Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • расширить и углубить понятия обучающихся о главных членах предложения, односоставных и двусоставных предложениях;
  • отработать алгоритм нахождения сказуемого и подлежащего в предложении, формирование навыков постановки вопросов к главным членам предложения, формирование умения графически обозначать главные члены в предложении, вырабатывать грамотное письмо;
  • научить определять различные способы выражения грамматической основы (подлежащего);
  • развивать творчество учащихся по предмету, развивать мышление;

Ход урока

Актуализация знаний учащихся.

Вступительное слово учителя. Ребята, недавно мы изучали словосочетание. Внимательно посмотрите на слайд презентации. (Приложение 1, слайд 1)

Осенние дни В золотые осенние дни готовились к отлету журавли.
Прощальные голоса С высокого ясного неба слышим мы прощальные голоса журавлей.

На экране даны две колонки слов, в какой из них словосочетания? Как вы определили, что это словосочетания? Определите в данных словосочетаниях главное и зависимое слово и определите вид связи. Что записано во второй колонке? Как вы определили, что это предложения? Запишите предложения в тетрадь, обозначьте грамматическую основу. Как вы думаете, ребята, о чем сегодня на уроке мы будем говорить?

Изучение новой темы. “Главные члены предложения. Подлежащее”. (Приложение 1, слайд 2)

Мотивация учебной деятельности.

Почему в предложении есть главные и второстепенные члены предложения?

Постановка целей и задач урока.

Работа над темой урока.

Слово учителя.

1. Рассмотрим первое предложение. Назовите подлежащее, сказуемое.

- А что произойдет с предложением, если мы уберем эти члены предложения?

- А если уберем остальные?

- Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.

Запишите: “подлежащее”, “сказуемое” = “главные члены предложения” = “грамматическая основа”. Предложения, в которых есть два главных члена, называется двусоставным.

- Грамматическая основа может состоять из одного главного члена предложения. Такие предложения называются односоставными. Пример: Осень. Похолодало. Запишите. Подчеркните грамматическую основу. (Приложение 1, слайд 3)

2. Работу над главными членами начнем с заполнения таблицы. (Таблицу продолжаем и на следующих уроках) (Приложение 1, слайд 4)

Главные члены предложения.

Название главного члена предложения Что обозначает? На какие вопросы отвечает? Чем выражено чаще всего? Как графически обозначается?
Подлежащее        

3. Запись текста. (Приложение 1, слайд 5)

Возле старого пня выросли два подосиновика. Они весело выглядывают из пожелтевшей травы. Но недолго им пришлось красоваться на полянке. С соседней елочки заметила их шустрая белочка. Быстро спустилась она с дерева и подбежала к грибам. Она откусила один и отнесла его на дерево. Затем она спустилась за вторым. Это белка себе на зиму грибы готовит. (По Г.Скребицкому)

4. Задание к тексту. Одновременное заполнение таблицы. (Приложение 1, слайды 6,7)

  1. Прочитайте первое предложение и скажите, о чем или о ком идет в нем речь ( о двух подосиновиках)
  2. Поставьте к этому словосочетанию вопрос (что?)
  3. Подчеркните это словосочетание одной чертой.
  4. Найдите во втором предложении слово, которое обозначает то, о чем или о ком говорится в предложении, и отвечает на вопрос кто? или что? (Они) Подчеркните его.
  5. Это и есть подлежащие. Посмотрите в таблицу, заполните колонки, вставив нужное слово после слов обозначает и отвечает на вопросы. (То, о чем говорится в предложении, что? кто?)
  6. Подчеркните в остальных предложениях подлежащие. (Белочка, она, она, она, белка)
  7. В каком предложении вы не нашли подлежащего? Почему? (В предложении Но недолго им пришлось красоваться на полянке нет подлежащего, так как слово им, хотя и обозначает предмет речи, но не отвечает на вопрос именительного падежа )
  8. Надпишите над подчеркнутыми подлежащими, к какой части речи относится каждое слово. Заполните соответствующие колонки таблицы.
  9. Сделайте вывод о том, чем чаще всего выражается подлежащее (Приложение 1, слайд 8).
  10. Заполните таблицу (Приложение 1, слайд 9)

Главные члены предложения.

Название главного члена предложения Что обозначает? На какие вопросы отвечает? Чем выражено чаще всего? Как графически обозначается?
Подлежащее Называет того, кто действует, испытывает какое-либо состояние, обладает определенным признаком. Кто? что? Именем существительным, местоимением в И.п. __________

5. Закрепление материала. (Приложение 1, слайд 10, 11)

  1. Выполнение упражнения учебника №162 (один учащийся у доски).
  2. Работа с текстом. (Приложение 1, слайд 12) Определите стиль речи, найдите языковые особенности стиля. Спишите. Подчеркните главные члены предложения. Над подлежащим надпишите части речи, которыми они выражены.

Долгий осенний закат догорал. П..гасла последняя б..агровая, узенькая полоска, рдевшая на самом краю г..ризонта, между сизой тучей и з..млей. Уже не стало видно ни з..мли, ни дерев..ев, ни неба. Только над головой больш.. звезды др..жали своими ресницами среди ч..рной ночи. (А.Куприн)

6. Проверка выполнения упражнения.

7. Рефлексия (Приложение 1, слайд 13)

- На уроке я понял(а)...

- Я научился (-лась)...

- наибольший мой успех сегодня...

- Я испытывала следующие трудности:...

8. Домашнее задание (на выбор) (Приложение 1, слайд 14)

  • Параграф 32, упр.161, или вспомнить любимое стихотворение А.Пушкина, записать любимые строки, подчеркнуть грамматическую основу.