ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебно-исследовательская и проектная деятельность обучающихся является способом реализации одной из важнейших задач образования – научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, прогнозировать результаты и возможные последствия выбранных вариантов решения. А также, это процесс совместной деятельности обучающегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов, по открытию, фиксации, систематизации субъективно и объективно новых знаний.
Актуальность данной программы в том, что воплощение в жизнь современных методов исследовательского обучения в образовании, также невозможно без понимания роли информации и информационных процессов в обществе, умения анализировать данные, делать умозаключения, систематизировать и структурировать информацию, прогнозировать вариативность результата.
Педагогическая целесообразность данной дополнительной образовательной программы в том, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку. Потому желательно приблизить учебную деятельность к познавательной внедряя продуктивные методы обучения.
Новизна программы в том, что она ориентирована на обучающихся владеющих офисными технологиями и ее тематика может интегрируется с программами по Web – дизайну и объектно-ориентированному программированию, помогая воспитанникам в создании проектов.
Цель курса: развитие исследовательской компетентности обучающихся посредством освоения ими методов научного познания и учебно-исследовательской деятельности.
Задачи курса.
обучающие:
- уметь формулировать тему учебно-исследовательской работы;
- знать методы проведения исследовательской деятельности;
- уметь оформлять и представлять результаты учебно-исследовательской работы.
развивающие:
- способствовать развитию творческого и познавательного потенциала любого ребенка;
- воспитательные:
- воспитывать ответственное отношение к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения;
- воспитывать избирательное отношение к полученной информации.
Программа технической направленности рассчитана на 1 год (72 часа) по 2 часа в неделю и рекомендуется для воспитанников 14-16 лет владеющих офисными технологиями. Состоит из разделов: введение в учебно-исследовательскую деятельность и учебно-исследовательская деятельность.
Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, круглых столов, практических работ.
Способы проверки ожидаемых результатов. В течение года проводятся практические работы с целью промежуточной оценки знаний полученных обучающимися.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы. В течение года обучающиеся выполняют учебно-исследовательскую работу по выбранной теме и в конце года защищают ее на научно практической конференции Центра “Диалог”.
При составлении поурочного планирования на основе данной программы количество часов по темам и разделам, может варьироваться в зависимости от уровня подготовки обучающихся, форм и методов обучения.
Ожидаемые результаты:
- знаком с методологией исследовательской деятельности;
- знает этапы учебно-исследовательской работы и;
- имеет работать с различными источниками информации, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать;
- умеет оформлять и представлять результаты учебно-исследовательской работы
- умеет решать различные исследовательские задачи.
Требования к знаниям и умениям:
Обучающиеся должны знать:
- основы методологии исследовательской деятельности;
- структуру и правила оформления исследовательской работы;
Обучающиеся должны уметь:
- формулировать тему учебно-исследовательской работы, доказывать её актуальность;
- составлять индивидуальный план учебно-исследовательской работы;
- выделять объект и предмет учебно-исследовательской работы;
- определять цель и задачи учебно-исследовательской работы;
- формулировать гипотезу учебно-исследовательской работы;
- работать с различными источниками информации, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;
- выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности адекватные задачам учебного исследования;
- оформлять теоретические и экспериментальные результаты учебно-исследовательской работы;
- составлять аннотацию;
- рецензировать учебно-исследовательскую работу.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (приложение 1).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (приложение 2).
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
К числу главных отличий научного исследования от всех других видов исследовательской практики человека обычно относят, по меньшей мере, три главные особенности:
- в научном исследовании всегда присутствует стремление определять и выражать качество неизвестного при помощи известного;
- непременно измерять все то, что может быть измерено, показывать численное отношение изучаемого к известному;
- всегда определять место изучаемого в системе известного.
Соответственно этому исследовательское обучение направлено на развитие у ученика умений и навыков научного поиска. Совершенствование собственного образования в процессе, максимально напоминающем научный поиск.
Методические особенности преподавания курса
Для наилучшего усвоения материала программы используются различные формы и методы организации учебно-воспитательного процесса:
- формы занятий: лекция, семинаров, круглых столов, самостоятельная работа.
- способы обучения: индивидуальная и групповая работа.
- форма подведения итогов: практические работы, проектные работы и др.
- методы организации учебно-воспитательного процесса: проблемное обучение, частично поисковый.
Технологии и методики, рекомендуемые к применению при реализации данной программы: методика проблемного обучения, проектное обучение.
Методика проблемного обучения
При равных возможностях использования всех возможных методов организации учебно-воспитательного процесса приоритетным является методика проблемного обучения.
Схема проблемного обучения, представляется как последовательность процедур, включающих: постановку преподавателем учебно-проблемной задачи, создание для обучающихся проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний; применение данных способов для решения конкретных систем задач.
Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.
Основу теории составляет идея использования творческой деятельности обучающихся посредством постановки проблемно сформулированных заданий и активизации, за счет этого, их познавательного интереса и, в конечном счете, всей познавательной деятельности.
Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения:
- проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний;
- быть доступным для обучающихся;
- должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность;
- задания должны быть таковыми, чтобы обучающийся не мог выполнить их опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного;
Достоинства проблемного обучения:
- высокая самостоятельность обучающихся;
- формирование познавательного интереса или личностной мотивации обучающегося.
Проектное обучение.
“Метод проектов” возник еще в начале нынешнего столетия в США Истоки его возникновения связаны с идеями гуманистического направления в философии и образовании, с разработками американского философа и педагога Дж. Дьюи и его ученика В.Х. Килпатрика. Основная идея, закладываемая в метод авторами: обучение на активной основе, через целесообразную деятельность обучающегося, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.
Предложенный Дж. Дьюи метод проектов в своей основе предполагал обучение сообразное личному интересу обучающегося в том или ином предметном знании. “Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести”.
“Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов еще в начале 20 века. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.
Диапазон учебных целей метода проектов: “развитие познавательных, творческих навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления”
Проект — буквально это “брошенный вперед”, то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта. Эффективность применения проектной деятельности в дополнительном образовании заключается в том, что:
- происходит развитие творческого мышления;
- качественно меняется роль педагога: устраняется его доминирующая роль в процессе присвоения знаний и опыта, ему приходится не только и не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность;
- вводятся элементы исследовательской деятельности;
- формируются личностные качества воспитанников, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально (в групповых проектах, когда “работает” небольшой коллектив и в процессе его совместной деятельности появляется совместный продукт, отсюда развивается умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности, способность ощущать себя членом команды — подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела);
- происходит включение воспитанников в “добывание знаний” и их логическое применение (формируются личностные качества — способность к рефлексии и самооценке, умение делать выбор и осмысливать как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности).
Список литературы для учителя.
- Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.В., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2001. №. 1. С. 24-34.
- Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994. 3. Павлов И. П. Полное собрание трудов. — М.- Л., 1951. Т. III.
- Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М., 2000
- Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль, 2002.
Список литературы для обучающегося.
- Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль, 2002.