“В оригами сходятся моторика и воображение – логическое и пространственное в равной мере, размышление и фантазия, быстрый результат и творчество”. О.М. Жихарева [2]
Современные статистические данные свидетельствуют о том, что распространенность речевых нарушений среди учащихся начальных классов школ достаточно велика и продолжает увеличиваться. По данным, приведенным Парамоновой Л.Г. [4], дисграфия имеется у 53% учащихся вторых классов, причем в большинстве случаев она проявляется как смешенная (40,3%), т.е. особо тяжелая. Данные, которые мы получаем при обследовании младших школьников, подтверждают эту печальную статистику.
Преодоление дисграфии в условиях уже начавшегося школьного обучения требует изыскания более рациональных путей решения данной проблемы. Поиск и применение новых и эффективных методов в работе с детьми с нарушениями речи – одна из актуальных задач для учителя-логопеда.
Для детей с проблемами в речевом развитии, как правило, характерны и другие сложности, которые необходимо учитывать при проведении коррекционно-образовательной работы:
- быстрая утомляемость;
- сниженная работоспособность;
- сниженная познавательная активность;
- незрелость мотивации к учебной деятельности;
- часто встречающиеся нарушения тонуса, особенно в области лица и кистей рук;
- низкая координирванность движений;
- сложности в понимании инструкций, установлении контакта, коммуникации.
При планировании занятий для таких учащихся необходимо подобрать методы, которые позволят сделать процесс обучения более эффективным:
- активизировать познавательную и речевую активность учащихся;
- предотвратить утомление, чередовать умственную и практическую деятельность;
- использовать интересный, красочный материал;
- учитывать индивидуальные особенности детей в группе и уровень подготовки группы в целом.
Этим условиям удовлетворяет работа с техникой оригами.
Цель использования элементов техники оригами на логопедических занятиях – реализация коррекционно-образовательных задач, стоящих перед учителем-логопедом в работе с младшим школьниками с проблемами речевого развития.
Задачи:
- учить ориентироваться в окружающем пространстве, пространстве собственного тела, листа бумаги;
- обучать ориентироваться в схемах и рисунках, основных символах;
- воспитывать внимание, собранность, дисциплинированность, аккуратность;
- развивать умение следовать инструкции, доводить начатое до конца;
- развивать тонкую моторику руки и координацию движений;
- активизировать познавательную и речевую активность;
- расширять представление о различных сторонах и аспектах жизни;
- развивать творчество, инициативу, самостоятельность.
Плюсы данного метода:
- Идея оригами очень проста. Складывается квадратный лист бумаги так, что получается выразительная фигура. В классическом оригами не нужны ни ножницы, ни клей.
- Бумага доступный, безопасный и универсальный материал. Складывание из бумаги выполняет терапевтическую функцию: успокаивает, снимает напряжение, выравнивает настроение.
- Детям нравится заниматься оригами потому, что на каждом занятии получается какая-нибудь фигурка, как результат приложенных усилий. Фигурка может использоваться как элемент игры, как украшение, подарок близким.
- Под конкретные задачи каждого занятия можно подобрать схему, которая дополнит урок и позволит наиболее полно реализовать поставленную цель.
- Задания оригами легко изменить (упростить или усложнить) в зависимости от индивидуальных особенностей детей.
- Занятия оригами можно проводить 1-2 раза в месяц, либо разбивать на небольшие блоки и включать в логопедические занятия, подчиняя основной цели занятия.
- Взаимосвязь конструирования с другими видами учебной и игровой деятельности.
- Создание благоприятной психологической атмосферы, так как конструирование снимает накопившуюся усталость, напряжение, что особенно важно для детей с неврологическими проблемами, которые часто сочетаются с речевыми.
- Использование методов общепедагогического влияния (поощрения, закрепления веры в успех, подтверждения достижений).
- Развитие сотрудничества с родителями. Родители охотно подключаются к этому виду деятельности, выполняют с детьми домашние задания.
В процессе обучения искусству оригами и применения изготовленных фигурок в ходе занятий в игровых и учебных ситуациях происходит развитие умений, навыков, способностей:
- художественные: передача настроения, передача характера образов, своего отношения к образу;
- инструментальные: знакомство с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник), развитие глазомера;
- речевые: обогащает словарь терминами, понятиями;
- коммуникативные: сочетание индивидуальной и коллективной форм работы на занятии;
- интеллектуальные: активизация мыслительных процессов;
- исполнительские: выразительность речи, мимика;
- речетворчество: придумывание имен, рассказов.
В качестве примера применения техники оригами на логопедических занятиях можно привести изготовление и использование фигуры “Гусь”.
Рисунок 1. Схема изготовления фигуры “Гусь”
Последовательность выполнения фигуры "Гусь"
1. Наметьте диагональную складку квадрата (шаг
1).
2. Сложите верхние стороны квадрата к намеченной
диагонали (шаг 2,3).
3. Острый угол получившейся фигуры приложите к
точке А и сделайте сгиб (шаг 4)
4. От точки А вершину переместите к середине
основания треугольника и сделайте сгиб (шаг 5).
5.Фигуры сверните пополам по первой диагональной
складке листа (шаг 6)
6. Вытяните вверх угол (клюв птицы) и сделайте сгиб
(шаг 7).
7. Отогните крылья птицы или слега подкрутите их
наружу (шаг 8).
Среднее время изготовления фигуры учениками 2 класса – 6 минут.
Фигуру можно применить для дыхательных упражнений на занятии.
Рисунок 2
Для тренировки пространственной ориентировки у детей. Фигура по команде учителя движется вправо, влево, вверх, вниз (можно использовать более сложные варианты заданий: вправо-вверх, влево-вниз и т.д.).
Рисунок 3
Рисунок 4
Рисунок 5
В качестве реквизита для игры.
Рисунок 6
Список литературы
- Выгонов В.В. Оригами 1-4 классы. – М.: Издательство “Экзамен”, 2013 г., 95 с.
- Жихарева О.М. Оригами для дошкольников. Конспекты тематических занятий и демонстрационный материал для работы с детьми 5-6 лет М.: Издательство ГНОМ и Д, 2012., 48 с.
- Кирсанова С.В. Обучение технике оригами детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией. – СПб.: ООО “ИЗДАТЕЛЬСТВО “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2013. – 144 с.
- Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция Издательство: Детство-Пресс, 2006 г., 128 с.
- Художественно-творческая деятельность. Оригами: тематические, сюжетные, игровые занятия с детьми 5-7 лет / авт.-сост. И.А. Рябкова, О.А. Дюрлюкова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 95 с.