Дополнительная общеобразовательная программа «Учебно-исследовательская и проектная деятельность»

Разделы: Информатика, Внеклассная работа


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебно-исследовательская и проектная деятельность обучающихся является способом реализации одной из важнейших задач образования – научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, прогнозировать результаты и возможные последствия выбранных вариантов решения. А также, это процесс совместной деятельности обучающегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов, по открытию, фиксации, систематизации субъективно и объективно новых знаний.

Актуальность данной программы в том, что воплощение в жизнь современных методов исследовательского обучения в образовании, также невозможно без понимания роли информации и информационных процессов в обществе, умения анализировать данные, делать умозаключения, систематизировать и структурировать информацию, прогнозировать вариативность результата.

Педагогическая целесообразность данной дополнительной образовательной программы в том, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку. Потому желательно приблизить учебную деятельность к познавательной внедряя продуктивные методы обучения.

Новизна программы в том, что она ориентирована на обучающихся владеющих офисными технологиями и ее тематика может интегрируется с программами по Web – дизайну и объектно-ориентированному программированию, помогая воспитанникам в создании проектов.

Цель курса: развитие исследовательской компетентности обучающихся посредством освоения ими методов научного познания и учебно-исследовательской деятельности.

Задачи курса.

обучающие:

  • уметь формулировать тему учебно-исследовательской работы;
  • знать методы проведения исследовательской деятельности;
  • уметь оформлять и представлять результаты учебно-исследовательской работы.

развивающие:

  • способствовать развитию творческого и познавательного потенциала любого ребенка;
  • воспитательные:
  • воспитывать ответственное отношение к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения;
  • воспитывать избирательное отношение к полученной информации.

Программа технической направленности рассчитана на 1 год (72 часа) по 2 часа в неделю и рекомендуется для воспитанников 14-16 лет владеющих офисными технологиями. Состоит из разделов: введение в учебно-исследовательскую деятельность и учебно-исследовательская деятельность.

Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, круглых столов, практических работ.

Способы проверки ожидаемых результатов. В течение года проводятся практические работы с целью промежуточной оценки знаний полученных обучающимися.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы. В течение года обучающиеся выполняют учебно-исследовательскую работу по выбранной теме и в конце года защищают ее на научно практической конференции Центра “Диалог”.

При составлении поурочного планирования на основе данной программы количество часов по темам и разделам, может варьироваться в зависимости от уровня подготовки обучающихся, форм и методов обучения.

Ожидаемые результаты:

  • знаком с методологией исследовательской деятельности;
  • знает этапы учебно-исследовательской работы и;
  • имеет работать с различными источниками информации, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать;
  • умеет оформлять и представлять результаты учебно-исследовательской работы
  • умеет решать различные исследовательские задачи.

Требования к знаниям и умениям:

Обучающиеся должны знать:

  • основы методологии исследовательской деятельности;
  • структуру и правила оформления исследовательской работы;

Обучающиеся должны уметь:

  • формулировать тему учебно-исследовательской работы, доказывать её актуальность;
  • составлять индивидуальный план учебно-исследовательской работы;
  • выделять объект и предмет учебно-исследовательской работы;
  • определять цель и задачи учебно-исследовательской работы;
  • формулировать гипотезу учебно-исследовательской работы;
  • работать с различными источниками информации, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;
  • выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности адекватные задачам учебного исследования;
  • оформлять теоретические и экспериментальные результаты учебно-исследовательской работы;
  • составлять аннотацию;
  • рецензировать учебно-исследовательскую работу.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (приложение 1).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (приложение 2).

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

К числу главных отличий научного исследования от всех других видов исследовательской практики человека обычно относят, по меньшей мере, три главные особенности:

  • в научном исследовании всегда присутствует стремление определять и выражать качество неизвестного при помощи известного;
  • непременно измерять все то, что может быть измерено, показывать численное отношение изучаемого к известному;
  • всегда определять место изучаемого в системе известного.

Соответственно этому исследовательское обучение направлено на развитие у ученика умений и навыков научного поиска. Совершенствование собственного образования в процессе, максимально напоминающем научный поиск.

Методические особенности преподавания курса

Для наилучшего усвоения материала программы используются различные формы и методы организации учебно-воспитательного процесса:

  • формы занятий: лекция, семинаров, круглых столов, самостоятельная работа.
  • способы обучения: индивидуальная и групповая работа.
  • форма подведения итогов: практические работы, проектные работы и др.
  • методы организации учебно-воспитательного процесса: проблемное обучение, частично поисковый.

Технологии и методики, рекомендуемые к применению при реализации данной программы: методика проблемного обучения, проектное обучение.

Методика проблемного обучения

При равных возможностях использования всех возможных методов организации учебно-воспитательного процесса приоритетным является методика проблемного обучения.

Схема проблемного обучения, представляется как последовательность процедур, включающих: постановку преподавателем учебно-проблемной задачи, создание для обучающихся проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний; применение данных способов для решения конкретных систем задач.

Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.

Основу теории составляет идея использования творческой деятельности обучающихся посредством постановки проблемно сформулированных заданий и активизации, за счет этого, их познавательного интереса и, в конечном счете, всей познавательной деятельности.

Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения:

  • проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний;
  • быть доступным для обучающихся;
  • должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность;
  • задания должны быть таковыми, чтобы обучающийся не мог выполнить их опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного;

Достоинства проблемного обучения:

  • высокая самостоятельность обучающихся;
  • формирование познавательного интереса или личностной мотивации обучающегося.

Проектное обучение.

“Метод проектов” возник еще в начале нынешнего столетия в США Истоки его возникновения связаны с идеями гуманистического направления в философии и образовании, с разработками американского философа и педагога Дж. Дьюи и его ученика В.Х. Килпатрика. Основная идея, закладываемая в метод авторами: обучение на активной основе, через целесообразную деятельность обучающегося, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.

Предложенный Дж. Дьюи метод проектов в своей основе предполагал обучение сообразное личному интересу обучающегося в том или ином предметном знании. “Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести”.

“Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов еще в начале 20 века. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Диапазон учебных целей метода проектов: “развитие познавательных, творческих навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления”

Проект — буквально это “брошенный вперед”, то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта. Эффективность применения проектной деятельности в дополнительном образовании заключается в том, что:

  • происходит развитие творческого мышления;
  • качественно меняется роль педагога: устраняется его доминирующая роль в процессе присвоения знаний и опыта, ему приходится не только и не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность;
  • вводятся элементы исследовательской деятельности;
  • формируются личностные качества воспитанников, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально (в групповых проектах, когда “работает” небольшой коллектив и в процессе его совместной деятельности появляется совместный продукт, отсюда развивается умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности, способность ощущать себя членом команды — подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела);
  • происходит включение воспитанников в “добывание знаний” и их логическое применение (формируются личностные качества — способность к рефлексии и самооценке, умение делать выбор и осмысливать как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности).

Список литературы для учителя.

  1. Алексеев Н.Г., Леонтович  А.В., Обухов  А.В., Фомина  Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2001. №. 1. С. 24-34.
  2. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994. 3. Павлов  И. П. Полное собрание трудов. — М.- Л., 1951. Т. III.
  3. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М., 2000
  4. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль, 2002.

Список литературы для обучающегося.

  1. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль, 2002.