Пиши скорей, не медли, слышишь,
Весь мир, весь путь, весь опыт свой,
Пойми, ведь то, что ты напишешь,
Не может написать другой…
М.И. Алигер
Пояснительная записка
С детства до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Богатый и могучий, поистине волшебный русский язык дан нам во владение. Любить, изучать и беречь его призывали нас великие русские классики.
Внимательно относиться к своей и чужой речи,
хорошо понимать все оттенки слова, овладевать
языковой культурой – наша общая задача.
Овладение культурой речи предполагает знание
правил и законов, по которым развивается язык,
предполагает знакомство с неисчерпаемыми его
смысловыми и стилистическими богатствами,
умение разбираться в живых языковых процессах,
отметая прочь то ненужное, что засоряет или
обесцвечивает язык, и в то же время, развивая в
нем все ценное, накопленное веками или
возникающее вновь.
Расширение знаний учащихся о речевых нормах с целью предостережения их от использования языковых средств, лежащих за пределами норм литературного языка является одним из приоритетных направлений лингвистической науки. В условиях современного общества связная речь является одним из важнейших факторов успешности формирования личности учащихся. Однако формированию умения правильно построить свою речь и преподнести ее аудитории в общеобразовательной школе уделяется недостаточно внимания. В процессе обучения письменной речи недостаточно внимания уделяется и вопросам редактирования текстов сочинений учащихся, чаще всего эта работа проводится на уроках, связанных с разбором ошибок, допущенных учащимися при написании сочинений и изложений. А ведь совершенствование связной речи учащихся среднего и старшего звена общеобразовательной школы является неоспоримым фактором, влияющим на дальнейшее гармоничное и всестороннее развитие личности ребенка в целом.
Коммуникативный подход в обучении русскому языку вообще и в старших классах в частности – усиление практической направленности изучаемого в школе учебного материала. Конечной целью обучения русскому языку является формирование навыков свободного владения речью в её устной и письменной формах. Адекватное ситуации, самостоятельное, произвольно создаваемое высказывание должно быть построено с учётом требований языковых норм. Именно на навыках коммуникации замыкается система изучения отдельных разделов лингвистики в школьном курсе русского языка. Коммуникативные навыки позволяют создать ту мотивационную среду, в которой овладение грамотным письмом становится актуальным, значимым для каждого выпускника школы.
Требование создать текст-рассуждение на итоговой аттестации в 9-х и 11-х классах выдвинула сама жизнь. Стремление быть признанным в обществе, оцененным им, а также когнитивная потребность в информации и знаниях могут быть реализованы лишь через речевую деятельность и зависят от умений и навыков, связанных с владением устной и письменной речью в различных речевых ситуациях, требующих конкретного стиля общения, соблюдения определенных культурно-речевых и этических норм. Так, социальное самоопределение, самореализация и познание возможны при высоком уровне развития коммуникативных умений выпускников.
Современные потребности развития всех сфер общества требуют необходимости компетентного, конкурентноспособного специалиста, умеющего работать с людьми, вести конструктивный диалог. Это предполагает овладение умением видеть ситуацию во всём её реальном многообразии и сложности, в том числе умение учитывать позиции своих оппонентов. Таким образом, воспитание культуры доказательного, аргументированного ответа рассматривается как важнейшая задача всей системы образования.
Хорошим помощником девятиклассникам при подготовке к написанию сжатого изложения и сочинения-рассуждения, а также при подготовке к выполнению заданий с выбором ответа (А) на экзамене по русскому языку может стать курс «Интенсив-подготовка к ОГЭ», или «Учись языку как искусству».
Цель курса: помочь ученикам 9-го класса успешно подготовиться к итоговой аттестации в новой форме (ОГЭ).
Задачи курса:
– понимать содержание текста;
– производить сопоставительный анализ
содержания текстов одной тематики;
– овладевать приёмами сжатия информации;
– развивать умения обосновывать;
– свою позицию аргументами из прочитанных
текстов;
– употреблять языковые средства в соответствии
с целями и условиями общения;
– пользоваться выразительными средствами языка
в разных условиях общения,
– отбирать из множества слов самое нужное,
которое точно передаёт мысль;
– отбирать слова, не нарушая лексической и
грамматической сочетаемости;
– отбирать речевые средства с учётом ситуации и
обстановки речи;
– избегать двузначности, тавтологии,
тяжеловесных, с трудом воспринимаемых
конструкций;
– соблюдать совокупность требований к
правильной и хорошей речи;
– править написанное;
– грамотно в орфографическом, пунктуационном и
речевом отношении оформлять письменные тексты
на русском языке.
Содержание программы:
1. О новой форме ОГЭ в 9 классе – 1 час.
2. «Подводные камни» ОГЭ. Часть 1. – 10 часов.
3. «Подводные камни» ОГЭ. Часть 2 (задание с
выбором ответа а-7) – 9 часов.
4. «Подводные камни» ОГЭ. Часть 2 (задание с
выбором ответа а-8) – 8 часов.
5. Типы ошибок – 9 часов.
6. Обобщающее повторение – 4 часа.
7. Задания на осмысление содержания текста – 3
часа.
8. Задания на определение стиля и типа речи, на
определение средств связи предложений, на
выявление средств выразительности – 15 часов.
9. Создание собственного текста – 9 часов.
Программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю
Календарно-тематическое планирование
№занятия | Кол-во часов | Дата | Тема занятия |
1. | 1 | О новой форме государственной (итоговой )
аттестации в 9 классе по русскому языку. Структура и критерии экзаменационной работы. Система оценивания. |
|
2. | 1 | Подводные камни ОГЭ. ЧАСТЬ 1.Сжатое изложение. Приёмы трансформации текста (сокращение, выделение ключевых слов, абзацное членение, добавление фрагмента). Тренинг. | |
3. | 1 | Подводные камни ОГЭ. ЧАСТЬ 1.Сжатое изложение. Приёмы трансформации текста (сокращение, выделение ключевых слов, абзацное членение, добавление фрагмента). Тренинг. | |
4. | 1 | Подводные камни ОГЭ. ЧАСТЬ 1.Сжатое изложение. Приёмы трансформации текста (сокращение, выделение ключевых слов, абзацное членение, добавление фрагмента). Тренинг. | |
5. | 1 | Подводные камни ОГЭ. ЧАСТЬ 1.Сжатое изложение. Приёмы трансформации текста (сокращение, выделение ключевых слов, абзацное членение, добавление фрагмента). Тренинг. | |
6. | 1 | Подводные камни ОГЭ. ЧАСТЬ 1.Сжатое изложение. Приёмы трансформации текста (сокращение, выделение ключевых слов, абзацное членение, добавление фрагмента). Тренинг. | |
7. | 1 | Подводные камни ОГЭ. ЧАСТЬ 1.Сжатое изложение. Приёмы трансформации текста (сокращение, выделение ключевых слов, абзацное членение, добавление фрагмента). Тренинг. | |
8. | 1 | Подводные камни ОГЭ. ЧАСТЬ 1.Сжатое изложение. Приёмы трансформации текста (сокращение, выделение ключевых слов, абзацное членение, добавление фрагмента). Тренинг. | |
9. | 1 | Подводные камни ОГЭ. ЧАСТЬ 1.Сжатое изложение. Приёмы трансформации текста (сокращение, выделение ключевых слов, абзацное членение, добавление фрагмента). Тренинг. | |
10. | 1 | Подводные камни ОГЭ. ЧАСТЬ 1.Сжатое изложение. Приёмы трансформации текста (сокращение, выделение ключевых слов, абзацное членение, добавление фрагмента). Тренинг. | |
11. | 1 | Подводные камни ОГЭ. ЧАСТЬ 1.Сжатое изложение. Приёмы трансформации текста (сокращение, выделение ключевых слов, абзацное членение, добавление фрагмента). Тренинг. | |
12. | 1 | Подводные камни ОГЭ. ЧАСТЬ 2.Выполнение тестовых заданий на основе прочитанного текста (задание с выбором ответа-а-7).Тренинг. | |
13. | 1 | Подводные камни ОГЭ. ЧАСТЬ 2.Выполнение тестовых заданий на основе прочитанного текста (задание с выбором ответа-а-7).Тренинг. | |
14. | 1 | Подводные камни ОГЭ. ЧАСТЬ 2.Выполнение тестовых заданий на основе прочитанного текста (задание с выбором ответа-а-7).Тренинг. | |
15. | 1 | Подводные камни ОГЭ. ЧАСТЬ 2.Выполнение тестовых заданий на основе прочитанного текста (задание с выбором ответа-а-7).Тренинг. | |
16. | 1 | Подводные камни ОГЭ. ЧАСТЬ 2.Выполнение тестовых заданий на основе прочитанного текста (задание с выбором ответа-а-7).Тренинг. | |
17. | 1 | Подводные камни ОГЭ. ЧАСТЬ 2.Выполнение тестовых заданий на основе прочитанного текста (задание с выбором ответа-а-7).Тренинг. | |
18. | 1 | Подводные камни ОГЭ. ЧАСТЬ 2.Выполнение тестовых заданий на основе прочитанного текста (задание с выбором ответа-а-7).Тренинг. | |
19. | 1 | Подводные камни ОГЭ. ЧАСТЬ 2.Выполнение тестовых заданий на основе прочитанного текста (задание с выбором ответа-а-7).Тренинг. | |
20. | 1 | Подводные камни ОГЭ. ЧАСТЬ 2.Выполнение тестовых заданий на основе прочитанного текста (задание с выбором ответа-а-7).Тренинг. | |
21. | 1 | Подводные камни ОГЭ. АСТЬ 2.Выполнение тестовых заданий на основе прочитанного текста (задание с выбором ответа-а-8-21).Тренинг | |
22. | 1 | Подводные камни ОГЭ. АСТЬ 2.Выполнение тестовых
заданий на основе прочитанного текста (задание с
выбором ответа-а-8-21).Тренинг 1 |
|
23. | 1 | Подводные камни ОГЭ. АСТЬ 2.Выполнение тестовых заданий на основе прочитанного текста (задание с выбором ответа-а-8-21).Тренинг | |
24. | 1 | Подводные камни ОГЭ. АСТЬ 2.Выполнение тестовых заданий на основе прочитанного текста (задание с выбором ответа-а-8-21).Тренинг | |
25 | 1 | Подводные камни ОГЭ. АСТЬ 2.Выполнение тестовых заданий на основе прочитанного текста (задание с выбором ответа-а-8-21).Тренинг | |
26 | 1 | Подводные камни ОГЭ. АСТЬ 2.Выполнение тестовых заданий на основе прочитанного текста (задание с выбором ответа-а-8-21).Тренинг | |
27. | 1 | Подводные камни ОГЭ. АСТЬ 2.Выполнение тестовых заданий на основе прочитанного текста (задание с выбором ответа-а-8-21).Тренинг | |
28. | 1 | Подводные камни ОГЭ. АСТЬ 2.Выполнение тестовых заданий на основе прочитанного текста (задание с выбором ответа-а-8-21).Тренинг | |
29. | 1 | Типы ошибок. Употребление слова в несвойственном ему значении как речевая ошибка. Уместность употребления слов различных образовательных типов ( «Не говори красиво!», «Не говори красиво?»). Повторение: качества хорошей речи) .Тренинг. | |
30. | 1 | Нарушение лексической сочетаемости, лишнее слово, тавтология как речевые ошибки. Повторение слов и близкое употребление однокоренных слов как средство выразительности. Тренинг. | |
33. | 1 | Ошибки в формообразовании форм имён существительных, числительных, личных и притяжательных местоимений. Трудности в употреблении местоимений. Местоимение и сочинение. Тренинг. | |
31. | 1 | Нарушение видо-временных отношений глаголов-подлинное и мнимое. Ошибки в употреблении деепричастного оборота, ошибки в употреблении причастного оборота. Синтаксическая бедность. | |
32. | 1 | Служебные части речи. Трудности в употреблении предлога, союза. Тренинг. | |
33. | 1 | Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого. Тренинг. | |
34. | Т | Нарушение границ предложения (парцелляция) как грамматическая ошибка. Парцелляция как средство выразительности. Тренинг. | |
35. | 1 | Нарушение порядка слов. Ошибки, связанные с
употреблением однородных членов предложения.
Тренинг.
|
|
36. | 1 | Ошибки в построении сложного предложения Прямая и косвенная речь. Тренинг. | |
37. | 1 | Обобщающее повторение. Проверенная работа 1, 2. Непроверенная работа 1, 2. Образцы ответа.
|
|
38. | Обобщающее повторение. Проверенная работа 1, 2. Непроверенная работа 1, 2. Образцы ответа.
|
||
39. | Обобщающее повторение. Проверенная работа 1, 2. Непроверенная работа 1, 2. Образцы ответа.
|
||
40. | Обобщающее повторение. Проверенная работа 1, 2. Непроверенная работа 1, 2. Образцы ответа.
|
||
41. | Обобщающее повторение. Проверенная работа 1, 2. Непроверенная работа 1, 2. Образцы ответа.
|
||
Задания на осмысление содержания текста | |||
42. | 1 | Чтение и аудирование текста. «На экзамене проверяются умения…» Виды аудирования. Виды чтения. | |
43. | 1 | Как слушать текст, чтобы понять его содержание? | |
44. | 1 | Типичные формулировки заданий. Смысловой, стилистический,типологический, лексический анализ текста. Анализ средств связи предложений. Анализ средств выразительности. | |
Задания на определение стиля и типа речи, на выявление лексического значения некоторых слов, на определение средств связи предложений, на выявление средств выразительности | |||
45. | 1 | Определение функционального стиля текста. | |
46. | 1 | Определение смыслового типа речи. | |
47. | 1 | Определение темы и главной мысли текста. | |
48. | 1 | Составление плана текста. Виды плана (назывной, вопросный,тезисный). | |
49. | 1 | Составление логической схемы текста. | |
50. | 1 | Освоение приёмов разворачивания основной мысли (тезиса). | |
51. | 1 | Работа со средствами, обеспечивающими связность текста. | |
52. | 1 | Работа со средствами, обеспечивающими связность текста. | |
53. | 1 | Анализ изобразительно-выразительных средств, используемых в тексте (тропы, фигуры речи, общие средства выразительности). Словарь литературных терминов. | |
54. | 1 | Анализ изобразительно-выразительных средств, используемых в тексте (тропы, фигуры речи, общие средства выразительности). Словарь литературных терминов. | |
55. | 1 | Обобщающие задания (задания на повторение и закрепление изученного). Комплексный анализ текста ( текст А , текст Б , текст В). | |
56. | Обобщающие задания (задания на повторение и закрепление изученного). Комплексный анализ текста( текст А , текст Б , текст В). | ||
57. | Обобщающие задания (задания на повторение и закрепление изученного). Комплексный анализ текста( текст А , текст Б , текст В). | ||
58. | Обобщающие задания (задания на повторение и закрепление изученного). Комплексный анализ текста ( текст А , текст Б , текст В). | ||
Создание собственного текста | |||
59. | 1 | План сочинения-рассуждения может быть таким. Инструкция по написанию сочинения. Термины, используемые в формулировках заданий и критериях оценивания. | |
60. | 1 | Работа над вступлением («Магниты» для вступления. Приёмы написания вступления. | |
61. | 1 | Работа над основной частью(1. Как обозначить и прокомментировать проблему? 2.Как сформулировать позицию автора? 3. Как выразить своё мнение?4. Как аргументировать своё мнение, или «Как строить систему доказательств?» («Копилка мудрых мыслей»). | |
62. | 1 | Работа над заключением. Приёмы написания заключения. | |
63. | 1 | Приёмы, помогающие сделать текст эмоциональным. | |
64. | 1 | Примеры написания сочинений. | |
65. | 1 | Примеры написания сочинений. | |
67. | 1 | Примеры написания сочинений. | |
68. | 1 | Примеры написания сочинений. |
Ожидаемые результаты:
– учащиеся должны владеть навыками сокращения
текста;
– отбирать материал для сочинения-рассуждения
на лингвистическую тему (задание части З, С.1.): о
функциях знаков препинания в тексте,
особенностях использования офографического
правила, роли определённой части речи в текст;
– составлять текст сочинения на
социально-нравственную тему (С.2.);
– уметь выполнять тестовые задания на основе
прочитанного текста (задания с выбором ответа и с
открытым ответом) по основным разделам школьного
курса русского языка.
Использованная литература:
1. Тимошенко, Т.Е. Русский язык. 9 класс.
Работаем над текстом. Единый государственный
экзамен. Часть С / Т.Е.Тимошенко – М.: Дрофа, 2008.
2. Сенина Н.А., Гармаш С.В., Диденко, Кобякова Г.Н.
Русский язык. 9 класс. Подготовка к итоговой
аттестации – 2009: учебно-методическое пособие для
подготовки к итоговой аттестации/ Под ред.
Н.А.Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2008.
3. Русский язык. 9 класс. Сборник текстов для
изложений с творческими, грамматическими и
тестовыми заданиями.
4. И.П.Цыбулько, В.Н.Александров, Л.И.Пучкова,
Т.В.Соловьёва, Государственная итоговая
аттестация выпускников 9 классов в новой форме.
Русский язык. 2009/ФИПИ. – М.: «Интеллект-центр», 2009.
5. Л.М.Рыбникова, О.М.Александрова, С.И.Львова,
Т.Н.Роговик. Русский язык. Сборник заданий для
подготовки к государственной итоговой
аттестации в 9 классе. – М.: Просвещение, 2010.
6. Симакова, Е.С. Русский язык: 40 типовых
вариантов экзаменационных работ для подготовки
к ГИА, 9 кл./Е.С.Симакова. – М.: АСТ: Астрель, 2010.
6. С.И.Львова. ГИА 2010. Русский язык. Сборник
заданий: 9 класс/ С.И.Львова – М.:Эксмо,2009.
7. Угроватова, Т.Ю. ЕГЭ по русскому языку:
Учебно-тренировочные тесты и другие материалы
для 9 класса/ Т.Ю. Угроватова. – М.:АСТ; СПб.:
Астрель-СПб, 2009.
8. Служевская Т.Л. Уроки русской словесности.
Практикум по культуре речи – СПб.:Издзво
«Тускарора» совместно с фирмой «РиД», 1997.
9. ЕГЭ. Русский язык. 9 класс. Государственная
итоговая аттестация(по новой форме). Типовые
тестовые задания / В.П.Сычёва. – М.: Издательство
«Экзамен», 2008.
10. ГИА 2010. Русский язык. 9 класс. Государственная
итоговая аттестация(в новой форме). Типовые
тестовые задания/ Г.Т.Егораева. – М.: Издательство
«Экзамен», 2010.
11. Угроватова Т.Ю. Русский язык : 9 класс.:
материалы для подгот. К итоговой аттестации:
пособие для учащихся/ Т.Ю.Угроватова. – М.:
Просвещение, 2007.
12. Русский язык. Типовые тестовые задания : 9 класс
/ Сост. Н.В.Егорова. – М.:ВАКО, 2011. –
(Государственная итоговая аттестация).
13. Куманяева, А.Е. Русский язык.
Экспериментальная работа. 9 класс: учебн. Пособие/
А.Е.Куманяева, М.Ю.Никулина, В.П.Сычёва. – М.:
Издательство «Экзамен», 2007. – (Серия «ЕГЭ. 9 кл.
Интенсивная самоподготовка»).
14. Влодавская, Е.А. Русский язык. ЕГЭ:
Методическое пособие для учителя/ Влодавская Е.А.
– М.: Издательство «Экзамен», 2006. – (Серия «ЕГЭ.
Контрольные измерительные материалы»)
15. Пахнова, Т.М. Русский язык. 9 класс. Сборник
текстов для подготовки к государственной
итоговой аттестации / Т,М,Пахнова. – М.: Дрофа,2011.
– (Готовимся к экзаменам. ГИА)
16. Пахнова, Т.М. Государственная итоговая
аттестация. Русский язык. Работа с текстом при
подготовке к экзамену. 9 класс / Т.М.Пахнова. – М.:
Издательство «Экзамен»,2010. – (Серия «ГИА». 9
класс).