Развитие исследовательской компетентности учащихся. Учимся выдвигать гипотезы

Разделы: Школьная психологическая служба


Цели:

  • Развитие умения выдвигать и проверять гипотезы.
  • Формирование основ коммуникативного лидерства.

Материалы: Листы бумаги, ручки, цветные фломастеры или карандаши.

Ход занятия

Обсуждение вопросов: что такое гипотеза? Как создаются гипотезы? Выполнение практических заданий на продуцирование гипотез.

Одной из важнейших функций мышления является выдвижение и проверка тех или иных предположений. Предположения в науке называются гипотезами.

Упражнение “А что было бы... ”

Попытайтесь придумать фантастические и неправдоподобные объяснения следующим событиям.

Представьте, что воробьи стали размером с больших орлов! Что бы произошло? Придумайте несколько гипотез и провокационных идей по этому поводу.

Ответы детей:

Если бы воробей стал таким же большим, как орел, то тогда бы нарушилась цепь питания. Другим животным нечего было есть.

Произошла мутация.

Мута?ция (лат. mutatio — изменение) — стойкое (то есть такое, которое может быть унаследовано потомками данной клетки или организма) изменение генотипа, происходящее под влиянием внешней или внутренней среды.

Были бы бои: воробьи против орлов.

Воробьи охотились бы за мышами и мелкими птицами.

Мутация воробьев это плохо. Они могли бы убить очень много других птиц и даже людей. Они могли исчезнуть с земли в той местности, где есть хищники больше их. Возможно, их начали бы заводить в качестве домашних животных, но с другой стороны, неизвестно, смогут ли они жить в неволе.

Воробьи стали размером с орлов – возможно, на них подействовала радиация. Надо проводить исследования, изучать этот факт.

Нарушится жизнь человека, так как воробьи постоянно сосуществуют рядом с человеком.

А теперь, представьте, что слоны стали МЕНЬШЕ кошек! Как Вы думаете, что произойдет?

Ответы детей:

Нарушится деятельность человека, слоны ведь являются помощниками, например, слонов используют на хозяйственных, лесозаготовочных, погрузочных работах.

Потребуется защита другим животным.

Приведет к нарушению экосистем и в будущем возможны негативные последствия для планеты.

Слоны подружатся с мышами.

Хищные животные будут охотиться на слонов. Надо создать заповедники для слоников.

- А я придумал вот такой знак:

Green elephant

Защитим маленьких слоников!

Ведущий: Хорошо. Вы сейчас пытались предположить что бы произошло в результате того или иного события - учились выдвигать гипотезы.

Гипотеза (от греч. hypothesis – основание, предположение), предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений. Научное предположение для объяснения каких-либо явлений.

Формулирование гипотез – важнейший компонент научного мышления.

Гипотеза должна быть сформулирована так, чтобы можно было экспериментально доказать или опровергнуть ее истинность. Например:

- Большинство школьников в свободное время больше читают книги, чем смотрят телевизор.

- Большинство девочек больше любят мороженое, чем торт.

Упражнение “Учимся выдвигать гипотезы”

Ведущий: “Каждый из Вас сейчас получит тему своего исследования. Попытайтесь сформулировать гипотезу по этой теме. Например, тема: “Любимые телефильмы нашего класса”, гипотеза: “Большинство ребят в нашем классе больше всего из телефильмов любят ситкомы”. (Ситуационная комедия, или ситком (англ. situation comedy, sitcom) — разновидность комедийных радио- и телепрограмм, с постоянными основными персонажами и местом действия).

Каждый из учащихся получает ТЕМУ и выдвигает ГИПОТЕЗУ по данной теме.

Темы, которые предлагаются детям:

  • Дни рождения
  • Свободное время учащихся
  • Любимое время года
  • Отношение к музыке
  • Любимые виды спорта
  • Любимая еда
  • Мода: любимые стили одежды
  • Любимые фильмы и сериалы
  • Любимые праздники
  • Любимые компьютерные игры

Ведущий: “Ребята, каждый из Вас получил тему своего исследования.

Вы сформулировали гипотезу по теме своего исследования.

Проведите опрос в группе, спрашивая каждого из ребят и фиксируя ответ.

Подсчитайте и сделайте выводы: подтвердилась ваша гипотеза или нет. Приступайте к работе”.

(Дается время на проведение исследования).

Ведущий: Ребята, давайте посмотрим, что же у вас получилось?

Ася: Тема моего исследования: “Дни рождения”.

Исследование проводилось в группе 6а класса.

Гипотеза: Большинство ребят родились ЛЕТОМ.

В ходе исследования получились следующие данные: 12% - родились зимой, 12% - родились осенью, 12% - родились весной, 64% - родились летом.

Следовательно, гипотеза подтвердилась. Большинство ребят (64%) празднуют свой день рождения ЛЕТОМ.

Влад: Тема исследования: “Любимое время года”.

Моя гипотеза: Большинство школьников любят лето.

Гипотеза подтвердилась на 100%. Все без исключения в нашей группе считают ЛЕТО любимым временем года.

Катя: Тема исследования: “Любимые виды спорта”.

Гипотеза: Большинство ребят из класса любят кататься на велосипеде.

Получились следующие данные:

  • Любят кататься на роликах – 12%
  • Любят кататься на велосипеде – 52%
  • Плавание – 12%
  • Футбол – 12%
  • Коньки – 12%

Следовательно, гипотеза подтвердилась. Большинство ребят из класса (52%) любят кататься на велосипеде.

Полина:

Тема моего исследования: “Любимые праздники”

Гипотеза: Большинство учеников в этой группе класса любят Новогодний праздник.

Гипотеза подтвердилась. Большинство учеников в нашей группе (87%) любят праздник “Новый год”.

Антон:

Тема моего исследования: “Любимые компьютерные игры”

Гипотеза: Большинство ребят любят играть в компьютерную игру “Counter-Strike”.

Гипотеза подтвердилась. Большинство опрошенных в группе (75%) сказали, что они любят играть в игру “Counter-Strike”.

Ведущий: Вам понравилось сегодня наше занятие? Какие сложности возникли при выполнении данного исследования?

Ответы детей:

- Да, было интересно.

- Понравилось, но было немного сложно сформулировать гипотезу.

Ведущий: Ребята, спасибо большое за такую огромную работу, которую Вы проделали на занятии. Мне было очень интересно сегодня с Вами работать. Я думаю, этот опыт исследования Вам обязательно пригодится!

Литература

  1. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М: Изд. “Оникс”, изд. “Мир и образование”, 2006.
  2. Реан А.А., Гатанов Ю.Б., Баранов А.А. Психология. 8 - 11 класс. – СПб.: Изд.: Питер, 2000.
  3. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие. - М.: “Ось-89”, 2006.
  4. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М., 1997.
  5. Яковлева Е.Л. Индивидуальность ребенка в образовательном процессе: развитие креативности. М., 2008.