“Не обижайте детей готовыми формулами, формулы – пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать. Не учите их, что факты – главное. Главное – воспитание в человеке человеческого”.
Антуан де Сент-Экзюпери
“Урок – это зеркало, общей и педагогической культуры учителя, - как писал В.А. Сухомлинский, - мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции.”
Уроку отводится не менее 98% учебного времени. Каждый школьник за годы своего ученичества посещает почти 10 тысяч уроков. Уроку посвящена каждая четвертая книга по дидактике. От урока тянутся сотни не замечаемых с первого взгляда незримых связей к внеклассной и внешкольной работе, взаимоотношениям учителей и родителей, к отношениям в педагогическом коллективе, к содержанию и направленности методической работы школы.
Типы традиционных уроков
1.Урок объяснения нового материала.
2.Урок закрепления знаний.
3.Урок повторения.
4.Урок обобщения материала
5.Урок проверки знаний.
6.Урок работы над ошибками.
7.Комбинированный урок (включает элементы первых шести типов)
Традиционный урок характеризуется: порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю; точными очертаниями учебного материала.Цель обучения изменилась Она состоит не только в накоплении суммы ЗУН ,а в подготовке школьника как субъекта своей образовательной деятельности .,но задачи урока остаются неизменными. Это все тоже воспитание и развитие личности ,основным средством решения которых продолжает оставаться познавательная активность. В рамках ФГОС разработаны основные требования к современному уроку .
Основные дидактические требования к уроку современного типа
1.Тему формулируют сами учащиеся.
2.Цели и задачи урока формулируют сами обучающиеся, определив границы знания и незнания.
3.Обучающиеcя сами планируют способы достижения намеченной цели.
4.В практической деятельности обучающиеся осуществляют учебные действия, применяя групповые и индивидуальные методы.
5.Контроль осуществляется обучающимися в виде самоконтроля и взаимоконтроля.
6.Обучающиеся дают оценку своей деятельности и деятельности своих товарищей.
7.Проводится рефлексия.
8.Домашнее задание на выбор обучающихся.
Зачастую при подготовке во время аттестации педагогических работников вам уважаемые коллеги хотелось бы показать что-то новое и интересное, но в тоже время продуктивное. В этом поможет нетрадиционные уроки
Нетрадиционные уроки - это способ достижения эффективности познавательной деятельности в условиях внедрения ФГОС.
Это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру. Нестандартный урок необычный по замыслу, организации и методике проведения.
Преподавание - это организованный процесс познания. Говоря об организации процесса обучения, нельзя забывать о нестандартных формах организации учебно-познавательной деятельности обучающихся на самом уроке, которые приводят к заинтересованности ребят в изучении предмета, желанию вновь и вновь познавать новое. Именно нестандартные формы проведения уроков повышают познавательную активность, способствуют поддержанию стабильного интереса к учебной работе и лучшему усвоению программного материала.
Основные задачи нетрадиционного урока
1. Общекультурное развитие
2. Личностное развитие.
3. Развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов обучающихся. 4.Формирование умения учиться.
5. Развитие коммуникативной компетентности.
6. Создание условий для атмосферы творческого поиска
Принципы нестандартных уроков
- отказ от шаблона в организации урока ;.
- максимальное вовлечение обучающихся класса;
- не развлекательность , а занимательность и увлечение , как основа эмоционального тона урока
- поддержка альтернативности множества мнений;
- развитие функции общения на уроке
- “скрытая дифференциация учащихся по учебным возможностям, способностям, интересам, склонностям.
Признаки нетрадиционного урока
1.Несет элементы нового, познавательного.
2.Ипользуется внепрограммный материал.
3.Организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной работой.
4.Достигается эмоциональный подъем обучающихся в ходе выполнения творческих заданий.
5.Проводится обязательный самоанализ в период подготовки к уроку, на уроке и после его проведения.
6.Создается инициативная группа из обучающихся.
Группа нестандартных уроков
1.Уроки отражающие современные общественные тенденции (урок построенный на инициативе учащихся)
- урок смотр знаний;
- урок-диспут;
- урок с применение ИКТ
2.Уроки с использованием игровых ситуаций:
- урок ролевая игра, урок- пресс-конференция, урок-соревнование, урок КВН, урок путешествие ,урок –аукцион, урок с использованием дидактической игры , урок –театрализованное представление
3.Уроки творчества
- урок-сочинение;
- урок- выпуск “живой газеты”;
- урок изобретательства.
4.Традиционные уроки с новыми аспектами:
- урок -семинар;
- урок решения задач;
- урок-конференция;
- урок-зачет;
- урок – консультация.
5 Уроки с измененными организациями:
- урок лекция,защита знаний, защита идей, проектов ,урок-встреча;
- урок – сюрприз, урок- творчества, урок-бенефис, урок “удивительное рядом”,урок защита фантастического проекта
6.Уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ:
- экскурсии, литературная гостиная, путешествие по стране, поездка на поезде, урок –экспедиция. ,уроки с игровой состязательной основой ,урок –домино, “ Следствие ведут знатоки”, игра дуэль.
7. Уроки трансформация стандартных способов организации
- урок-консультация, практикум, теле-урок, конференции
Несколько советов по подготовке нестандартного урока
1.Нестандартные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся;
2. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения
3.Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка. При выборе форм нетрадиционных уроков преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся
Недостатки, которые допускаются педагогами при организации нестандартных уроков
1. Стихийность и бессистемность применения;
2. Перегрузка некоторых уроков учебным материалом
Достоинства и преимущества нетрадиционных уроков:
- заинтересованное отношение к учебному материалу: при подготовке к уроку учащиеся сами ищут интересный материал, находят удивительные факты, вопросы, сочиняют стихи, песни на определенную тематику;
- активизация деятельности учащихся: это уже не простые ученики, а активные участники учебного процесса;
- овладение способами управления коллективной деятельностью: уроки учат слушать, анализировать, учиться спорить, убеждать, отстаивать свое мнение, прислушиваться к мнению товарищей, находить быстрый выход в сложившейся ситуации, решать проблемные вопросы. Нестандартные уроки восполняют проблемы репродуктивных методов недостаточность дифференциации; мобильность структуры; формирование субъективных отношений за счет увеличения деятельности учащихся не только на уроке, но и в период его подготовки; изменение эмоционального фона урока; оценивание знаний учащихся на всех этапах урока.