В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, то актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий. Овладение школьниками универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.
Мною выбрана тема “Развитие коммуникативных универсальных учебных действий ”, так как это является актуальной проблемой, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом. Общество немыслимо вне общения. Именно в сфере коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей. Поэтому коммуникативные умения и навыки – это ключ к успешной деятельности субъекта, да и к успешной жизни в целом.
Ведущие педагоги и психологи выделяют несколько ключевых умений, но наиболее значимыми являются 2 аспекта: общение и взаимодействие, т.е. умение предъявлять в устной или письменной форме, использовать речевые средства для дискуссии. Необходимые умения, которые необходимо сформировать:
1. Коммуникация как взаимодействие (интеракция).
Действия, направленные на учёт позиций собеседника. Преодоление эгоцентризма в межличностных отношениях:
- слышать и слушать друг друга;
- полно и точно выражать свои мысли;
- адекватно использовать аргументы в дискуссии;
- спрашивать, интересоваться мнением других и высказывать своё;
- вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;
- владеть монологической и диалогической формами речи;
- строить грамматически и синтаксически правильную речь.
2. Коммуникация как кооперация.
Действия, направленные на согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности:
- договариваться и находить общее решение;
- аргументировать своё предложение, убеждать и уступать;
- сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта;
- осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
3. Коммуникация как условие интериоризации.
Речевые действия, служащие средством коммуникации (передачи информации), способствует осознанию и усвоению содержания:
- понимать возможность существования различных точек зрения;
- обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общую (групповую) позицию;
- сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение или делать выбор;
- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою точку зрения;
- получать необходимые сведения от одноклассника,
4. Работа в группе.
Работа в группе, т. е. совместная деятельность, умение устанавливать рабочие взаимоотношения, эффективно сотрудничать и способствовать успешному результату взаимодействия:
- обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;
- разрешать конфликтную ситуацию через анализ её условий;
- уважительное отношение к партнерам, внимание к личности каждого;
- готовность помочь и поддержать одноклассника.
Исходя из выше рассмотренных положений, в своей практике применяю следующие приемы, методы и формы работы с учащимися на уроках и во внеурочное время.
Внеклассное занятие в рамках подготовки к декаде физики" Ода физике " "О, физика!!!" класс: 10-11. Время проведения: март.
Цель занятия: Оформить кабинет с целью популиризации предмета в рамках школы и привлечения младших школьников к его изучению. Оборудование: старые газеты и журналы, ножницы, клей, бумага формата А3, фломастеры.
Результат: от каждой группы - газета. На обобщающих уроках такую форму работы в группе применяю и по отдельным темам курса физики.
Цель занятия: представить информацию по теме в виде газетного материала. Так, например, в 8 классе: “Электромагнитные явления”, “Световые явления”, в 9 классе “Электромагнитные волны”, в 10 классе “Законы Ньютона”, в 11 классе “Оптика”.
Урок - проектирования и конструирования. К уроку учащиеся готовятся заранее: необходимо принести определенные материалы. Авторы проекта: учащиеся 8 классов. Название проекта: электроскоп. Краткая аннотация проекта: учащиеся на протяжении всего проекта пробуют ответить на вопрос: почему бумажные лепестки отклоняются. В начале проекта учащиеся должны выдвинуть несколько гипотез, опираясь на уже приобретенные знания, и после своих исследований ответить, какая из них верная. Данный проект, прежде всего, нацелен на приобретение экспериментальных навыков, что поможет разнообразить процесс обучения, развитие умения работать в группе и развитие речи. Задание учащимся: изготовление самодельного электроскопа. Дети формулируют цель, например: из подручных средств изготовить электроскоп – прибор для обнаружения заряда у тел и проверить его работу. Материалы: стеклянная бутылка с широким горлом или стеклянная банка, резиновая пробка или полиэтиленовая крышка, металлический стержень или гвоздь, две полоски из тонкой бумаги или фольги, клей или петля из гибкой проволоки. Далее учащиеся защищают проект, т.е. рассказывают о ходе выполнения проекта и объясняют принцип действия прибора.
С целью осознанного построения речевого высказывания в устной и письменной форме предлагаю учащимся при ответах использовать блок-схемы типа:
Устройство, прибор, механизм -
1) назначение,
2) устройство,
3) принцип действия,
4) применение,
5) условия применения.
Учащиеся 9-11 классов активно участвуют в подготовке и проведении деловых игр по темам курса физики. Это:
1.“Мы строим электростанцию”.
2.Заседание конструкторского бюро (Тепловые машины).
3.Суд над электризацией.
4.Совещание аппарата правительства “Экологические проблемы края” и другие.
Провожу в 7-8 классах уроки “Рисую физику” по темам: “Силы в природе”, “Давление”, “Виды теплопередачи”, “Электрический ток”. Лучшие работы учащихся оформляю в виде выставки в кабинете.
Применяю игры, провожу соревнования, предлагаю упражнения на развитие памяти, внимания и логического мышления. Так, например: “Построение сообщения по алгоритму”. Учащимся предлагается построить сообщение по алгоритму: Факт (что произошло?) - Причины - Повод - Сопутствующее событие – Аналоги и сравнения – Последствия. Или работа с текстом учебника: Кто? – Что? – Где? – Когда? – Как? – Зачем? – Какие? –Почему? – Что? Упражнение “Вопрос – ответ”. Предлагаю текст. Дети делятся на две команды. Левая команда будет задавать вопросы, а правая – отвечать. Будут учитываться активность участников, количество и качество заданных вопросов, качество ответов. Команды работают с текстом, одни придумывают вопросы, а другие находят в тексте главные мысли, чтобы успешно ответить на вопросы. Учитель определяет команду – победителя. Эффекты, полученные при реализации упражнения:
1. Понимание текста.
2. Выделение главного и второстепенного.
3. Умение переформулировать текст.
4. Построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
5. Адекватное восприятие устной информации (вопросы).
Игры-тренинги способствуют развитию личностных качеств подростков. Они получают навыки групповой работы, где так важна способность услышать другого, понять его замысел, то есть происходит развитие коммуникативных и познавательных способностей, что позволит более успешно осваивать материал программы средней школы.
С целью создания условий для творчества в учебной и внеучебной деятельности организую защиту рефератов, проектов, выставки работ учащихся, самостоятельные домашние исследования, рисунки, модели и т.п. Ежегодные выставки: опорных конспектов или рекламных проспектов по темам: "Ракета", "Тепловые двигатели", "Колебания", "Трансформатор", "Законы Ньютона", самодельных весов, исследовательских работ, проектов, рисунков, кроссвордов.
А для создания ситуации выбора (использование форм и методов, позволяющих раскрыть субъективный опыт обучающихся; создание условий для свободного высказывания, использования различных способов выполнения заданий; оценка деятельности не только по результату, но и по процессу) даю домашние задания по выбору, темы исследований по выбору. Например, по теме "Диффузия" в 7 классе можно выполнить практическую работу с целью наблюдения явления и его объяснения, можно сделать фото процесса, или провести исследование зависимости от температуры, рода вещества и т.п, а можно приготовить дополнительный материал. Имея концепцию обучения учащихся физике, цель которой: развитие интеллектуальных способностей учащихся через самостоятельные практические исследования, даю учащимся домашние исследования или организую их на уроке. Предлагаю их выполнение в группах по 2-4 человека. Например, в 7 классе в течение года следующие темы исследовательских работ: плотность твердых тел, плотность жидкостей, давление, зависимость силы тяжести от массы тела, зависимость силы упругости от удлинения пружины, плавание тел, Исследование позволяет учащимся пройти этапы:
1.Постановка учебной задачи,
2.Решение экспериментальной задачи,
3.Сборка экспериментальной установки, измерение, запись результатов в табличной и графической форме, их анализ, вывод,
4.Вход на частные случаи с последующим их решением. Использую материалы учебника В.Г Разумовский, В.А Орлов “Физика 7”. Приведу пример одного из них:
Исследование 1. Рассмотрите устройство медицинского термометра (градусника) для измерения температуры тела человека. Полученную информацию, после ее анализа, запишите в таблицу: Цена деления шкалы термометра. Верхний предел шкалы термометра. Нижний предел шкалы термометра. Погрешность термометра. Выскажите свое предположение о том, какое физическое явление лежит в основе действия (работы) термометра. Измерьте свою температуру. Результат измерения запишите в таблицу.
Моя практика работы в данном направлении позволяет сделать некоторые выводы:
1.Коммуникативные универсальные учебные действия связаны с методами организации учебно-воспитательного процесса, а не с содержанием обучения.
2.Для усвоения коммуникативных УУД необходимы процедуры отличающиеся от освоения предметных знаний. Учащийся постигает коммуникативные УУД через включенность в необходимую деятельность и последующую рефлексию своих действий.
Литература.
1. Арефьева О.М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников. // Начальная школа плюс до и после. – 2012. – № 2. – С. 74-78.
2. Программа развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования. – М.: 2008.
3.Сырцева О.В “Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников”.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / МО Р.Ф. – М.: Просвещение, 2011.