Урок литературного чтения в 1-м классе. Рассказ В.Драгунского «Друг детства»

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: боксерская груша


Цель: путём технологии продуктивного чтения познакомить с верной дружбой на примере рассказа В.Драгунского “Друг детства”.

Задачи:

  • Образовательные: активизировать “вдумчивое чтение”, т.е. умение думать над произведением до чтения, во время и после чтения.
  • Развивающие: развивать коммуникативные навыки и самооценку своей деятельности.
  • Воспитательные: формировать у детей положительные качества личности.

Планируемые результаты обучения УУД:

Познавательные  УУД: находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя, значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса, поиск фактов и суждений).

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других, выразительно читать текст, оформлять свои мысли в устной форме, умение аргументировать своё предположение, договариваться, находить общее решение.

Личностные УУД: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, эмоционально проживать текст, высказывать свое отношение к героям, к их поступкам, оценка собственной деятельности на уроке.

Регулятивные УУД: учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника, контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания и проверка правильности выполнения.

Оборудование: учебник “Капельки солнца”, рабочая тетрадь (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева), флипчарты, мультимедийный проектор, книга В.Драгунского “Денискины рассказы”, аудиозапись – отрывок из произведения Драгунского. “Заколдованная буква”.

Ход урока

I.  Орг. момент. Мотивация.

Звучит музыка песни “Дружба”

Вступительное слово учителя.

- О чем это песня. Как мы с вами будем работать на уроке. Дружно, помогать друг другу.

Я вижу, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что вы сохраните его на протяжении всего урока.

II. Актуализация знаний. 

1. Речевая гимнастика. 

Вспомнить скороговорки. Для чего нам нужны скороговорки

2. Аудиозапись

- Послушайте отрывок известного вам произведения (Драгунский “Заколдованная буква”). Какое слово должна была произнести на самом деле девочка? (Шишки) Какой звук не смогла произнести она? А мы с вами умеем все звуки проговаривать правильно, т.к. каждый раз тренируемся в произношении трудных звуков.

-Теперь вспомните название произведения и автора.

III. Совместное открытие знаний.

— Дети, а вы что-нибудь знаете про В. Драгунского?

В детстве он был обычным ребёнком, любил похохотать, придумать что-нибудь.

А писателем Драгунский не собирался становиться. Но у него родился сын Дениска И с Дениской стали случаться всякие смешные истории. Виктор Драгунский стал эти истории записывать, получились Денискины рассказы, над которыми смеются не только в России, но и во многих странах мира. В этой книге 45 удивительных и забавных историй, случившихся с мальчиком Дениской. 

Вот с одной из этих историй мы и познакомимся сегодня.

б) Работа с названием произведения.

— Откройте учебники на с. 16 и прочитайте название произведения.

— Как оно называется? (“Друг детства”)

Посмотрите на иллюстрацию к этому произведению. Что изобразил художник?

— Кто на ней нарисован? (Мальчик Дениска)

в) Работа с ключевыми словами.

— А сейчас прочитаем ключевые слова текста:

—  По названию, по иллюстрации, по ключевым словам попробуйте предположить, о чём или о ком мы будем читать?

— А кто или что может быть ДРУГОМ? (Называют)   Да, друзья могут быть разные.

IV. Работа с текстом во время чтения.

— Думаю, что всем уже не терпится узнать эту историю, поэтому начнём. Посмотрим, верны ли были наши предположения.

— Сядьте удобно. Вы будете слушать это произведение и следить глазками по тексту.

Текст читает учитель и хорошо читающие ученики.   Дети слушают и следят по учебнику.

а) Чтение текста по смысловым частям.

Словарная работа по ходу чтения.

- Сколько лет герою? По отношению к вам кто он? (Ровесник)

-  Часто ли менял герой свой выбор? Какие слова об этом говорят? А что может нравиться в работе астронома? А капитана дальнего плавания?

Что значит приспичило?

- Понял ли папа Дениску сначала? Можно ли кожаную боксерскую грушу считать обыкновенной? А вы видели?

- Почему именно так ответил папа? Серьезно он отнесся к просьбе сына?

- А вы догадались, что могла придумать мама?

- “Копаться” это как?

- Что же в этой корзине можно увидеть? Прочитаем по цепочке... (чтение по цепочке)

- Вот оказывается, что было в этой корзине. Драгунский в каком значении употребляет слово “утиль”?

Выберите нужное слово друг с другом по парам.

- Какая пара быстро договорилась?

(Выходят к доске, вычеркивают ненужное)

- Мама не просто положила, а бросила. Почему?

- А почему мама называет его хорошим, для чего хороший мишка?

б) 2 часть по абзацам читают дети.

- Отчего же он облезлый?

- Как к нему относились? Как об этом говорит автор, узнаем, прочитав следующий абзац.

в) Вопросы после чтения.

- А кто является главным героем? (Дениска)

-  Наши предположения подтвердились? Чем является история Дениски? Сказкой? Стихотворением или рассказом? 

V.  Работа в тетради. Делают индивидуально, сверяют в парах.

– В тетрадях на странице 5, № 6, выберите и подчеркните наиболее точное слово, что почувствовал мальчик к своей игрушке? 

- Сверьте в парах.

- Итак, проверяем. Что почувствовал мальчик к своей старой игрушке?  (Жалость, любовь)

- Поднимите руки, кто правильно выполнил это задание без ошибок? Молодцы!

б) Выборочное чтение

-  Найдите подтверждение этим словам в учебнике на с. 19

“Я его любил тогда”

  “Любил всей душой”

  “Я за него тогда жизнь бы отдал” 

-  Как называет Дениска мишку? (Самым лучшим другом)

- В начале 2-й части мы видели радость Дениски, а каким стало его настроение сейчас? (Печальным, грустным)

-  У мальчика поменялось настроение, мама это заметила и забеспокоилась. 

- Прочитайте разговор мамы и Дениски самостоятельно жужжащим чтением и ответьте “Что Дениска сказал маме? Какое решение принял?”

-  Почему Дениска “раздумал быть боксером”?

- Кто такой настоящий друг?

- А кто или что может быть ДРУГОМ? (Называют)   Да, друзья могут быть разные.

Задание 1 (Парами.)

- Зачеркните слова, которые не подходят.

Вывод: Настоящий друг – добрый, внимательный, верный, надёжный, заботливый

Задание 2. (Парами.)

Какие слова наиболее точно характеризуют мальчика.

Вывод: Дениска – добрый, верный, внимательный, эмоциональный.

-  А Дениску можем назвать настоящим другом?C:\Users\User\AppData\Local\Temp\msohtml1\01\clip_image008.gif

Задание 3. (Парами.)

- Как вы поняли, о чём это произведение? Обведи наиболее точный ответ.

- Ребята, кто из вас знает или слышал пословицы о дружбе?

- Какая из этих пословиц наиболее точно подходит к нашему произведению?

VI. Итог урока.

- Мы ответили с вами на все вопросы урока. И это стало возможным благодаря вашей активности, внимательности, желанию помочь друг другу. Сегодня вы слушали и слышали друг друга. И меня это очень радует.

Рефлексия.

- Если вы активно работали на уроке и все понимали, то оцените себя смайликом улыбающимся, если не очень активно работали, то спокойным смайликом, если вам было пока трудно, то оцените себя грустным смайликом.

VII. Домашнее задание.

- Дома вы еще раз внимательно прочитайте рассказ, нарисуйте плюшевого мишку таким, каким его увидел Дениска после разлуки.