в зеркальце.

– А кто из вас может говорить на аналогичном языке? (Проводится небольшой эксперимент: родители говорят, спрашивают и отвечают на выдуманном языке.)

Постановка проблемы.

Уважаемые родители, а сейчас задумайтесь над тем, в каком образе вы чаще предстаете перед своими детьми: в образе сморщенной, сердитой старой синьоры или же в образе улыбчивого, доброго старого синьора?

Подведение к теме и раскрытие ее аспектов.

Давайте подумаем, мы сами, взрослые люди, кого из этих двух героев выбрали бы в собеседники. Почему некоторые из нас могут наладить контакт, а некоторые не утруждают себя этим? Мы коснулись очень важной темы и нам необходимо ее проработать, ведь мы будем говорить об ИСКУССТВЕ ОБЩЕНИЯ с собственными детьми. Как вы думаете, какие недостатки мешают нам быть ближе к своим детям?

Ответы родителей:

  • у нас не хватает терпения их выслушивать;
  • мы не совсем им доверяем, всегда кажется, что дети придумывают оправдания, хотят уйти от ответственности;
  • усталость часто делает нас самих равнодушными к словам детей, иногда думаешь, скорей бы закончил болтовню;
  • наш эгоизм берет верх, и дети предоставлены сами себе;

Классный руководитель:

Отметим факторы, облегчающие общение: благорасположенность собеседников друг к другу, взаимопонимание между ними, достаточное время на общение, умение говорить уважительно и доверительно. Слушать – значит воспринимать и пропускать через себя. Слушают не только ушами, слушают глазами и кожей, слушают умом и сердцем – всей душой.

Помните:

  • Ребенка хвалят - он учится быть благородным.
  • Ребенок растет в безопасности - он учится верить в людей.
  • Ребенка поддерживают - он учится ценить себя.
  • Ребенок живет в понимании и дружелюбии - он учится находить любовь в этом мире.
  • Ребенка постоянно критикуют - он учится ненавидеть.
  • Ребенок растет в упреках - он учится жить с чувством вины.
  • Ребенка высмеивают - он становится замкнутым.
  • Ребенок живет во вражде - он учится быть агрессивным.

Экспресс-диагностика родителей.

Родителям предлагается выбрать из перечисленных фраз те, которые наиболее часто употребляются ими в общении с детьми (честно, не для обсуждения):

  1. Сколько раз тебе повторять!
  2. Посоветуй мне, пожалуйста.
  3. Не знаю, что бы я без тебя делала?!
  4. И в кого ты такой уродился (ась)?!
  5. Какие у тебя замечательные друзья!
  6. Ну, на кого ты похож (а)?!
  7. Я в твое время … !
  8. Ты моя опора и помощник (ца)!
  9. Ну, что за друзья у тебя?!
  10. О чем ты только думаешь?!
  11. Какой (ая) ты у меня умница!
  12. А как ты считаешь, сынок (доченька)?
  13. У всех дети как дети, а ты?
  14. Какой ты у меня сообразительный (ая)!

После сделанного выбора родителям называются баллы оценки данных фраз:

1 - 2 балла 8 – 1 балл
2 - 1 балл 9 – 2 балла
3 - 1 балл 10 – 2 балла
4 - 1балл 11 – 1 балл
5 - 1 балл 12 – 1 балл
6 - 2 балла 13 – 2 балла
7 - 2 балла 14 – 1 балл

Каждый родитель подсчитывает сумму баллов оценки избранных фраз.

Сообщаются оценочные суждения:

  • 5–8 баллов – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит Вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.
  • 9–10 баллов – вы непоследовательны в общении с ребенком.
  • 11–12 баллов – вам необходимо быть с ребенком повнимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви.
  • 13–14 баллов – вы и сами чувствуете, что идёте по неверному пути. Между вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему больше внимания, прислушивайтесь к его словам.

Вы прослушали оценочные суждения и каждый из Вас сделал для себя определенные выводы.

Поисковая работа в группах. 

Родителям предлагается разделиться на три группы по цветам, которые они выбрали перед собранием и выписать из дополнительной литературы рекомендации, относящиеся к теме родительского собрания.

  • 1 группа – работа с книгой “Большая книга афоризмов”
  • 2 группа – работа с книгой “Китаб эт-тэрбия” Каюма Насыйри
  • 3 группа – работа с наставлениями Ризаэтдина бин Фахретдина.

Итоговое выступление родителей.

Представитель из каждой группы подводит итог работе группы и доводит до остальных выделенную информацию. Что у нас получилось:

Единственная известная мне роскошь – это роскошь человеческого общения.
Антуан де Сент-Экзюпери

Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста.
Пабло Пикассо

Тот, кто не помнит совершенно ясно собственного детства, – плохой воспитатель.
Мария Эбнер-Эшенбах

Творческое задание (выполняется в группах).

Завершить нашу встречу я предлагаю, выполнив подарок – сюрприз своим детям. Каждую группу я попрошу нарисовать на листе ватмана рисунок на тему: “Ты, да я, да мы с тобой”. Так же на своих плакатах Вы можете оставить пожелания для своих детей. (Рисунки выполняются всеми участниками и вывешиваются в классе или в холе начальной школы).

Релаксация.

Возьмите зеркальце. Придайте своему лицу разные выражения и остановитесь на тех, которые вам понравились. Ведь именно они понравятся и вашим детям, когда вы будете говорить с ними. И не забудьте, слова сами по себе представляют лишь 7% информации. Самое важное можно передать интонацией (38 %), мимикой, жестом (55%), наконец – молчанием.

Уважаемые родители, наша встреча подошла к завершению. Я благодарю Вас за плодотворную работу на сегодняшнем мероприятии и надеюсь, что Вы сделали для себя выводы, и в дальнейшем учтете важность доверительных отношений с ребенком. И прежде чем сегодня расстаться позвольте предложить Вашему вниманию памятки с заповедями для родителей.

(Родителям раздаются памятки, напечатанные на цветных листах).

Заповеди для родителей

  1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя?
  3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо, что посеешь, то и взойдет.
  4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам. Она ему тяжела не меньше, чем тебе, а может и больше, поскольку у него нет опыта.
  5. Не унижай, не обзывай!!!
  6. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь – но не делаешь. Помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
  7. Люби своего ребенка любым - неталантливым, неудачливым, взрослым.
  8. Общаясь с ним – радуйся, потому что ребенок это праздник, который пока с тобой.
  9. Никогда не делай чужому ребенку то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

Список источников

  1. Душенко К.В. Большая книга афоризмов. Изд.4-е, исправленное. – М.:ЗАО Изд-во ЭКСМО - ПРЕСС, 2001. (Разделы “Дети и родители”, “Воспитание детей”, “Мать”, “Отцы и дети”);
  2. Классные часы: 1-4 классы / Авт-сост. Н.Н. Дробинина. – М.: ВАКО, 2008г.
  3. Классный руководитель // Научно-методический журнал. – 2012г.- № 2.
  4. Литературное чтение. Н.А. Чуракова. Учебник для 2 кл., часть 1, с.75-77. М., Академкнига / Учебник, 2006. (Рассказ Джани Родари “Бриф! Бруф! Браф!”);
  5. Пиз А. Язык жестов  / Пер. с англ. Н.Е. Котляр. – М.: НПО “МОЭК”, 1992г.
  6. Современная работа с родителями в начальной школе /Авт.-сост. О.В. Перекатьева, С.Н. Подгорная. – М.: МарТ, 2004г.