Правописание гласных О-А в корнях с чередованием. 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Преподавание русского языка и литературы осуществляется сегодня  в условиях деформации русского языка, расшатывания его норм, снижения общей речевой культуры и грамотности населения, с одной стороны, и стремительного роста объема информации в различных сферах науки и общественной жизни, с другой.   Естественно, в  современных условиях стремительного  развития науки, быстрого обновления информации невозможно научить человека на всю жизнь, поэтому важно развить в нём познавательные и созидательные способности путём непрерывного самообразования. Современное образование ориентировано на системно-деятельностный подход в обучении, заключающийся в стремлении научить ребёнка учиться, развить личность с гражданской и нравственной позицией, ценностными ориентирами, которые предусмотрены новыми стандартами российского образования.

Основная цель моей педагогической деятельности – воспитание нравственной, творческой личности, способной к самопознанию и саморазвитию. Считаю, что огромную роль в процессе обучения играет эмоциональное состояние учащихся на уроках. Поэтому стараюсь начинать занятие нестандартно, например, при изучении темы «Э.А. По – основоположник детективного жанра» в 6 классе предлагаю расшифровать тайнопись (зашифровано название рассказа «Золотой жук»),  затем переходим к формулированию темы, цели и задач урока. Считаю, что такой подход к организации начала урока способствует повышению мотивации учения.

В соответствии с ФГОС особое значение придаю исследовательскому  методу обучения и технологии коллективной мыследеятельности. Они ориентированы на поиск учениками самостоятельных решений учебной проблемы. Известно, что знания, добытые самостоятельно, сохраняются в памяти гораздо дольше, чем те, что получены в готовом виде. Поэтому на уроке я ставлю познавательные и практические задачи, требующие самостоятельного решения, использую проблемные творческие задания. Например, при изучении темы «Имена числительные» в 5 классе предлагаю детям следующую проблемную ситуацию: обобщите слова каждого ряда, а затем найдите «лишние» (на доске – «пятый, пятерка, пятак, пятерня; тройка, троица, третий, трояк»). После выполнения этого задания вместе формулируем план, по которому будем изучать данную часть речи. Так как это новая тема для пятиклассников, предлагаю детям утверждения «Правда ли, что..», где нужно определить верные и неверные суждения, в конце урока снова возвращаемся к ним и сравниваем ответы до и после  изучения темы. Этот прием «верные – неверные утверждения» помогает детям осознать пробелы в знаниях, уточнить свои представления о предмете изучения. Таким образом, ситуация поиска позволяет обучающимся осмысливать факты, явления, идеи и делать собственные выводы.

Очевидно, что оценивание результата деятельности без достаточной рефлексии самого процесса отрицательно влияет на формирование адекватной самооценки школьников. Весьма важно научить ребенка анализировать свои ошибки, видеть их. Для контроля знаний обучающихся применяю опрос, тестирование, карточки, рабочие тетради по предмету, провожу зачёты, контрольные и самостоятельные работы, практикую дидактические упражнения и итоговые задания,  использую диктанты разных типов: предупредительный, творческий, выборочный, диктант на классификацию орфограмм, сочинения и изложения. Особое внимание уделяю опросу обучающихся. Считаю, что главным в ответе ученика должно быть рассуждение, самостоятельный анализ, объяснение явлений.

Предлагаемая разработка урока представляет собой реализацию обновленных принципов оценивания на разных этапах занятия.

Цель урока для учителя – создать условия для формирования языковой компетенции посредством систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений по теме «Чередование гласных а-о в корнях с чередованием», через развитие умения объяснять свой выбор, высказывать суждение, что будет способствовать повышению интереса к изучаемому материалу, воспитанию сознательного отношения к языку, развитию навыков общения и совместной деятельности,  самоанализа и рефлексии.

Цель урока для учащихся – обобщить знания по теме «Правописание гласных О-А в корнях с чередованием».

Задачи: разграничить различные виды орфограмм; повторить правила и исключения в орфограмме  «Корни с чередованием»; составить таблицу «Чередующиеся гласные, безударные проверяемые и непроверяемые гласные в корне»; представить информацию в виде кластера; выполнить упражнения.

Планируемый результат для учащихся: осознать пробелы в знаниях, восполнить их, выработать правописный навык.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и умений.
Урок проводится  с использованием методов и приемов технологии группового обучения, ИКТ,  игровой технологии, целеполагания  и рефлексии.        В основе – компетентностный, деятельностный и личностно ориентированный подходы обучения.

Формы организации работы учащихся: общеклассная, парная, групповая и индивидуальная. Самостоятельная работа учащихся предполагает как обучающий характер, так и контролирующий. 

Методические приемы контроля: мгновенная проверка, взаимопроверка, самопроверка.

Используемое оборудование: мульмедийное оборудование, авторская презентация по теме урока,  раздаточный материал – карточки, плакат с кроссвордом.
Представленный урок – это учебное занятие по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности по теме. Выбранный тип призван закрепить знания, полученные на предыдущих уроках, а также разграничить орфограммы "Безударная проверяемая гласная в корне" и "Гласная в корне с чередованием".  Разные формы организации работы учащихся будут способствовать развитию таких ключевых компетенций, как коммуникативная и социальная, включающих в себя умение сотрудничать, выражать и отстаивать свою точку зрения, оказывать помощь другим.

Все этапы урока взаимосвязаны: от первого этапа, являющегося предпосылкой формирования и развития мотивационной сферы учащихся, до последнего – рефлексии. Использование оценочного листа позволяет ребенку оценить свою работу на каждом этапе, а оценка учителя, выставляемая после урока, способствует формированию у учащегося адекватной самооценки (Приложение 1).

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность учащихся, примерные ответы

1. Организационный момент. Мотивация
Цель: обеспечение   психологической готовности учащихся к уроку.
  • приветствие, позитивная установка на урок;
  • определение степени готовности к уроку;
  • описание ожиданий от урока:

Я верю, что вы можете внимательно и активно работать, пользоваться приобретенными знаниями, добиваться хороших результатов. И вам всем будет радостно и интересно.
А что вы ожидаете от урока?

 

Ребята,  у каждого из вас есть оценочные листы. Не забывайте оценивать свою работу на каждом этапе (традиционно – «5» – нет ошибок, «4» – 1-2 ошибки, «3» – 3-4 ошибки).

 

 

 

Примерные ответы учащихся:

  • дружной работы
  • новых знаний
  • интересной работы
  • хороших результатов
2. Постановка темы, целей урока. Мотивация
Цель: обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.
Обратимся к эпиграфу нашего урока:

Орешек знаний твёрд, но всё же
Мы не привыкли отступать!
Нам расколоть его поможет
Простой девиз: “Хочу всё знать!”
А что такое эпиграф?

– О чем же мы должны помнить, встретив трудности на уроке?

– Сегодня на уроке предстоит интересная работа. Над чем будем работать – пока секрет. Но чтобы этот секрет раскрыть, выполним первое задание – решим кроссворд

  1. Яркое освещение горизонта перед восходом или после захода солнца.
  2. Небольшое поэтическое произведение в стихах.
  3. Добавление к чему-либо, то, что приложено.
  4. Легкий плавающий предмет, прикрепляемый к леске удочки.
  5. Детская игрушка-веревочка, через которую прыгают, вертя ее и перекидывая через голову.
  6. Приспособление, где происходит горение жидкости или газа (в отопительных и осветительных приборах).
  7. Промокательная бумага (разг.)
  8. В грамматике: группа имен с одинаковыми формами словоизменения. У существительного их три.
  9. Математическое равенство с одной или несколькими неизвестными величинами. Решит
  10. Дотрагиваться до чего-либо.

– Прочтите ключевую фразу.  Что означает это крылатое выражение?
– У слов корень – это тоже самое главное, самое важное. Выделим корень в полученных словах из кроссворда.

– В чем  особенность этих корней?
– Какой корень соответствует каждому? Пример на какой чередующийся корень отсутствует? 
– В чем состоит наш секрет? Сформулируйте тему урока.
– Вот мы и разгадали секрет.
– Сегодня на уроке  мы будем работать –   
Тема урока –  «Правописание корней с чередованием гласных а-о». 

– Какие вопросы должен задать себе каждый, узнав тему урока?

– Вы уже сказали, что это корни с чередованием гласных а-о. Что еще знаем?

 

 

 

– Над чем будем работать сегодня?

 

– Сформулируйте для себя развивающие задачи, запишите в оценочный лист.

– Краткая цитата, помещаемая перед произведением (главой и т.п.), с целью подчеркнуть содержащиеся в нём выводы (определение появляется на слайде по щелчку)

 

 

 

– Не отступать, не пасовать перед трудностями, уверенно идти к знаниям.

 

Разгадывают кроссворд:

  1. Заря
  2. Стихотворение
  3. Приложение
  4. Поплавок
  5. Скакалка
  6. Горелка
  7. Промокашка
  8. Склонение
  9. Уравнение
  10. Касаться

 

 

«Зри в корень!» означает «Выдели самое главное».

Учащиеся называют корни в каждом слове

Это чередующиеся корни
Учащиеся называют пару и по щелчку появляется на слайде (раст-ращ-рос).

Над правописанием слов с чередованием а-о в корнях.

В тетради записывается число и тема урока.

– Что я об этом знаю?
– Что я не знаю?
– Чему буду учиться?
– Над какими личными качествами буду работать сегодня?
– Что буду в себе развивать?
– Написание каждого корня  подчиняется правилу;

– их нельзя проверить;
– есть слова-исключения;
– их нужно отличать от корней, проверяемых ударением.

– Повторим и  обобщим знания по теме.
– Отработаем полученные знания на практике.
– Проверим прочность своих знаний.

Учащиеся самостоятельно записывают:развивать память, внимание, учиться доказывать свою точку зрения и т.д.

3. Планирование путей и средств достижения цели.
Цель: Мотивировать, организовать и направить познавательную деятельность учащихся.
– Умный человек знает: чтобы не попасть впросак и добиться желаемой цели, нужно заранее продумывать и планировать свои действия.
Что мы должны сделать, чтобы добиться поставленной цели?

– Я приготовила вам интересные задания и разные формы работы. Надеюсь, что у нас с вами все получится.
Начнем с задания на дом. У каждого будет возможность выбрать свое задание.
– Посмотрите на экран, здесь представлены творческие задания. На столах у вас лежат карточки с домашним заданием в виде упражнений. Вы можете их взять домой.
Учитель информирует учащихся о домашнем задании. Комментирует задания.
По выбору учащегося:
1)         Составить небольшой текст, используя слова с орфограммой «Гласные а-о в корнях с чередованием».
2)         Составить  5-7  предложений, используя слова с орфограммой «Гласные а-о в корнях с чередованием.
3)         Сочинить грамматическую сказку о корнях с чередованием.
А теперь приступим к классной работе.

 

 

 

 

  • повторить правила правописания корней с чередованием гласных а-о;
  • составить алгоритм работы с данной орфограммой;
  • повторить слова-исключения;
  • выполнить упражнения и проверочную работу.
4. Актуализация и обобщение знаний учащихся

Цель: способствовать  формированию целостной системы ведущих знаний по теме,
рациональных способов применения их на практике.

Задание классу по карточке № 1 (см. Приложение):
Спишите, вставляя пропущенные буквы и обозначая графически орфограмму.

Над каким видом орфограмм вы работали? Как работать над каждым из этих видов орфограмм?


Представьте эту информацию в виде кластера.

Учащиеся самостоятельно работают, затем меняются работами. Один отвечает у доски. Учащиеся слушают, исправляют, если есть ошибки, одновременно проверяют и свои работы. Вносят оценки в оценочные листы.
Учащиеся выделяют три вида орфограммы:
  • Безударная проверяемая гласная в корне
  • Безударная непроверяемая гласная в корне
  • Гласная в корне с чередованием

Составляют кластер  (слайд появляется как следствие работы, подтверждая правильность сделанных выводов)

В это время  у доски 4 ученика выполняют индивидуальные задания по карточкам.

Задание:

  • Запишите слова, вставляя пропущенные буквы и обозначая графически орфограммы.
  • Над каким видом орфограмм вы работали? Сформулируйте правило.

Можно ли сказать, что правописание корней с чередованием, над которыми вы работали, подчиняются одному правилу? Можем ли мы сгруппировать корни  по принципу единообразного написания?

Оцените  свою работу в оценочном листе.
Дополним наш кластер. От чего зависит выбор чередующейся гласной в корне.
Задание № 1а. Работа в группах

– Ребята, следующее задание вы выполните в группах.  Сформулируйте правило, на которое вы будете опираться, выполняя задание. Дополните наш кластер.
Задания подготовлены для 4 групп.  Эта работа  позволяет наглядно еще раз все повторить перед итоговым поверочным тестом.
– Поменяйтесь карточками и выполненными заданиями. Проверьте работу другой группы.

Выполнив работу, ученик садится на свое место, участвует в работе по составлению алгоритма работы с орфограммой «Безударная гласная в корне». Затем последовательно класс проверяет работу каждого ученика, работающего у доски: если нет ошибок, отвечающий  отвечает на вопросы 2 задания.

Задания для каждого ученика подобраны  в соответствии с возможностью сгруппировать корни с чередованием: 1) корни, в которых следует запомнить, какая гласная буква пишется в безударном положении; 2) корни, в которых выбор о или а зависит от следующей согласной буквы или суффикса а; 3) корни, в которых выбор о или а зависит от значения слова.  Проверка работы учащихся послужит классу материалом для обобщения знаний   по теме.

Учащиеся выполняют задание, меняются карточками с другой группой, результат заносит каждый  в оценочный лист. На доске и в тетрадях дополняется кластер.

5. Применение учебного материала в знакомой и новой учебных ситуациях.
Цель:  стимулирование познавательной активности учащихся.
Задание № 2. Работа в паре: обсудите и выполните задание.

Распределительный диктант (15 слов).
Вариант 1 – выписать слова с буквой а в корне с чередованием. 
Вариант 2 – выписать слова с буквой о в корне с чередованием. 
Какое слово лишнее? Почему?

Учащиеся самостоятельно выполняют работу в тетрадях.
Два ученика выполняют эту работу у доски (на оборотной стороне).
Проверка работы.
Косичка – орфограмма «Безударная гласная в корне, проверяемая ударением» – необходимо отличать от слов с орфограммой  "Гласная в корне с чередованием" слова с другими значениями,  имеющие в корнях близкие сочетания звуков.
После проверки работы учащиеся оценивают свою работу в оценочном листе.
6. Физпауза  и  гимнастики для глаз
Цель: снять динамическую нагрузку,  спазм глазных мышц, предупредить утомляемость.
7. Применение учебного материала в знакомой и новой учебных ситуациях
Цель: совершенствование знаний, умений и навыков, активизация познавательной деятельности.
Задание № 3. Кто быстрее найдет ошибку? (выборочный диктант) Выпишите слова, исправляя ошибки и графически выделяя орфограмму. Проверку работы осуществляет ученик, справившийся с заданием первым.  Для проверки используется компьютерный тест

Оцените  свою работу в оценочном листе.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание.  Ученик, справившийся первым с работой, выполняет это задание на компьютере. Последний слайд позволит проверить учащимся свою работу самостоятельно (можно использовать взаимопроверку)
8. Проверка уровня обученности
Цель: выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.
Итоговый тест  (2 варианта)
Вложите оценочные листы в тетрадь и сдайте   на проверку.
Учащиеся выполняют итоговый тест.
9. Подведение итогов. Рефлексия
Цель: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу
последующей работы. Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.
– Подведем итоги. Для этого вспомним, какие цели мы ставили в начале урока?
– Что удалось выполнить?
– Над чем предстоит еще поработать?
– Какие этапы урока вам понравились?
– Какие формы работы помогли лучше усвоить материал?
– Что бы вы хотели изменить в своей работе?
– Какую цель каждый из вас ставил для себя?
– Удалось ли ее достичь?
– Вам было комфортно на уроке?
– Каждый день принесёт нам новые открытия, радость познания и успеха.  Пожелаем друг другу терпения, прилежания на этом пути, а эпиграф нашего сегодняшнего урока  пусть станет нашим девизом.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя. В оценочном листе заполняют ответы на вопросы: «Достиг ли ты поставленной цели? С каким настроением уходишь с урока?»
Учащиеся читают эпиграф:

Орешек знаний твёрд, но всё же
Мы не привыкли отступать!
Нам расколоть его поможет
Простой девиз: “Хочу всё знать!”