Название объединения: фортепиано
Количество детей: 1 (учащаяся 1 класса
Зимина Екатерина)
Возраст детей: 7 лет
Продолжительность занятия: 45 минут
Раздел программы, к которому относится
занятие: Развитие музыкальной грамотности.
Тема занятия: Донотное обучение,
организация игровых движений.
Цель занятия: Развитие музыкальных
способностей, постановка аппарата с помощью
использования игровых технологий.
Задачи занятия:
Обучающие: научить ребенка говорить
музыкальным языком, не зная нот, «окунуть» в мир
музыки посредством разучивания упражнений и
простейших песенок-попевок, выработка
практических навыков игры non legato.
Воспитательные: воспитывать
самостоятельность в работе и творческую
инициативу.
Развивающие: развивать музыкальный слух,
ритм, память, музыкальное мышление, развивать
двигательно-игровые навыки ученика.
Материальное оснащение занятия:
Фортепиано; учебный кабинет.
Тип занятия: комбинированный.
Форма занятия: индивидуальный урок
Методические приёмы: Объяснение
педагога, показ – «вторжение» в движение рук
учащегося.
Дидактический материал: Иллюстрации к
разучиваемым песенкам, фигуры матрешек,
музыкальная лесенка.
Структура занятия:
Организационный момент – 2 минуты
Вводная часть – 3 минуты
Основная часть – 17 минут
Физминутка – 1 минута
Основная часть – 17 минут
Заключительная часть – 3 минуты
Подведение итогов занятия – 2 минуты
План урока
- Гимнастика.
- Ритмические упражнения.
- Повторение строения клавиатуры.
- Игра песенок-попевок на инструменте.
- Домашнее задание.
Ход урока:
1.Гимнастика стоя, освобождаем тело и руки
Попробуем подготовить твои руки, чтобы ты
научилась играть сочным, красивым звуком.
«Шалтай-болтай» – руки сначала свободно свисают,
затем начинают ходить навстречу друг другу.
«Мельница» – упражнение делаем сначала одной,
затем другой рукой. Постепенно раскачиваем руку
взад-вперед, пока она не начинает крутиться
вокруг плеча, как ветряная мельница.
Упражнения за инструментом, крышка инструмента закрыта
«Лифты» – поочередно поднимаем и опускаем то
одну, то вторую руку. Ученику я говорю, что руки
словно лифты в доме – то поднимаются, то
опускаются.
«Новая и сломанная кукла» – сначала прошу
показать новую куклу – спина прямая, осанка
подтянута, затем сломанную – спина «горбатая»,
осанка падает, это упражнение повторяется
несколько – 4,5 раз. В дальнейшем, когда ученик
забывает про осанку, я говорю – «Новая кукла!»
Работа с руками, «лепка» рук
«Колобок» – беру руку ребенка за запястье и
начинаю раскручивать как «колобок из теста»,
необходимо, чтобы рука ребенка в это время была
свободной. Если добиться свободы не получается, я
не акцентирую на этом внимание: «Освободи руку»,
как правило это дает обратный эффект, а, наоборот,
задаю отвлеченные вопросы: «Сколько было уроков
в школе?», «Что ты ела на завтрак?», «С кем ты
пришла?» и т.д., отвлекая ребенка, получается
добиться естественного свободного состояния
руки.
Повторяем номера пальцев: я беру каждый палец и
начинаю давать ему характеристику:
Большой палец – 1-ый палец – «самый-самый»:
самый большой, самый длинный, самый сильный.
Указательный – 2-ой палец – сильный,
самостоятельный.
Средний – 3-ий палец – располагается в
серединке, именно он начинает наши упражнения и
песенки.
Безымянный – 4-ый палец – слабый, зависит от
третьего пальца.
Мизинец – 5-ый палец – самый маленький, с ним
мы познакомимся позже всего.
2. Ритмические упражнения
Ребенок сидит за инструментом, ладошки стучат
по закрытой крышке фортепиано.
Прохлопать имена, например: ле-на, ле-ноч-ка; и-ра,
и-роч-ка; све-та, све-точ-ка – чередование длинных
и более коротких слогов.
Прошу прохлопать ритм изучаемых песенок-попевок,
текст при этом можно пропевать, а можно просто
проговаривать.
3. Повторение строения клавиатуры
Белые клавиши – это многоквартирный дом, а черные клавиши – «балкончики», причем «балкончики» чередуются то по три клавиши, то по две. В фортепиано «живут» «толстые» и «тонкие» звуки. Для наглядного представления строения клавиатуры, я беру фигуры матрешек и на каждую октаву выставляю по фигуре – в нижнем регистре самая большая фигура, с каждой октавой фигура меньше, а в самой высокой октаве – самая маленькая матрешка.
4. Игра упражнений и песенок-попевок на инструменте (задействованы поочередно две руки)
Упражнения:
«Радуга-дуга – 3-им пальцем на клавише gis во всех
октавах, при этом движение руки повторяет
рисунок радуги.
«Кукушка» – задействованы 2-ой и 4-ый пальцы,
клавиши fis и ais, при этом правая рука начинает
играть в среднем регистре и направляется вверх, а
левая – в среднем регистре и направляется вниз.
Каждое упражнение я сопровождаю пояснением:
кукушка перелетает с ветки на ветку, а твоя рука с
одной октавы на другую.
Физминутка
Песенки-попевки:
«Дудочка» – использован 3-ий палец, игра на
любой черной клавише. Подтекстовка следующая:
«Ду-ду-ду, дудочка, ты играй, дудочка!»
Характер песни – плавный, тягучий, неторопливый.
«Андрей-воробей» – 3-ий палец на любой черной
клавише, характер шутливый, задорный.
«Та-та, два кота» – игра одновременно двумя
руками:
задействованы всего две клавиши, одну клавишу
играет правая рука, другую – левая.
Шутливое содержание песенки заставляет
улыбнуться, настраивает на позитивный лад.
Колыбельная «Кот Воркот» – задействованы 2-ой,
3-ий, 4-ый пальцы, клавиши для правой руки fis- gis -ais и,
соответственно, для левой руки ais-gis-fis.
Использованный принцип зеркальности облегчает
на данном этапе задачу игры двумя руками вместе.
Заключительная часть:
Объяснение домашнего задания в присутствии родителей, чтобы была грамотно организована домашняя работа.
Подведение итогов занятия:
Занятие прошло ярко и эмоционально. Применение игровой технологии способствовало быстрому и эффективному освоению необходимого объема знаний. Дидактический материал помог сделать урок более разнообразным, насыщенным и интересным. Предшествующие собственно игре на инструменте гимнастика, «лепка рук», способствовали ощущению свободы, расслабленности. Игра на черных клавишах в донотном периоде помогла более комфортной организации руки начинающего пианиста. Черные клавиши выделяются цветом и упорядоченным расположением, что облегчает ориентацию на клавиатуре, черная клавиша сравнительно узкая, а это заставляет «нацелиться» и почти исключает игру прямыми пальцами. Благодаря симметричному расположению черных клавиш легко запоминается и построенное на них двухголосие. На занятии учащаяся была активна и внимательна. Цель и задачи выполнены.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Цетлин Е. К вопросу об организации руки
начинающего пианиста в «донотном» периоде
обучения – Композитор, 2012.
2. Гольденвейзер А. Из бесед о музыкальном
воспитании и обучении детей – Классика – XXI, 2005.
3. Смирнова Т. Фортепиано. Интенсивный курс.
Пособие для преподавателей, детей и родителей.
Методические рекомендации. – М.:ЦСДК, 1994.
4. Яновская А. Ребенок и музыка. – Израиль, 2003.
5. Артоболевская А. Хрестоматия маленького
пианиста. – М.: Советский композитор, 1991.