Цели:
1. Углубить знания учащихся в области географии, физики, химии.
2. Показать метапредметные связи между науками естествознания.
3. Продолжить патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Задачи урока
Образовательные:
1. Актуализировать знания учащихся по расположению баз металлургического производства в годы ВОВ и в настоящее время.
2. Обобщить знания стадий металлургического производства, вспомнить основные химические реакции, лежащие в основе получения железа.
3. Обсудить достижения науки и техники времен ВОВ и в настоящее время.
Развивающие:
1. Развитие логического мышления, умения делать выводы.
2. Развитие умения применять информационные технологии для оформления работ и решения задач с современными требованиями.
Воспитательные:
1. Воспитание информационной культуры
2. Стимулирование познавательной деятельности постановкой проблемных вопросов и заданий.
3. Воспитание умения работать в группе.
4. Воспитание чувства патриотизма и гордости за свою родину.
Планируемые результаты
Учащиеся должны знать
1.Основные базы чёрной металлургии.
2. Пути эвакуации металлургических предприятий в годы ВОВ.
3. Современные базы металлургии.
4. Сырьё для получения железа.
5. Основные химические реакции, лежащие в основе получения железа.
6. Основные стадии производства чугуна и стали.
Учащиеся должны уметь
1. Применять физические законы к решению военно-стратегических задач.
2. Решать расчетные задачи по физике и химии.
Тип урока
- Интегрированный урок по географии + физике + химии. Продолжительность - 2 часа.
Технология
- Работа в группах.
Комплексно-методическое обеспечение
- Проектор, компьютер, раздаточный лоток с химическими реактивами, периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, географические атласы, калькуляторы.
План проведения урока
1. Организационный момент. Вступительное слово учителя.
2. Постановка задач и цели урока.
3. Основная часть.
а) Выполнение заданий.
б) Отчет первых трёх групп.
в) Викторина.
г) Отчёт следующих трёх групп.
д) Презентация “Парад Победы”.
4. Подведение итогов.
а) Рефлексия.
б) Заключительное слово учителя.
1. Вступление.
Учитель географии обращается к классу и задает загадку (смотреть приложение 1):
“Всему миру она нужна,
Во всем мире она важна:
В науке, технике,
Промышленности тоже.
Неважно чёрная она или цветная,
Кто она такая?”
Учащиеся отвечают на заданный вопрос. (Правильный ответ - металлургия).
Учитель географии озвучивает тему урока, а именно “Металлургия – основа оборонной промышленности СССР в годы ВОВ и на современном этапе”.
2. Постановка задач и цели урока
Учитель химии открывает презентацию и объясняет, каковы цели урока.
Далее звучит песня “Священная война”, которая сопровождается показом слайдов на военную тему. Учащиеся при этом показе встают, отдавая дань уважения тем, кто пережил суровое военное время.
3. Ход урока
Учитель физики объясняет план работы на уроке.
Весь класс делится на шесть групп по 4-5 человек, из них две группы выполняют задания по географии, две группы - по физике и две группы - задания по химии. Время выполнения заданий – 10 минут.
Задания по географии
Группа 1
1. Презентация “Чёрная металлургия”.
2. Анализируя текст “Эвакуация промышленности”, сделать схему-кластер, как происходила эвакуация предприятий с западных территорий в восточные (Поволжье, Урал, Западная Сибирь, Казахстан ).
3. Начертить технологическую цепочку производства чёрной металлургии.
4. Начертить схему межотраслевых связей металлургии.
Группа 2
1. Презентация “Металлургические базы нашей страны”.
2. Анализируя текст “Металлургические базы России”, сделать схему-кластер основных современных баз чёрной металлургии. При выполнении использовать атлас (см.стр.26). В кластере должны быть названия баз, основные города - металлурги, грузопотоки железной руды и угля.
3. Построить диаграмму по производству чёрных металлов по базам.
4. Какие факторы влияют на размещение предприятий чёрной металлургии?
Задания по химии
Группа 1
1. Презентация “Металлургия”.
2. Охарактеризовать положение железа в Периодической системе химических элементов (период, группа, подгруппа).
3. Какие значения степеней окисления может проявлять железо в соединения? Написать примеры соединений.
4. Вычислить массу железа, которую можно получить из 320 граммов оксида железа (III) восстановлением оксидом углерода (II), если выход железа составляет 80% от теоретически возможного.
Группа 2
1. Презентация “Производство чугуна и стали”.
2. Проделать реакции между следующими веществами:
а) раствором сульфата меди (II) и железом;
б) раствором хлорида железа (III) и раствором гидроксида натрия;
в) раствором соляной кислоты и железом.
3. Одну из реакций (задание 2) рассмотреть как окислительно-восстановительную, записать электронный баланс, указать окислитель и восстановитель, поставить коэффициенты в уравнении реакции.
4. Одну из реакций (задание 2) рассмотреть как реакцию ионного обмена, написать молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения.
Задания по физике
Группа 1
1. Презентация “Катюши”.
2. Представить технические характеристики боевой реактивной установки БМ-13 (“Катюши”).
3. Решить задачу. Боевая реактивная установка БМ-13 (“Катюша”) имеет длину направляющих балок 5 м. Определить скорость схода снаряда с направляющей балки, если на него действует постоянная сила тяги, равная 19,6 кН. Массу снаряда принять равной 42,5 кг.
Ответ: 68 м/с.
Группа 2
1. Презентация танка “Т-34”.
2. Дать техническую характеристику танку “Т-34”.
3. Решить задачу. Какую среднюю мощность развивает двигатель танка Т-34, если при движении со скоростью 36 км/час по пересеченной местности и расходе топлива 100 л на 100 км пути. КПД двигателя составляет 35%. Считать плотность дизельного топлива равной 800 кг/м3, теплоту сгорания топлива принять равной 42 МДж/кг.
Ответ: 118,3 кВт.
10 минут учащиеся работают в группах. Затем первые три группы отчитываются по своему заданию в порядке: географы, химики, физики (3-4 минуты каждая)
(смотреть приложение 2, приложение 3 и приложение 4).
Как смена видов деятельности, звучат вопросы в виде викторины. За каждый правильный ответ группа-команда получает цветную фишку (см.приложение 1).
Вопросы для викторины
1. Что означает выражение “Металл, принесенный в жертву “рыжему дьяволу””?
Ответ: ржавчина
2. Какой металл А.С.Ферсман назвал “металлом консервной банки”?
Ответ: олово
3. Назовите металл “крылатых ракет”?
Ответ: алюминий
4. Как назывался век, который следовал за каменным и бронзовым?
Ответ: железный
5. Для какого орудия в годы ВОВ звучала команда “играй и пой”?
Ответ: Катюша
6. В каком металлургическом городе символом является большая чугунная человеческая рука, которая держит глыбу железной руды?
Ответ: Магнитогорск
7. В каком городе находится завод, на котором получают сталь бездоменным способом?
Ответ: Старый Оскол
8. Какой танк называют “танцующим”?
Ответ: Т-34
9. Какой металл в древности называли “небесной медью”?
Ответ: железо
10. Во время похода Александра Македонского в Индию офицеры его армии болели желудочно-кишечными заболеваниями гораздо реже, нежели солдаты. Еда и питье у них были одинаковые, а посуда разная. Из какого металла была изготовлена посуда для офицеров?
Ответ: серебро
11. Выступает вторая часть учащихся с отчетом по выполненным заданиям (см. приложение 5, приложение 6 и приложение 7).
4. Подведение итогов
Учитель физики цитирует слова академика С.И.Вавилова: “Советская техническая физика с честью выдержала суровые испытания войны. Следы этой физики всюду: на самолёте, танке, на подводной лодке и линкоре, в артиллерии…” Приближается день Великой Победы. На Красной площади 9 мая состоится Парад Победы, где будет представлены новые виды нашей военной техники. Слово для презентации представляется учащемуся (см. приложение 8).
Учитель географии просит учащихся заполнить небольшую анкету:
- Считаете ли вы проведение полипредметных уроков необходимым? (да/нет)
- Считаете ли вы подготовку к таким урокам трудоемкой? (да/нет)
- Понравилось вам изучение данной темы в виде предложенного урока? (да/нет)
- Удалось вам найти контакт и взаимопонимание при работе в группе? (да/нет)
- Сыграл ли данный урок положительную роль в выборе экзамена по данным предмета и выборе профессии? (да/нет)
В заключение учитель химии говорит:
На этом уроке мы постарались Вам показать все этапы металлургического производства от добычи руды, содержащей железо, до выпуска готовой продукции. Как вы понимаете, чёрная металлургия сыграла особую роль в достижении Победы в ВОВ. Производство чугуна на Урале и в Сибири в 1943 г. по сравнению с 1940 г. выросло на 35%, производство стали увеличилось на 37%, производство проката за этот же период выросло на 36%. В годы Великой Отечественной войны на Урале производилось до 90% железной руды. К концу 1943 года Красная Армия по всем боевым средствам уже превосходила фашистскую. К началу победного 1945 года она имела на вооружении 12900 танков и самоходок (у Германии – 3950), орудий и минометов – 108 тыс. против 28500 у Германии, самолетов – 15540 против 1960. Все это стало результатом единоборства двух различных экономических систем и усилий всего советского народа в деле обеспечения победы.
В конце урока звучит песня “День Победы”, которая так же сопровождается слайд-шоу из фотографий военных лет (см. приложение 1).
Список литературы
- Н.Л. Глинка “Общая химия”, 30-е изд., испр. - М.: 2003.
- А.П.Гуляев “ Металловедение”,учебник для втузов. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Металлургия, 1986.
- В.Т.Жадан, Б.Г.Гринберг, В.Я.Никонов “Технология металлов и других конструкционных материалов”, учеб. для немашиностроительных специальностей втузов - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Высш. шк., 1970.
- География России. Хозяйство и географические районы. Учебник для 9 класса. Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я. и др. 9-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011.
- Е.А.Жижина, Н.А.Никитина “Универсальные поурочные разработки по географии”, 2-ое изд. переработанное, 2014.
- А.В.Перышкин,Е.М. Гутник “Физика-9”, М. : Дрофа, 2009.
- А.П. Рымкевич “ Физика” Задачник 10-11 класс, М.:Дрофа, 2006.
- Интернет-ресурсы.