Других не зли и сам не злись
Мы гости в этом бренном мире
И если что не так - смирись,
Умнее будь и улыбнись!
Холодной думай головой
Ведь в мире все закономерно
Зло, излученное тобой
К тебе вернется непременно!
Омар Хайям
Пояснительная записка
Актуальность: конфликтность – это психологическая категория, сложный феномен, который проявляется на разных уровнях взаимодействия и состоит из целого ряда компонентов. Преобладание одного из них определяет вариативность проявления данного феномена. Принципиальный, с точки зрения рассмотрения конфликтности личности момент – выявление сформированности конфликтной компетентности. Мы полагаем, что воспитание доброжелательного отношения к окружающему, через формирование конфликтной компетентности, является одним из главных факторов становления всесторонне развитой личности в XXI в.
Конфликтная компетентность – это освоение позиции партнерства, сотрудничества, на фоне позитивного овладения способами регуляции.
Важным аспектом является становление конфликтологической компетенции непосредственно у самих учеников. Особенно важным можно считать подростковый возраст в развитии компетентности конструктивного разрешения конфликтов. Тем самым актуализирует поиск психологических средств развития конфликтологической компетентности.
Ключевые слова: конфликтная компетентность, социально – психологический тренинг, подростковый возраст.
Цель исследования – проведение анализа психологических средств развития конфликтной компетентности, исследование и применение тренинга как средства развития конфликтной компетентности подростков.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие конфликтной компетентности и психологических средств ее развития в психологии.
2. Изучить особенности конфликтности и конфликтного поведения учащихся подросткового возраста.
3. Провести экспериментальное исследование развития конфликтной компетентности учащихся подросткового возраста.
4. Изучить в экспериментальном исследовании возможности применения тренинга как средства развития конфликтной компетентности подростков.
Объект исследования: конфликтная компетентность.
Предмет исследования: социально-психологический тренинг как средство развития конфликтной компетентности учащихся подросткового возраста.
Гипотеза исследования: предполагаем, что развитие конфликтной компетентности подростков будет более успешным, если использовать тренинг, содержанием которого является:
- актуализация знаний знания подростков о конфликте;
- развитие социально-психологических навыков взаимодействия;
- развитие навыков управления конфликтом за счет выбора эффективной стратегии поведения в конфликте;
- знакомство с альтернативным способом разрешения конфликтов – медиацией.
База исследования: ТМКОУ “Носковская средняя школа – интернат”.
В исследовании принимали участие 44 подростка - учащиеся седьмых классов, выборка произвольная, средний возраст выборки – 13,6 лет, из них 22 учащихся 7 “а” класса составляют экспериментальную группу, 22 учащихся 7 “б” класса составляют экспериментальную группу.
Методики исследования:
1. Методика И. Д. Ладанова “Диагностика самооценки степени конфликтности личности” для подростков. Приложение 2.
2. Тест К.Томаса “Стили поведения в конфликте” (направлен на выявление типов поведения личности в противоречивых ситуациях). Приложение 3.
3. Методика диагностики коммуникативного контроля М. Шнайдера. Приложение 4.
Математическая обработка данных проводилась с использованием - критерия Пирсона.
На констатирующем этапе были получены следующие результаты:
1). У подростков практически в равной степени преобладает высокая и выраженная конфликтность: высокую конфликтность имеют 40,9% подростков экспериментальной группы и 45,5% подростков контрольной группы; выраженную конфликтность имеют 36,4% подростков экспериментальной группы и 40,9% подростков контрольной группы.
Таблица 1
Степень конфликтности подростков на
констатирующем этапе эксперимента
Степень конфликтности | Экспериментальная группа | Контрольная группа |
Очень высокая | 4,5% | - |
Высокая | 40,9% | 45,5% |
Выраженная | 36,4% | 40,9% |
Низкая | 18,2% | 13,6% |
Рис. 1. Степень конфликтности подростков на констатирующем этапе эксперимента.
2). Преобладающий стиль поведения в конфликте - стиль конкуренции (соперничества) - 45,6% подростков экспериментальной группы и 50% подростков контрольной группы используют стиль конкуренции (соперничества).
Таблица 2
Стили поведения подростков в конфликте
Стиль поведения | Экспериментальная группа | Контрольная группа |
Приспособление | 4,5% | 9,1% |
Соперничество | 45,6% | 50% |
Компромисс | 22,7% | 22,7% |
Сотрудничество | 22,7% | 18,2% |
Избегание | 4,5% | - |
Рис. 2. Стиль поведения подростков в конфликте на констатирующем этапе эксперимента.
3). У большинства подростков в двух группах (68,2% подростков экспериментальной группы и 63,6% подростков контрольной группы) преобладающим является средний уровень коммуникативного контроля.
Таблица 3
Уровень коммуникативного контроля подростков на
констатирующем этапе эксперимента
Уровень коммуникативного контроля | Экспериментальная группа | Контрольная группа |
Высокий | 18% | 23% |
Средний | 68% | 64% |
Низкий | 14% | 14% |
Рис. 3. Показатели оценки коммуникативного контроля на констатирующем этапе исследования подростков.
На основании полученных в констатирующем эксперименте данных разработана программа социально-психологического тренинга, направленного на формирование конфликтной компетентности подростков. Тренинговая программа была апробирована на группе подростков экспериментальной группы.
Структура тренинга: цикл из 4-х встреч, периодичность — 2 раза в неделю, продолжительность одного занятия 3 часа.
При разработке программы тренинга были учтены основные методологические принципы построения тренинговых программ, предложенные В.Н. Большаковым, И.В. Вачковым, Н.В. Клюевой, Е.В. Сидоренко.
Цель: сформировать у подростков представление о конфликтах и возможных моделях поведения в них - развитие конфликтной компетентности.
Задачи:
- актуализировать знания учащихся о конфликте;
- развить коммуникативные навыки общения, навыки саморегуляции, необходимые для конструктивного взаимодействия в конфликте;
- развить навыки управления конфликтом, за счет выбора эффективной стратегии поведения в конфликте;
- познакомить учащихся с альтернативным способом разрешения конфликтов – медиацией;
Методы тренинга: ролевые игры, мини-лекции, мозговой штурм, тренинговые упражнения.
С целью проверки эффективности разработанного тренинга, нами был проведен контрольный эксперимент. Основные результаты исследования:
1). В экспериментальной группе значительно снизился показатель конфликтности, у половины подростков преобладает низкая степень конфликтности (54,6% подростков), подростки экспериментальной группы стали меньше вступать в конфликты.
Рис. 4. Степень конфликтности подростков экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.
2). После проведения тренинга преобладающим стилем в конфликте является сотрудничество (имеют 54,5% подростков). После проведения тренинга подростки в большинстве стремятся в конфликте к сотрудничеству, Снизилось применение в конфликте стиля соперничества в экспериментальной группе на 27,3%.
Рис. 5. Стиль поведения подростков экспериментальной группы в конфликте, на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.
3). На контрольном этапе исследования, коммуникативный контроль в экспериментальной группе, в большинстве представлен на высоком уровне (63,6% подростков экспериментальной группы). Большинство подростков постоянно следят за собой, управляют выражением своих эмоций.
Полученные различия в экспериментальной группе являются статистически достоверными.
Рис. 6. Показатели оценки коммуникативного контроля на констатирующем и контрольном этапах исследования подростков экспериментальной группы.
Таким образом, в результате проведения исследования характеристик конфликтной компетентности подростков, на контрольном этапе исследования в экспериментальной группе, позволяет сделать вывод о высоком уровне их развития.
В экспериментальной группе после проведения социально-психологического тренинга произошли следующие изменения:
- значительно снизился показатель конфликтности;
- преобладающим стилем в конфликте является сотрудничество, снизилось применение в конфликте стиля соперничества;
- коммуникативный контроль в большинстве случаев представлен на высоком уровне.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эмпирическое исследование развития конфликтной компетентности в подростковом возрасте позволяет сделать следующие выводы.
На констатирующем этапе исследования у подростков преобладает высокая и выраженная конфликтность, в конфликте применяют стиль конкуренции (соперничества), имеют средний уровень коммуникативного контроля.
После проведения социально – психологического тренинга, направленного на развитие конфликтной компетентности, у подростков снизилась конфликтность, преобладающим стилем в конфликте является сотрудничество, снизился применение в конфликте стиля соперничества, коммуникативный контроль на высоком уровне. Подростки могут управлять выражением своих эмоций, соотносят свои реакции с поведением окружающих людей.
Таким образом, использование социально-психологического тренинга, с использованием техник и методов, интерактивных имитационных игр, ролевых игр, дискуссий, бесед, рефлексии, способствуют развитию конфликтной компетентности подростков.
Подростки получили представление о природе конфликтов, научились определять свою стратегию действий в конфликтных ситуациях, выработали способность конструктивно взаимодействовать с другим участником конфликта, получили навыки проведения медиации.
Цель достигнута, задачи решены, гипотеза доказана.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Борисова И.В., Новикова Ю.П. Способы поведения в конфликте учащихся-подростков.// Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2014.
2. Волчек В. В. Конфликтная компетентность [Текст] / В. В. Волчек // Молодой ученый. — 2014.
3. Гришина Н. В. Психология конфликта. – СПб: Питер, 2012.
4. Котова Е.В. Основы тренинговой работы: учебное пособие / Е.В. Котова. – Красноярск, 2009.
5. Макшанов С.И. Психология тренинга. Теория. Методология. Практика: монография. СПб.: Образование, 2007.
6. Наконечная О.В. Психологические детерминанты конфликтности подростков. - М.: Просвет, 2010.
7. Севостьянов О.В. Развитие компетентности конструктивного разрешения конфликтов у подростков.// Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2014.
8. Черкасова Т.В. Конфликты подростков. - М.: Просвещение, 2010.