Интегрированная игра «Мир математики». 5–6-е классы

Разделы: Математика


Цели:

  • развитие любознательности и глубокого познавательного интереса к предмету;
  • развитие мышления, логики, смекалки учащихся;
  • формирование у детей навыков работы в коллективе.

Задачи:

  • показать связь математики с другими предметами школьного курса;
  • повторить знания по темам “ Обыкновенные дроби”, “Отношение и пропорция”.

Оборудование и материалы: проектор с экраном, карточки для каждого этапа игры, чистые листы, ручки. Презентация. Маршрутные листы (приложение 1), карточки с раздаточным материалом (приложение 2).

Правила игры: команды получают маршрутный лист своего путешествия. В маршрутный лист входит шесть стран, которые посещает каждая команда:

  • страна математики;
  • страна литературы;
  • страна физики;
  • страна музыки;
  • страна естествознания;
  • страна изобразительного искусства.

В каждой стране дети знакомятся с применением знаний по математике в разных науках и различных видах искусства.

Ход игры

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово.
  3. Путешествие команд по странам.
  4. Подведение итогов.

Страна естествознания

Задания по биологии и географии

1. В одной кладке самки дафнии бывает примерно 60 яиц. Спустя 15-20 суток из яиц вылупляются молодые дафнии, которые вскоре сами способны откладывать яйца. Подсчитайте и запишите, сколько дафний теоретически может появиться от одной самки за 3 летних месяца?

Дафнии - это ветвистоусые рачки. Дафнии всю жизнь проводят как бы во взвешенном состоянии.

Его длинные раздвоенные усики покрыты опушенными щетинками и выполняют роль парашюта, замедляющего падение. Стоит дафнии взмахнуть этими усиками, как она подскакивает вверх и возвращается в исходное положение. Регулируя частоту взмахов усиков, дафнии могут не только "парить", но и подниматься в верхние слои воды или, наоборот, уходишь на глубину. Таким образом они совершают вертикальные перемещения (миграции), связанные с поиском пищи, изменением температуры воды или времени суток. Роскошные усики - не единственная внешняя особенность дафний. За исключением головы, все тело этих "водяных блох" заключено в прозрачную двустворчатую раковинку из тонкого хитина, которую дафния периодически сбрасывает и заменяет новой. Голова дафний спереди вытянута в остренький "клюв" или "носок", что делает его обладательницу очень симпатичной Правда, у нее всего один глаз, но это уж участь всех ветвистоусых рачков. Зато он состоит минимум из двух десятков простых глазков, и этого вполне достаточно, чтобы обнаружить скопление бактерий или водорослей - обычной пищи дафний.

Как ни странно, у дафний есть даже сердце. Сокращаясь несколько сот раз в минуту, оно проталкивает кровь вначале к голове, а затем к жабрам и заднему концу тела.

2. Изобразите в виде отрезка расстояние 100 метров в масштабах:

а) в 1 см - 10 м; б) в 1 см - 50 м; в) в 1 см - 25 м.

Какой масштаб крупнее?

Страна математики

1. Разрезать на две равные фигуры

2. Логическая задача

На улице, встав в кружок, беседуют четыре девочки: Аня, Валя, Галя и Надя. Девочка в зелёном платье (не Аня и не Валя) стоит между девочкой в голубом платье и Надей. Девочка в белом платье стоит между девочкой в розовом платье и Валей. Кто какое платье носит?

3. Магический квадрат

Из этого волшебного квадрата выпали некоторые цифры. Вы можете расположить их так, чтобы сумма цифр в каждом ряду – по вертикали, горизонтали, или диагонали – равнялась 15.

4 5 6 7 8 9

Страна физики

.Эпиграф:

Физика – какая емкость слова,
Физика – не просто звук,
Физика – опора и основа
Всех без исключения наук.

Оборудование.

  1. На демонстрационном столе приборы для показа опытов всей команде.
  2. На ученических столах опыты для индивидуального показа.
Название опыта Приборы, проведение опыта.
1 Шар в сосуде Сосуд с шаром внутри, насос ручной.

Выкачиваем воздух из сосуда, давление внутри понижается, в шар засасывается воздух снаружи.

2 Опыт с шаром (левитация) Шар воздушный, полотенце, круг из пленки. Натираем воздушный шар сухим полотенцем, шар электризуется

Подносим кружок, вырезанный из пленки – он повисает в воздухе. Это отталкивание при электризации.

3 Подъем картошки без рук. Картошка, чугунок. На столе лежит картошка, прикрытая чугунком. Раскручиваем чугунок на столе и затем медленно поднимаем вверх, продолжая вращать. Пока чугунок вращается, картошка не выпадет из него.
4 Фонтан в пустоте Круглая колба, насос, подкрашенная вода, пробка с трубкой. Выкачиваем воздух из колбы, зажимаем шланг, конец его опускаем в сосуд с подкрашенной водой. Вода под действием атмосферного давления поднимается вверх.
5 Яйцо в бутылке Бутылка с широким горлышком, яйцо,

ватка со спиртом, спички. Опыт основан на действии атмосферного давления. Зажженную вату бросаем в бутылку, накрываем яйцом без скорлупы – яйцо втягивается в бутылку.

6 Аэростат Пакет из полиэтилена, спички или зажигалка. От зажженной спички нагревается воздух, поднимается вверх (конвекция) и поднимает легкий полиэтиленовый пакет.
7 Аэродинамическая труба Фен, шарик для тенниса. В струе воздуха от фена шарик зависает, т.к. в ней понижается давление, и шарик удерживается в этой струе.
8 Вращение монетки внутри шара. Воздушный шар, монета внутри. Монету засунуть внутрь шара и завязать его. Быстро раскрутить шар и монета начнет вращаться по шару под действием центробежной силы.
9 Картезианский водолаз. Готовый прибор. Пластиковая бутылка с водой закрыта пробкой, в ней плавает маленький пузырек, частично заполненный водой. При нажатии на бутылку пузырек медленно погружается вниз или всплывает вверх.
10 Стакан-прилипала Воздушный шар, пластиковый стакан. Немного надуть шар, приложить края стакана и снова продолжать надувать. Стакан прилипнет к шару и не отпадет.
11 Свинка-недотрога Готовый прибор имеется в наличии. Сделано детьми.
12 Сухая салфетка Сосуд с водой, салфетка, стакан. В сухой стакан положить смятую салфетку, перевернуть вверх дном и опустить в воду. Салфетка останется сухой, т.к. внутри воздух и вода не смочит салфетку.
13 Молния на столе Электрофорная машина. Имеется в наличии в кабинете физики. Можно заряжать себя, прикоснувшись к шарикам электрофорной машины.

Страна музыки

1. Метрическая доля в музыке выражается через обыкновенную дробь.

1. Выражение жанровой особенности музыки через обыкновенные дроби.

– полька (М.И.Глинка “Полька”)

– вальс (А. Грибоедов “Вальс” e-moll)

– марш (С.С. Прокофьев “Детский марш”)

2. Задания командам.

1)  Г.Гладков “Песенка львенка и черепахи” - записана нотами. Записать песенку на математическом языке.

2) Из числового ряда, записанного обыкновенными дробями:

а) угадать мелодию (простучать или прохлопать данный числовой ряд);

б) записать мелодию нотами:

- М. Красев “Маленькой ёлочке…”.

3) Изменение метрической доли в связи с изменением знаменателя дроби:

а) сравнить дроби:

,

б) ускорение темпа музыки - с увеличением знаменателя дроби ускоряется темп музыки. Шуберт “Вальс” h-moll (слушаем в различном темпе).

Страна литературы

1. Учимся находить числовую последовательность при определении двусложного размера стихотворения (ямб, хорей).

Зимний вечер

Александр Пушкин

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит… (Хорей)

Уж небо осенью дышало... (отрывок из поэмы Евгений Онегин)

Александр Пушкин

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора. (Ямб)

2. Написать буриме в заданном стихотворном размере “ямб”:

предмет

нет

считать

унывать

Страна ИЗО

Вы можете нарисовать всё: и то, что видели, и то, что никогда не видели, а придумали. А можно ли нарисовать математическое задание?

1. Закрасить часть круга, соответствующую данной дроби:

2. Разделить различными способами квадрат на восемь равных частей. Нарисовать дроби: , , , , .

3. Нарисовать ритмический узор (используйте результаты предыдущих заданий):

4. Нам известна удивительная красота золотого сечения. Вам предоставляется возможность проявить свои архитектурные способности. Составьте проект застройки улицы нашего поселка из готовых модулей – кирпичиков (размеры кирпичиков соответствуют числам из ряда Фибоначчи). Придумайте название вашей улицы.