Младшие школьники эмоциональны, впечатлительны, подвижны и деятельны, легко поддаются внушению, но быстро устают от однообразной работы.
Игровые движения и ощущения ученика налаживаются постепенно. Не может быть единой постановки рук, единого пути развития (перед педагогом) техники у разных учеников. Каждый ученик ставит перед педагогом новые проблемы. Но, принципы, составляющие основу для воспитания пианистических навыков должны быть неизменными. Главный принцип — научить ученика слышать звуковой результат движения рук на клавиатуре. Постоянное обращение к слуху ребенка решает отбор необходимых движений. Запоминание физических ощущений приспосабливание рук и пальцев к клавиатуре должно идти вместе с восприятием звучания.
Первый период — освоение первоначальных навыков игры — 3–4 месяца. Песни, этюды, пьесы малоотличающиеся в фактурном отношении и по мелодическим задачам. Темпы медленные.
Второй период — вторая половина первого года или первая половина второго года. Технические задачи получают большую определенность, используется разнообразная фактура, несколько подвижные темпы. Гаммы, аккорды, арпеджио. С каждым последующим периодом, годом используется все более сложная фактура. Увеличивается темп. К 4 классу ученик должен овладеть основными типами техники — пятипальцевыми поступенными последованиями, гаммообразными, арпеджированными, гармоническими фигурациями, аккордами, репетициями и т.д.
Чтобы сразу развивать у ученика естественность звукоизвлечения, можно пояснить ему, что мы будем пользоваться для игры на инструменте теми движениями, которые он в жизни своей уже использует или знает: игру на legato можно сравнить с шагами пальцев по клавишам или ходьбой; прицеленное опускание руки на кончик пальца — с приземлением человека на парашюте; добиваясь смелого броска руки — можно попросить представить движение при игре в мяч; и т.д.
Такое образное представление нужного приема, и наряду с этим гибкость мускулатуры, присущее возрасту — исключительно благоприятствует естественному формированию технических навыков и их быстрому закреплению в процессе учебы. В подготовительном классе, подбирая на слух неорганизованной рукой, постепенно начинаем развитие двигательных ощущений ещё не связанных со звуком. Упражнения могут быть очень разнообразными, вот некоторые из них, используемые мной.
Упражнение 1. На ощущение всей руки от плеча. Стоя, маховые движения рук вперед и назад.
Упражнение 2. «Руки-крылья». На ощущения плеча и предплечья, выработку гибкости и плавности при снятии звука в медленном исполнении. Можно выполнять сидя.
Упражнение 3. «Ручка — пружинит» — на рессору в запястье. Когда показываю это упражнение, просто прошу «передразнить» меня. Можно попросить сравнить движение с тем, что дети чувствуют, когда прыгают на диване — это тоже помогает. Здесь показываю круговое движение кисти и запястья — для выработки в дальнейшем объединяющих движений на пятипальцевой позиции.
Упражнение 4. Для развития ощущения свободного шага пальца из ладони, можно попросить ученика представить его руку человечком и пошагать пальцами по столу (любой парой «ног — пальцев»).
Упражнение 5. «Прицеленный полет» или бросок руки из одной точки в разные, заранее намеченные.
Детям очень нравится упражнение на развитие координации рук и ощущение рук с разной опорой.
Упражнение 6. Правая рука гладит по коленке, левая хлопает, и наоборот. Затем, левая давит кулачком, правая подскакивает легко на пальцах, и наоборот. Эти упражнения очень полезны, так как внимание еще не отвлекается на качество звука. Затем, при переходе к игре на инструменте, естественность движения уже пытаемся связать с представлением о нужном качестве звука. Пытаемся осознать, что один и тот же звук, в зависимости от прикосновения к нему, может быть не просто громким или тихим, а бодрым или мягким, злым или добрым, праздничным или грустным.
Посадка — предполагает непринужденность, отсутствие напряженности спины, но и организованность, подтянутость корпуса.
Свобода плечевого пояса, правильное ощущение и использование движений рук от плеча до кисти — необходимо для исполнения кантилены, для технического развития, т.к. пальцевая беглость не может быть воспитана без свободы всего аппарата «движение крыла птицы». Организация свода кисти, кистевая рессора — без ощущения прочности свода не может быть и прочности пальцев, их опоры, естественной подвижности. Работа над артикуляцией пальцев их независимостью начинается с момента игры легато. Беглость пальцев, отчетливость, ровность звучания в значительной степени зависят от подвижности суставов свода кисти. Степень подъема закругленных пальцев определяется физическими особенностями строения рук ученика, фактурой произведения звучностью, которую надо воспроизвести, выразительностью фразировки.
Дисциплинированность пальцев воспитывается только слухом, вниманием ученика к игре, ритмичности ее (вязкие пальцы и преувеличенный подъем).
Первый палец — дети часто не используют вертикальное движение этого пальца, привлекают к пассивному продавливанию им клавиши. Иногда четкость, ровность исполняемого нарушается именно в силу неотработанного движения первого пальца.
В начальном периоде обучения часто бывает затруднительным исполнение пятипальцевых последовательностей. Четвертый и пятый пальцы у начинающих обычно слабы и зависят друг от друга. Важно чтобы слабые пальцы при игре правильно располагались на клавишах (не сползали, чтобы кисть «помогала» объединительным движениям).
Выбор этюдов. Техническая работа ученика должна идти по пути использования возможно большего разнообразия фортепианной фактуры, т.к. это всесторонне развивает его технические навыки, выявляет индивидуальные качества ученика. Учитывается: величина рук, особенности их строения, растяжка пальцев. Мелодические этюды налаживают гибкие, пластичные движения рук, дают ощущения большей глубины клавиш.
Изучение этюда распадается на следующие этапы:
1) тщательный разбор, игра целиком и по частям;
2) музыкальное усвоение (умение сыграть
осмысленно-выразительно, с правильной
фразировкой);
3) проба этюда в более подвижном темпе и
определение недостатков;
4) работа над неудавшимися элементами;
5) собирание отдельных эпизодов в целое,
прибавление темпа и опять работа над
необходимыми элементами.
В последующей работе каждое проигрывание должно быть полноценным в музыкальном отношении. Грубая долбежка, болтливое «отыгрывание» одинаково мало приносят пользы.
Упражнения — выбор их индивидуален. Они должны преследовать ясную цель, давать достаточно эффективный ощущаемый результат. Игра упражнений предполагает осмысленное исполнение, выразительное ритмическое звучание с активным ощущением кончиков пальцев в глубине клавиши, четким поднятием пальцев, правильным, объединительным движением кисти.
Наиболее употребительны следующие способы:
1) многократное повторение элемента на одном
месте;
2) с переносом по октавам, постепенное
прибавление темпа;
3) образование секвенции;
4) элемент, трудный для одной руки можно учить
обеими руками в «зеркальном» расположении.
Гаммы — систематическая игра гамм, аккордов, арпеджио развивает не только двигательные, но и аппликатурные навыки ученика, укрепляет его теоретические познания и ладотональные слуховые представления. Залогом успеха учащегося «является» неформальное отыгрывание гамм, а «отделывание» звучания ровность их исполнения. Поэтому необходимы:
- твердое знание аппликатуры, ключевых знаков;
- игра гамм красивым, певучим звуком, с различными динамическими оттенками (четкая артикуляция, хорошее ощущение кончиков пальцев).
Некоторые трудные случаи в педагогической практике, тормозящие развитие беглости и четкости пальцев:
1. Слабые проваливающиеся в фалангах пальцы,
неустойчивый свод руки;
2. Зажатость, отсутствие гибкости, эластичности
кисти;
3. Плохое растяжение пальцев;
4. Вялость артикуляции, «вязкость» пальцев.
Первое происходит постепенно, по мере роста ученика. Постоянное внимание, регулярность занятий, целенаправленность. Очень опасны попытки укрепить пальцы форсированием звучности, «выколачивание» каждого звука убивает в ученике музыкальное представление об исполняемом и приводит к «тряске», зажимает ее. Нужно больше поиграть нон легато, использовать небольшие аккорды.
Для исправления зажатости — определить причину. Зажатость кисти — от неналаженных вспомогательных объединительных движений кисти. Вообще больше внимания «посадке» и использовать музыкальный материал, где есть широкие движения (Прелюдия Тетцель)
Для растяжки пальцев — этюды с разложенными интервалами, гармоническими фигурациями, арпеджио, с двойными нотами.
«Вязкие», «ленивые» пальцы отстающие на клавишах, становятся более активными на материале «сухой», четкой, токкатной звучности. (Кабалевский «Клоуны»)
В заключение, хочется сказать, что выбор форм работы по развитию техники учащегося является индивидуальным. Прививая ученику определенные технические навыки, либо показывая ему необходимые приемы, педагог должен сам практически проверять целесообразность своих рекомендаций. У Фейнберга по этому поводу есть хорошее высказывание: «Внимательный анализ своих собственных технических приемов является существенной, если не основной предпосылкой для плодотворных педагогических занятий».