Внеклассное мероприятие «Необычный мир математики». 5-й класс

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (11 МБ)


Цель:

  • Формирование навыка конструктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками.
  • Расширение представлений о себе, о своем характере.
  • Создание условий для переноса знаний об основных геометрических фигурах в сферу психологии и “открытия” новой функции геометрических фигур как языка для описания себя (своего характера) – знакомство с психогеометрией.
  • Воспитание у обучающихся интереса к предмету.
  • Развитие пространственного воображения, переключения и распределения внимания, логического мышления.

Оборудование: для индивидуальной работы – набор геометрических фигур, ручки, цветные карандаши, карточки с чертами характера; для работы в группе – танграм, карточки “Отгадай ребус” и “Какой круг лишний?”; для коллективной работы – ватман, рисунки из геометрических фигур, телеграмма, жетоны, магниты, двухсторонний скотч, клей; ИТС – магнитофон, компьютер, проектор.

План занятия:

  1. Невербальная настройка.
  2. Класс делится на группы.
  3. Сообщение темы и цели занятия.
  4. Путешествие по сказочной стране Математики.
  5. Выбор фигуры.
  6. Практическая часть исследования.
  7. Подведение итогов исследования.
  8. Рефлексия.
  9. Пожелания друг другу.

В кабинете стоят 3 стола, на них лежат жетоны разного цвета. В начале занятия ребята делятся на группы по 4 человека, организованные по принципу случайности, беря при входе в класс цветной жетон.

1. Невербальная настройка.

В начале урока все участники образуют круг. Звучит музыка.

Учитель математики: Первые слова - вступление.

2. Класс делится на группы.

Педагог-психолог: В одной стране на Желтой, Зеленой и Красной горах жили-были гномы, семейства гномиков так и называли – красное, желтое и зеленое.

Ребята посмотрите на свои жетоны. По цвету жетона найдите свой дом и познакомьтесь с членами своего семейства. В сегодняшнем путешествии Вам придется жить, работать и принимать решения вместе. И от того как, Вы это будете делать, зависит Ваш успех.

В каждой семье кроме детей есть взрослые – мамы и папы, уважаемые гости, мы просим вас быть активными участниками сегодняшнего мероприятия и стать наставниками для наших юных гномиков. Присоединяйтесь к ребятам, сегодня им понадобится ваша поддержка и помощь.

Педагог-психолог: Жили гномы дружно и не подозревали, что где-то есть другая страна.

(стук в дверь)

3. Сообщение темы и цели занятия.

Учитель математики: Ребята нам принесли телеграмму (Приложение 1), давайте я ее зачитаю: “Дорогие друзья, приглашаем вас к нам в гости в страну под названием “Необычный мир математики”.

- Ребята, мы принимаем приглашение?

- Да! Тогда в путь!

- В ходе нашего путешествия вы должны проявить смекалку, сообразительность и самое главное терпение. И чтобы все получилось нам надо пополнить запас сил, после трудового дня.

Физминутка.

Педагог-психолог: Отдохнем, выполним упражнение “Микеланджело”.

Микеланджело – великий итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель. Он умел рисовать и писать двумя руками одновременно. Порисуем и мы, в воздухе одновременно двумя руками рисуем круги, квадраты, а теперь левая рука рисует круг, правая треугольник.

(Обращение к учителю математики) Ой, Вы не дочитали телеграмму, в ней что-то сказано еще. Ребята жители волшебной страны спорят, есть ли связь между основными геометрическими фигурами и чертами характера человека или нет. Они просят нас провести психологическое исследование, и решить их спор.

4. Путешествие по сказочной стране Математики.

Учитель математики: Значит, мы должны вспомнить эти геометрические фигуры. Давайте представим себе сказочную страну Математику.

Сказка: Давным-давно существовал такой мир, в котором все состояло из квадратов: дома, звери, птицы, деревья.

В этом квадратном мире жил очень любознательный мальчик по имени Никита.

Однажды прогуливаясь по улице, наблюдая за всем, что происходит, вокруг Никита подумал: интересно, неужели существует только одна геометрическая фигура – квадрат? И он тут же побежал домой и спросил у мамы: “Почему все вокруг состоит только из квадратов?” Мама никогда не задумывалась над этим вопросом и быстро ответила: “Потому что так было всегда”.

1) А теперь Никита предлагает вам собрать танграм.

Замечательный квадрат.

Никита стал наблюдать за тем, что происходит вокруг. Каково же было удивление Никиты, когда однажды утром он увидел бабочку, и она была такой:

А в лесу он увидел ель, она была такой:

А на берегу реки он увидел кораблик, а он был таким:

Очень обрадовался Никита, что в мире существуют не только квадраты, но и другие фигуры.

А что это за геометрическая фигура вы узнаете, отгадав ребус.

2) Отгадайте ребус.

3) Составьте как можно больше слов из слова “треугольник”.

(три, угол, ельник, кот, топ, уголь, руки, реки, ролик, тол, кол, горе, корт, турник, тень, трон, ток, тур, тир, олень, лень)

Однажды гулял Никита, не далеко, не близко, не высоко, не низко, а в 70 км от Хабаровска, на правом берегу Амура, у сел Сикачи-Алян и Малышево, где стоят валуны из базальта. На них – петроглифы, Сикачи-Аляна которые представляют собой изображения личин, зверей, птиц, змей, лодок.

Нанайская легенда гласит: когда-то вся Земля была очень горячая, и камни на ней плавились от жары. Боги забавлялись этим и рисовали пальцами на расплавленных камнях забавные рожицы, в которых можно увидеть различные геометрические фигуры, в том числе и круг.

А теперь Никита предлагает вам следующие задания:

4) Какой круг лишний?

С каждым днем мир для Никиты становился интересным и замечательным.

Как-то раз, гуляя по городу, он встретил группу людей одетых в красивую одежду, разукрашенную различными орнаментами. Так он узнал, что есть такие народности как нанайцы, ульчи, эвенки которые украшают свою одежду различными фигурами. Где Никита увидел зигзаг (ломаная). Расшив, таким образом, халат для своего ребенка считали, что, став, взрослыми они будут счастливыми, что это сохранит их от бед. Чтобы красивая вышивка радовала душу, напоминала о родном очаге.

5) Задание: Рукавички с орнаментом.

Ребята оставим на память Никите наши украшенные рукавички, разными геометрическими фигурами, чтобы они хранили его от мороза и бед.

(Раскрашивание рукавичек)

6) Коллаж сказочного города.

Ребята! Мы погостили в гостях у Никиты и увидели его сказочную страну, а теперь создадим свой город – сказку.

(Поиск в кабинете геометрических фигур и составление коллективного коллажа.)

Выступление гостей, которые рисовали речку, облако, дорожку, солнце.

Учитель математики: Мы хорошо с вами потрудились, но немного отвлеклись от цели нашего путешествия, а ведь жители страны “Необычный мир математики” ждут, не дождутся, чтобы узнать, как связан характер человека с геометрическими фигурами.

7. Выбор фигуры.

Педагог-психолог: Чтобы ответить на этот вопрос проведем исследование. На экране вы видите геометрические фигуры. Выберите из них ту, в отношении которой можете сказать: "Это — я!" Постарайтесь почувствовать свою форму. Если вы испытываете сильное затруднение, выберите из фигур ту, которая первой привлекла вас.

У себя на столе найдите подходящую заготовку и подпишите ее (Приложение 2).

Молодцы! Ребята, еще раз представьте себе сказочную страну Математику, где жители – геометрические фигуры – круги, треугольники, зигзаги и квадраты.

Попытайтесь определить: а какой же характер у жителей этой страны?

У вас в руках фигура подумайте, почему именно эту фигуру вы выбрали, какие черты характера у вашего жителя.

Для того чтобы облегчить вам задачу составления психологического портрета вашего “героя”, я подготовила листочки, на которых выписаны самые разнообразные черты характера (Приложение 3). Вам надо – ознакомиться с ними, выбрать и записать: какие из них, на ваш взгляд, подходят к вашему “герою”. Пожалуйста, проявите свою проницательность, воображение, может быть, даже “примерьте” на себя данную геометрическую форму, представьте: “Если б я был бы треугольником, то я бы был...” На работу дается 4-5 минут.

(Обращение к любому ученику) Саша, ты какую фигуру выбрал? Какие черты характера ты записал? Ребята кто еще выбрал такую же фигуру? Согласны ли вы с Сашей, можете его дополнить? Уважаемые взрослые, может быть, у вас есть дополнения?

Кто еще хочет рассказать о своей фигуре? круг ... треугольник...

8. Практическая часть исследования.

Педагог-психолог: Проверим все вами сказанное на практике.

Встаньте, пожалуйста, в круг.

В чем особенность этой фигуры? Нет углов.

Стоя в кругу, вам хорошо всех видно? Да.

А раз всех видно хорошо, поэтому в кругу, что легко делать? Общаться. Круг характеризуется не только как хороший собеседник, но иногда как болтливый человек.

У круга много друзей и знакомых, он дружелюбный, спокойный, бесконфликтный, щедрый, способен убеждать других, в тоже время нерешительный.

Круг является символом гармонии. Эти люди переживают чужим неудачам и радуются чужим достижениям, они эмоциональны.

Собственно говоря, такую же характеристику дали и вы кругу.

Квадрат отличается от круга тем, что у него есть... углы.

Как вы думаете, легко ли будет нам повернуть квадрат, как колесо? Трудно.

Значит, он любит постоянство, с трудом привыкает к новому.

Если человек выбрал квадрат, то он трудолюбивый, человек с логическим мышлением и математическим анализом. Он твердый в решениях, терпеливый, настойчивый, бережливый, доводит дело до конца, упрямый.

Треугольник. О чем могут говорить углы у треугольника? Острая, наступательная фигура. Стремится быть первым, быть лидером. Это человек уверенный в себе и эгоцентричный, решительный, нацеленный на победу, принимающий ответственность на себя.

Вы одинаково хорошо всех ребят видите, как в круге? Нет.

Тогда можно сказать, что у треугольника есть проблемы в общении? Да.

Он нетерпеливый, часто прерывает других, не терпит возражений.

А вот как нам сделать зигзаг или ломаную линию? Встать в линию.

Это самая странная фигура. Она разомкнута и у нее много... углов. Зигзагу свойственно стремление к новизне, непостоянство настроения, поведения, несдержанность. Долго работать на одном месте такой человек не может.

Фигура бесконечна, что говорит о человеке творческом, которому свойственна образность мышления. Зигзагам свойственна мечтательность, восторженность, остроумие. Он душа компании.

Ребята садитесь на свои места.

Вы обратили внимание, что характеристика, данная жителям страны Математика вами самостоятельно, совпала с результатами практической части нашего исследования?

9. Подведение итогов исследования.

- Ребята, какой вывод можно сделать по результатам нашего исследования?

- Есть связь между основными геометрическими фигурами и чертами характера человека? Человек случайно выбирает себе фигуру?

Вывод: Наше исследование подтвердило связь геометрических фигур и характера человека. Если человек имеет определенный набор черт характера, то из предложенного набора геометрических фигур он выберет в качестве понравившейся больше других вполне определенную фигуру, соответствующую его типу.

Геометрические фигуры широко используются в психологии. Определить свой тип характера помогает психогеометрия – специальные тесты с геометрическими фигурами. Автор этого метода психолог Сьюзен Деллингер.

Ребята в нашем классе вы выбрали разные геометрические фигуры, значит у вас разные черты характера, как вы считаете это хорошо или плохо? Почему?

- Как вы думаете, если бы в классе все были по типу треугольники, это было бы хорошо?

Вывод: Когда все люди разные, это интересно, можно многому научиться друг у друга, можно эффективно сотрудничать.

Учитель математики: Также как мальчику Никите из сказки стало жить интереснее, когда он понял, что в мире существуют не только квадраты, но и другие фигуры.

10. Рефлексия: “Страна гномов”.

Педагог-психолог: С помощью цветных карандашей из своей фигуры сделайте мордашки гномов, и передайте свое настроение.

А нашим гостям я предлагаю украсить новогоднюю елку. На разноцветных елочных игрушках напишите, пожалуйста, свои впечатления, пожелания или маленький отзыв.

11. Пожелания друг другу.

Учитель математики: На нашем занятии мы еще раз убедились в том, что математика помогает нам узнать как можно больше о себе и друг о друге.

Завершая нашу встречу, я предлагаю вам взяться за руки, образовать круг и по цепочке говорить пожелания друг другу. Ведь из каждого из нас, индивидуального и неповторимого, и всех вместе складывается единое человеческое сообщество – наш дружный 5 класс.

Педагог-психолог: А я вам желаю успехов и удач! Спасибо за активное участие!