Пояснительная записка
Хоровое пение – одно из древнейших искусств. Вся история мировой культуры нерасторжимо связана с певческим таинством. Хоровое пение тесно переплетается с самой жизнью, входит в нее как непосредственная и неотъемлемая ее часть. Оно объясняет чувства, мысли и волю поющих людей, воспитывая их вкус и душу.
Хоровое пение – это богатые возможности, надежные пути к постижению вершин мира музыки, к эстетическому личностному совершенствованию, к устремленному движению к высотам духовности.
Детский хор – особая, драгоценная ветвь хорового исполнительства, более камерная по масштабу звучания, но зачастую более тонкая, более эмоционально открытая, более поэтичная и искренняя. Детский хор – это живой организм, постоянно растущий, изменяющийся и всегда молодой; это также особый исполнительский инструмент, хрупкий, нежный, гибкий, отзывчивый, которому подвластно искреннее и непосредственное выражение самых глубин человеческого чувства. Только этот инструмент невозможно получить готовый, его нужно вырастить, взлелеять, научить, настроить, воспитать.
Хоровой класс занимает важное место в системе музыкального воспитания и образования. Предмет «Хор» является одной из основных исполнительских и практических дисциплин в программе обучения в Детских музыкальных школах.
Систематические занятия хоровым пением формируют у учащихся вокальные навыки, вокальный слух; активизируют музыкальный слух; укрепляют музыкальную память; воспитывают эстетический вкус и чувство стиля; развивают творческие способности; воспитывают в учащихся дисциплину, ответственность, чувство коллективизма. Хоровое пение является одним из средств разностороннего развития учащихся: музыкально-творческого и личностного.
Среди дисциплин курса музыкальной школы предмет «Хор» имеет ряд особенностей, и основной из них является то, что развитие музыкальных способностей учащихся на занятиях хоровым пением происходит в коллективной форме. Кроме этого, хоровое искусство имеет особую доступность для восприятия в силу синтеза слова и музыки; хоровое пение адекватно психолого-возрастным особенностям детей, в частности их стремлению к активным формам освоения искусства.
Образовательные программы музыкального профиля деятельности, рекомендуемые для учреждений дополнительного образования художественно-эстетической направленности Министерством образования, относятся к давно устаревшим и не соответствуют современным требованиям к программным документам системы дополнительного образования детей. В образовательном пространстве системы дополнительного образования детей сегодня, в основном, представлен опыт работы музыкальных школ, хоровых учреждений (хоровых студий и школ) в виде методических рекомендаций по музыкальному воспитанию и авторских программ. Поэтому представляется целесообразным обобщить опыт работы в этом направлении педагогов – хормейстеров, работающих с детьми старшего дошкольного возраста; свой собственный опыт преподавания хорового класса и на этой основе создать дополнительную образовательную программу по предмету «Младший хор», которая может быть использована не только в МБОУ ДОД «Центр детского творчества г. Пушкино Московской области», но и в других музыкальных образовательных учреждениях.
Данная программа «Младший хор» носит художественно-эстетическую направленность. Она во многом отличается от программы «Хор» (автор – Т.Н.Овчинникова), которая входит в сборник примерных программ «Музыка», рекомендуемых Министерством образования для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Эти отличия заключаются в:
- Используемой литературе – в данной программе используются методические разработки, опыт преподавания не только выдающихся хормейстеров прошлого, но и современных педагогов - хормейстеров.
- В содержание программы добавлены новые разделы: «Хоровое сольфеджио», «Работа с репертуаром».
- Изменено количество часов, отводимых на каждый раздел в учебно-тематическом плане.
- В примерный репертуар хорового коллектива внесены произведения современных композиторов
Программа «Младший хор» составлена на основании:
- Программы «Музыка» Министерства Просвещения для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ (1986 год);
- Примерных требований к программам дополнительного образования детей Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства Образования и науки РФ от 11.12.2006 года № 06-1844;
- Примерной программы по хору для внешкольных учреждений художественной направленности (Л.М. Абелян, В.С. Попов);
- Программ для инструментально-хоровых отделений детских музыкальных школ и школ искусств (сост. В.С. Попов, М.Р. Иодко, П.В. Халабузарь);
- Методик преподавания хора в Детских музыкальных школах и Хоровых студиях А. Пономарёва, Н. Авериной, Е. Веремеенко, М. Славкина, В. Самарина, Г. Струве;
- А также на основе собственного многолетнего опыта музыкального воспитания учащихся младшей ступени обучения.
Педагогическая целесообразность данной программы проявляется в том, что успешное её освоение даёт учащимся возможность дальнейшего продолжения музыкального образования.
Цель программы
Создание благоприятных условий для знакомства детей с миром музыки и максимального развития их вокально-хоровых способностей.
Задачи программы
Обучающие:
- Формировать начальные певческие навыки учащихся (певческое дыхание, ровное звучание голоса на протяжении всего диапазона, точное интонирование, напевность голоса, четкую и ясную дикцию).
- Формировать навыки понимания учащимися дирижерского жеста.
- Формировать знания учащихся в области основ музыкальной грамоты.
- Формировать навыки вокально-хорового исполнительства.
Воспитательные:
- Привить детям любовь к хоровому пению академического направления.
- Воспитать интерес к классической и народной музыке, музыке современных композиторов.
- Выработать у учащихся потребность в коллективном музицировании.
- Воспитать у учащихся художественно-эстетический вкус и формировать высокие духовные качества юного поколения средствами хорового искусства.
- Воспитать у учащихся основы сценической культуры.
- Воспитать дисциплинированность, ответственность, аккуратность, чувство коллективизма.
Развивающие:
- Развить способность активного восприятия музыки.
- Развить творческие способности учащихся.
- Развить навыки коллективного творчества.
- Расширить кругозор учащихся.
- Обеспечить эмоциональное развитие детей.
Данная программа рассчитана на детей 5 – 7 лет. Эта возрастная группа (группа старшего дошкольного возраста) имеет свои психолого-педагогические особенности, которые педагог должен обязательно учитывать в своей деятельности. Старший дошкольный возраст – последний из периодов дошкольного возраста, когда в психике ребенка появляются новые образования. Это: произвольность психических процессов – внимания, памяти, восприятия и др. – и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе, в самосознании и в самооценках. На этом жизненном этапе формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая, действенно-практическая. Основные виды деятельности в этот период – общение и игра.
Ребенку этого возраста, тем не менее, довольно непросто освоить процесс коллективного певческого исполнения. Но это препятствие практически не снижает изначального стремления ребенка к проявлению своей вокальной индивидуальности через участие в художественно-творческом коллективе. Из психологии известно, что лично-значимым продуктом деятельности для ребенка старшего дошкольного возраста становится только то, во что он вложил силы своей души, где проявил воображение, испытал терпение, реализовал способности. Академик Б.В. Асафьев (композитор, музыковед, создатель отечественной музыкальной социологии) многократно подчеркивал, что ребенок, активно осваивающий коллективные формы музыкального исполнения, способен качественно по-иному, более глубоко и полно воспринимать музыкальное искусство.
Певческие голоса детей старшего дошкольного возраста характеризуются нешироким певческим диапазоном (максимум октава: ДО-РЕ1 – ДО-РЕ2), легким фальцетным звучанием, небольшой силой. В своей работе педагог должен обязательно учитывать особенности звучания детского голоса в этом возрастном периоде. Выбор форм и методов обучения должен опираться на ведущую деятельность данной возрастной группы, её особенности.
Данная программа рассчитана на 3 года обучения.
Занятия в Младшем хоре проходят в групповой форме; основной формой работы с учащимися хора является урок.
По учебному плану в Младшем хоре с детьми в возрасте от 5 до 7 лет программой предусмотрено 72 часа в год занятий на каждую группу (рекомендовано СанПин).
В хоре 3 группы – по одной группе каждого года обучения. Каждая группа занимается 2 раза в неделю по 1 часу (30 минут вокально-хоровой работы; 15 минут музыкально-ритмические игры; 15 минут музыкально-развивающие игры). В группе 10-12 человек.
Перед концертными выступлениями проводятся сводные репетиции (фронтальная форма обучения). На них происходит работа над художественной стороной произведений.
Приём в Младший хор осуществляется по результатам индивидуального прослушивания, во время которого оценивается уровень музыкальных способностей ребенка: вокальные данные, наличие музыкального слуха, уровень музыкальной памяти, метро-ритмические способности.
В процессе изучения данной программы учащиеся овладевают различными специальными музыкальными, в частности вокально-хоровыми знаниями, умениями, навыками. Каждый год обучения ставит определённые требования к знаниям, умениям, навыкам, которые должны приобрести учащиеся, поэтому процесс приобретения знаний проходит поэтапно, постепенно, с учётом возрастных особенностей детей. Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести учащихся в процессе занятий по программе «Младший хор», подробно отражены в разделе «Содержание программы».
Данная программа направлена и на развитие музыкальных способностей учащихся, разделы учебно-тематического плана разработаны с учётом того, чтобы занятия способствовали развитию музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства метроритма, творческих способностей учащихся. Требования к уровню развития музыкальных способностей учащихся также отражены в разделе «Содержание программы», но здесь надо отметить, что степень развития музыкальных способностей, уровень их развития строго индивидуальны, они во многом зависят от природных данных учащихся.
Что касается развития личностных качеств, то в результате обучения у учащихся сформировываются дисциплинированность, аккуратность, усидчивость, ответственность, собранность, трудолюбие, чувство коллективизма.
На момент окончания курса данной программы учащиеся владеют основными вокально-хоровыми знаниями, умениями, навыками первоначального музыкального образования. Этот уровень знаний, умений и навыков даёт учащимся возможность продолжения музыкального образования.
Основные формы организации занятий
- Вводные занятия – на них педагог знакомит учащихся с режимом занятий, с правилами поведения на занятиях и во время концертной деятельности, с правилами пения и охраны голоса, с планами на учебный год.
- Уроки различных типов и видов: урок закрепления пройденного учебного материала, урок изучения нового учебного материала, урок по формированию ЗУН, урок совершенствования ЗУН, урок обобщения и систематизации знаний, урок-конкурс, урок-концерт.
- Контрольные уроки – на них педагог осуществляет контроль знаний, умений, навыков учащихся.
- Итоговые занятия – на них подводятся итоги проделанной работы, итоги выступлений. Анализируется успешность обучения. Обсуждаются планы на будущее.
- Открытые занятия – на них приглашаются другие педагоги с целью обмена опытом и родители учащихся.
- Беседы по технике безопасности, на которых педагог беседует с учащимися о правилах дорожного движения, правилах пожарной безопасности, поводит инструктаж по технике безопасности.
В работе с учащимися Младшего хора применяются различные методы: объяснение, показ педагога, дирижёрский жест, пение вокально-хоровых упражнений, музыкальная игра, слушание музыки и др. – наиболее полно они отражены в разделе «Содержание программы».
Занятия следует проводить в хорошем темпе, с эмоциональным подъёмом, успевая проработать за урок максимальное количество разделов учебно-тематического плана. Педагог должен готовиться к каждому уроку, заранее составляя поурочный план занятия.
Прогнозируемые результаты освоения программы
Основным результатом освоения программы является сформированная способность учащихся к сценическому выступлению на концертах. Здесь проверяются полученные учащимися практические вокально-хоровые знания, умения, навыки; уровень творческой индивидуальной и коллективной деятельности; трудолюбие, дисциплинированность.
Прогнозируемые результаты к концу первого года обучения:
- Учащиеся владеют певческой установкой.
- На простейшем музыкальном песенном материале с сопровождением сформированы первоначальные вокально-хоровые знания, умения и навыки (дыхание; чистое интонирование; унисон; ансамблевое пение).
- Учащиеся понимают элементарные жесты дирижера: внимание, дыхание, снятие, forte, piano.
- Певческий диапазон учащихся достигает сексты (МИ1 – ДО2).
- Обогатилась музыкальная память учащихся.
Прогнозируемые результаты к концу второго года обучения:
- Закреплены уже полученные вокально-хоровые знания, умения и навыки.
- На более сложном музыкальном песенном материале с сопровождением сформированы следующие вокально-хоровые знания, умения и навыки: мягкая атака; навык плавного и отрывистого характера звуковедения; навык четкого произношения слов; элементы двухголосия.
- Учащиеся понимают жесты дирижера: legato, staccato, crescendo, diminuendo.
- Певческий диапазон учащихся расширен (ДО1 – РЕ2).
- Выработано знание и понимание учащимися средств музыкальной выразительности.
- Обогатились знания учащихся в области теории музыки.
Прогнозируемые результаты к концу третьего года обучения:
- Закреплены уже полученные вокально-хоровые знания, умения и навыки.
- Сформированы следующие вокально-хоровые умения и навыки: цепное дыхание; элементы пения acappella; единообразное формирование гласных и согласных звуков.
- Певческий диапазон учащихся расширен (СИм – МИ2).
- Выработано умение выразительного, эмоционального, осмысленного исполнения произведений различного характера.
- Владение исполнительскими навыками коллективного музицирования, т.е. петь в хоре, координируя свое исполнение с пением других.
- Приобретены знания в области охраны голоса.
Результативность реализации
программы отслеживается и оценивается с помощью
следующих форм:
Основной формой текущего контроля является анализ работы и наблюдение.Формой промежуточного контроля является показательный урок, который проводится в конце каждой учебной четверти.
Формой итоговой аттестации являются отчетные занятия или концертные выступления.
Эти формы позволяют педагогу внести изменения в учебный процесс, определить эффективность обучения по программе, создают хороший психологический климат в коллективе.
В конце каждого года обучения проводится фиксация знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися (выполнение репертуарного плана). Количество пройденных за год произведений: 15-20.
На основе требований программы формируются критерии оценок. Оценки выставляются по пятибалльной системе с учетом следующего:
- Уровень развития индивидуальных способностей учащегося.
- Отношение учащегося к учебному процессу (старательность, настойчивость).
- Владение вокально-хоровыми знаниями, умениями, навыками.
- Знание музыкального песенного материала.
- Уровень и качество исполнения произведений.
- Степень выразительности, художественности исполнения.
Методическое обеспечение образовательной программы
Вводное занятие
Форма занятий – беседа.
Форма организации деятельности –
групповая.
Методы организации учебно-воспитательного
процесса – объяснение педагога.
Дидактический материал – фотоальбомы и
видеозаписи выступлений Младшего хора.
Хоровое сольфеджио
Форма занятий – урок изучения
нового учебного материала, урок по формированию
ЗУН, урок совершенствования ЗУН, урок обобщения и
систематизации знаний, комбинированный урок.
Форма организации деятельности –
групповая.
Методы организации учебно-воспитательного
процесса – объяснение педагога, показ
педагога, упражнения.
Дидактический материал – наглядные
пособия, шумовые музыкальные инструменты (ложки,
трещетки, треугольник, бубен).
Формы подведения итогов – контрольный урок,
итоговый урок.
Вокально-хоровая работа
Форма занятий – урок-беседа,
урок изучения нового учебного материала,
урок совершенствования знаний.
Форма организации деятельности – групповая
и коллективная.
Методы организации учебно-воспитательного
процесса – объяснение педагога, показ
педагога, вокально-хоровые упражнения,
прослушивание учащимися аудиозаписей.
Дидактический материал – наглядные
пособия, шумовые музыкальные инструменты (ложки,
трещетки, треугольник, бубен), аудиозаписи
изучаемых хоровых произведений, художественные
и литературные иллюстрации к изучаемым
произведениям.
Формы подведения итогов – контрольный урок,
итоговый урок, концерты.
Работа с репертуаром
Форма занятий – урок-беседа,
урок изучения нового учебного материала, урок
совершенствования знаний.
Форма организации деятельности – групповая
и коллективная.
Методы организации учебно-воспитательного
процесса – объяснение педагога, показ
педагога, прослушивание учащимися аудиозаписей.
Дидактический материал – шумовые
музыкальные инструменты (ложки, трещетки,
треугольник, бубен), аудиозаписи изучаемых
хоровых произведений, художественные и
литературные иллюстрации к изучаемым
произведениям.
Формы подведения итогов – концерты,
открытые уроки, итоговый урок.
Концертная деятельность
Форма занятий – репетиции
Форма организации деятельности –
коллективная
Формы подведения итогов – итоговый урок
Для успешной реализации программы необходимо следующее:
- наличие контингента обучающихся;
- квалифицированные педагоги,
- учебный класс,
- музыкальные инструменты (фортепиано и др.),
- хоровая литература,
- методическая литература,
- телевизор,
- DVD-проигрыватель,
- аудио- и видеотека.
Список использованной литературы
- Абелян А.М., Попов В.С. и др. Хор (Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ)// Сборник примерных программ «Художественные кружки». – М.: Просвещение, 1981.
- Дубровская С.В. Занимательная дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой. – М.: РИПОЛ классик, 2007.
- Комплексная образовательная программа детской хоровой студии «Веснянка»//Сборник программ дополнительного образования детей. – М.: НТЦ, 2005.
- Овчинникова Т.Н. Хор (Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ)// Сборник примерных программ «Музыка». – М.: Просвещение, 1986.
- Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детскими вокально-хоровыми коллективами. – М.:ACADEMIA, 2006.
- Растём дальше. Из опыта работы с младшим, кандидатским и старшим хорами детской хоровой школы «Весна»//Нотная папка хормейстера. Тетрадь № 1-4. – М., 2006-2008.
- Соколов В.Г. Работа с хором. – М.: Музыка, 1983.
- Струве Г.А. Хоровое сольфеджио. Методическое пособие для детских хоровых студий и коллективов. – М.: Музыка, 1999.
- Струве Г.А. Школьный хор. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1981.
- Стулова Г.А. Хоровой класс. Теория и практика работы в детском хоре. – М.: Музыка, 1988.
- Теплов Б. Психология музыкальных способностей. – М.: Музыка, 2003.
- Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей.
- Чесноков П.Г. Хор и управление им. Пособие для хоровых дирижеров. – М.: Музыка, 1961.
- Школяр Л.В., Красильникова М.С., Критская Е.Д. Теория и методика музыкального образования детей. Научно-методическое пособие. – М.: Музыка, 2000.
- Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Академия ИЦ, 2007.