Пояснительная записка
Плавание – жизненно важный навык, связанный с освоением в водной среде и умением передвигаться в ней. Полученные знания и умения являются базой для специализации в спортивной и профессионально-прикладной деятельности. Умение плавать необходимо для овладения профессиями, связанными с водной средой.
Программой элективного курса «Спортивное и прикладное плавание» предусмотрено изучение теоретических вопросов, общая физическая подготовка, специальная физическая подготовка пловцов на суше, а так же освоение, закрепление и совершенствование умений и навыков в воде: совершенствование способов спортивного плавания и изучение прикладного.
Теоретические знания: влияния плавания на организм человека; правила поведения в бассейнах и на открытых водоемах, меры предупреждения несчастных случаев и травм на воде; техника плавания спортивными способами, техника поворотов и стартового прыжка; освобождение от захватов и транспортировка пострадавшего; оказание первой медицинской помощи пострадавшему на воде.
Умения и навыки: плавание спортивными способами, выполнение поворотов и стартового прыжка; использование комбинированных способов плавания для достижения поставленной цели; способы освобождения от захватов и транспортировка пострадавшего; ныряние в длину и глубину.
Завершается курс защитой исследовательских проектов и выполнением итогового тестирования (контрольные соревнования).
Цель курса:повышение компетентностейучащихся в области знаний о технике спортивного и прикладного плавания; о тренировочном процессе; о роли плавания в жизни человека. Создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора дальнейшей профессии. Формирование интереса учащихся к профессиональной деятельности специалиста по физической культуре и спорту.
Задачи курса (планируемый результат):
- знать технику спортивного плавания и уметь преодолевать дистанции спортивными способами плавания;
- знать теоретический материал по прикладному плаванию и уметь выполнять контрольные задания, связанные с использованием прикладного плавания;
- способствовать развитию основных физических качеств, регулярно выполнять тестовые задания по общей физической подготовке;
- формировать познавательный интерес к плаванию и возможностям человеческого организма, выделить плавание как жизненно необходимый навык.
Учебно-тематический план изучения курса
Разделы программы и название тем |
Количество часов |
||
Всего |
Лекции |
Практические |
|
Введение 1. История развития
плавания. |
1 |
1 |
– |
Спортивное плавание 1. Основы
техники спортивного плавания. |
1 |
1 |
– |
Прикладное плавание 1.
Освоение, закрепление и совершенствование
техники комбинированного плавания. |
3 |
– |
3 |
Общая физическая подготовка и
специальная подготовка пловцов на суше 1.
Как правильно организовать тренировку. |
2 |
2 |
– |
Итого часов | 68 |
17 |
51 |
Содержание программы
Введение
Тема 1. История развития плавания. Огромное значение воды в жизни человека требовало приспособления к необычной среде. Впервые попав в воду, человек тонет. Поэтому плавание – жизненно необходимый навык, связанный с освоением водной среды и умением передвигаться в ней. О том, какое значение несло в себе плавание в древности, о том, как плавание приобрело современный вид, раскрывает данная тема.
Тема 2. Техника безопасности на уроках плавания. Лекционное занятие призвано обсудить правила поведения во время подготовки к уроку: в раздевалках, душевых, на бортике. А также принять к сведению правила поведения и соблюдения техники безопасности на уроках в воде. Обратить внимание на методы самоконтроля и первые признаки утомления.
Спортивное плавание
Тема 1. Основы техники спортивного плавания. Биомеханические основы плавания, понятие о технике, общие требования к рациональной технике плавания, согласование движений – лежат в основе техники спортивного плавания. Гидростатическое равновесие тела, силы реакции воды при движении тела, а также анализ сил, тормозящих продвижение тела пловца вперед – темы обсуждения данного лекционного занятия.
Тема 2. Закрепление и совершенствование техники плавания способом кроль на спине. Общеразвивающие, специальные, имитационные упражнения для изучения гребковых движений руками и ногами, а также согласование движений спортивным способом кроль на спине. Специальные упражнения с плавательной доской, колобашкой, лопатками для закрепления и совершенствования гребковых движений руками и ногами. Плавание в полной координации способом кроль на спине. Выполнение старта и поворотов на дистанции кролем на спине. Выполнение контрольного норматива на дистанции кролем на спине (дистанции определяются по стандартным (25м и 50м) или нестандартным (18м, 20м, 23м и тд.) размерам бассейна).
Тема 3. Закрепление и совершенствование техники плавания способом кроль на груди. Общеразвивающие, специальные, имитационные упражнения для изучения гребковых движений ногами, движений руками и дыхания, а также согласование движений ног, рук и дыхания спортивным способом кроль на груди. Специальные упражнения с плавательной доской, колобашкой, лопатками для закрепления и совершенствования гребковых движений ногами, руками и дыхания. Плавание в полной координации способом кроль на груди. Выполнение стартового прыжка и поворотов на дистанции кролем на груди. Выполнение контрольного норматива на дистанции кролем на груди (дистанции определяются по стандартным (25м и 50м) или нестандартным (18м, 20м, 23м и тд.) размерам бассейна).
Тема 4. Закрепление и совершенствование техники плавания способом баттерфляй. Общеразвивающие, специальные, имитационные упражнения для изучения гребковых движений ногами, движений руками и дыхания, а также согласование движений ног, рук и дыхания спортивным способом баттерфляй. Специальные упражнения с плавательной доской, колобашкой, лопатками для закрепления и совершенствования гребковых движений ногами, руками и дыхания. Плавание в полной координации способом баттерфляй. Выполнение стартового прыжка и поворотов на дистанции баттерфляем. Выполнение контрольного норматива на дистанции баттерфляем (дистанции определяются по стандартным (25м и 50м) или нестандартным (18м, 20м, 23м и тд.) размерам бассейна).
Тема 5. Закрепление и совершенствование техники плавания способом брасс. Общеразвивающие, специальные, имитационные упражнения для изучения гребковых движений ногами, движений руками и дыхания, а также согласование движений ног, рук и дыхания спортивным способом брасс. Специальные упражнения с плавательной доской, колобашкой, лопатками для закрепления и совершенствования гребковых движений ногами, руками и дыхания. Плавание в полной координации способом брасс. Выполнение стартового прыжка и поворотов на дистанции брассом. Выполнение контрольного норматива на дистанции брассом (дистанции определяются по стандартным (25м и 50м) или нестандартным (18м, 20м, 23м и тд.) размерам бассейна).
Тема 6. Закрепление и совершенствование техники комплексного плавания. Пловец преодолевает дистанцию четырьмя способами, меняя их после прохождения каждой четверти дистанции в следующей очередности: баттерфляй, кроль на спине, брасс, кроль на груди. Завершение каждой четверти дистанции должно производиться по правилам финиша данного способа плавания. Выполнение стартового прыжка и поворотов на дистанции комплексом. Выполнение контрольного норматива на дистанции комплексом (дистанции определяются по стандартным (25м и 50м) или нестандартным (18м, 20м, 23м и тд.) размерам бассейна).
Тема 7. Закрепление и совершенствование техники поворотов (в процессе совершенствования спортивных способов плавания). Техника выполнения простого поворота типа «маятник». Выполнение поворота «маятник» на дистанциях кролем на спине, кролем на груди, брассом и баттерфляем. Техника выполнения скоростного поворота. Выполнение скоростного поворота на дистанциях кролем на спине, кролем на груди, брассом и баттерфляем.
Тема 8. Закрепление и совершенствование техники стартового прыжка (в процессе совершенствования спортивных способов плавания). Техника выполнения стартового прыжка. Выполнение стартового прыжка на дистанциях кролем на груди, брассом и баттерфляем. Техника выполнения старта при плавании на дистанции кролем на спине.
Прикладное плавание
Тема 1. Освоение, закрепление и совершенствование техники комбинированного плавания. Общая характеристика техники плавания способом брасс на спине и способа на боку. Специальные упражнения для освоения гребковых движений способом брасс на спине. Согласование гребковых движений ногами и руками при плавании способом брасс на спине. Специальные упражнения для освоения гребковых движений способом на боку. Согласование гребковых движений ногами, руками и дыхания при плавании способом на боку.
Тема 2. Ныряние (передвижение под водой). Выполнение подготовительных упражнений в воде, специальных упражнений для изучения задержки дыхания, упражнений для изучения погружений в воду. Выполнение простых прыжков в воду, выполнение стартового прыжка и погружение под воду из безопорного положения. Плавание под водой на задержке дыхания.
Тема 3. Прыжки в воду. Освоение прыжка ногами вперед, обсуждение вариантов данного прыжка и в каких случаях применяются прыжки ногами вперед. Освоение прыжка головой вперед, способы выполнения данного прыжка и в каких случаях используется прыжок головой вперед.
Тема 4. Плавание в экстремальных условиях. Данная тема призвана обсудить действия в экстремальных условиях. Неожиданные или сложные ситуации на воде могут вызвать у неопытного пловца растерянность и страх, которые являются одной из основных причин неправильных действий в воде. Поэтому очень важно знать, как действовать в воде в тех или иных сложных ситуациях. Продолжительность безопасного пребывания в воде, способы отдыха во время пребывания в воде, судороги при плавании, плавание в ночное время, плавание в одежде, плавание при сильной волне, при попадании в водоросли, при сильном течении и водоворотах, действия человека, провалившегося под лед – темы лекционного и практического занятий.
Тема 5. Преодоление водных преград. Переплавляться вплавь можно с помощью подручных средств, а можно не использовать их, поэтому критерию различают переправы. Переправы вплавь, переправы с помощью подсобных средств повышающих плавучесть, переправы с помощью жердей, веревки, каната или провода – практическое занятие.
Тема 6. Спасательные средства и их применение. Что такое спасательные средства, какие они бывают и умение использовать их, для оказания срочной помощи утопающему – обсуждаем и пробуем на практике.
Тема 7. Освоение техники приемов освобождения от захватов утопающего. Освобождение от захватов спереди: захват за одну или обе руки, захват за туловище двумя руками, захват за шею или голову, захват за ногу. Освобождение от захватов сзади: за обе руки, за туловище под руками, захват за шею. Лекционное занятие и практические занятия на суше и в воде.
Тема 8. Освоение техники приемов транспортировки утопающего. Применение техники комбинированного плавания для транспортировки утопающего. Освоение двигательных действий при транспортировке на суше, закрепление и совершенствование приобретенного навыка в воде.
Тема 9. Оказание первой помощи при утоплении. Виды утопления, причины и признаки. Оказание первой помощи при различных видах утопления. Как правильно провести искусственное дыхание, когда требуется наружный массаж сердца и что важно знать, для того чтобы помочь человеку.
Общая физическая подготовка и специальная подготовка пловцов на суше
Тема 1. Как правильно организовать тренировку. Постановка цели и выделение обучающего, развивающего и воспитательного аспектов. Подбор содержания учебного материала и определение структуры урока. Наличие межэтапных связей и применение форм организации тренировочного процесса.
Тема 2. Метод круговой тренировки на суше. Одна из форм организации тренировочного процесса. Как правильно подобрать упражнения, дозировку и хронометраж круговой тренировки в зависимости от поставленной цели.
Тема 3. Занятия в тренажерном зале. Одна из форм организации тренировочного процесса. Как правильно подобрать упражнения и дозировать нагрузку в зависимости от поставленной цели.
Тема 4. Тренировка с использованием специального инвентаря для проведения занятий на суше. В процессе тренировки пловца успешно применяются специальные гимнастические комплексы, упражнения, имитирующие элементы движений пловца. Комплекс специальной гимнастики пловца обычно состоит из двух частей: общеразвивающие упражнения и упражнений, отражающих специфику избранного для совершенствования способа плавания – практические занятия.
Список литературы:
1. И.К. Латыпов. «Физическая культура в
профильном обучении» – Москва, Педагогический
университет «Первое сентября», 2006.
2. А.А. Кашкин, О.И. Попов, В.В. Смирнов.
«Плавание» – Москва, ОАО «Издательство
«Советский спорт», 2006.
3. Н.Ж. Булгакова. «Познакомьтесь – плавание»
– Москва, ООО «Издательство Астрель», 2002.
4. Н.Ж. Булгакова. «Азбука спорта:
плавание» – Москва, «Физкультура и спорт», 1999.
5. Государственный комитет СССР по физической
культуре и спорту, Управление плавания,
Всесоюзный научно-исследовательский институт
физической культуры. «Методика многолетней
подготовки юных пловцов» – Москва, типография
ВНИИЦЛЕСРЕСУРС, 1990.
6. Л.П. Макаренко. «Плавайте на здоровье»
– Москва, «Физкультура и спорт», 1988.
7. Л.П. Макаренко. «Подготовка юных
пловцов» – Москва, «Физкультура и спорт», 1974.
8. Д. Харре. «Учение о тренировке» –
Москва, «Физкультура и спорт», 1971.
9. А.А. Пименов, Е.Г. Борисов, О.А. Горлов.
«Плавание. Правила соревнований» – Москва, АОЗТ
«Рубеж», 1999.
10. Т.А. Протченко, Ю.А. Семенов. «Обучение
плаванию дошкольников и младших школьников» –
Москва, «Айрис пресс», 2003.
11. Сайт о плавании: Прикладное плавание. http://plavaem.info/prikladnoe_plavanie.php
12. Чернов Н.В. Плавание. http://sport.sfedu.ru/smiming_book_online/modul_5.html
13. ФГОС. Примерная программа по физической
культуре.