Урок математики с игровыми моментами и сказочными персонажами на тему "Решение задач на сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток. Счет от 21 до 100". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (34 МБ)


Цель. Закрепление знаний сложения и вычитания в пределах 20 с переходом через десяток. Закрепление письменной нумерации чисел от 21 до 100.

Оборудование: Наглядность и макеты персонажей сказки “Приключения матроса Кошкина”. Оборудование для просмотра презентации.

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Учитель. Ребята, мы с Вами на классном часе прочитали книгу “Приключение матроса Кошкина”. Автор этой книги Олег Орлов. Дети, вспомните и назовите персонажей этой книги. (Дети отвечают).

II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА.

Учитель. Сегодня на уроке мы отправимся в математическое путешествие вместе с матросом Кошкиным, где закрепим решение примеров и задач на сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток, а также счет и письменную нумерацию чисел от 21 до 100.

III. СООБЩЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

1. Устный счет.

Учитель. Матрос Кошкин (вывешена наглядность – матрос Кошкин), не выполнив указание, командира корабля попадает в ураган “Матильда”. Кошкин в беде. Его парусник тонет. Поможем ему. (слайд № 2)

Дети помогают Кошкину найти остров. (слайд № 3) аудиозапись <Приложение1>. На слайде цифры: 15, 16, 18, 20, 21 и рисунки островов. Необходимо добраться до самого большого острова. Дети называют цифры, изображенные на слайде, которые <16, <17,<19,<21,<22. Добравшись до самого большого острова, Кошкин спасается от морской стихии.

Обратная связь осуществляется через сигнальные закладки.

У. Молодцы, ребята, помогли Кошкину найти остров.

2. Загадка. (слайд № 4)

У. Сам металлический, мозг электрический. (Робот.)

Вывешивается наглядность – робот.

У. Робот выполняет программу “безопасность на море” (робот выдает задания).

1) Устно. (слайд № 5) На слайде появляются примеры, которые дети решают устно. Дети говорят ответы, которые сразу проверяются на слайде.

  • 6 + 6
  • 13 – 8
  • 12 – 9
  • 12 – 7
  • 8 + 3
  • 14 – 6

2) Математический диктант. (слайд № 6) На слайде появляются примеры а) – д).

Дети ответы записывают в тетради (на отдельных листах), которые сдаются для проверки.

а) уменьшаемое 15, вычитаемое 9, запишите разность;

б) уменьшаемое 16, вычитаемое 8, запишите разность;

в) первое слагаемое 7, второе слагаемое 5, запишите сумму;

г) 11 уменьши на 7;

д) от 18 отнять 9.

Проверка (учащиеся показывают сигнальные закладки).

3. Решение примеров и задач.

У. Ой! Кто-то схватил Кошкина за ногу. (слайд № 7)

Учитель рассказывает об осьминоге, аудиозапись <Приложение2>.

Это осьминог. Осьминоги живут в очень соленой воде. Глаз у самых больших осьминогов диаметром 40 см, (учитель показывает наглядность - макет глаза осьминога в натуральную величину). 40 см сколько это дм?

Дети. 4 дм

У. Почему?

Д. В 1 дм - 10 см, в 4 дм – 40 см

У. Осьминог имеет 8 щупальцев и вес 100 кг. Ребята, помогите Кошкину избавиться от осьминога. Для этого необходимо выполнить четыре задания.

а) Первое задание. Задача. (слайд № 8)

У. Новорожденный детеныш кита имеет длину 6 м, а самка кита имеет длину 27 м. На сколько метров длина детеныша короче самки?

Д. на 21 м

У. Как узнали?

Д. 27 – 6 = 21 м

У. Синий кит самое огромное животное на земле. Если он встанет на хвост, то длина его будет высотой с 10-зтажныи дом (показываю иллюстрацию синего кита).

б) Второе задание. Примеры. (слайд № 9)

У. Запишите в виде суммы разрядных слагаемых. На слайде записан решенный пример для образца и примеры, которые необходимо решить самостоятельно.

  • 13 = 10 + 3
  • 45 = ... + ...
  • 18 = ... + ...
  • 37 = ... + ...
  • 32 = ... + ...
  • 86 = ... + ...

(Решение проводится разными учениками. Они называют компоненты при сложении: 1 слагаемое, 2 слагаемое, сумма. Ученики записывают примеры в тетради и показывают сигнальные закладки).

Проверка проводится после ответов учеников на слайде.

в) Третье задание. Сравнение числовых выражений. (На доске знаки >, <, =.) (слайд № 10)

14 – 4 ... 14 – 10

10 + 40 ... 10 + 90

96 – 6 ... 66 – 6 (сумма чисел)

(разность чисел)

(Решение проводится разными учениками. Они называют ответы левой и правой стороны и знак сравнения. Ученики записывают в тетради и показывают сигнальные закладки).

Проверка проводится после ответов учеников на слайде.

У. Какой закон применяли при счете?

Д. Переместительный.

г) Четвертое задание. (На доске знаки >, <, =.) ( во II столбик). (слайд № 11)

  • 40 см ... 3 дм
  • 4 дм ... 42 см
  • 2 дм ... 20 см

У. Переводим дм в см, см в дм. Почему 3 дм = 30 см?

Д. Потому что 1 дм = 10 см и так далее.

(Решение проводится разными учениками. Они переводят величины к одному наименованию и называют знак сравнения. Ученики записывают в тетради и показывают сигнальные закладки).

Проверка проводится после ответов учеников на слайде.

У. Молодцы, ребята, выполнили все задания и помогли Кошкину освободиться от осьминога.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. (слайд № 12)

Дети выполняют движения под музыку.

Раз – потянулись;
Два – согнулись, разогнулись;
Три – в ладоши 3 хлопка, головою 3 кивка;
Четыре – руки шире;
Пять – руками помахать;
Шесть – тихонько сесть.

У. Обследуя остров, Кошкин набрел на пещеру, где вырыв колодец 4 м, был закручен водоворотом. Поможем ему выбраться из пещеры, для чего необходимо ответить на вопросы. 4 м – это сколько см? (слайд № 13)

Д. 400 см

У. Почему?

Д. В 1 м – 100 см

У. Кошкин встретил ящерицу – варана. Масса ящерицы-варана 100 кг, когда она стоит на 4 лапах. Какова ее масса, если она стоит на двух лапах? (слайд № 14)

Д. 100 кг

У. Почему? (на слайде изображено фото ящерицы – варана).

У. Длина варана 300 см, сколько это метров?

Д. 3 м

У. Почему?

Д. 100 см = 1 м

У. Выбравшись из пещеры, Кошкин заметил, что на остров прибыли международные браконьеры, которые собирают редких птиц, для продажи в другие страны. Можно это делать? Почему? Как нужно относиться к животным? Помогите роботу и Кошкину. (слайд № 15) Для того, чтобы помочь Кошкину, необходимо решить три задания,

1. Задание. Задача. (слайд № 16) В клетку поймали 42 попугая, а павлинов на 13 больше. Сколько всего поймали птиц в клетку? (Чтение задачи шепотом).

У. Это составная или простая задача? Какой главный вопрос задачи? Можем сразу на него ответить?

Д. Нет.

У. Почему? Можем узнать сколько было павлинов?

Д. Да.

У. Каким действием решать?

Д. Сложением.

У. Почему?

Д. Стало больше.

У. Сформулируйте вопрос.

1). Сколько павлинов в клетке?

  • 42 + 13 = 55 (п.)

У. Теперь можем ответить на главный вопрос?

Д. Да.

У. Каким действием решать?

Д. Сложением.

У. Сформулируйте вопрос.

2). Сколько всего птиц поймали?

  • 42 + 55 = 97 (п.)

У. Запишите выражение по задаче.

  • 42 + 13 + 42 = 97

Ответ: 97 птиц.

(Задачу на доске записывают: условие-1-ый ученик, 1-ый вопрос и решение - 2-й ученик, 2-й вопрос и решение - 3-й ученик, выражение и ответ - 4-ый ученик, ученики показывают сигнальные закладки). Проверка проводится на слайде.

2. Задание. (Устно). (слайд № 17)

Какой попугай самый крупный? (на слайде изображены попугаи, возле каждого названия попугая стоит цифра – код)

1) Нимфа - 48

2) Гиацинтовый ара - 29

3) Неразлучники - 17

У. Чтобы найти код, необходимо решить задания по стрелке. (слайд № 18) (Решение проводится разными учениками. Ученики сигналят закладками). Проверка проводится на слайде.

У. Мы получили цифру 29. Какой попугай самый крупный?

Д. Гиацинтовый ара.

У. Гиацинтовый ара – длина от клюва до хвоста один метр (показывает наглядность – попугай гиацинтовый ара на слайде). Сколько это см?

Д. 100 см

3. Задание. (слайд № 19) (Текст задачи и наглядность – попугаи неразлуники изображены на слайде).

Неразлучники. Длина тела 17 см

  • 1 отрезок – 17 см
  • 2 отрезок – на 10 см меньше

Найдите длину второго отрезка и начертите его. Обозначьте отрезок латинскими буквами.

У. Какова длина 2 отрезка?

Д. 7 см

У. Каким действием узнали?

Д. Вычитанием.

У. Почему?

Д. Стало меньше.

У. Как обозначили отрезки?

Д. АВ, СД.

Проверка проводится на слайде.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. (слайд № 20)

Дети выполняют движения под музыку

Раз – потянулись;
Два – согнулись, разогнулись;
Три – в ладоши 3 хлопка, головою 3 кивка;
Четыре – руки шире;
Пять – руками помахать;
Шесть – тихонько сесть.

У. Молодцы дети, Вы решили все 3 задания, и Кошкину удалось освободить птиц. Но, чтобы спасти птиц от браконьеров, необходимо прогнать их с острова. Давайте поможем Кошкину, для чего решим два задания.

1. Необходимо найти лишнее число. (Даны цифры 103, 98, 47, 5, 290, необходимо из них найти лишнее число). (слайд № 21)

Д. Цифра 5.

У. Почему?

Д. Число однозначное.

У. А какие еще числа?

Д. Двузначные, трехзначные. (Дети показывают сигнальные закладки.)

2. Устный счет

У. На берегу острова были обезьянки. (слайд № 22)

Обезьянки были там
8 сидели на песке,
3 качались на доске,
а еще 3 спинки грели.
сосчитать вы всех успели?

Д. 8+3+3=14 (об.)

(Дети показывают сигнальные закладки.) Проверка проводится на слайде.

У. Молодцы! Браконьеров прогнали с острова.

Кошкин стал искать себе пищу. (слайд № 23)

Сеть тяну, рыбу ловлю.
7 окуней, 10 карасей,
1 ершок – и того в горшок.
уху сварю, всех угощу.
сколько рыб я сварю?

Д. 7+10+1=18 (р.)

(Дети показывают сигнальные закладки.) Проверка проводится на слайде.

У. Ой! Что-то прицепилось к Кошкину. (слайд № 24) Это рыба – прилипало (наглядность рыба-прилипало на слайде). Ею пользуются, как удочкой для ловли черепах. Помогите Кошкину отцепить рыбу – прилипало. (На слайде записаны примеры в виде).

  • 48 – 8 + 2
  • 99 – 10 + 1
  • 52 – 2 + 7
  • 38 – 8 + 30

(Решение и объяснение производится разными учениками). Проверка проводится на слайде.

У. Молодцы, ребята. Вы хорошо помогли матросу Кошкину и роботу преодолевать трудности, но у них еще будет много приключений, в которых мы будем участвовать вместе с Вами.

Это и встреча с туземцами, с морскими чудовищами и другие. (слайд № 25)

У. На сегодняшнем уроке мы с вами решали какие задачи?

Д. Простые и составные.

У. Какие примеры? Что еще закрепили в ходе урока?

(Дети отвечают.)

У. Выставление оценок.

Урок закончен.