Цель: формирование патриотических чувств молодого поколения на основе ярких примеров героизма и жизни своих сверстников в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, воспитание чувства гордости за свою страну, за свой народ.
Задачи:
- Расширение области знаний учащихся о периоде Великой Отечественной войны
- Формирование высоких морально-нравственных качеств личности, создание условий для дальнейшего развития.
- Ознакомление с героическим периодом в жизни молодого поколения 40-х годов через изучение поэтического творчества.
- Воспитание чувства сострадания и гордости за стойкость своего народа на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью музыкальных произведений.
Слайд 1-5. Звучит мелодия “Рио-Рита”, Слайд 6-7, которую неожиданно прерывают звук воздушной тревоги и разрывы падающих бомб. Танцующие замирают.
Слайд 8-10. Звучит голос Ю. Левитана. Слайд 11. Звучит 1-й куплет песни “Священная война”.
Ведущий: Война! Прервалась мирная жизнь людей. Мечты, любовь, счастье — все опалил огонь жестокой, кровопролитной войны.
Слайд 12-18. Девочки под гитару исполняют песню Б.Окуджавы “Ах, война, что ты сделала, подлая!”
Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
стали тихими наши дворы,
наши мальчики головы подняли,
повзрослели они до поры,
на пороге едва помаячили
и ушли за солдатом солдат...До свидания, мальчики! Мальчики,
постарайтесь вернуться назад.Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
не жалейте ни пуль, ни гранат
и себя не щадите вы... И все-таки
постарайтесь вернуться назад. [1]
1 чтец: Слайд 19-20.
Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший сорок первый год.
2 чтец: Слайд 21-22.
Не знаю, где я нежности училась –
Об этом не расспрашивай меня.
Растут в степи солдатские могилы,
Идёт в шинели молодость моя. [2]
3 чтец: Слайд 23.
Чтоб дойти до тебя, сорок пятый,
Сквозь лишения, боль и беду,
Уходили из детства ребята
В сорок первом страшном году.
Исполнение песни Давида Тухманова “Фронтовой санбат". Слайд 24-36.
Лёгкий школьный вальс
Тоже был у нас...
У него судьба была такая:
Помню, как сейчас,
Наш десятый класс
Закружила вьюга фронтовая
Фронтовой санбат
У лесных дорог
Был прокурен и убит тоскою.
Но сказал солдат, что лежал без ног,
- Мы с тобой, сестра, ещё станцуем!
А сестра – как мел...
Вдруг запела вальс...
Голос дрогнул, закачался зыбко.
Улыбнулась всем:
- Это я для вас, -
А слеза катилась на улыбку...
Сколько лет прошло,
Не могу забыть
Тот мотив,
Который пелся с болью.
Сколько лет прошло...
Не могу забыть
Мужество солдатское и волю. [3]
Ведущий: Слайд 37-40. Много страшных испытаний выпало на долю того поколения. Суровые военные дни закалили молодёжь того времени, они стали сильными, честными, трудолюбивыми. А самое главное – они научились ценить и любить свою Родину!
4 чтец: Стихотворение Роберта Рождественского “Баллада о зенитчицах” [4]
Слайд 41-53. (Приложение 1)
Ведущий: Слайд 54-57. Женщина и война... Оба эти слова женского рода, но как они не совместимы... Матери, жёны, сёстры, невесты – все, кто не на фронте – это есть тыл. Тыл должен работать на фронт: ведь победа ковалась не только на фронте, но и в тылу.
5 чтец: Стихотворение Юрия Воронова “Ленинградки” [5]
Слайд 58-66. (Приложение 1)
Исполнение песни Юрия Антонова “Снегири”
Слайд 67-74.
Эта память опять от зари до зари
Беспокойно листает страницы,
И мне снятся всю ночь на снегу снегири,
В белом инее красные птицы.Белый полдень стоит над Вороньей горой,
Где оглохла земля от обстрела,
Где на рваную землю, на снег голубой
Снегириная стая слетела.От переднего края раскаты гремят,
Похоронки доходят до тыла,
Под Вороньей горою погибших солдат
Снегириная стая накрыла.Мне все снятся военной поры пустыри,
Где судьба нашей юности спета.
И летят снегири, и летят снегири
Через память мою до рассвета. [6]
Ведущий: Слайд 75-79. Война и дети. Нет ничего страшнее, чем эти два слова, поставленные рядом. Ведь дети рождаются для жизни. А война эту жизнь отнимает.
Дети и война. Это страдания под гнетом оккупантов, липкий хлеб эвакуации пополам с полынью и лебедой, шелест похоронок в руках матерей, смертельный страх потерять продуктовые карточки.
Война и дети- несовместимые понятия. Но во время войны нечеловеческие тяготы и лишения наравне со взрослыми переносили и дети.
6 чтец: Слайд 80-82.
В блокадных днях мы так и не узнали:
Меж юностью и детством где черта?...
Нам в сорок третьем выдали медали
И только в сорок пятом- паспорта. [5]
Ведущий: Слайд 83-84. До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим. Их знали только родные, одноклассники и друзья. Но пришёл час – и они показал, каким огромным может стать юное сердце, когда в нём разгорается священная любовь к Родине и ненависть к её врагам.
7 чтец: Стихотворение С.Маршака "Не" и "Ни".[7]
Слайд 85. (Приложение 1)
Ведущий: Слайд 86-88. В суровую пору войны дети были не только жертвами – они становились воинами. В одном из дневников немецкого солдата была сделана такая запись: “Мы никогда не победим русских, потому что даже дети у них воюют и погибают, как герои”.
Стихотворение Виктора Авдеева “Мое совершеннолетие”
Слайд 89. 8 чтец:
Мне 18 было под Москвой...
Сухих ветвей обугленные плети
Болтались на ветру. И все на свете,
Казалось, брошено вниз головой.
Был черен снег. Враг прямо в сердце метил,
Но я и оглушенным был живой...
Так начиналось совершеннолетье,
Мне 18 было под Москвой...
Слайд 90. 9 чтец:
В разгаре 19 весны –
Судьба России, камни Сталинграда.
Могли ли отступить мы, если рядом
Тела однополчан погребены?
Не знали мы, что город был закатом
Фашистских орд, закатом всей войны...
Я жить хотел – и верным был солдатом
В разгаре 19 весны.
Слайд 91. 10 чтец:
Двадцатилетье. Курская дуга –
Как радуга из подвигов и славы.
Налево – Курск, Орел в дыму – направо,
Здесь враг впервые “тиграми” пугал.
Прибита рожь к земле дождем кровавым.
Свинцовый дым распластан на лугах.
Не знаю, есть ли в мире крепче сплавы –
Двадцатилетье. Курская дуга.
Слайд 92. 11 чтец:
Приказы Сталина. Ищите в них
Мой первый год из третьего десятка.
Ветрами раздувало плащ-палатку,
Встал вновь на место пограничный штык.
Как сто пудов – саперная лопатка.
Приказы Сталина – вот мой дневник,
Хотите, назову их по порядку?
Они дороже мне настольных книг.
Слайд 93. 12 чтец:
Мне было под Берлином 22.
Победой шелестели дни апреля.
В последний раз под лезвием шрапнели
Подрезанная падала листва.
Приподнялась над бруствером трава.
И мы к параду чистили шинели...
Мне было под Берлином 22. [8]
Слайд 94-96. 13 чтец:
Без малого 4 года
Гремела грозная война.
И снова русская природа
Живого трепета полна...
И вот дорогою обратной,
Не покоряемый вовек,
Идет, свершивши подвиг ратный,
Великий русский человек. [9]
Ведущий: Слайд 97-99. Счастливый мы народ: родились под мирным небом нашей могучей Родины. Мы никогда не слышали воя бомб и грохота канонады, не видели ужасов войны. Мы каждый день ходим в школу, готовимся к экзаменам, ждём выпускной бал. Мы можем любить и быть любимыми, мы можем мечтать! Может это и есть счастье? Как здорово, что страшную беспощадную войну мы знаем не в глаза, а лишь по рассказам наших прадедов.
Ведущий: Слайд 100-102.
Прошла война,
Прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте люди никогда
Об этом не забудем. [10]
Все участники под музыку спускаются со сцены.
Список литературы.
- http://teksty-pesenok.ru/rus-bulat-okudzhava/tekst-pesni-ah-vojna-chto-ty-sdelala-podlaya/1756184/
- http://rupoem.ru/drunina/ya-ushla-iz.aspx
- http://midistar.info/text/t:30838
- http://lit.peoples.ru/poetry/robert_rozhdestvensky/poem_21962.shtml
- http://er3ed.qrz.ru/voronov.htm#leningradki
- http://www.moskva.fm/artist/%D1%8E%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2/song_670535
- http://mam2mam.ru/club/blog/Playingwithchildren/stikhi-o-voyne-i-mire-stikhi-o-velikoy-otechestvennoy-voyne-19411945-g/
- http://niznov-nekropol.ucoz.ru/index/avdeev_v_i/0-2084
- http://otvet.mail.ru/question/22032743
- http://otvet.mail.ru/question/85743274
- http://pobeda.aspu.ru/id/817.html
- http://scenarii.online.ua/stsenarii-9-maya/5746/