Тип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода)
Тема | Уравнение. |
Цель | Педагогическая: создание условий
для формирования представления об уравнении,
его чтении и записи; составление уравнений по
рисунку, на основе знаний существенных признаков
понятия «уравнение»; расширение понятийной базы
за счет включения в нее новых элементов. Ученическая: понимать, что такое «уравнение», знать способ решения уравнения (на основе метода подбора). |
Задачи | Образовательные: Формироватьпредставление
об уравнении, составление уравнений по рисунку,
на основе знаний существенных признаков понятия
«уравнение», распознавать уравнение среди
других математических записей, решать уравнение
способом подбора. Совершенствовать умение
составлять равенства на нахождение целого или
частей. Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работа в парах, малых группах. Формировать УУД: – Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. – Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. – Коммуникативные УУД: умениеоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроках и следовать им. – Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя; анализ объектов и выделение на его основе существенных признаков изучаемого понятия; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Планируемый результат | Предметные: Понимать, что такое «уравнение», составление уравнений по рисунку, на основе знаний существенных признаков понятия «уравнение» распознавать уравнение среди других математических записей, решать уравнение способом подбора, знать состав числа 9. Совершенствовать умение составлять равенства на нахождение целого или частей, читать математические выражения, равенств , работать с натуральным рядом чисел, работать с интерактивной доской. Личностные: Уметь проводить самооценкуна основе критерия успешности учебной деятельности (звёздочки успешности). Метапредметные: Регулятивные УУД. Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение Коммуникативные УУД Уметьоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других, спрашивать и интересоваться другим мнением, высказывать своё при работе в парах ; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им , осуществлять взаимоконтроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и ответы Познавательные УУД Уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя; овладение логическими действиями сравнения, классификации и, анализа и синтеза; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке |
Основные понятия | уравнение, решить уравнение, часть, целое |
Межпредметные связи | математика, русский язык, технология (умение работать по алгоритму) |
Ресурсы: – основные
– дополнительные |
– Л.Г. Петерсон Математика. Учебник
для 1-го класса. Часть 2. Стр. 22 |
Оборудование | компьютер, экран, проектор, доска, магнитная доска, интерактивная доска. |
Организация пространства | фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, малых группах. |
ХОД УРОКА
I. Мотивация к учебной деятельности
Настрой на работу
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем– Руки? – На месте!
– Ноги? – На месте!
– Локти? – У края!
– Спина? – Прямая.
На уроке наши глазки (внимательно смотрят).
– Наши ушки…(внимательно слушают).
– Наши руки…(не мешают, а помогают).
– Наша голова…(хорошо думает).
Сегодня мы с Вами продолжим наше путешествие по
планете Знаний в удивительный мир
Математики.
Наш девиз:
Планета Знаний – наш маршрут,
Учеба, труд вперед ведут!
– А вот с каким настроением лучше всего
отправляться в дорогу, мы узнаем выполнив
логическое задание.
– Посмотрите на доску, выясните, какое выражение
лица будет у последнего человечка. (Дети
показывают на листах свои ответы.)
– Поставьте + возле маски , которая отражает ваше
настроение в начале урока.
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Минутка чистописания
Откроем наши бортовые журналы-тетради.
Отгадайте-ка ребята,
Что за цифра акробатка?
Если на голову встанет
Вмиг другою цифрой станет.
– Запишите эту цифру в тетрадь. Не забудьте
правило написания. Кто мне напомнит?
–А на чём мы отправимся в космическое
путешествие?
Ждет нас быстрая ракета,
Облетим вокруг планеты.
Звезды, в гости ждите нас,
Отправляемся сейчас.
Давайте же подготовим наши летательные аппараты к старту. И мне нужны 2 помощника для работы у доски, которые подготовят стартовые площадки.
Работа в парах «Повторение состава числа 9»
– Вспомним состав числа 9. Мы должны доверять в
трудной дороге своим спутникам.
Вспомним правила работы:
1. Работаем дружно;
2. Не мешаем;
3. Слушаем друг друга;
4. Умеем уступать и договариваться.
– Составьте пары чисел, сумма значения которых равны 9, выберите одну и прикрепите к своей ракете (по рядам).
Индивидуальная работа у доски (2 чел)
– Давайте проверим выполнение работы у доски.
Определите, по какому признаку дети разделили
фигуры на группы? Для того чтобы ответить на
вопрос ,как вы думаете, какой материал нам
необходимо вспомнить?
Оцените работу своих товарищей.
– Что мы повторили? (Как находить целое и
части).
Вывод правила нахождения целого и части.
Физминутка
Внимание! Внимание! Внимание! Говорит пульт управления. Мы с вами находимся в районе стартовой площадки космодрома “Маленькая страна”. Приветствуем пассажиров первого рейса “планета Знаний”. К полету все готовы?
Ученики: Все!
Учитель: Самочувствие хорошее?
Ученики: Хорошее!
Учитель:Настроение бодрое?
Ученики: Бодрое!
Учитель:Пристегнуть ремни!
Ученики: Есть пристегнуть ремни!
Учитель:На старт!
Все кладут руки на колени
Учитель:Запустить двигатели!
Все хлопают себя по коленям и громко
произносят: “Р-р-р-р!”
Учитель:Включить контакты!
Все поднимают руки вверх над головой, в виде
ракеты, и громко считаем:
Ученики: Пять, четыре, три, два, один –
пуск!
Работа в парах и на интерактивной доске «Разбиение на группы»
– Ребята, вы слышите?
Звучит запись «Обращение инопланетян о
помощи»
– Давайте посмотрим, почему же они обратились
к нам с этой просьбой.(Предположения детей)
– Помогите им справиться с проблемой.
(Распределить данные записи на две группы,
работая в паре).
6 – 2; 2 + 5; 5 – … = 2; 4 + Х = 7; 7 + … = 9; 8 – 1.
– Какие группы у вас получились? (равенства и
выражения)
– А что такое равенство?
– Эти равенства вам знакомы? (Равенства с
пропусками).
– А почему это равенство 4 + Х = 7 в этой группе!
– А чем похожи эти равенства? А что необычного в
этом равенстве?
– А как же называется это за равенство?
(предположения детей)
Фронтальная проверка
– У нас получились разные варианты.
– А почему (назвать по имени) вы не предлагаете
свои варианты? (Мы не знаем)
III. Выявление места и причины затруднения
Фиксация индивидуального затруднения
– В каком месте возникло затруднение? (При
назывании математических записей).
– Почему возникло затруднение? (Не знаем, что
это за записи).
– Какую цель ставим? (Узнать, как называется
эта математические записи).
– А что нам поможет? (Свой опыт, учебник,
учитель)
IV. Построение проекта выхода из затруднения
Подводящий диалог:
а)Ввод терминов.
– А хотите узнать как они называются новые
равенства?
– Посмотрите ещё раз на эти равенства.
– О чём нам говорит знак «равно»? (Уравниваем
левую и правую часть)
– А что значит уравниваем? (Находим
неизвестное число , так чтобы левая часть была
равна правой).
– Вы не догадались, как же называется это
равенство?
(Если не догадались)
– Прочитайте опорные слова на доске (все опорные
слова продублированы на доске).
Дети читают слова:
- равно,
- равенство,
- уравнивать,
- уравнение.
– Можно ли назвать все эти слова однокоренными?
(Да, т.к. у них один корень «равн», то есть они
образованы от слова «равно»).
– Как же будут называться равенства с буквами?
(Уравнения)
Формулирование темы урока
– Какая тема урока сегодня? (Уравнение)
– Запишите тему урока в тетрадь.
– Какие перед нами задачи ?
- Познакомимся ... (с уравнениями)
- Научимся .... (читать, записывать, решать уравнения)
- Учимся оценивать … (себя и своих товарищей)
Планирование достижения цели
– Чтобы достичь этих целей, нам нужно будет
пройти нелёгкий путь. По какому маршруту мы
пойдём?
– Сами найдём способ решения уравнений.
Исследуем уравнения.
– Воспользуемся помощью.
– Работаем самостоятельно.
– Работаем в группе.
Поднимемся на вершину знаний.
– Чтобы вам было легче запомнить путь, перед каждым из вас лежит маршрутный лист
V. Реализация построенного проекта
– Готовы дальше отправиться в путь?
– Да, готовы!
– Итак, что же такое уравнение (Равенство с
буквой будет называться уравнением.)
Работа с учебником
Сопоставление вывода уч-ся с выводом в учебнике с.22
– Сравните свой вывод с выводом в учебнике.
Уравнение – это равенство, один из компонентов действий которого надо найти. |
– Вот этого мы не сказали. А это важно?
– Какой компонент у нас неизвестен? Значит, что
надо найти в нашем уравнении.
– Расскажите друг другу, что такое уравнение. А
кто мне расскажет?
б) Знакомство с буквой латинского алфавита
– Кто сможет прочитать это уравнение? (Выслушиваю
варианты)
Оказывается, в стране Математики, неизвестные
числа обычно обозначаются буквами ЛАТИНСКОГО
АЛФАВИТА.
Xx – икс
– На что похожа эта буква. Покажите её руками.
Физминутка для глаз
VI. Закрепление с проговариванием во внешней речи
Задание для пробного действия
– А можно ли превратить наши равенства с
пропусками в уравнение?
– Прочитайте их и запишите их в тетрадь.
– Придумайте свои уравнения (на листиках)
– Запишите в тетрадь (с комментирование у доски).
Замените уравнения равенствами. Каким способом
вы воспользуетесь?
5 + Х = 7 5 + 2 = 7
6 + Х = 9 6 + 3 = 9…
Задание с ошибкой
– А я тоже составила уравнение.
5 + Х = 2
(Выслушать мнения детей, исправление ошибок.)
Задания для первичного закрепления
Работа с раздаточным материалом в паре.
– Найдите уравнения. Покажите. А кто сможет их прочитать? А кто нашёл значение Х?
у + 5 = 9 | 2 < 8 | 5 – х = 3 |
7 > 5 | х – 6 = 2 | 4 < 8 |
6 – 3 = 3 | 4 > 2 | 10 – 5 = 5 |
Физминутка
Мелкие шажки – раз, два, три.
Лёгкие прыжки – раз, два, три.
Вот и вся зарядка – раз, два, три.
Мягкая посадка – раз, два, три.
VII. Включение в систему знаний и повторения (самостоятельная работа с самопроверкой по эталону)
Работа в малых группах
а) составление уравнения по рисунку
– Работаем в группе. Включаем новое в систему знаний и повторения.
1 группа
Составить уравнение по рисунку. Выделить целое и части.
2 группа
Составить уравнение по схеме. Выделить целое и части.
3 группа
Составить уравнение из разрезных карточек.
Выделить целое и части.
4 группа
Составь по числовому отрезку уравнение. Выдели целое и части
Каждая группа рассказывает как они составили уравнение. Называют целое и части.
– Оцените работу группы.
Молодцы!
а) работа со схемами «Целое и части»
– Помогите отметить в уравнениях и на схемах целое и части (работа на интерактивной доске)
IХ. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Итог урока. Рефлексия
– Нам пора возвращаться на нашу планету.
– Пришло время подвести итог нашего занятия.
– С какой темой познакомились на уроке?
– Какую цель ставили? Достигли цели?
– Какое открытие вы сегодня сделали в стране
Математики?
– Кому было трудно?
– Как вы думаете, наши гости научились решать
уравнение?
– И нам пора с ними прощаться.
Оценивание по звёздочкам-самооценкам
– Оцените свою работу.
– Напишите слово Я на той шкале, которая
соответствует уровню приобретенных вами знаний.
– Поднимите звёздочку, кто ещё пока не до конца
понял.
– Кто понял, но допусти ошибки, проанализировал и
исправил.
– Поднимите руку, кто понял и может научить
другого.
– Молодцы, ребята!
– Мы были вместе и у нас всё получилось.
– Своими звёздочками-оценками осветите нашим
друзьям путь, используя одну из звёздочек:
зелёную, красную, жёлтую.(слайд)
– На следующих уроках мы продолжим решать
уравнения.
– Спасибо за работу!
– Молодцы!