Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы по геометрии для 8 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, на основе примерной Программы основного общего образования по математике, Программы по геометрии для 7-9 классов общеобразовательных школ к учебнику Л.С. Атанасяна и др. (М.: Просвещение, 2013). Авторы программы: Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др.
Данная учебная программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
В ходе преподавания геометрии в 8 классе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
- планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
- решения разнообразных задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
- исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения , постановки и формулирования новых задач;
- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации , интерпретации, аргументации и доказательства;
- проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
- поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Цели и задачи обучения
Обучение математике о основной школе направлено на достижение следующих целей:
- В направлении личностного развития:
- развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
- формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
- формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
- развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
- В метапредметном направлении:
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
- развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
- формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.
- В предметном направлении:
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
- создание фундамента для математического развития,формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
В ходе изучения материала предполагается закрепление и отработка основных умений и навыков, их совершенствование, а так же систематизация полученных ранее знаний, таким образом, решаются следующие задачи:
- введение терминологии и отработка умения ее грамотного использования;
- развитие навыков изображения планиметрических фигур и простейших геометрических конфигураций;
- совершенствование навыков применения свойств геометрических фигур как опоры для решения задач;
- формирование умения доказывать равенство данных треугольников;
- отработка навыков решения простейших задач на построение с помощью циркуля и линейки;
- формирование умения доказывать параллельность прямых с использованием соответствующих признаков, находить равные углы при параллельных прямых, что находит широкое применение в дальнейшем курсе геометрии;
- расширение знаний учащихся о треугольниках.
Требования к результатам обучения и освоению содержания курса
Изучение математики в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:
1. В личностном направлении:
1) умение ясно, точно, грамотно излагать свои
мысли в устной и письменной речи, понимать смысл
поставленной задачи, выстраивать аргументацию,
приводить примеры и контрпримеры;
2) критичность мышления, умение распознавать
логически некорректные высказывания, отличать
гипотезу от факта;
3) представление о математической науке как
сфере человеческой деятельности, об этапах ее
развития, о ее значимости для развития
цивилизации;
4) креативность мышления, инициатива,
находчивость, активность при решении
математических задач;
5) умение контролировать процесс и результат
учебной математической деятельности;
6) способность к эмоциональному восприятию
математических объектов, задач, решений,
рассуждений;
2. В метапредметном направлении:
1) первоначальные представления об
идеях и о методах математики как об
универсальном языке науки и техники, о средстве
моделирования явлений и процессов;
2) умение видеть математическую задачу в
контексте проблемной ситуации в других
дисциплинах, в окружающей жизни;
3) умение находить в различных источниках
информацию, необходимую для решения
математических проблем, и представлять ее в
понятной форме; принимать решение в условиях
неполной и избыточной, точной и вероятностной
информации;
4) умение понимать и использовать
математические средства наглядности для
иллюстрации, интерпретации, аргументации;
5) умение выдвигать гипотезы при решении
учебных задач и понимать необходимость их
проверки;
6) умение применять индуктивные и дедуктивные
способы рассуждений, видеть различные стратегии
решения задач;
7) понимание сущности алгоритмических
предписаний и умение действовать в соответствии
с предложенным алгоритмом;
8) умение самостоятельно ставить цели,
выбирать и создавать алгоритмы для решения
учебных математических проблем;
9) умение планировать и осуществлять
деятельность, направленную на решение задач
исследовательского характера;
3. В предметном направлении:
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
1) пользоваться геометрическим языком
для описания предметов окружающего мира;
2) распознавать геометрические фигуры, различать
их взаимное расположение;
3) изображать геометрические фигуры; выполнять
чертежи по условию задачи; осуществлять
преобразования фигур;
4) распознавать на чертежах, моделях и в
окружающей обстановке основные
пространственные тела, изображать их;
5) вычислять значения геометрических величин;
6) решать геометрические задачи, опираясь на
изученные свойства фигур и отношений между ними,
применяя дополнительные построения,
алгебраический и простейший тригонометрический
аппарат, соображения симметрии;
7) проводить доказательные рассуждения при
решении задач, используя известные теоремы;
8) решать простейшие планиметрические задачи в
пространстве.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Описания реальных ситуаций на языке геометрии;
- Расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
- Решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
- Решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин ;
- Построений с помощью геометрических инструментов.
Содержание обучения
Четырехугольники. Многоугольник,
выпуклый многоугольник, четырехугольник. Сумма
углов выпуклого многоугольника. Вписанные и
описанные многоугольники. Правильные
многоугольники. Параллелограмм, его свойства и
признаки. Прямоугольник, ромб, квадрат, их
свойства и признаки. Трапеция. Осевая и
центральная симметрии.
Площадь. Понятие площади
многоугольника. Площади: прямоугольника,
параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема
Пифагора.
Подобные треугольники. Подобные
треугольники. Признаки подобия треугольников.
Применение подобия к доказательству теорем и
решению задач. Синус косинус и тангенс
острого угла прямоугольного треугольника.
Окружность. Взаимное расположение
прямой и окружности. Касательная к окружности, ее
свойство и признак. Центральные и вписанные углы.
Четыре замечательные точки треугольника.
Вписанная и описанная окружности.
Место предмета в базисном учебном плане.
Согласно Федеральному базисному учебному плану
для образовательных учреждений Российской
Федерации обязательному изучению математики на
этапе основного общего образования отводится не
менее 68 часов из расчета 2 час в неделю.
Перечень литературы и средств обучения
- Закон «Об образовании».
- Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования».
- Письмо Минобразования России от 20.02.2004 г. № 03-51-10/14-03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
- Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».
- Письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
- Программа составлена на основе примерной Программы полного общего образования по математике, примерной программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008 –с. 19-21).
Основная учебная литература для учащихся
- Геометрия: учебник для 7—9 кл. / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др. — М.: Просвещение, 2008-2010г
- Зив Б.Г. Геометрия: Дидактические материалы для 7 кл. / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. — М.: Просвещение, 2008.
Литература для учителя
- Геометрия: учебник для 7—9 кл. / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др.— М.: Просвещение, 2008.
- Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: метод, рекомендации: кн. для учителя / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др.]. - М.: Просвещение, 2008.
- Гусев В. А. Геометрия: дидакт. материалы для 7 кл. / В.А. Гусев, А.И. Медяник. — М.: Просвещение, 2008.
- Зив Б.Г. Геометрия: Дидактические материалы для 7 кл. / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. — М.: Просвещение, 2008.
- Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии. 7 класс. М.: ВАКО, 2006 – (В помощь школьному учителю)
Multimedia-поддержка предмета
- Министерство образования РФ: http://www.informika.ru/; http://www.ed.gov.ru/; http://www.edu.ru/
- Тестирование online: 5 - 11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo/
- Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое: http://teacher.fio.ru
- Новые технологии в образовании: http://edu.secna.ru/main/
- Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka/
- Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru
- сайты «Энциклопедий энциклопедий», например: http://www.rubricon.ru/; http://www.encyclopedia.ru/
Тематическое планирование
(базовый уровень, 2 часа в неделю, всего 68 часов)
Раздел |
Количество часов по программе |
Количество часов запланировано |
Номер учебной недели |
Количество часов дано |
||
1-е полугодие |
2-е полугодие |
|||||
Повторение курса геометрии 7 класса | 2 | |||||
Глава 5. Четырехугольники | 14 | |||||
1 | Многоугольники | 2 | ||||
2 | Параллелограмм и трапеция | 6 | ||||
3 | Прямоугольник. Ромб. Квадрат. | 4 | ||||
4 | Решение задач | 1 | ||||
Контрольная работа № 1 | 1 | |||||
Глава 6. Площадь | 14 | |||||
1 | Площадь многоугольника | 2 | ||||
2 | Площади параллелограмма, треугольника и трапеции | 6 | ||||
3 | Теорема Пифагора | 3 | ||||
Решение задач | 2 | |||||
Контрольная работа № 2 | 1 | |||||
Глава 7. Подобные треугольники | 20 | |||||
1 | Определение подобных треугольников | 2 | ||||
2 | Признаки подобных треугольников | 5 | ||||
Контрольная работа № 3 | 1 | |||||
3 | Применение подобия к доказательству теорем и решению задач | 7 | ||||
4 | Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника | 3 | ||||
Решение задач | 1 | |||||
Контрольная работа № 4 | 1 | |||||
Глава 8. Окружность | 16 | |||||
1 | Касательная к окружности | 3 | ||||
2 | Центральные и вписанные углы | 4 | ||||
3 | Четыре замечательные точки окружности | 3 | ||||
4 | Вписанная и описанная окружности | 4 | ||||
Решение задач | 1 | |||||
Контрольная работа № 5 | 1 | |||||
Итоговое повторение | 2 | |||||
Всего | 68 |