Цели:
- Развитие умения выдвигать и проверять гипотезы.
- Формирование основ коммуникативного лидерства.
Материалы: Листы бумаги, ручки, цветные фломастеры или карандаши.
Ход занятия
Обсуждение вопросов: что такое гипотеза? Как создаются гипотезы? Выполнение практических заданий на продуцирование гипотез.
Одной из важнейших функций мышления является выдвижение и проверка тех или иных предположений. Предположения в науке называются гипотезами.
Упражнение “А что было бы... ”
Попытайтесь придумать фантастические и неправдоподобные объяснения следующим событиям.
Представьте, что воробьи стали размером с больших орлов! Что бы произошло? Придумайте несколько гипотез и провокационных идей по этому поводу.
Ответы детей:
Если бы воробей стал таким же большим, как орел, то тогда бы нарушилась цепь питания. Другим животным нечего было есть.
Произошла мутация.
Мута?ция (лат. mutatio — изменение) — стойкое (то есть такое, которое может быть унаследовано потомками данной клетки или организма) изменение генотипа, происходящее под влиянием внешней или внутренней среды.
Были бы бои: воробьи против орлов.
Воробьи охотились бы за мышами и мелкими птицами.
Мутация воробьев это плохо. Они могли бы убить очень много других птиц и даже людей. Они могли исчезнуть с земли в той местности, где есть хищники больше их. Возможно, их начали бы заводить в качестве домашних животных, но с другой стороны, неизвестно, смогут ли они жить в неволе.
Воробьи стали размером с орлов – возможно, на них подействовала радиация. Надо проводить исследования, изучать этот факт.
Нарушится жизнь человека, так как воробьи постоянно сосуществуют рядом с человеком.
А теперь, представьте, что слоны стали МЕНЬШЕ кошек! Как Вы думаете, что произойдет?
Ответы детей:
Нарушится деятельность человека, слоны ведь являются помощниками, например, слонов используют на хозяйственных, лесозаготовочных, погрузочных работах.
Потребуется защита другим животным.
Приведет к нарушению экосистем и в будущем возможны негативные последствия для планеты.
Слоны подружатся с мышами.
Хищные животные будут охотиться на слонов. Надо создать заповедники для слоников.
- А я придумал вот такой знак:
Green elephant
Защитим маленьких слоников!
Ведущий: Хорошо. Вы сейчас пытались предположить что бы произошло в результате того или иного события - учились выдвигать гипотезы.
Гипотеза (от греч. hypothesis – основание, предположение), предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений. Научное предположение для объяснения каких-либо явлений.
Формулирование гипотез – важнейший компонент научного мышления.
Гипотеза должна быть сформулирована так, чтобы можно было экспериментально доказать или опровергнуть ее истинность. Например:
- Большинство школьников в свободное время больше читают книги, чем смотрят телевизор.
- Большинство девочек больше любят мороженое, чем торт.
Упражнение “Учимся выдвигать гипотезы”
Ведущий: “Каждый из Вас сейчас получит тему своего исследования. Попытайтесь сформулировать гипотезу по этой теме. Например, тема: “Любимые телефильмы нашего класса”, гипотеза: “Большинство ребят в нашем классе больше всего из телефильмов любят ситкомы”. (Ситуационная комедия, или ситком (англ. situation comedy, sitcom) — разновидность комедийных радио- и телепрограмм, с постоянными основными персонажами и местом действия).
Каждый из учащихся получает ТЕМУ и выдвигает ГИПОТЕЗУ по данной теме.
Темы, которые предлагаются детям:
- Дни рождения
- Свободное время учащихся
- Любимое время года
- Отношение к музыке
- Любимые виды спорта
- Любимая еда
- Мода: любимые стили одежды
- Любимые фильмы и сериалы
- Любимые праздники
- Любимые компьютерные игры
Ведущий: “Ребята, каждый из Вас получил тему своего исследования.
Вы сформулировали гипотезу по теме своего исследования.
Проведите опрос в группе, спрашивая каждого из ребят и фиксируя ответ.
Подсчитайте и сделайте выводы: подтвердилась ваша гипотеза или нет. Приступайте к работе”.
(Дается время на проведение исследования).
Ведущий: Ребята, давайте посмотрим, что же у вас получилось?
Ася: Тема моего исследования: “Дни рождения”.
Исследование проводилось в группе 6а класса.
Гипотеза: Большинство ребят родились ЛЕТОМ.
В ходе исследования получились следующие данные: 12% - родились зимой, 12% - родились осенью, 12% - родились весной, 64% - родились летом.
Следовательно, гипотеза подтвердилась. Большинство ребят (64%) празднуют свой день рождения ЛЕТОМ.
Влад: Тема исследования: “Любимое время года”.
Моя гипотеза: Большинство школьников любят лето.
Гипотеза подтвердилась на 100%. Все без исключения в нашей группе считают ЛЕТО любимым временем года.
Катя: Тема исследования: “Любимые виды спорта”.
Гипотеза: Большинство ребят из класса любят кататься на велосипеде.
Получились следующие данные:
- Любят кататься на роликах – 12%
- Любят кататься на велосипеде – 52%
- Плавание – 12%
- Футбол – 12%
- Коньки – 12%
Следовательно, гипотеза подтвердилась. Большинство ребят из класса (52%) любят кататься на велосипеде.
Полина:
Тема моего исследования: “Любимые праздники”
Гипотеза: Большинство учеников в этой группе класса любят Новогодний праздник.
Гипотеза подтвердилась. Большинство учеников в нашей группе (87%) любят праздник “Новый год”.
Антон:
Тема моего исследования: “Любимые компьютерные игры”
Гипотеза: Большинство ребят любят играть в компьютерную игру “Counter-Strike”.
Гипотеза подтвердилась. Большинство опрошенных в группе (75%) сказали, что они любят играть в игру “Counter-Strike”.
Ведущий: Вам понравилось сегодня наше занятие? Какие сложности возникли при выполнении данного исследования?
Ответы детей:
- Да, было интересно.
- Понравилось, но было немного сложно сформулировать гипотезу.
Ведущий: Ребята, спасибо большое за такую огромную работу, которую Вы проделали на занятии. Мне было очень интересно сегодня с Вами работать. Я думаю, этот опыт исследования Вам обязательно пригодится!
Литература
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М: Изд. “Оникс”, изд. “Мир и образование”, 2006.
- Реан А.А., Гатанов Ю.Б., Баранов А.А. Психология. 8 - 11 класс. – СПб.: Изд.: Питер, 2000.
- Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие. - М.: “Ось-89”, 2006.
- Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М., 1997.
- Яковлева Е.Л. Индивидуальность ребенка в образовательном процессе: развитие креативности. М., 2008.