Нравственное воспитание детей через занятие плаванием в учреждении дополнительного образования

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


На современном этапе общество поглощено проблемами рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, которые разрушают социальные связи и нравственные устои. Это ведет к нетерпимости и ожесточению людей, разрушает внутренний мир личности. Решая задачи воспитания, необходимо опереться на разумное и нравственное в человеке, определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет нравственное воспитание.

Методы нравственного воспитания – это своеобразный инструмент в руках педагога дополнительного образования. Дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.

Образовательная деятельность в учреждении дополнительного образования детей по дополнительным общеобразовательным программам физкультурно-спортивной направленности направлена на удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом.

Спорт обладает широкими воспитательными возможностями. Нравственное воспитание в спорте – это сложный педагогический процесс. Сущность мощного воздействия занятий спортом на личность в принципе заключается в следующем: субъективная деятельность спортсмена, будучи направленной на овладение искусством движений и на укрепление тела, на основе обратной связи совершенствует самого себя. Многогранность воспитательных воздействий спорта подтверждается тем, что две трети спортсменов видят пользу спорта не только в благотворном развитии физических сил, но и в становлении нравственных, волевых качеств личности в целом. Кроме того, все спортсмены отметили нравственную эффективность занятий спортом.

Занятия спортом ставят человека в условия, требующие проявления настойчивости при многократном выполнении нового, незнакомого и непривычного упражнения, при преодолении физической нагрузки. В процессе подготовки и участия в соревнованиях поведение спортсмена определяется его нравственными установками, уровнем развития его личностных качеств.

Однако спортивная деятельность сама по себе довольно противоречива по своему воздействию на личность ребенка. Жестокая соревновательная борьба, острое соперничество на занятиях и соревнования по плаванию могут стимулировать одностороннее, прагматическое развитие юного спортсмена, формирование таких негативных качеств, как чрезмерное честолюбие, эгоизм, пренебрежительное отношение к слабым, жестокость.

Поэтому с первых дней занятий плаванием педагог дополнительного образования должен серьезное внимание уделять нравственному воспитанию, нейтрализации неблагоприятного влияния спорта на личностные качества, усиливать положительное воздействие спорта.

Систематическая воспитательная работа с юными пловцами должна быть направлена на воспитание гармонично развитого человека, активной, целеустремленной и сознательной личности, обладающей духовным богатством и физическим совершенством.

Педагогу дополнительного образования необходимо сосредоточить внимание на решение следующих задач нравственного воспитания обучающихся в процессе занятий плаванием:

– воспитание активной жизненной позиции, самодисциплины, ответственности;
– формирование потребности в систематических занятиях плаванием в целях повышения работоспособности, достижения высоких показателей в спорте;
– формирование нравственного опыта: взаимоуважения, взаимопомощи, взаимовыручки, поддержки;
– воспитание навыков пропаганды физической культуры и спорта;
– воспитание и совершенствование личностных качеств человека.

Основными формами нравственного воспитания в плавании являются: учебное занятие, беседа, спортивные кинофильмы, соревнования и др.

Беседа – широко распространенная форма нравственного воспитания, позволяющая включить в нее обучающихся, задавать вопросы, выслушивать мнения, приводить факты, доказывать свое убеждение – эта форма оставляет глубокое впечатление и след в душе и сознании юных спортсменов.

В условиях проведения занятий по плаванию с юными спортсменами регулярно следует проводить беседы на социально значимые темы («Участие советских спортсменов в Великой Отечественной войне», «Роль спортивных соревнований в укреплении дружественных международных отношений», «Этика юного пловца», «О спортивной чести»  и др.)

Спортивные кинофильмы, книги о спорте с последующим обсуждением, в процессе которого обучающиеся горячо и заинтересованно высказывают свое мнение, защищают и отстаивают свою точку зрения, являются полезной формой нравственного воспитания. Они помогают уточнять необходимые в жизни нравственные понятия, обогащают нравственный опыт.

Соревнования – специфическая форма нравственного воспитания подрастающего поколения. Эта специфика определяется тем, что соревнования представляют собой форму спортивной деятельности.

Соревноваться – значит соперничать с другими людьми в достижении определенного результата. Основным принципом соперничества российских спортсменов является принцип справедливости и честной спортивной борьбы. Правила соревнований ставят спортсмена в строго определенные условия спортивной борьбы с соперником. Они требуют не только дисциплины, честности, самообладания, но и уважения к сопернику, судьям, зрителям, умения проявить твердость характера в борьбе за престиж команды. Поэтому на соревнованиях особое внимание обращается на поведение спортсменов, их взаимоотношения между собой и с педагогом.

Эффективность нравственного воспитания повышается при соблюдении следующих требований:

– индивидуальный подход к воспитанию каждого обучающегося;
– учет возраста обучающихся при подборе примеров заданий и условий их выполнения;
– доказательность используемого примера;
– опора на опыт и чувства юных пловцов.

Средствами нравственного воспитания обучающихся в спортивной деятельности являются:

– физические упражнения;
– соревнования;
– спортивный режим;
– тренировка;
– общественная деятельность.

При формировании нравственного поведения у юного пловца можно выделить следующие этапы:

– первый этап – спортсмен учится принимать требования, предъявляемые к нему педагогом;
– второй этап – спортсмен принимает требования педагога добровольно, осознавая свои обязанности, однако эти требования остаются для него внешними побудителями поступков;
– третий этап – нравственные требования, идущие от педагога, становятся для спортсмена личными, внутренними требованиями;
– четвертый этап – спортсмен активно воздействует на окружающих, стремясь изменить их поведение согласно своим убеждениям и духовным идеалам.

Важнейшим показателем нравственного отношения к тренировочному процессу является дисциплинированность юного пловца, к показателям высокого уровня которой  можно отнести следующие аспекты:

– понимание юных пловцов необходимости соблюдения дисциплины;
– готовность и даже потребность в выполнении общепринятых требований и правил нравственного поведения;
– самоконтроль за поведением;
– активная борьба с недисциплинированными поступками других.

Дисциплинированное поведение приводит к формированию важнейшей черты личности обучающихся, в основе которой лежит стремление и умение управлять своим поведением в соответствии с нормами и требованиями занятий спортом.

Психологическими основами проявления этого качества служат волевые процессы – умение юных пловцов подавлять свои желания, подчинять поведение необходимости.

Высокий уровень дисциплины на занятиях позволяет повысить моторную плотность, организацию внимания, процесс совершенствования физических качеств.

Причины недисциплинированного поведения обучающихся могут быть следующими:

– отсутствие четкой системы организации спортивных занятий;
– недостаточный учет педагогом психологических особенностей юных пловцов разного возраста;
– неудовлетворенность юных спортсменов отношениями с педагогом: они хотят, чтобы к ним относились как к взрослым, понимали их и не придирались по мелочам;
– недочеты в организации образовательного процесса;
– безнаказанность нарушителей дисциплины.

Физическое воспитание современного пловца должно находиться в гармонии с воспитанием нравственным, с воспитанием спортсмена-личности.

В процессе воспитания детей необходимо создавать условия для развития каждой личности, исходя из неповторимости ее индивидуальности.

Список использованной литературы и интернет-источников

1. Закон об образовании
2. А.Б. Нурлыбекова, О.С. Столярова О современной тенденции в нравственном воспитании // 7 международный научный конгресс «Современный олимпийский спорт и спорт для всех» Т. 1. – М., 2003. –С. 295.
3. М.М. Безруких Здоровьеформирующее физическое развитие. – М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2001
4. Е.П. Картушина, Т.В. Романенко Психологический комфорт в школе: как его достичь. – Волгоград: Учитель, 2009
5. С.А. Пырочкина, О.П. Погорелова Психолого-педагогическая и социальная поддержка подростков.– Волгоград: Учитель, 2008
6. Л.А. Шипилина Методология психолого–педагогических исследований. – Омск, 2007
7. Нравственное воспитание спортсменов высокой квалификации. Статья, опубликованная на сайте: http://www.flacho.org.ua/publ/8-1-0-438
8. Роль тренера в нравственном воспитании спортсмена. Статья, опубликованная на сайте: http://www.sportmedicine.ru/news_science/coach-role.php
9. Скворцов Г.И. Педагогическая стратегия нравственного воспитания спортом. Лекции кандидат педагогических наук, доцента Уральской государственной академии физической культуры, Челябинск. По материалам сайта: http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/2005N3/p56-58.htm
10. Нравственное воспитание в спорте как педагогический процесс. Статья, опубликованная на сайте:  http://www.fizkulturaisport.ru/pedagogika/fk-sporta/333-nravstvennoe-vospitanie-v-sporte-pedagogicheskij-process.html
11. Психологическая подготовка велосипедистов. Статья, опубликованная на сайте: http://www.cyclosport.ru/psihologicheskaya-podgotovka-velosipedistov
12. Нравственное (этическое) воспитание. Статья, опубликованная на сайте: http://www.razlib.ru/psihologija/shpargalka_po_pedagogike/p31.php