ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа разработана на основе методического конструктора внеурочной деятельности школьников, а также требований ФГОС второго поколения. Она составлена с учетом «Конвенции о правах ребенка», положений Федерального закона «Об образовании», рекомендаций пожеланий попечительского совета Образовательного центра ОАО «Газпром», и предназначена для организации внеурочной деятельности физкультурно-спортивной направленности учащихся 1-5 класса.
В основу программы положены нормативные требования по физической и спортивно-технической подготовке, научные и методические разработки по аэробике отечественных и зарубежных тренеров и специалистов, применяемые в последние годы.
Программа содержит научно обоснованные рекомендации по структуре и организации учебно-тренировочного процесса на различных этапах многолетней подготовки.
Уровень программы |
Программа |
Тип классов |
Количество часов |
Профильный |
Авторская |
1-5 |
4 |
Цель программы
- Укрепление здоровья и повышение работоспособности;
- Разностороннее развитие физических качеств.
Программный материал объединен в целостную систему поэтапной подготовки и воспитательной работы, предполагая решение следующих задач:
- привлечение максимально возможного числа детей и подростков к систематическим занятиям спортом;
- воспитание высоких волевых, морально-этических и эстетических качеств;
- совершенствование координации движений и чувства ритма;
- совершенствование выразительности движений и точности их соответствия музыке.
Программа предназначена для педагогов и руководителей учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности и модифицирована под данную школу. Учебный план, рассчитанный на 7-летнее обучение, предусматривает теоретическую, физическую, техническую, психологическую, интегральную подготовку.
На реализацию программы отводится 156 часов, при нагрузке 4 часа в неделю.
В программе даны конкретные методические рекомендации по организации и планированию учебно-тренировочной работы на разных ее этапах, комплектованию учебных групп в зависимости от возраста, уровня развития физических качеств и от специальных особенностей занимающихся.
Основными показателями выполнения программных требований по уровню подготовленности учащихся являются: выполнение контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке, овладение теоретическими знаниями и навыками по организации и проведению занятий и соревнований.
Виды оздоровительной аэробики
Существует множество видов оздоровительной
аэробики: базовая (классическая) аэробика,
танцевальная аэробика, степ, слайд -, аква -, памп -,
сайкл-аэробика, фитбол-аэробика с использованием
элементов восточных единоборств.
Основным средством оздоровительной аэробики
является аэробное упражнение. Оно состоит из
базовых элементов (базовых и танцевальных шагов,
подскоков, махов и т.д.), выполняемых под музыку в
темпе 110-150 уд./мин. На основе базовых элементов
строятся занятия во всех видах оздоровительной
аэробики.
Базовая (классическая) аэробика
Это направление сформировалось в нашей стране
к середине 80-х гг. С тех пор классическая аэробика
постоянно совершенствовалась и видоизменялась:
в результате остался неизменным лишь ее характер
– аэробная тренировка на выносливость.
Аэробные упражнения относятся к таким видам
физической нагрузки, когда в течение
продолжительного времени организм должен
увеличивать потребление кислорода. В результате
происходят благоприятные изменения в легких и
сердечно-сосудистой системе. Можно сказать, что
регулярные занятия аэробикой повышают
способность организма пропускать воздух через
легкие, увеличивают общий кровоток. При этом
кровь эффективнее осуществляет одну из своих
основных функций – транспортировку кислорода,
что обеспечивает активизацию обмена веществ на
внутриклеточном уровне, а значит, и сгорание
жиров, предупреждает повышение уровня
холестерина в крови.
Сегодня все виды тренировок, включающие аэробные
нагрузки, можно объединить одним названием «фитнес».
Слово «фитнес» в переводе с английского означает
«здоровый образ жизни»; его неотъемлемой частью
являются оздоровительные тренировки с
использованием различных видов аэробики, а
также все циклические виды спорта
(оздоровительный бег, плавание, лыжи, велосипед,
спортивная ходьба).
Основные базовые элементы:
- Марш (murch). Обычная ходьба на месте с оттягиванием носка при подъеме ноги. При выполнении шага спина должна быть прямой (не наклонять туловище вперед – назад).
- Поднимание колена (knee lift или knee up). Поднимание согнутой в коленном и тазобедренном суставах ноги вперед, до уровня горизонтали или выше; носок оттянут. Угол между голенью и бедром – прямой или острый. Туловище вперед-назад не наклонять. Колено согнутой ноги наружу не разворачивать.
- Бег (jog). Обычный бег на месте с захлестыванием голени назад, почти касаясь ягодицы пяткой согнутой ноги. Туловище слегка наклонено вперед. Желательно исключить сгибание в тазобедренных суставах.
- Мах (kick). Мах прямой ногой вперед, до уровня горизонтали или выше. Нога не должна разворачиваться наружу или внутрь. Положение таза во время выполнения маха фиксированное. Движение выполняется только в тазобедренном суставе. Туловище вперед-назад не наклонять.
- Скип (skip). Подскок на опорной ноге, другая нога сгибается в коленном суставе назад, почти касаясь ягодицы. Далее, выполняя второй подскок на опорной ноге, вытянуть ногу вперед-вверх под углом 30-40°. При выполнении подскоков спина должна быть прямая. Вытягиваемая вперед-вверх нога не должна разворачиваться наружу.
- Прыжки ноги врозь – вместе (jumping jack). При выполнении каждого прыжка и перед приземлением выполняется подсед. В положении «ноги врозь» (чуть шире плеч) носки слегка разворачиваются наружу, ноги немного сгибаются в коленях. При сгибании ног колени не должны «выходить» за линию стопы. В положении «ноги вместе» стопы параллельны друг другу или слегка развернуты наружу. При выполнении прыжков необходимо сохранять правильную осанку.
- Выпад (lunge). Может выполняться вперед, назад или в сторону.
- Шаг с касанием (step toe). Шаг правой ногой на месте, левую вперед (в сторону) на носок. То же с левой ноги.
- Открытый шаг (open step). Шаг правой ногой в сторону, левую в сторону на носок. То же с левой ноги.
- Захлест голени (leg curl). Шаг правой вперед (в сторону) с захлестом левой голени назад. То же с левой ноги.
- Приставной шаг (step touch). Шаг правой ногой в сторону, приставить левую. То же с левой ноги.
- Приседание (squat). Шаг правой в сторону – полуприсед на обеих ногах, приставить правую. То же с левой ноги.
- «Виноградная лоза» (grape vine). Шаг правой ногой вправо, шаг левой скрестно назад; шаг правой вправо, приставить к ней левую. То же с левой ноги.
- Поднимание ноги в сторону (lift leg side). Шаг правой вперед (в сторону, назад), левую отвести в сторону. То же с левой ноги.
- Шаг с поворотом (turn step). Шаг правой вперед, шаг левой на месте с поворотом на 180°, шаг левой на месте с поворотом на 180°, приставить правую.
- Шаги ноги в стороны – вместе (V-step). Шаг правой вперед в сторону (назад в сторону), шаг левой вперед в сторону (назад в сторону), шаг правой в и.п., шаг левой в и.п.
- Шаг мамбо (mumbo). Пружинистый шаг правой вперед, шаг левой на месте, шаг правой назад, шаг левой на месте.
- Шоссе. На счет «раз» шаг правой ногой вправо; на «и» приставить левую; на счет «два» шаг правой ногой вправо; на «и» остановка – левая, согнутая в колене, на весу. То же с левой ноги.
Правила техники исполнения упражнений базовой аэробики
- Контроль осанки: спина должна быть прямая, плечи развернуты, голова приподнята;
- Контроль движения рук, чтобы избежать чрезмерного растяжения мышц и перегрузки суставов. Фиксируются крайние положения: вверх, в стороны, вперед. Нельзя уводить руки из фронтальной плоскости (плоскости тела) слишком далеко назад (из положения в стороны) и за голову (из положения вверху). Работа руками должна быть четкой, активной, с напряжением соответствующих мышц;
- Выполняя полуприседы, выпады, нельзя чрезмерно сгибаться и «заваливаться» на большие пальцы – это может привести к перегрузке связочного аппарата коленного сустава и к болям; колени должны оставаться на уровне носков;
- При выполнении прыжков пятка, амортизируя, опускается на пол;
- Выполняя движения, занимающиеся не должны сильно прогибаться в поясничном и грудном отделах позвоночника;
- Следует избегать резких поворотов и сгибаний туловища, резких движений во время растягивания, слишком интенсивных прыжков, быстрых махов руками и ногами.
Танцевальная аэробика
Первые программы по аэробике, в основном, составлялись из базовых упражнений; постепенно в них стали все больше использовать различные танцевальные движения на основе базовых шагов.
В зависимости от характера танцевальных элементов и соединений можно выделить следующие разновидности танцевальной аэробики: фанк-аэробика, именуемая также кардиофанк (современный танец в стиле «фанк»); сити-джем-аэробика (негритянский стиль «сити-джем»); хип-хоп-аэробика (современный танец в стиле «хип-хоп»); латин-аэробика, именуемая также салса-аэробика (на основе латиноамериканских танцев); джаз-аэробика (на основе джазового танца).
Степ-аэробика
Отличительной особенностью этого вида оздоровительной аэробики является использование специальной платформы – степа. Изменяя высоту степ-платформы (15,20 и 25 см.) можно варьировать интенсивность нагрузки. Увеличение высоты платформы на 5 см. вызывает увеличение ЧСС примерно на 10-12 уд/мин, а, соответственно, и повышение нагрузки. Новички, как правило, выполняют упражнения на низкой платформе. Таким образом, в одной группе смогут заниматься воспитанники с разным уровнем подготовленности, и для каждого физическая нагрузка будет индивидуальной.
Существенным преимуществом степ-аэробики по сравнению с базовой аэробикой являются большие энергозатраты при низкоинтенсивной (музыкальный темп – 118-130 уд/мин) нагрузке. Иными словами, степ позволяет сжигать столько же калорий, сколько при беге со скоростью 12 км/ч. Расход энергии на занятиях зависит от высоты степ-платформы и от характера используемых базовых и танцевальных шагов.
Упражнения на степ-платформах просты и доступны и напоминают ходьбу по лестнице. Рекомендуемый музыкальный темп – 118-130 уд/мин; более быстрый темп ограничивает амплитуду движений, снижая эффективность тренировки.
Прежде чем приступить к занятиям степ-аэробикой, следует провести небольшой инструктаж занимающихся.
1. При подъеме на платформу и сходе с нее следует сгибать ноги в коленях, не наклоняясь сильно вперед. При выполнении движений на платформе не допускается переразгибание ног в коленных суставах и прогибание в поясничном отделе позвоночника. При правильной осанке туловище прямое, плечи немного опущены, мышцы живота и ягодиц напряжены; ноги слегка врозь, стопы параллельны друг другу или в свободной позиции (носки слегка разведены в стороны).
2. При подъеме на платформу нужно использовать естественный небольшой наклон туловища вперед. Ставить ногу на центральную часть платформы следует так, чтобы стопа полностью опиралась на нее; при этом угол сгибания в коленном суставе не должен превышать 90°. Сходя с платформы, нужно ставить ногу с носка на пятку на расстоянии 35-40 см. от степ-платформы.
3. Не допускается сход с платформы спиной
вперед; также нельзя спрыгивать с платформы. Руки
следует включать в работу лишь после того, как
освоена техника работы ногами. При выполнении
выпадов и поворотов пятку не опускать на пол.
Комбинации упражнений на степ-платформах должны
быть сбалансированы по интенсивности:
высокоинтенсивные упражнения необходимо
чередовать с упражнениями средней и низкой
интенсивности, что дает возможность
поддерживать необходимую частоту пульса в
течение всего занятия. Можно сочетать движения,
выполняемые на степ-платформе и на полу – это
позволит снизить интенсивность нагрузки для не
подготовленных воспитанников.
Основные упражнения, выполняемые на
степ-платформе: базовые шаги, степ, прыжки. При
создании комбинаций используются различные
подходы к степ-платформе: спереди, с угла, сбоку.
Можно также выполнять движения на самой
степ-платформе. Наиболее нагрузочными
упражнениями являются запрыгивания на
степ-платформу и прыжки через нее. На занятиях
можно использовать две (и более) степ-платформы,
расположенные рядом или на расстоянии друг от
друга.
Упражнения на степ-платформах можно также
использовать в силовой тренировке или в
заключительной части урока (для стретчинга),
усложняя их за счет изменения высоты платформы.
Фитбол
Это выполнение упражнений на специальном
пластиковом мяче. Диаметр мяча 55-65 см для
взрослых и 35-45 см для детей. Впервые пластиковые
мячи большого размера стали применяться в
Швейцарии в 1909 г. для лечения людей с различными
заболеваниями позвоночника. С тех пор
пластиковый мяч является непременным атрибутом
занятий лечебной физкультурой – для
реабилитации людей с ограниченными
двигательными возможностями.
С начала 90-х гг. прошлого столетия эти мячи стали
широко применяться в оздоровительной
тренировке; на них выполняются упражнения в
координации движений, для коррекции осанки,
стретчинга.
Упражнения на пластиковом мяче позволяют:
- избирательно воздействовать на отдельные группы мышц;
- разгружать позвоночник;
- укреплять правильную осанку;
- тренировать мышцы спины и брюшного пресса;
- выполнять растягивание мышц;
- развивать чувство равновесия и координацию движений.
Условия реализации программы:
- наличие группы воспитанников в количестве 15 человек;
- проведение занятий 3 раза в неделю продолжительностью 2 часа каждое;
- возраст детей – 7-15 лет;
- наличие зала для занятий с зеркалами по одной стене зала;
- комната для переодевания;
- степ-платформы;
- гимнастические коврики.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Многолетняя подготовка строится на основе следующих методических положений:
- Использование общепедагогических (дидактических) принципов обучения: сознательности и активности занимающихся, наглядности, систематичности, доступности, индивидуализации и прогрессирования.
- Целевая направленность к мастерству путем неуклонного роста объема средств общей и специальной подготовки, соотношения между которыми изменяются из года в год в сторону увеличения объема специальной подготовки.
- Оптимальное соотношение (соразмерность) различных сторон подготовленности воспитанника в процессе многолетнего обучения.
- Проявление стремления к возрастанию объема и интенсивности упражнений по мере улучшения физической подготовленности воспитанников с предпочтением упражнениям динамичного характера (приучение занимающихся к различному темпу их выполнения).
- Поиск средств, позволяющих решать одновременно несколько задач (например, сочетание физической и технической подготовки).
- Моделирование соревновательной деятельности в тренировочном процессе.
- Теоретическая подготовка – формирование у занимающихся специальных знаний, необходимых для успешной деятельности в аэробике, осуществляется в ходе практических занятий и самостоятельно. Интегральная подготовка направлена на приобретение соревновательного опыта, повышение устойчивости к соревновательному стрессу и надежности выступлений.
Специфика обучения в зависимости от возрастного состава группы
Поскольку зачастую ученики начинают заниматься в разном возрасте, разработана специфика обучения по данной программе, учитывающая возрастные особенности. Например, в 5 классе предполагается изучение более сложных элементов по сравнению с 3.
1-2 класс (7-8 лет)
- Укрепление здоровья и гармоничное развитие функций организма занимающихся.
- Формирование правильной осанки и аэробного стиля (школы) выполнения упражнений.
- Разносторонняя общая физическая подготовка и начальное развитие всех специальных физических качеств.
- Специальная двигательная подготовка – развитие умений ощущать и дифференцировать разные параметры движений.
- Начальная техническая подготовка – освоение подготовительных, подводящих и базовых элементов.
- Начальная хореографическая подготовка – освоение простейших элементов классического, историко-бытового и народного танцев.
- Начальная музыкально-двигательная подготовка – игры и импровизация под музыку с использованием базовых шагов аэробики.
- Привитие интереса к регулярным занятиям аэробикой, воспитание дисциплинированности, аккуратности и старательности.
- Участие в показательных выступлениях и соревнованиях.
3-4-класс (9-11 лет)
То же, что и на предыдущем этапе.
- Углубленная и соразмерная специальная физическая подготовка (благоприятный период для развития ловкости, гибкости, быстроты).
- Совершенствование специально-двигательной подготовки (координации).
- Начальная функциональная подготовка – освоение средних показателей объема тренировочных нагрузок.
- Базовая техническая подготовка – освоение как базовых, так и специфических (фундаментальных) элементов: динамической силы, статической силы, прыжков, скачков, поворотов, махов, равновесия, гибкости.
- Базовая хореографическая подготовка – освоение элементов различных танцевальных стилей в простейших соединениях.
- Воспитание музыкальной культуры, умения разбираться в средствах музыкальной выразительности (характер, метр, ритм, темп, тихо – громко, слитно – отрывисто, форма и фразировка) и согласовывать свои движения с музыкой;
- Базовая психологическая подготовка.
- Начальная теоретическая подготовка.
- Регулярное участие в показательных выступлениях и соревнованиях различного уровня.
5-6-класс (12-13 лет)
- Совершенствование специальной физической подготовки, особенно активной гибкости и скоростно-силовых качеств.
- Совершенствование базовой технической подготовки – повышение надежности (стабильности) выполнения базовых элементов.
- Совершенствование хореографической подготовки – повышение качества исполнения всех танцевальных форм в усложняющихся соединениях.
- Совершенствование музыкально-двигательной подготовки, поиск индивидуального стиля, развитие творческих способностей.
- Совершенствование базовой психологической подготовки, приобретение опыта формирования состояния боевой готовности к соревнованиям, самонастройки, саморегуляции, сосредоточения и мобилизации.
- Углубленная теоретическая и тактическая подготовки.
- Активная соревновательная практика.
7-класс (14-15 лет)
- Дальнейшее совершенствование специальной физической подготовки.
- Совершенствование базовой технической подготовки, достижение высокого уровня надежности выступлений, постоянный поиск и освоение новых оригинальных элементов.
- Максимальное раскрытие индивидуальных возможностей, достижение высокого уровня исполнительского мастерства.
- Расширение психологических знаний и умений, достижение высокого уровня психической готовности к тренировкам и соревнованиям.
- Дальнейшее совершенствование теоретической и тактической подготовки.
- Достижение максимально возможных спортивных результатов, поддержание высокого уровня соревновательной готовности.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы\
Занятия проводятся в форме бесед и учебно-тренировочных занятий. В практических занятиях используются следующие методы и приемы:
– словесный – рассказ, объяснения, разбор
задания, указания;
– наглядный – показ упражнения, демонстрация
наглядных пособий (схем, таблиц, использование
методических рекомендаций), просмотр и
выполнение упражнений, комбинаций и композиций
на основе современных видео уроков российских и
зарубежных авторов;
– практический метод – основывается на активной
двигательной деятельности занимающихся
(упражнения, соревновательный метод, игровой
метод).
Основными средствами обучения и тренировки являются:
– общеразвивающие упражнения;
– подготовительные упражнения;
– подводящие упражнения;
– основные упражнения.
Предполагаемый результат:
1. Овладение основными базовыми элементами
оздоровительной
аэробики.
2. Закрепление известных способов действий
ритмической гимнастики.
3. Добиться усвоения основных базовых
элементов оздоровительной аэробики.
4. Возмещение дефицита
двигательной активности
учащихся.
5. Пропаганда и популяризация направлений
оздоровительной аэробики.
Основными формами подведения итогов являются: участие в текущих и зачетных курсовках, в мастер-классах, открытых уроках, показательных выступлениях, соревнованиях и фестивалях различного уровня, а также переводных нормативных тестах.
Учебно-тематический план
№№п/п |
Название темы |
Кол-во часов |
Теория |
Практика |
1. | Правила по технике безопасности и поведения зале и раздевалке. | 1 | 1 | – |
2. | Аэробика – как вид спорта. История развития аэробики. |
1 | 1 | – |
3. | Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль, травматизм. | 1 | 1 | – |
4. | Правила соревнований и соревновательный травматизм. |
1 | 1 | – |
5. | Основы теоретических знаний, ознакомление со специальной литературой. | 1 | 1 | – |
6. | Ознакомление с последовательностью техники обучения в оздоровительной аэробике. | 1 | 1 | – |
7. | Подготовительная часть:
|
15 | – | 15 |
8. | Техническая подготовка Основные базовые шаги:
Обязательные элементы:
|
10
10 |
–
– |
10
10 |
9. | Техника перестроений | 10 | – | 10 |
10. | Ознакомление с поддержками | 10 | – | 10 |
11. | Ознакомление с запрещенными движениями | 1 | – | 1 |
12. | Ознакомление с построением композиции. Выполнение элементов, соединений, комбинаций и их частей. | 40 | – | 40 |
11. | Упражнения ОФП: развитие основных физических качеств с помощью специальных упражнений | 24 | – | 24 |
10. | Тестирование.Участие в соревнованиях. | 10 | – | 10 |
11. | Подвижные игры. Эстафеты. | 10 | – | 10 |
12. | Просмотр видеозаписей ведущих российских и зарубежных инструкторов | 10 | 10 | 10 |
Всего | 156 |