Технологическая карта урока по всеобщей истории на тему "Древнее Двуречье". 5-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 5


Цель урока: познакомить школьников с географическим положением и природой Древнего Двуречья, с занятиями населения, религиозными верованиями, развитием письменности и культурой этой страны.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Предметные УУД: учащиеся научатся определять термины: Двуречье, клинопись, “сыновья школы”; получат возможность научиться: называть и показывать на карте Древнего Востока Междуречье, города и реки Двуречья; давать сравнительную характеристику природно-климатических условий Египта и Двуречья.

Метапредметные УУД:

Познавательные: учащиеся определяют понятия, создают обобщения, классифицируют, устанавливают причинно-следственные связи, строят логические рассуждения, умозаключения и делают выводы.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.

Регулятивные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; составляют план последовательности действий; принимают и сохраняют учебную задачу.

Личностные УУД: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания.

Этапы урока Действия учителя Действия учеников Формирование УУД.
Технология оценивания
Организационный момент – Ребята, вспомните, о чем мы говорили на прошлых уроках? – Мы изучали историю Древнего Египта, особенности его цивилизации. Регулятивные УУД:

Определять цель – проблему.

Выдвигать версии.

Планировать деятельность.

Работать по плану.

Оценивать степень и способы достижения цели.

Постановка цели и задач урока Попробуйте догадаться о теме нашего разговора сегодня, отгадав загадку.

Загадка:

Пробегает рощу –
Моет и полощет,
Пробежала вдоль лужка –
Искупала пастушка.

Тема нашего урока тесно связано с этим словом. Сегодня мы познакомимся с государством Западной Азии - Древним Двуречьем.

Ученики называют ответ - река Регулятивные УУД:

Планировать с помощью учителя учебную деятельность.

Мотивация учебной деятельности обучающихся Ребята, с чем мы должны познакомиться, чтобы изучить историю Древнего Двуречья?

 

Из дельты Нила через небольшой перешеек на Синайский полуостров, затем по восточному побережью Средиземному морю, где находятся Палестина, Сирия, Финикия, по пустыне можно добраться до реки Евфрат.

Ученики планируют узнать о природе, климатических условиях, местоположении Древнего Двуречья. Познакомиться с занятиями населения, развитием письменности, религиозными верованиями, и культурой этой страны.

Работа по карте “ Древний Восток” (с. 31 учебника Вигасина А.А.)

Познавательные УУД:

Находить информацию в разных источниках.

Выделять главное.

Определять понятия.

Анализировать, доказывать.

Актуализация знаний - Как называлось государство, которое располагалось между реками Тигр и Евфрат?

— Как вы думаете, почему Двуречье носит такое название?

- Где берут свое начало реки Тигр и Евфрат?

Двуречье или Междуречье.

Жизнь Двуречья тесно связана с двумя крупными реками – Тигр и Евфрат.

Обе реки текут с севера на юг с гор Закавказья в Персидский залив.

 
– Каковы были природные условия Двуречья, анализируя данную карту?

Также как и Нил в Египте, реки Тигр и Евфрат питали своими водами плодородные земли и дарили жизнь и процветание этой стране. Жителей Юга Двуречья называли шумерами. Земля, на которой они жили - плоская равнина с жарким и засушливым климатом. Дожди выпадали редко. А в период разлива рек бурные потоки воды обрушивались на поселки и пастбища, сносили жилища, посевы и загоны для скота. На основе изложенного материала перечислите основные занятия жителей Двуречья.

Земледельцы жили в Двуречье с глубокой древности, еще в первобытную эпоху. А города - государства возникли приблизительно в то же время, что и долине Нила - более пяти тысяч лет назад.

Для того чтобы узнать о письменности Древнего Двуречья предлагаю Вам решить историческую задачу.

Археологами во время раскопок в Междуречье было найдено около 500 глиняных табличек, принадлежавших ученикам школы – будущим писцам. На этих клинописных табличках обозначены имена учеников, имена и профессии их отцов.

Местность делится как бы на две части: на севере - гористая и каменистая, а на юге – совсем ровная и камней там нет.

 

Ученики перечисляют: земледелие, скотоводство, строительство каналов и земляных насыпей по берегам рек, ремесло.

Регулятивные УУД:

Определять цель – проблему.

Выдвигать версии.

Планировать деятельность.

Работать по плану.

Оценивать степень и способы достижения цели.

Познавательные УУД:

Находить информацию в разных источниках.

Выделять главное.

Определять понятия.

Анализировать, доказывать, сравнивать.

Владеть смысловым чтением, вычитывать разные виды информации.

Делать выводы.

– Что можно узнать по этим табличкам о жизни людей того времени?

Для деловой переписки нужен простой и дешевый материал. Но папирус на берегах Тигра и Евфрата не рос. Поэтому жители Двуречья писали на глиняных дощечках. Если документ был важный, то табличку обжигали, как кирпич. После этого ее можно было хранить долго.

Ответ: писали на глиняных табличках, существовали школы, люди были грамотными, писали клинописью.  
- Как вы считаете, отличается ли современная школа от школы, существовавшей в Древнем Двуречье? Работа с иллюстрацией в учебнике на с. 66.Ученики сравнивают помещение, материалы для письма, процесс преподавания, отношения между учениками и учителем. Работают над понятиями “отец школы”, “сыновья школы”, “ человек с палкой”. Коммуникативные УУД:

1. Умение вести диалог.

2. Умение работать в группе, распределять роли.

3. Высказывать свое мнение.

4.Формулировать главную мысль.

5. Объяснять значение понятий.

Основным материалом в Двуречья является глина. Из нее научились делать кирпичи, строить дома, дворцы и храмы.

Вспомните, что такое храм?

Ответ: Храм-это жилище богов. Познавательные УУД:

1. Находить информацию в разных источниках.

2. Выделять главное.

3.Предоставлять информацию в сжатом виде.

В Древнем Двуречье храмы называли зиккураты. Об этом послушаем сообщение (Приложение 3). Выступление учащегося  
- Каким богам преклонялись жители Двуречья? Для ответа на данный вопрос заполните таблицу (Приложение 1), работая с текстом учебника на с.64. Сверьте ответы. Заполнение таблицы.

Работа в парах.

 
Почему почитаемые боги Двуречья связаны с природными явлениями?

 

Какую роль играли жрецы в Двуречье, мы узнаем, составив схему: “Функции жрецов Древнего Двуречья” (Приложение 2).

Ответ: жители Двуречья не могли объяснить многие явления природы, а от них зависела их жизнь, вероятно, поэтому они и поклонялись этим богам.

Составление схемы по 2 абзацам пункта 3.

 
Применение нового знания Закончи предложение:1. Двуречье расположено между реками ... (Тигр и Евфрат)

2. Климат Двуречья был ... (жарким, засушливым)

3. Реки Тигр и Евфрат впадают в ....(Персидский залив)

4. Древние города Двуречья:... (Ур, Урук, Вавилон, Киш, Ниппур, Лагаш)

5. Основные занятия древних шумеров:...(скотоводство, земледелие, рыболовство)

6.Религия шумеров была ... (языческой), т.к. они почитали многих богов.

7. Материалом для строительства была ... (глина)

8. Письмо шумеров называлось ... (клинописью)

Работа с текстом Познавательные УУД:

Владеть смысловым чтением.

Делать выводы.

Проводить анализ, устанавливать причинно- следственные связи.

Закрепление материала Работа с картой “Древнее Двуречье”.Словарная работа.   Познавательные УУД:

Находить информацию в разных источниках.

2. Выделять главное.

3. Определять понятия.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Параграф 13, сравните природные условия Древнего Двуречья и Древнего Египта.

*Каким русским пословицам соответствуют шумерские: “ Он еще не поймал лисицу, а уже делает для нее колодку”; “Увернулся от дикого быка – натолкнулся на дикую корову”?

Записи в дневниках.  
Рефлексия Что нового узнали, что помогло? Где пригодятся знания? Кто из ребят больше всех помог в “открытии” знаний? Как работал ты? Дети отвечают на вопросы. Регулятивные УУД:

Определять цель – проблему.

По ходу работы сверять свои действия с целью

Находить и исправлять ошибки

Оценивать степень и способы достижения цели

Список литературы

1. Андреевская, Т. П. История Древнего мира. 5 класс [Текст]: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т. П. Андреевская, М. В. Белкин, Э. В. Ванина; под общ. ред. В. С. Мясникова. – М.: Вентана – Граф, 2013

2. Арасланова, О. В. История Древнего мира. 5 класс [Текст]: поурочные разработки к учебникам А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой и Ф. А. Михайловского /О.В. Арасланова. – М.: ВАКО, 2005. – С.73-74

3. Вигасин, А.А. История Древнего мира. 5 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений /А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. – М.: Просвещение, 2012

4. Годер, Г. И. История Древнего мира. 5 класс: рабочая тетрадь: в 2 ч. Ч.1. Жизнь первобытных людей. Древний Восток /Г. И. Годер. - М.: Просвещение, 2012

Интернет-ресурсы

1. http://www.school2100.ru/pedagogam/lessons/general-class.php?SECTION_ID=1617