Цель: путём технологии продуктивного чтения познакомить с верной дружбой на примере рассказа В.Драгунского “Друг детства”.
Задачи:
- Образовательные: активизировать “вдумчивое чтение”, т.е. умение думать над произведением до чтения, во время и после чтения.
- Развивающие: развивать коммуникативные навыки и самооценку своей деятельности.
- Воспитательные: формировать у детей положительные качества личности.
Планируемые результаты обучения УУД:
Познавательные УУД: находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя, значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса, поиск фактов и суждений).
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других, выразительно читать текст, оформлять свои мысли в устной форме, умение аргументировать своё предположение, договариваться, находить общее решение.
Личностные УУД: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, эмоционально проживать текст, высказывать свое отношение к героям, к их поступкам, оценка собственной деятельности на уроке.
Регулятивные УУД: учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника, контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания и проверка правильности выполнения.
Оборудование: учебник “Капельки солнца”, рабочая тетрадь (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева), флипчарты, мультимедийный проектор, книга В.Драгунского “Денискины рассказы”, аудиозапись – отрывок из произведения Драгунского. “Заколдованная буква”.
Ход урока
I. Орг. момент. Мотивация.
Звучит музыка песни “Дружба”
Вступительное слово учителя.
- О чем это песня. Как мы с вами будем работать на уроке. Дружно, помогать друг другу.
Я вижу, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что вы сохраните его на протяжении всего урока.
II. Актуализация знаний.
1. Речевая гимнастика.
Вспомнить скороговорки. Для чего нам нужны скороговорки
2. Аудиозапись
- Послушайте отрывок известного вам произведения (Драгунский “Заколдованная буква”). Какое слово должна была произнести на самом деле девочка? (Шишки) Какой звук не смогла произнести она? А мы с вами умеем все звуки проговаривать правильно, т.к. каждый раз тренируемся в произношении трудных звуков.
-Теперь вспомните название произведения и автора.
III. Совместное открытие знаний.
— Дети, а вы что-нибудь знаете про В. Драгунского?
В детстве он был обычным ребёнком, любил похохотать, придумать что-нибудь.
А писателем Драгунский не собирался становиться. Но у него родился сын Дениска И с Дениской стали случаться всякие смешные истории. Виктор Драгунский стал эти истории записывать, получились Денискины рассказы, над которыми смеются не только в России, но и во многих странах мира. В этой книге 45 удивительных и забавных историй, случившихся с мальчиком Дениской.
Вот с одной из этих историй мы и познакомимся сегодня.
б) Работа с названием произведения.
— Откройте учебники на с. 16 и прочитайте название произведения.
— Как оно называется? (“Друг детства”)
Посмотрите на иллюстрацию к этому произведению. Что изобразил художник?
— Кто на ней нарисован? (Мальчик Дениска)
в) Работа с ключевыми словами.
— А сейчас прочитаем ключевые слова текста:
— По названию, по иллюстрации, по ключевым словам попробуйте предположить, о чём или о ком мы будем читать?
— А кто или что может быть ДРУГОМ? (Называют) Да, друзья могут быть разные.
IV. Работа с текстом во время чтения.
— Думаю, что всем уже не терпится узнать эту историю, поэтому начнём. Посмотрим, верны ли были наши предположения.
— Сядьте удобно. Вы будете слушать это произведение и следить глазками по тексту.
Текст читает учитель и хорошо читающие ученики. Дети слушают и следят по учебнику.
а) Чтение текста по смысловым частям.
Словарная работа по ходу чтения.
- Сколько лет герою? По отношению к вам кто он? (Ровесник)
- Часто ли менял герой свой выбор? Какие слова об этом говорят? А что может нравиться в работе астронома? А капитана дальнего плавания?
Что значит приспичило?
- Понял ли папа Дениску сначала? Можно ли кожаную боксерскую грушу считать обыкновенной? А вы видели?
- Почему именно так ответил папа? Серьезно он отнесся к просьбе сына?
- А вы догадались, что могла придумать мама?
- “Копаться” это как?
- Что же в этой корзине можно увидеть? Прочитаем по цепочке... (чтение по цепочке)
- Вот оказывается, что было в этой корзине. Драгунский в каком значении употребляет слово “утиль”?
Выберите нужное слово друг с другом по парам.
- Какая пара быстро договорилась?
(Выходят к доске, вычеркивают ненужное)
- Мама не просто положила, а бросила. Почему?
- А почему мама называет его хорошим, для чего хороший мишка?
б) 2 часть по абзацам читают дети.
- Отчего же он облезлый?
- Как к нему относились? Как об этом говорит автор, узнаем, прочитав следующий абзац.
в) Вопросы после чтения.
- А кто является главным героем? (Дениска)
- Наши предположения подтвердились? Чем является история Дениски? Сказкой? Стихотворением или рассказом?
V. Работа в тетради. Делают индивидуально, сверяют в парах.
– В тетрадях на странице 5, № 6, выберите и подчеркните наиболее точное слово, что почувствовал мальчик к своей игрушке?
- Сверьте в парах.
- Итак, проверяем. Что почувствовал мальчик к своей старой игрушке? (Жалость, любовь)
- Поднимите руки, кто правильно выполнил это задание без ошибок? Молодцы!
б) Выборочное чтение
- Найдите подтверждение этим словам в учебнике на с. 19
“Я его любил тогда”
“Любил всей душой”
“Я за него тогда жизнь бы отдал”
- Как называет Дениска мишку? (Самым лучшим другом)
- В начале 2-й части мы видели радость Дениски, а каким стало его настроение сейчас? (Печальным, грустным)
- У мальчика поменялось настроение, мама это заметила и забеспокоилась.
- Прочитайте разговор мамы и Дениски самостоятельно жужжащим чтением и ответьте “Что Дениска сказал маме? Какое решение принял?”
- Почему Дениска “раздумал быть боксером”?
- Кто такой настоящий друг?
- А кто или что может быть ДРУГОМ? (Называют) Да, друзья могут быть разные.
Задание 1 (Парами.)
- Зачеркните слова, которые не подходят.
Вывод: Настоящий друг – добрый, внимательный, верный, надёжный, заботливый
Задание 2. (Парами.)
Какие слова наиболее точно характеризуют мальчика.
Вывод: Дениска – добрый, верный, внимательный, эмоциональный.
- А Дениску можем назвать настоящим другом?C:\Users\User\AppData\Local\Temp\msohtml1\01\clip_image008.gif
Задание 3. (Парами.)
- Как вы поняли, о чём это произведение? Обведи наиболее точный ответ.
- Ребята, кто из вас знает или слышал пословицы о дружбе?
- Какая из этих пословиц наиболее точно подходит к нашему произведению?
VI. Итог урока.
- Мы ответили с вами на все вопросы урока. И это стало возможным благодаря вашей активности, внимательности, желанию помочь друг другу. Сегодня вы слушали и слышали друг друга. И меня это очень радует.
Рефлексия.
- Если вы активно работали на уроке и все понимали, то оцените себя смайликом улыбающимся, если не очень активно работали, то спокойным смайликом, если вам было пока трудно, то оцените себя грустным смайликом.
VII. Домашнее задание.
- Дома вы еще раз внимательно прочитайте рассказ, нарисуйте плюшевого мишку таким, каким его увидел Дениска после разлуки.