Программа факультатива по русскому языку "Интенсив-подготовка к ОГЭ", или "Учись языку как искусству". 9-й класс
Пиши скорей, не медли, слышишь,
Весь мир, весь путь, весь опыт свой,
Пойми, ведь то, что ты напишешь,
Не может написать другой…
М.И. Алигер
Пояснительная записка
С детства до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Богатый и могучий, поистине волшебный русский язык дан нам во владение. Любить, изучать и беречь его призывали нас великие русские классики.
Внимательно относиться к своей и чужой речи, хорошо понимать все
оттенки слова, овладевать языковой культурой – наша общая
задача.
Овладение культурой речи предполагает знание правил и законов, по
которым развивается язык, предполагает знакомство с неисчерпаемыми
его смысловыми и стилистическими богатствами, умение разбираться в
живых языковых процессах, отметая прочь то ненужное, что засоряет
или обесцвечивает язык, и в то же время, развивая в нем все ценное,
накопленное веками или возникающее вновь.
Расширение знаний учащихся о речевых нормах с целью предостережения их от использования языковых средств, лежащих за пределами норм литературного языка является одним из приоритетных направлений лингвистической науки. В условиях современного общества связная речь является одним из важнейших факторов успешности формирования личности учащихся. Однако формированию умения правильно построить свою речь и преподнести ее аудитории в общеобразовательной школе уделяется недостаточно внимания. В процессе обучения письменной речи недостаточно внимания уделяется и вопросам редактирования текстов сочинений учащихся, чаще всего эта работа проводится на уроках, связанных с разбором ошибок, допущенных учащимися при написании сочинений и изложений. А ведь совершенствование связной речи учащихся среднего и старшего звена общеобразовательной школы является неоспоримым фактором, влияющим на дальнейшее гармоничное и всестороннее развитие личности ребенка в целом.
Коммуникативный подход в обучении русскому языку вообще и в старших классах в частности – усиление практической направленности изучаемого в школе учебного материала. Конечной целью обучения русскому языку является формирование навыков свободного владения речью в её устной и письменной формах. Адекватное ситуации, самостоятельное, произвольно создаваемое высказывание должно быть построено с учётом требований языковых норм. Именно на навыках коммуникации замыкается система изучения отдельных разделов лингвистики в школьном курсе русского языка. Коммуникативные навыки позволяют создать ту мотивационную среду, в которой овладение грамотным письмом становится актуальным, значимым для каждого выпускника школы.
Требование создать текст-рассуждение на итоговой аттестации в 9-х и 11-х классах выдвинула сама жизнь. Стремление быть признанным в обществе, оцененным им, а также когнитивная потребность в информации и знаниях могут быть реализованы лишь через речевую деятельность и зависят от умений и навыков, связанных с владением устной и письменной речью в различных речевых ситуациях, требующих конкретного стиля общения, соблюдения определенных культурно-речевых и этических норм. Так, социальное самоопределение, самореализация и познание возможны при высоком уровне развития коммуникативных умений выпускников.
Современные потребности развития всех сфер общества требуют необходимости компетентного, конкурентноспособного специалиста, умеющего работать с людьми, вести конструктивный диалог. Это предполагает овладение умением видеть ситуацию во всём её реальном многообразии и сложности, в том числе умение учитывать позиции своих оппонентов. Таким образом, воспитание культуры доказательного, аргументированного ответа рассматривается как важнейшая задача всей системы образования.
Хорошим помощником девятиклассникам при подготовке к написанию сжатого изложения и сочинения-рассуждения, а также при подготовке к выполнению заданий с выбором ответа (А) на экзамене по русскому языку может стать курс «Интенсив-подготовка к ОГЭ», или «Учись языку как искусству».
Цель курса: помочь ученикам 9-го класса успешно подготовиться к итоговой аттестации в новой форме (ОГЭ).
Задачи курса:
– понимать содержание текста;
– производить сопоставительный анализ содержания текстов одной
тематики;
– овладевать приёмами сжатия информации;
– развивать умения обосновывать;
– свою позицию аргументами из прочитанных текстов;
– употреблять языковые средства в соответствии с целями и условиями
общения;
– пользоваться выразительными средствами языка в разных условиях
общения,
– отбирать из множества слов самое нужное, которое точно передаёт
мысль;
– отбирать слова, не нарушая лексической и грамматической
сочетаемости;
– отбирать речевые средства с учётом ситуации и обстановки
речи;
– избегать двузначности, тавтологии, тяжеловесных, с трудом
воспринимаемых конструкций;
– соблюдать совокупность требований к правильной и хорошей
речи;
– править написанное;
– грамотно в орфографическом, пунктуационном и речевом отношении
оформлять письменные тексты на русском языке.
Содержание программы:
1. О новой форме ОГЭ в 9 классе – 1 час.
2. «Подводные камни» ОГЭ. Часть 1. – 10 часов.
3. «Подводные камни» ОГЭ. Часть 2 (задание с выбором ответа а-7) –
9 часов.
4. «Подводные камни» ОГЭ. Часть 2 (задание с выбором ответа а-8) –
8 часов.
5. Типы ошибок – 9 часов.
6. Обобщающее повторение – 4 часа.
7. Задания на осмысление содержания текста – 3 часа.
8. Задания на определение стиля и типа речи, на определение средств
связи предложений, на выявление средств выразительности – 15
часов.
9. Создание собственного текста – 9 часов.
Программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю
Календарно-тематическое планирование
| №занятия | Кол-во часов | Дата |
Тема занятия |
| 1. | 1 | О новой форме государственной (итоговой ) аттестации в 9 классе
по русскому языку. Структура и критерии экзаменационной работы. Система оценивания. |
|
| 2. | 1 | Подводные камни ОГЭ. ЧАСТЬ 1.Сжатое изложение. Приёмы трансформации текста (сокращение, выделение ключевых слов, абзацное членение, добавление фрагмента). Тренинг. | |
| 3. | 1 | Подводные камни ОГЭ. ЧАСТЬ 1.Сжатое изложение. Приёмы трансформации текста (сокращение, выделение ключевых слов, абзацное членение, добавление фрагмента). Тренинг. | |
| 4. | 1 | Подводные камни ОГЭ. ЧАСТЬ 1.Сжатое изложение. Приёмы трансформации текста (сокращение, выделение ключевых слов, абзацное членение, добавление фрагмента). Тренинг. | |
| 5. | 1 | Подводные камни ОГЭ. ЧАСТЬ 1.Сжатое изложение. Приёмы трансформации текста (сокращение, выделение ключевых слов, абзацное членение, добавление фрагмента). Тренинг. | |
| 6. | 1 | Подводные камни ОГЭ. ЧАСТЬ 1.Сжатое изложение. Приёмы трансформации текста (сокращение, выделение ключевых слов, абзацное членение, добавление фрагмента). Тренинг. | |
| 7. | 1 | Подводные камни ОГЭ. ЧАСТЬ 1.Сжатое изложение. Приёмы трансформации текста (сокращение, выделение ключевых слов, абзацное членение, добавление фрагмента). Тренинг. | |
| 8. | 1 | Подводные камни ОГЭ. ЧАСТЬ 1.Сжатое изложение. Приёмы трансформации текста (сокращение, выделение ключевых слов, абзацное членение, добавление фрагмента). Тренинг. | |
| 9. | 1 | Подводные камни ОГЭ. ЧАСТЬ 1.Сжатое изложение. Приёмы трансформации текста (сокращение, выделение ключевых слов, абзацное членение, добавление фрагмента). Тренинг. | |
| 10. | 1 | Подводные камни ОГЭ. ЧАСТЬ 1.Сжатое изложение. Приёмы трансформации текста (сокращение, выделение ключевых слов, абзацное членение, добавление фрагмента). Тренинг. | |
| 11. | 1 | Подводные камни ОГЭ. ЧАСТЬ 1.Сжатое изложение. Приёмы трансформации текста (сокращение, выделение ключевых слов, абзацное членение, добавление фрагмента). Тренинг. | |
| 12. | 1 | Подводные камни ОГЭ. ЧАСТЬ 2.Выполнение тестовых заданий на основе прочитанного текста (задание с выбором ответа-а-7).Тренинг. | |
| 13. | 1 | Подводные камни ОГЭ. ЧАСТЬ 2.Выполнение тестовых заданий на основе прочитанного текста (задание с выбором ответа-а-7).Тренинг. | |
| 14. | 1 | Подводные камни ОГЭ. ЧАСТЬ 2.Выполнение тестовых заданий на основе прочитанного текста (задание с выбором ответа-а-7).Тренинг. | |
| 15. | 1 | Подводные камни ОГЭ. ЧАСТЬ 2.Выполнение тестовых заданий на основе прочитанного текста (задание с выбором ответа-а-7).Тренинг. | |
| 16. | 1 | Подводные камни ОГЭ. ЧАСТЬ 2.Выполнение тестовых заданий на основе прочитанного текста (задание с выбором ответа-а-7).Тренинг. | |
| 17. | 1 | Подводные камни ОГЭ. ЧАСТЬ 2.Выполнение тестовых заданий на основе прочитанного текста (задание с выбором ответа-а-7).Тренинг. | |
| 18. | 1 | Подводные камни ОГЭ. ЧАСТЬ 2.Выполнение тестовых заданий на основе прочитанного текста (задание с выбором ответа-а-7).Тренинг. | |
| 19. | 1 | Подводные камни ОГЭ. ЧАСТЬ 2.Выполнение тестовых заданий на основе прочитанного текста (задание с выбором ответа-а-7).Тренинг. | |
| 20. | 1 | Подводные камни ОГЭ. ЧАСТЬ 2.Выполнение тестовых заданий на основе прочитанного текста (задание с выбором ответа-а-7).Тренинг. | |
| 21. | 1 | Подводные камни ОГЭ. АСТЬ 2.Выполнение тестовых заданий на основе прочитанного текста (задание с выбором ответа-а-8-21).Тренинг | |
| 22. | 1 | Подводные камни ОГЭ. АСТЬ 2.Выполнение тестовых заданий на
основе прочитанного текста (задание с выбором
ответа-а-8-21).Тренинг 1 |
|
| 23. | 1 | Подводные камни ОГЭ. АСТЬ 2.Выполнение тестовых заданий на основе прочитанного текста (задание с выбором ответа-а-8-21).Тренинг | |
| 24. | 1 | Подводные камни ОГЭ. АСТЬ 2.Выполнение тестовых заданий на основе прочитанного текста (задание с выбором ответа-а-8-21).Тренинг | |
| 25 | 1 | Подводные камни ОГЭ. АСТЬ 2.Выполнение тестовых заданий на основе прочитанного текста (задание с выбором ответа-а-8-21).Тренинг | |
| 26 | 1 | Подводные камни ОГЭ. АСТЬ 2.Выполнение тестовых заданий на основе прочитанного текста (задание с выбором ответа-а-8-21).Тренинг | |
| 27. | 1 | Подводные камни ОГЭ. АСТЬ 2.Выполнение тестовых заданий на основе прочитанного текста (задание с выбором ответа-а-8-21).Тренинг | |
| 28. | 1 | Подводные камни ОГЭ. АСТЬ 2.Выполнение тестовых заданий на основе прочитанного текста (задание с выбором ответа-а-8-21).Тренинг | |
| 29. | 1 | Типы ошибок. Употребление слова в несвойственном ему значении как речевая ошибка. Уместность употребления слов различных образовательных типов ( «Не говори красиво!», «Не говори красиво?»). Повторение: качества хорошей речи) .Тренинг. | |
| 30. | 1 | Нарушение лексической сочетаемости, лишнее слово, тавтология как речевые ошибки. Повторение слов и близкое употребление однокоренных слов как средство выразительности. Тренинг. | |
| 33. | 1 | Ошибки в формообразовании форм имён существительных, числительных, личных и притяжательных местоимений. Трудности в употреблении местоимений. Местоимение и сочинение. Тренинг. | |
| 31. | 1 | Нарушение видо-временных отношений глаголов-подлинное и мнимое. Ошибки в употреблении деепричастного оборота, ошибки в употреблении причастного оборота. Синтаксическая бедность. | |
| 32. | 1 | Служебные части речи. Трудности в употреблении предлога, союза. Тренинг. | |
| 33. | 1 | Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого. Тренинг. | |
| 34. | Т | Нарушение границ предложения (парцелляция) как грамматическая ошибка. Парцелляция как средство выразительности. Тренинг. | |
| 35. | 1 | Нарушение порядка слов. Ошибки, связанные с употреблением
однородных членов предложения. Тренинг.
|
|
| 36. | 1 | Ошибки в построении сложного предложения Прямая и косвенная речь. Тренинг. | |
| 37. | 1 | Обобщающее повторение. Проверенная работа 1, 2. Непроверенная работа 1, 2. Образцы ответа.
|
|
| 38. | Обобщающее повторение. Проверенная работа 1, 2. Непроверенная работа 1, 2. Образцы ответа.
|
||
| 39. | Обобщающее повторение. Проверенная работа 1, 2. Непроверенная работа 1, 2. Образцы ответа.
|
||
| 40. | Обобщающее повторение. Проверенная работа 1, 2. Непроверенная работа 1, 2. Образцы ответа.
|
||
| 41. | Обобщающее повторение. Проверенная работа 1, 2. Непроверенная работа 1, 2. Образцы ответа.
|
||
| Задания на осмысление содержания текста | |||
| 42. | 1 | Чтение и аудирование текста. «На экзамене проверяются умения…» Виды аудирования. Виды чтения. | |
| 43. | 1 | Как слушать текст, чтобы понять его содержание? | |
| 44. | 1 | Типичные формулировки заданий. Смысловой, стилистический,типологический, лексический анализ текста. Анализ средств связи предложений. Анализ средств выразительности. | |
| Задания на определение стиля и типа речи, на выявление лексического значения некоторых слов, на определение средств связи предложений, на выявление средств выразительности | |||
| 45. | 1 | Определение функционального стиля текста. | |
| 46. | 1 | Определение смыслового типа речи. | |
| 47. | 1 | Определение темы и главной мысли текста. | |
| 48. | 1 | Составление плана текста. Виды плана (назывной, вопросный,тезисный). | |
| 49. | 1 | Составление логической схемы текста. | |
| 50. | 1 | Освоение приёмов разворачивания основной мысли (тезиса). | |
| 51. | 1 | Работа со средствами, обеспечивающими связность текста. | |
| 52. | 1 | Работа со средствами, обеспечивающими связность текста. | |
| 53. | 1 | Анализ изобразительно-выразительных средств, используемых в тексте (тропы, фигуры речи, общие средства выразительности). Словарь литературных терминов. | |
| 54. | 1 | Анализ изобразительно-выразительных средств, используемых в тексте (тропы, фигуры речи, общие средства выразительности). Словарь литературных терминов. | |
| 55. | 1 | Обобщающие задания (задания на повторение и закрепление изученного). Комплексный анализ текста ( текст А , текст Б , текст В). | |
| 56. | Обобщающие задания (задания на повторение и закрепление изученного). Комплексный анализ текста( текст А , текст Б , текст В). | ||
| 57. | Обобщающие задания (задания на повторение и закрепление изученного). Комплексный анализ текста( текст А , текст Б , текст В). | ||
| 58. | Обобщающие задания (задания на повторение и закрепление изученного). Комплексный анализ текста ( текст А , текст Б , текст В). | ||
| Создание собственного текста | |||
| 59. | 1 | План сочинения-рассуждения может быть таким. Инструкция по написанию сочинения. Термины, используемые в формулировках заданий и критериях оценивания. | |
| 60. | 1 | Работа над вступлением («Магниты» для вступления. Приёмы написания вступления. | |
| 61. | 1 | Работа над основной частью(1. Как обозначить и прокомментировать проблему? 2.Как сформулировать позицию автора? 3. Как выразить своё мнение?4. Как аргументировать своё мнение, или «Как строить систему доказательств?» («Копилка мудрых мыслей»). | |
| 62. | 1 | Работа над заключением. Приёмы написания заключения. | |
| 63. | 1 | Приёмы, помогающие сделать текст эмоциональным. | |
| 64. | 1 | Примеры написания сочинений. | |
| 65. | 1 | Примеры написания сочинений. | |
| 67. | 1 | Примеры написания сочинений. | |
| 68. | 1 | Примеры написания сочинений. |
Ожидаемые результаты:
– учащиеся должны владеть навыками сокращения текста;
– отбирать материал для сочинения-рассуждения на лингвистическую
тему (задание части З, С.1.): о функциях знаков препинания в
тексте, особенностях использования офографического правила, роли
определённой части речи в текст;
– составлять текст сочинения на социально-нравственную тему
(С.2.);
– уметь выполнять тестовые задания на основе прочитанного текста
(задания с выбором ответа и с открытым ответом) по основным
разделам школьного курса русского языка.
Использованная литература:
1. Тимошенко, Т.Е. Русский язык. 9 класс. Работаем над
текстом. Единый государственный экзамен. Часть С / Т.Е.Тимошенко –
М.: Дрофа, 2008.
2. Сенина Н.А., Гармаш С.В., Диденко, Кобякова Г.Н.
Русский язык. 9 класс. Подготовка к итоговой аттестации – 2009:
учебно-методическое пособие для подготовки к итоговой аттестации/
Под ред. Н.А.Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2008.
3. Русский язык. 9 класс. Сборник текстов для изложений с
творческими, грамматическими и тестовыми заданиями.
4. И.П.Цыбулько, В.Н.Александров, Л.И.Пучкова,
Т.В.Соловьёва, Государственная итоговая аттестация выпускников
9 классов в новой форме. Русский язык. 2009/ФИПИ. – М.:
«Интеллект-центр», 2009.
5. Л.М.Рыбникова, О.М.Александрова, С.И.Львова,
Т.Н.Роговик. Русский язык. Сборник заданий для подготовки к
государственной итоговой аттестации в 9 классе. – М.: Просвещение,
2010.
6. Симакова, Е.С. Русский язык: 40 типовых вариантов
экзаменационных работ для подготовки к ГИА, 9 кл./Е.С.Симакова. –
М.: АСТ: Астрель, 2010.
6. С.И.Львова. ГИА 2010. Русский язык. Сборник заданий: 9
класс/ С.И.Львова – М.:Эксмо,2009.
7. Угроватова, Т.Ю. ЕГЭ по русскому языку:
Учебно-тренировочные тесты и другие материалы для 9 класса/ Т.Ю.
Угроватова. – М.:АСТ; СПб.: Астрель-СПб, 2009.
8. Служевская Т.Л. Уроки русской словесности. Практикум по
культуре речи – СПб.:Издзво «Тускарора» совместно с фирмой
«РиД», 1997.
9. ЕГЭ. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая
аттестация(по новой форме). Типовые тестовые задания / В.П.Сычёва.
– М.: Издательство «Экзамен», 2008.
10. ГИА 2010. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая
аттестация(в новой форме). Типовые тестовые задания/ Г.Т.Егораева.
– М.: Издательство «Экзамен», 2010.
11. Угроватова Т.Ю. Русский язык : 9 класс.: материалы для
подгот. К итоговой аттестации: пособие для учащихся/
Т.Ю.Угроватова. – М.: Просвещение, 2007.
12. Русский язык. Типовые тестовые задания : 9 класс / Сост.
Н.В.Егорова. – М.:ВАКО, 2011. – (Государственная итоговая
аттестация).
13. Куманяева, А.Е. Русский язык. Экспериментальная
работа. 9 класс: учебн. Пособие/ А.Е.Куманяева, М.Ю.Никулина,
В.П.Сычёва. – М.: Издательство «Экзамен», 2007. – (Серия «ЕГЭ. 9
кл. Интенсивная самоподготовка»).
14. Влодавская, Е.А. Русский язык. ЕГЭ: Методическое
пособие для учителя/ Влодавская Е.А. – М.: Издательство «Экзамен»,
2006. – (Серия «ЕГЭ. Контрольные измерительные материалы»)
15. Пахнова, Т.М. Русский язык. 9 класс. Сборник текстов
для подготовки к государственной итоговой аттестации / Т,М,Пахнова.
– М.: Дрофа,2011. – (Готовимся к экзаменам. ГИА)
16. Пахнова, Т.М. Государственная итоговая аттестация.
Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену. 9 класс /
Т.М.Пахнова. – М.: Издательство «Экзамен»,2010. – (Серия «ГИА». 9
класс).