Задачи урока:
- Отработать понятие «природная зона» на примере материка Африка.
- Выявить зависимость почв, растительного и животного мира от климатических условий в пределах природной зоны.
- Продолжить формировать географические умения: работать с географическими картами атласа: физической, климатической, природных зон, почвенной.
ХОД УРОКА
Повторение по пройденной теме
Учитель: В качестве повторения я хочу предложить вам фронтальный тест по пройденному материалу, работаем традиционно.
Задание № 1
Заполните пропуски.
А) Единственная крупная река на планете, которая дважды пересекает экватор – это ________________.
Б) Водопад Виктория расположен на реке ________________________.
В) Самое крупное озеро в Африке называется _____________________.
Г) Второе по глубине озеро мира называется ______________________.
Задание № 2
Отметьте правильные высказывания словом «Да», неправильные – словом «Нет».
Водопады Левингстона и Стэнли располагаются на реке Конго | |
Нил, Конго и Замбези относятся к бассейну Атлантического океана | |
Все крупнейшие озёра Африки находятся в районе Восточно-Африканского разлома | |
Конго – самая полноводная река Африки |
Задание № 3
Самая длинная река Африки – это:
А) Конго
Б) Лимпопо
В) Нигер
Г) Нил
Задание № 4
Сколько ошибок допущено в данном тексте?
Север Африки испытывает сильную нехватку влаги. Почти вся территория занята сухими саваннами. И тем не менее эту пустыню пересекает не просто река, а самая полноводная река мира – Нил. В прежние времена на Ниле происходи ли разливы, связанные с дождями, выпадающими далеко на юге. Но сейчас Нил не разливается. Самой длинной рекой материка является Конго. В отличие от других африканских рек, на этой величественной реке есть участки с быстрым течением, изобилующие водопадами, крупнейшими из которых является водопад Виктория.
Задание № 5
Приложение 1. Слайд № 7 Назовите эти озера и покажите на карте
Учитель: Я довольна вашими ответами
(Оценить)
Переходя к новой теме, мне хочется начать с
главного понятия, а что такое «природная зона?»
Слайд № 9 Африка – один из самых контрастных материков, причина тому резкие различия во влажности климата. Леса сменяются степями, а те в свою очередь переходят в пустыни.
Слайд № 10 Густые, вечнозеленые леса занимают котловину Конго и побережье Гвинейского залива, образуя несколько ярусов. Верхний ярус – от 50м и выше, нижняя часть ствола обычно голая, нижний ярус не превышает высоту 15м.
Слайд № 11
– По климатической карте определите в каком
климатическом поясе находятся влажные
экваториальные леса? (В
экваториальном) (с. 9)
– Дайте характеристику экваториальному климату.
(В течение всего года – жарко и влажно)
Слайд № 12
– По карте почв посмотрите какие почвы преобладают во влажных экваториальных лесах?(с. 8) (Красно-жёлтые ферраллитные)
Слайд № 13 (Зачитать) В лесу сумрак и сырость. Растительность вечнозеленая, расположена ярусами. На стволах и ветвях деревьев селятся растения – паразиты. Множество лиан, пальмы, фикусы, хлебное дерево, мимозы, эбеновое дерево, красное дерево, железное дерево, масличная пальма, бананы и др.
Слайд № 14 (Зачитать) Корни особой формы помогают деревьям оставаться в вертикальном положении. На ветвях множество растений – паразитов, любое дерево старается расти выше, поближе к солнцу. На земле преобладают грибы и мхи.
Слайд № 15 (Зачитать) Большинство животных ведёт древесный образ жизни. Множество крупных насекомых (особенно муравьёв)
Слайд № 16 (Зачитать) Достаточно много лесных наземных животных. Обитают грызуны, мелкие копытные, лесные. Гигантам очень трудно пробираться через лесные заросли.
Слайд № 17 (Зачитать) Большую часть времени они проводят на земле, лишь на ночь забираясь не высоко на деревья. Это осторожные миролюбивые гиганты, питающиеся растительной пищей.
Слайд № 18 Это природная зона, для которой характерна смена сухого и влажного сезонов года, здесь преобладает травянистая растительность с отдельно стоящими деревьями или группами деревьев, в основном зонтичные акации.
Слайд № 19
– В каком климатическом поясе находятся
саванны? (Субэкваториальном)
– Дайте характеристику субэкваториальному
климату. (Лето – ЭВМ, жарко, влажно. Зима – ТВМ,
жарко, сухо)
Слайд № 20
– Какие почвы преобладают в субэкваториальном климате? (Красно-бурые)
Слайд № 21 В летний период времени растительность расцветает, оживает, а в зимний – деревья сбрасывают листву, трава высыхает и саванна превращается почти в пустыню, но деревья приспособились.
Слайд № 22 Священный символ Африки – баобаб. Его обширный ствол состоит из мягкой волокнистой древесины, которая, как губка, впитывает воду и хранит её на протяжении всего сухого сезона.
Слайд № 23 (Зачитать)
Слайд № 24 Нигде в мире нет такого
большого скопления животных, как в саванне.
Саванны богаты растительной пищей, поэтому там
много крупных травоядных животных. Эти животные
вынуждены пробегать большие расстояния в
поисках воды.
– Каждая зебра имеет уникальный,
индивидуальный рисунок.
Слайд № 25 Когда в Южном полушарии
сухой сезон, то в Северном – сезон дождей, туда и
уходят животные, а потом возвращаются вместе с
дождями.
– Самое крупное животное – слон.
– Носорог – травоядное животное.
Слайд № 26 Самый крупный, сильный и грозный хищник саванны – это лев, но и гиенам иногда удаётся отбить у царя зверей добычу.
Слайд № 27 Самое высокое животное –
жираф.
(Зачитать) Рост его достигает 6 м. В саванне много
хищных птиц, и есть нелетающие, но быстробегающие
страусы.
Слайд № 28 Зона пустынь находится на севере Африки и занимает большую площадь – это пустыня Сахара и на ю-з – пустыня Намиб.
Слайд № 29
– В каком климатическом поясе находятся
пустыни? (Тропическом)
– Характеристика климата. (Жарко, сухо)
В пустыне дожди редкое явление, но иногда
выпадает «сухой» дождь, воздух настолько сух, что
дождь не доходит до поверхности земли, а
испаряется в атмосфере. Люди видят, что идёт
дождь, но до поверхности земли он не доходит, но
воздух незначительно увлажняется. Из-за
отсутствия дождей облаков нет, поэтому здесь
образуются большие суточные колебания t°.
Человек попавший в пустыню днём будет умирать от
жары, а ночью дрожать от холода.
Слайд № 30
– Какие почвы в пустыне? (Тропические
пустынные)
В Сахаре – песчаная почва
В Намиб – каменистая почва
- Мало перегноя
- Много минеральных солей.
Из-за отсутствия дождей соли из почв не вымываются. При искусственном орошении на таких почвах можно получать хорошие урожаи.
Слайд № 31 Растительность в сухом климате скудная, это или длинные корни, как у Вельвичии, или толстые листья, листья-колючки. или толстый стебель.
Слайд № 32 Здесь растут в основном суккуленты, их листья заменены колючками или очень малы, это предохраняет от испарения драгоценной влаги.
Слайд № 33 (Зачитать) Финиковая пальма, даёт исключительно питательные плоды, съев всего несколько штук человек может не есть весь день. Растёт она там, где близко подходят грунтовые воды.
Слайд № 34 (Зачитать)
Слайд № 35 (Зачитать) Животные, живущие в пустынях способны подолгу обходится без воды, мелкие животные способны зарываться в песок, спрятавшись от жары.
Слайд № 36 (Зачитать)
Слайд № 37 (Зачитать)
Слайд № 38 Практическая работа <Приложение 2 > (Пока весь класс выполняет практическую работу, 1 ученик выполняет работу на компьютере по электронной карте и подписывает реки и озёра Африки – оценить)
Слайд № 39 Самооценка по практической работе
Учитель:
– Так что же такое природная зона?
– Природные зоны отличаются друг от друга?
– При изучении других материков ПЗ будут те же?
– А почему?
Слайд № 40 Рефлексия
Слайд № 41 (Зачитать)
Слайд № 42 Домашнее задание: § 24