Пояснительная записка
Семья, дом – главные ценности человека. Семья – особый социальный институт, где воспитанием занимаются все взрослые: родители, прародители.
Цель мероприятия:
- способствовать сплочению семьи, сближению ребенка и родителей через стремление к взаимопониманию, взаимодоверию;
- помощь в осознании родителями своих личностных возможностей в деле воспитания ребенка.
Для детей непосредственное участие родителей в их школьной жизни не менее важно. Таким образом, поднимается авторитет родителей в глазах ребенка. Авторитет родителей – важная составляющая успешности воспитания детей в семье. Очень значимым и важным принципом в общении детей и родителей является принцип доступности. Сегодня, когда родители много работают и очень заняты, он особенно актуален. Родителям катастрофически не хватает времени на общение с детьми. Быть доступным – это значит, в любую минуту найти в себе силы отложить все свои дела, свою работу, чтобы пообщаться с ребенком.
Деятельность родителей и классного руководителя в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Практика показывает, что некоторые родители, не имея специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контакта с детьми.
Взаимодействие с семьей с целью сближения и сплочения родителей и детей является важным направлением работы классного руководителя. Предлагаемый сценарий родительского собрания поможет по новому взглянуть на проблему доверительных отношений детей и родителей, и будет способствовать устранению недостатка общения.
Основным материалом для организации работы с родителями послужил рассказ Джани Родари “Бриф! Бруф! Браф!” Материал позволит родителям ознакомиться с содержанием программных требований и пережить те же эмоциональные состояния, чувства.
Применение необходимого оборудования (цветных карандашей, зеркальца, дополнительной литературы и др.) отведет от монотонности и поможет сменить виды деятельности.
В ходе такого общения формируется активная педагогическая позиция родителей, они вооружаются педагогическими знаниями и умениями, а побуждение родителей к активному участию в воспитании детей приведет к сближению и сплочению семьи.
Задачи:
- признание права ребенка на свободное выражение своих взглядов и мыслей;
- формирование принятия ребенка с его “Я”;
- расширение творческих возможностей родителей;
- воспитание стремления поддерживать доверительные взаимоотношения в семье.
Характеристика аудитории.
Родители учащихся второго класса.
Применяемые методики, технологии, оборудование:
- приемы беседы, позволяющие раскрыть идею рассказа;
- инструментальность (работа с зеркальцем, карандашами);
- алгоритмы и указания, предусматривающие выделение значимой части текста;
- приемы обучения поиску информации в системе дополнительных источников;
- поисковая работа в группах;
- экспресс-диагностика родителей;
- инструменты: зеркальце, синий и желтый карандаши;
- дополнительная литература: Каюм Насыйри “Книга о воспитании”, наставления о воспитании Ризаэтдина бин Фахретдина;
- рассказа Джани Родари “Бриф! Бруф! Браф!”, отпечатанный на отдельных листочках;
- три листа ватмана;
- памятки “ Заповеди для родителей”.
Ожидаемые результаты:
- такая форма работы с родителями поможет повысить их коммуникативную культуру;
- родители научатся излагать свои мысли так, чтобы они были доступны, не порождали тревогу у ребенка;
- развитие творческих возможностей родителей поможет построить доверительные отношения в семье;
- вспомнив детство, родители поймут, что их дети нуждаются в чутком отношении.
Основная часть
Классный руководитель встречает участников родительского собрания с коробочкой в руках, в которой лежат вырезанные кружочки трех цветов. Участники мероприятия выбирают понравившийся по цвету кружок и проходят в класс, усаживаются на свободные места. Пока участники собрания собираются, в кабинете звучит тихая, непринужденная музыка.
Вступительное слово классного руководителя.
Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада вновь видеть вас и с удовольствием ознакомлю с темой нашего сегодняшнего разговора. Посмотрите, за окном кружится и легко ложится на землю пушистый снег, как бы располагая нас к непринужденной беседе. Катека лямило ла рамо. (Безусловно, родители с некоторым замешательством и недопониманием смотрят на учителя, но продолжение следует.) Аппрокимаса? Кто из вас переведет то, что сказано на новом языке? ( Если некоторые родители примут игру, предложенную классным руководителем, и продолжат ее в том же направлении, это будет просто замечательно! Но если вас встретят молчанием, то не стоит отчаиваться, продолжите работу.)
Чтобы понять то, о чем мы сегодня будем говорить, обратимся к листочкам, лежащим у вас на столах. Что за текст перед вами?
Родители:
– Рассказ Джани Родари “Бриф! Бруф! Браф!”
Классный руководитель:
Предлагаю ознакомиться с этим рассказом. Я буду читать, а вы внимательно следите за чтением, можно читать шепотом.
(Чтение рассказа учителем)
Джани Родари. Бриф! Бруф! Браф!
Двое ребятишек мирно играли у себя во дворе. Они придумывали особый язык, чтобы можно было разговаривать только друг с другом и чтоб никто больше не понимал их.
– Бриф, бруф! – сказал первый мальчик.
– Бруф, браф! – ответил другой. И они весело рассмеялись.
На балконе второго этажа сидел добрый синьор и читал газету. А в окно напротив него выглядывала старая синьора – синьора так себе: ни плохая, ни хорошая.
– Какие глупые эти ребята! – сказала синьора.
Но синьор не согласился с нею.
– Я этого не нахожу, – возразил он.
– Не станете же вы утверждать, будто поняли, что они говорят?! – спросила синьора.
– Отлично понял! Первый мальчик сказал: “Какой сегодня чудесный день!” А другой ответил: “Завтра будет еще лучше!”
Синьора поморщилась, но промолчала, потому что в это время ребята снова заговорили на своем языке.
– Мараски, барабаски, пи мпиримо ски! – сказал первый мальчик.
– Бруф! – ответил другой. И они снова засмеялись.
– Неужели и на этот раз вы будете уверять, что поняли их? – рассердилась старая синьора.
– Конечно! – ответил, улыбаясь, старый добрый синьор. – Первый сказал: “Как хорошо, что мы живем на земле!” А второй ответил: “Мир так чудесен!”
– Неужели он и в самом деле так чудесен?! – удивилась старая синьора.
– Бриф! Бруф! Браф! – ответил ей старый синьор.
(Родители работают над текстом, отпечатанным на отдельных листочках.)
А теперь выполним следующие задания:
Алгоритмы и указания к работе над текстом
- Прочитайте вслух слова старого синьора на новом языке.
- Попробуйте их перевести.
- Как они звучат: бодро или вяло? Весело или скучно?
- Мальчишки приняли бы старого синьора в свою компанию?
- Что у него с ними общего?
- А что мешает старой синьоре общаться с ребятами на новом языке?
- Как вы думаете, Незнайка сумел бы освоить фантастический язык? А Мальвина? А вы?
- Выделите слова, которые характеризуют старого доброго синьора, и закрасьте их желтым цветом.
- Выделите слова, которые характеризуют старую синьору, и закрасьте их синим карандашом.
- Соответствующими цветами обведите рамкой слова этих двух героев.
(Родители выполняют все инструкции учителя, участвуют в обсуждении и с интересом выполняют задание).
Уважаемые родители, я предлагаю немного поразмышлять, подумать и ответить на вопрос: Почему такие цвета выбраны?
Вывод родителей:
Слова синьоры холодны, отталкивающие, поэтому закрасили синим карандашом, от слов синьора веет теплом, это солнышко, конечно, желтым.
Классный руководитель:
Я с Вами абсолютно солидарна. Возьмите каждый в руки зеркальце и мы продолжим.
Проговорите слова героев соответствующей интонацией и при этом наблюдайте за выражением лица в зеркальце.
– А кто из вас может говорить на аналогичном языке? (Проводится небольшой эксперимент: родители говорят, спрашивают и отвечают на выдуманном языке.)
Постановка проблемы.
Уважаемые родители, а сейчас задумайтесь над тем, в каком образе вы чаще предстаете перед своими детьми: в образе сморщенной, сердитой старой синьоры или же в образе улыбчивого, доброго старого синьора?
Подведение к теме и раскрытие ее аспектов.
Давайте подумаем, мы сами, взрослые люди, кого из этих двух героев выбрали бы в собеседники. Почему некоторые из нас могут наладить контакт, а некоторые не утруждают себя этим? Мы коснулись очень важной темы и нам необходимо ее проработать, ведь мы будем говорить об ИСКУССТВЕ ОБЩЕНИЯ с собственными детьми. Как вы думаете, какие недостатки мешают нам быть ближе к своим детям?
Ответы родителей:
- у нас не хватает терпения их выслушивать;
- мы не совсем им доверяем, всегда кажется, что дети придумывают оправдания, хотят уйти от ответственности;
- усталость часто делает нас самих равнодушными к словам детей, иногда думаешь, скорей бы закончил болтовню;
- наш эгоизм берет верх, и дети предоставлены сами себе;
Классный руководитель:
Отметим факторы, облегчающие общение: благорасположенность собеседников друг к другу, взаимопонимание между ними, достаточное время на общение, умение говорить уважительно и доверительно. Слушать – значит воспринимать и пропускать через себя. Слушают не только ушами, слушают глазами и кожей, слушают умом и сердцем – всей душой.
Помните:
- Ребенка хвалят - он учится быть благородным.
- Ребенок растет в безопасности - он учится верить в людей.
- Ребенка поддерживают - он учится ценить себя.
- Ребенок живет в понимании и дружелюбии - он учится находить любовь в этом мире.
- Ребенка постоянно критикуют - он учится ненавидеть.
- Ребенок растет в упреках - он учится жить с чувством вины.
- Ребенка высмеивают - он становится замкнутым.
- Ребенок живет во вражде - он учится быть агрессивным.
Экспресс-диагностика родителей.
Родителям предлагается выбрать из перечисленных фраз те, которые наиболее часто употребляются ими в общении с детьми (честно, не для обсуждения):
- Сколько раз тебе повторять!
- Посоветуй мне, пожалуйста.
- Не знаю, что бы я без тебя делала?!
- И в кого ты такой уродился (ась)?!
- Какие у тебя замечательные друзья!
- Ну, на кого ты похож (а)?!
- Я в твое время … !
- Ты моя опора и помощник (ца)!
- Ну, что за друзья у тебя?!
- О чем ты только думаешь?!
- Какой (ая) ты у меня умница!
- А как ты считаешь, сынок (доченька)?
- У всех дети как дети, а ты?
- Какой ты у меня сообразительный (ая)!
После сделанного выбора родителям называются баллы оценки данных фраз:
1 - 2 балла 8 – 1 балл 2 - 1 балл 9 – 2 балла 3 - 1 балл 10 – 2 балла 4 - 1балл 11 – 1 балл 5 - 1 балл 12 – 1 балл 6 - 2 балла 13 – 2 балла 7 - 2 балла 14 – 1 балл
Каждый родитель подсчитывает сумму баллов оценки избранных фраз.
Сообщаются оценочные суждения:
- 5–8 баллов – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит Вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.
- 9–10 баллов – вы непоследовательны в общении с ребенком.
- 11–12 баллов – вам необходимо быть с ребенком повнимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви.
- 13–14 баллов – вы и сами чувствуете, что идёте по неверному пути. Между вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему больше внимания, прислушивайтесь к его словам.
Вы прослушали оценочные суждения и каждый из Вас сделал для себя определенные выводы.
Поисковая работа в группах.
Родителям предлагается разделиться на три группы по цветам, которые они выбрали перед собранием и выписать из дополнительной литературы рекомендации, относящиеся к теме родительского собрания.
- 1 группа – работа с книгой “Большая книга афоризмов”
- 2 группа – работа с книгой “Китаб эт-тэрбия” Каюма Насыйри
- 3 группа – работа с наставлениями Ризаэтдина бин Фахретдина.
Итоговое выступление родителей.
Представитель из каждой группы подводит итог работе группы и доводит до остальных выделенную информацию. Что у нас получилось:
Единственная известная мне роскошь – это роскошь человеческого общения.
Антуан де Сент-ЭкзюпериКаждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста.
Пабло ПикассоТот, кто не помнит совершенно ясно собственного детства, – плохой воспитатель.
Мария Эбнер-Эшенбах
Творческое задание (выполняется в группах).
Завершить нашу встречу я предлагаю, выполнив подарок – сюрприз своим детям. Каждую группу я попрошу нарисовать на листе ватмана рисунок на тему: “Ты, да я, да мы с тобой”. Так же на своих плакатах Вы можете оставить пожелания для своих детей. (Рисунки выполняются всеми участниками и вывешиваются в классе или в холе начальной школы).
Релаксация.
Возьмите зеркальце. Придайте своему лицу разные выражения и остановитесь на тех, которые вам понравились. Ведь именно они понравятся и вашим детям, когда вы будете говорить с ними. И не забудьте, слова сами по себе представляют лишь 7% информации. Самое важное можно передать интонацией (38 %), мимикой, жестом (55%), наконец – молчанием.
Уважаемые родители, наша встреча подошла к завершению. Я благодарю Вас за плодотворную работу на сегодняшнем мероприятии и надеюсь, что Вы сделали для себя выводы, и в дальнейшем учтете важность доверительных отношений с ребенком. И прежде чем сегодня расстаться позвольте предложить Вашему вниманию памятки с заповедями для родителей.
(Родителям раздаются памятки, напечатанные на цветных листах).
Заповеди для родителей
- Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
- Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя?
- Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо, что посеешь, то и взойдет.
- Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам. Она ему тяжела не меньше, чем тебе, а может и больше, поскольку у него нет опыта.
- Не унижай, не обзывай!!!
- Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь – но не делаешь. Помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
- Люби своего ребенка любым - неталантливым, неудачливым, взрослым.
- Общаясь с ним – радуйся, потому что ребенок это праздник, который пока с тобой.
- Никогда не делай чужому ребенку то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
Список источников
- Душенко К.В. Большая книга афоризмов. Изд.4-е, исправленное. – М.:ЗАО Изд-во ЭКСМО - ПРЕСС, 2001. (Разделы “Дети и родители”, “Воспитание детей”, “Мать”, “Отцы и дети”);
- Классные часы: 1-4 классы / Авт-сост. Н.Н. Дробинина. – М.: ВАКО, 2008г.
- Классный руководитель // Научно-методический журнал. – 2012г.- № 2.
- Литературное чтение. Н.А. Чуракова. Учебник для 2 кл., часть 1, с.75-77. М., Академкнига / Учебник, 2006. (Рассказ Джани Родари “Бриф! Бруф! Браф!”);
- Пиз А. Язык жестов / Пер. с англ. Н.Е. Котляр. – М.: НПО “МОЭК”, 1992г.
- Современная работа с родителями в начальной школе /Авт.-сост. О.В. Перекатьева, С.Н. Подгорная. – М.: МарТ, 2004г.