Цели:
- показать какое историческое значение имеет День Победы в истории нашей страны;
- развитие навыков поисковой работы у учащихся;
- воспитание любви к своей Родине и уважения к ее защитникам.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация к занятию, аудиозапись песни «Прадедушка».
Ход занятия:
Приложение 1. Слайд №1.
Учитель: Хорошо жить, когда ярко светит солнце, поют птицы, когда можно играть с друзьями, когда есть мама, папа, бабушка, дедушка. Хорошо когда вокруг тебя живут хорошие, добрые люди. Но так бывает не всегда. На земле живут и добрые, и злые, и хорошие, и плохие. Бывают ссорятся и даже дерутся. Но когда дерутся два человека это плохо, но это полбеды, а когда дерутся целые народы, армии – это уже беда. Тогда гибнут люди, разрушаются дома. Это называется страшным словом война.
Слайд №2.
Учитель: 22 июня 1941 года – это горькая дата для всех нас. Это начало Великой Отечественной войны. В 4 часа утра немецкие войска перешли границу нашей страны. «Россия должна быть ликвидирована», – объявил Гитлер, командующий немецкими войсками. Большая беда нависла над нашей Родиной.
Дети читают стихи:
1. Было обычное жаркое лето.
Прабабушка мне рассказала об этом.
Все отдыхали; кто с мамой на даче,
Кто на реке загорал и рыбачил
В лагере детском ребята играли
Горя и бед до поры не видали.
2. Вдруг грохот раздался
И все потемнело.
Словно огромная птица взлетела.
Рвутся снаряды,
Огонь полыхает,
Огненный враг на страну наступает.
3. Гибнут простые, мирные люди.
Кто уцелел, никогда не забудет.
От боли стонала родная земля,
Страшное слово узнала – Война.
Учитель: Люди разных национальностей: русские, украинцы, грузины, белорусы, узбеки, киргизы, армяне, дагестанцы, более 100 народов, которые жили в нашей стране все вместе поднялись на бой с врагом. Четыре долгих страшных года шла война. Она унесла 26 миллионов жизней. Это значит каждую минуту погибало 10 человек. Наши деды и прадеды разгромили врага, освободили не только нашу Родину от фашистов, но и всю Европу.
Слайд №3.
Учитель: Победа пришла весной 9 мая 1945 года. Не было в нашей стране семьи, которая не понесла бы тяжелой утраты. Долг живых не забывать о той страшной войне, о тех кто спас Родину. Мы у них в вечном долгу.
1. Мы будем помнить это время
И всех погибших за страну.
Ведь эта память – наша совесть.
Она как сила нам нужна.
2. Нет в России семьи такой,
Где б не памятен был свой герой.
И глаза молодых солдат
С фотографий увядших глядят.
Слайд №4.
Учитель: Бывшие фронтовики – это наши с Вами родные и близкие люди. И у нас в классе есть свой «Бессмертный полк». Это наши прабабушки и прадедушки, которые защитили и спасли нас. Наших прадедов мы не видели, но очень гордимся ими и хотим о них рассказать.
Слайд №5.
Ученица Белосохова Софья:
Моего прадедушка звали Щербаков Анатолий Федорович. Он служил старшим матросом на Балтийском флоте. Был награжден медалью «За победу над Германией».
Слайд №6.
Ученик Пешков Влад:
Моего прадедушку звали Бобрышев Василий Иванович. Он был награжден орденом Славы 3 степени, орденом «За отвагу». Орден «Красной звезды» мой прадед получил за уничтожение вражеского пулемета, которые не давал нашим войскам начать наступление. После войны он работал учителем математике и директором школы.
Слайд №7.
Ученик Машкин Иван:
Моего прадедушку звали Машкин Виктор Степанович. Он был сыном полка. Воевал от Славянска до Берлина. Расписался на рейхстаге. Был награжден медалью «За боевые заслуги».
Слайд №8.
Ученик Зенин Антон:
Мою прабабушку зовут Сидорова Евгения Александровна. Во время войны она работала в нашем районе. Она труженик тыла. Прабабушка шила одежду для нашей армии, копала окопы для наших бойцов. Она награждена медалью «За доблестный труд в ВОВ».
Слайд №9.
Ученица Романова Вероника:
Моего прадеда звали Генералов Николай Александрович. Он погиб в 1941 года, защищая город Вязьму. Об этом мы узнали уже после войны.
Слайд №10.
Ученик Мкртчян Денис:
Моего прадеда звали Синяков Дмитрий Александрович. Он родился в д. Бутырка Солнечногорского района. Когда началась война ему было 15 лет. Он работал на заводе, делал детали для самолетов. В 1945 году он закончил пехотное училище. Мой прадедушка служил в группе Советских войн в Германии. Он награжден медалями «За победу над Германией» и «За доблестный труд».
Слайд №11.
Ученица Прохорова Полина:
Моего прадедушку звали Прохоров Петр Иванович. Он участвовал в боях за Воронеж, Кировоград, Южный Бук, Днестр, Вислу. Награжден медалью «За боевые заслуги».
Слайд №12.
Ученик Смалько Лев:
Моего прадедушку звали Торшилов Владимир Иванович. Он участник обороны Ленинграда. Был награжден медалью «За отвагу», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией», «За боевые заслуги» и орденом Отечественной войны II степени. Мою прабабушку звали Торшилова Полина Ивановна. Она житель блокадного Ленинграда. Прабабушка награждена медалью «900дней,900 ночей», орденом Отечественной войны II степени.
Слайд №13.
Учитель:
Вечная слава и вечная память нашим защитникам.
Помните, через года,
Через века помните
О тех, кто уже не придет никогда.
Давайте ребята споем песню «Прадедушка» и посвятим ее нашим героям.
Дети исполняют песню (музыка А.Ермолова, слова М.Загота)
Учитель: Война шла четыре года. Своих
отцов, матерей, сыновей, дочерей очень ждали дома.
Тогда не было интернета и сотовых телефонов, а
была только почта. Родные ждали писем с фронта.
Фронтовые письма – это самодельные бумажные
треугольники. Это часть нашей памяти. Демонстрация
фронтовых писем на экране проектора. Сейчас мы
с вами тоже попробуем сложить такое письмо. Дети
под руководством учителя складывают письмо –
треугольник. На письме обычно писали «Кому», а
мы с вами напишем очень важные слова. На груди у
нас Георгиевская ленточка, это символ нашей
победы, это выражение нашего уважения к
ветеранам. Ленточка имеет два цвета: черный и
оранжевый. Это дым и пламя. Такая ленточка была
частью медалей, которыми награждали бойцов нашей
армии. А называется она Георгиевской, потому что
на Руси есть святой покровитель и заступник
русского воинства Святой Георгий. Он также
изображен на Гербе России.
Давайте сейчас напишем на письме такие слова «Мы
помним, мы гордимся!», а дома вместе с родителями
вы украсите письмо-открытку, а 9 мая, на параде
Победы, подарите эту открытку нашим ветеранам.
Учитель: Наша армия не победила бы в войне, если б у них не было военной техники, которая днем и ночью собирали дети и женщины в тылу под лозунгом «Все для фронта, все для победы». Я знаю, что вы любите отгадывать загадки. Отгадками моих загадок будут названия военной техники.
Картинка «Все для фронта, все для победы!»
1. Имя девичье носила
И врага огнем косила.
Вражьи замысли поруша
Легендарная … (Катюша)
2. На горе-горушке
Стоят старушки
Если охнут –
Люди оглохнут. (Пушки)
3. Машина это не простая,
Машина это боевая.
Как трактор, только с «хоботком»
Всем «прикурить» дает кругом. (Танк)
4. Под водой железный кит
Днем и ночью кит не спит
Днем и ночью под водой
Охраняет наш покой. (Подводная лодка)
5. Из ограды ствол торчит
Беспощадно он строчит.
Кто догадлив, тот поймет
То, что это … (пулемет)
6. Военных моряков любимец
Носитель мин
Корабль … (эсминец)
7. Хоть зовут меня ручная,
Но характер колкий.
Будет помнить навсегда
Враг мои осколки. (Граната)
8. Смело в небе проплывая
Обгоняя птиц полет.
Человек им управляет
Что такое? (Самолет)
9. Тучек нет на горизонте
Но раскрылся в небе зонтик.
Зонтик яркий или белый,
Он большой и очень смелый,
Он по воздуху летает.
С облаков людей спускает. (Парашют)
Учитель: Молодцы! Будущее нашей страны я думаю в надежных руках, ведь перед нами подвиг наших прадедов. Мы должны быть похожи на них, мы наследники победы. А за что воевали наши деды? Что для вас означает слово «мир»?
Учащиеся читают стихи.
1. Нам нужен мир на голубой планете
Его хотят и взрослые, и дети
Им хочется, проснувшись на рассвете
Не вспоминать, не думать о войне.
2. Нам нужен мир, чтоб строить города.
Сажать деревья и работать в поле
Его хотят все люди доброй воли
Нам нужен мир навеки! Навсегда!
3. Благодарим, солдаты, вас
– За жизнь
– За детство
– За весну
– За тишину
– За мирный дом
– За мир, в котором мы живем
Учитель: Да, ребята, мир – это жизнь. И вот уже 70 лет мы живем в мире. Существует традиция выпускать белых голубей как символ мирных намерений. Мы сделали с вами аппликацию «Голубь мира». Наш голубь призван напомнить о том, что так важно всем нам для спокойной жизни – мир на планете.
Дети читают стихи.
1. Белый голубь, символ мира
Ты взлети на шар земной.
Катастрофы, беды, войны
Пусть обходят стороной.
2. Летите голуби, летите
По миру с добротой своей.
Несите голуби, несите
Любовь всем людям поскорей!
3. Сердца людей пусть потеплеют,
В душе у всех растает лед.
Пусть мир наступит на планете
И будет счастлив весь народ.
4. Пусть дети всей земной планеты
Узнать не смогут бед войны
На всем на нашем белом свете
За мир бороться все должны!
Учитель: Лети наш голубок – символ мира, добра и света! А мы с вами будем радоваться солнцу, творить добро и жить под мирным небом. За это скажем спасибо нашим прадедам. У каждого из вас на столе лежит звездочка, давайте поднимем их вверх. Это наш салют победе! Пусть в нашем классе сейчас засверкают яркие звезды праздничного салюта! Давайте подарим звездочки победы нашим гостям!
Дети раздают звездочки гостям.