Цели:
развитие любознательности и глубокого
познавательного интереса к предмету;
Задачи:
- показать связь математики с другими предметами школьного курса;
- повторить знания по темам “ Обыкновенные дроби”, “Отношение и пропорция”.
Оборудование и материалы: проектор с экраном, карточки для каждого этапа игры, чистые листы, ручки. Презентация. Маршрутные листы (приложение 1), карточки с раздаточным материалом (приложение 2).
Правила игры: команды получают маршрутный лист своего путешествия. В маршрутный лист входит шесть стран, которые посещает каждая команда:
- страна математики;
- страна литературы;
- страна физики;
- страна музыки;
- страна естествознания;
- страна изобразительного искусства.
В каждой стране дети знакомятся с применением знаний по математике в разных науках и различных видах искусства.
Ход игры
- Организационный момент.
- Вступительное слово.
- Путешествие команд по странам.
- Подведение итогов.
Страна естествознания
Задания по биологии и географии
1. В одной кладке самки дафнии бывает примерно 60 яиц. Спустя 15-20 суток из яиц вылупляются молодые дафнии, которые вскоре сами способны откладывать яйца. Подсчитайте и запишите, сколько дафний теоретически может появиться от одной самки за 3 летних месяца?
Дафнии - это ветвистоусые рачки. Дафнии всю жизнь проводят как бы во взвешенном состоянии.
Его длинные раздвоенные усики покрыты опушенными щетинками и выполняют роль парашюта, замедляющего падение. Стоит дафнии взмахнуть этими усиками, как она подскакивает вверх и возвращается в исходное положение. Регулируя частоту взмахов усиков, дафнии могут не только "парить", но и подниматься в верхние слои воды или, наоборот, уходишь на глубину. Таким образом они совершают вертикальные перемещения (миграции), связанные с поиском пищи, изменением температуры воды или времени суток. Роскошные усики - не единственная внешняя особенность дафний. За исключением головы, все тело этих "водяных блох" заключено в прозрачную двустворчатую раковинку из тонкого хитина, которую дафния периодически сбрасывает и заменяет новой. Голова дафний спереди вытянута в остренький "клюв" или "носок", что делает его обладательницу очень симпатичной Правда, у нее всего один глаз, но это уж участь всех ветвистоусых рачков. Зато он состоит минимум из двух десятков простых глазков, и этого вполне достаточно, чтобы обнаружить скопление бактерий или водорослей - обычной пищи дафний.
Как ни странно, у дафний есть даже сердце. Сокращаясь несколько сот раз в минуту, оно проталкивает кровь вначале к голове, а затем к жабрам и заднему концу тела.
2. Изобразите в виде отрезка расстояние 100 метров в масштабах:
а) в 1 см - 10 м; б) в 1 см - 50 м; в) в 1 см - 25 м.
Какой масштаб крупнее?
Страна математики
1. Разрезать на две равные фигуры
2. Логическая задача
На улице, встав в кружок, беседуют четыре девочки: Аня, Валя, Галя и Надя. Девочка в зелёном платье (не Аня и не Валя) стоит между девочкой в голубом платье и Надей. Девочка в белом платье стоит между девочкой в розовом платье и Валей. Кто какое платье носит?
3. Магический квадрат
Из этого волшебного квадрата выпали некоторые цифры. Вы можете расположить их так, чтобы сумма цифр в каждом ряду – по вертикали, горизонтали, или диагонали – равнялась 15.
4 5 6 7 8 9
Страна физики
.Эпиграф:
Физика – какая емкость слова,
Физика – не просто звук,
Физика – опора и основа
Всех без исключения наук.
Оборудование.
- На демонстрационном столе приборы для показа опытов всей команде.
- На ученических столах опыты для индивидуального показа.
№ | Название опыта | Приборы, проведение опыта. |
1 | Шар в сосуде | Сосуд с шаром внутри, насос
ручной. Выкачиваем воздух из сосуда, давление внутри понижается, в шар засасывается воздух снаружи. |
2 | Опыт с шаром (левитация) | Шар воздушный, полотенце, круг из
пленки. Натираем воздушный шар сухим полотенцем,
шар электризуется Подносим кружок, вырезанный из пленки – он повисает в воздухе. Это отталкивание при электризации. |
3 | Подъем картошки без рук. | Картошка, чугунок. На столе лежит картошка, прикрытая чугунком. Раскручиваем чугунок на столе и затем медленно поднимаем вверх, продолжая вращать. Пока чугунок вращается, картошка не выпадет из него. |
4 | Фонтан в пустоте | Круглая колба, насос, подкрашенная вода, пробка с трубкой. Выкачиваем воздух из колбы, зажимаем шланг, конец его опускаем в сосуд с подкрашенной водой. Вода под действием атмосферного давления поднимается вверх. |
5 | Яйцо в бутылке | Бутылка с широким горлышком,
яйцо, ватка со спиртом, спички. Опыт основан на действии атмосферного давления. Зажженную вату бросаем в бутылку, накрываем яйцом без скорлупы – яйцо втягивается в бутылку. |
6 | Аэростат | Пакет из полиэтилена, спички или зажигалка. От зажженной спички нагревается воздух, поднимается вверх (конвекция) и поднимает легкий полиэтиленовый пакет. |
7 | Аэродинамическая труба | Фен, шарик для тенниса. В струе воздуха от фена шарик зависает, т.к. в ней понижается давление, и шарик удерживается в этой струе. |
8 | Вращение монетки внутри шара. | Воздушный шар, монета внутри. Монету засунуть внутрь шара и завязать его. Быстро раскрутить шар и монета начнет вращаться по шару под действием центробежной силы. |
9 | Картезианский водолаз. | Готовый прибор. Пластиковая бутылка с водой закрыта пробкой, в ней плавает маленький пузырек, частично заполненный водой. При нажатии на бутылку пузырек медленно погружается вниз или всплывает вверх. |
10 | Стакан-прилипала | Воздушный шар, пластиковый стакан. Немного надуть шар, приложить края стакана и снова продолжать надувать. Стакан прилипнет к шару и не отпадет. |
11 | Свинка-недотрога | Готовый прибор имеется в наличии. Сделано детьми. |
12 | Сухая салфетка | Сосуд с водой, салфетка, стакан. В сухой стакан положить смятую салфетку, перевернуть вверх дном и опустить в воду. Салфетка останется сухой, т.к. внутри воздух и вода не смочит салфетку. |
13 | Молния на столе | Электрофорная машина. Имеется в наличии в кабинете физики. Можно заряжать себя, прикоснувшись к шарикам электрофорной машины. |
Страна музыки
1. Метрическая доля в музыке выражается через обыкновенную дробь.
1. Выражение жанровой особенности музыки через обыкновенные дроби.
– полька (М.И.Глинка “Полька”)
– вальс (А. Грибоедов “Вальс” e-moll)
– марш (С.С. Прокофьев “Детский марш”)
2. Задания командам.
1) Г.Гладков “Песенка львенка и черепахи” - записана нотами. Записать песенку на математическом языке.
2) Из числового ряда, записанного обыкновенными дробями:
а) угадать мелодию (простучать или прохлопать данный числовой ряд);
б) записать мелодию нотами:
- М. Красев “Маленькой ёлочке…”.
3) Изменение метрической доли в связи с изменением знаменателя дроби:
а) сравнить дроби:
,
б) ускорение темпа музыки - с увеличением знаменателя дроби ускоряется темп музыки. Шуберт “Вальс” h-moll (слушаем в различном темпе).
Страна литературы
1. Учимся находить числовую последовательность при определении двусложного размера стихотворения (ямб, хорей).
Зимний вечер
Александр Пушкин
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит… (Хорей)
Уж небо осенью дышало... (отрывок из поэмы Евгений Онегин)
Александр Пушкин
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора. (Ямб)
2. Написать буриме в заданном стихотворном размере “ямб”:
предмет
нет
считать
унывать
Страна ИЗО
Вы можете нарисовать всё: и то, что видели, и то, что никогда не видели, а придумали. А можно ли нарисовать математическое задание?
1. Закрасить часть круга, соответствующую данной дроби:
2. Разделить различными способами квадрат на восемь равных частей. Нарисовать дроби: , , , , .
3. Нарисовать ритмический узор (используйте результаты предыдущих заданий):
4. Нам известна удивительная красота золотого сечения. Вам предоставляется возможность проявить свои архитектурные способности. Составьте проект застройки улицы нашего поселка из готовых модулей – кирпичиков (размеры кирпичиков соответствуют числам из ряда Фибоначчи). Придумайте название вашей улицы.