>Цель: автоматизация звука [ж] в связной речи.
Задачи занятия:
обучающие:
- автоматизировать звук [ж] в слогах, словах, предложениях, текстах;
- совершенствовать умения правильно произносить двух- и трехсложные слова с одним стечением согласных;
- тренировать умения давать характеристику звука;
развивающие:
- развивать навыки фонематического анализа на речевом материале разных уровней (слоги, слова, словосочетания, предложения);
- обогащать словарный запас учащихся;
- развивать умения продуцировать предложения;
- развивать навыки пересказа прослушанных текстов;
- тренировать умения изменять темп произнесения слогов и слов;
воспитательные:
- тренировать навыки рефлексии и оценки собственной работы на занятии;
- воспитывать умение отвечать по очереди;
- воспитывать дисциплинарные моменты в поведении детей.
Оборудование: предметные картинки, индивидуальные схемы для фонемного анализа слов, магнитная схема фонемного анализа слов, сюжетная картинка по содержанию текста, картинки-схемы для составления предложений, зеркала.
Речевой материал:
1. Слоговые ряды для развития фонематического восприятия:
ба-жа-за-фа-со-то-жо-зо-ко; ту-шу-жу-ко-жо-мо-то-жа-ша; ма-ща-ва-жа-ка-жо-та-що-ла-ще-жу; шу-ту-чу-пы-чи-жи-ва-ча-жа-мо-жо-чо.
2. Слоговые ряды для автоматизации звука [ж] и работы над темпом:
жа-жа-жа; жу-жу-жу; жо-жо-жо; аж-аж-аж; уж-уж-уж; ож-ож-ож; жа-жо-жу; аж-ож-уж; ужа-ужа-ужа; ожа-ожа-ожа.
3. Слоговые ряды для развития структуры слова:
жка-жка-жка жба-жба-жба жку-жку-жку жбу-жбу-жбу жко-жко-жко жбо-жбо-жбо жки-жки-жки жбы-жбы-жбы жка-жко-жко жба-жбо-жбо жко-жку-жку жбо-жбу-жбу
4. Слова для автоматизации звука [ж] и работы над слоговой структурой слова:
жаба, жук, жара, жирок, жетон, Женя, желудь;
рожа, лужа, бежать, вяжет, стужа, кружит;
жбан, жгут, жнут, ждут, джунгли, джигит, джемпер;
одежда, надежда, дружба, прежний, книжный, дружный, рожица, ужата, ежата;
жажда, жаждать, жужжать, жужжание, жужжалка, можжевельник, жужелица, желток, железо, крыжовник, варежка.
5. Предложения для автоматизации звука [ж]
Женя носит кожаный жилет. Жокей наденет свой жакет. У ужей ужата. У ежей ежата. Ежи ужинают ужами, ужи не дружат с ежами. Ужонок убежит от ежонка, а ежонку не убежать от ужонка.
6. Тексты для автоматизации звука [ж]
Дождик-дождик, кап-кап-кап,
Мокрые дорожки,
Не пускает нас гулять -
Мы промочим ножки.Дождик-дождик, кап-кап-кап
Мокрые дорожки,
Всё равно пойдем гулять -
Одевай сапожки!
Ежи лежали в меже,
Ежи поджидали ужей,
Ужи пробежали межу,
Убежали ужи от ежей.Жук жужжит,
Над ежом кружит,
А ёжик лежит,
На жука глядит.Ты, жук, жужжи,
Ты, жук, кружи,
А я полежу,
На тебя погляжу!
Сказка "Ежко-Бежко и ужик-Ужко" (по мотивам болгарской сказки “Ежко-Бежко и Солнце”).
Жил в лесу Ежко-Бежко. Очень любил Ежко-Бежко вставать рано поутру и выходить на лужок с Солнышком-Жёлтиком здороваться. Пойдёт Ежко на лужок, мимо Ужкиной лужицы, что за норкой Ужко, позовет с собой Ужко-дружочка: "Вставай, ужик Ужко-дружок! Пойдём с Солнышком-Жёлтиком поздороваемся!" И пойдут вместе на лужок, поздороваются с Жёлтиком, да и по делам отправятся. А Солнышко-Жёлтик смотрит весь день на Ежко-Бежко да на ужика-Ужко и радуется, что такие замечательные зверята живут в сказочном лесу и так крепко дружат.
План-конспект урока
1. Оргмомент.
Перед тем, как посадить детей на места, логопед предлагает всем вспомнить каких-нибудь насекомых, которые жужжат. Дети вспоминают муху, жука, шмеля, пчелу и жужжат: ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж…
Ученики садятся, логопед сообщает тему: "Звук [ж]".
2. Описание артикуляции при произнесении звука [ж] и артикуляционная гимнастика для отработки шипящих звуков.
Логопед предлагает детям хором пожужжать и понаблюдать, как во время жужжания расположены органы артикуляции. Дети по одному описывают отличительные черты уклада органов артикуляции при произнесении звука [ж], логопед обобщает.
Дети берут зеркала для выполнения артикуляционной гимнастики.
- Улыбка - трубочка
- Лопатка
- Наказать непослушный язычок
- Чашечка
- Бублик
- Лошадка
3. Характеристика звука [ж].
Один из учеников даёт характеристику звука: согласный, твердый, звонкий. Затем несколько учеников по одному повторяют характеристику.
4. Развитие фонематического восприятия:
Задание 1. Игра "Поймай слог".
Логопед произносит слоговые ряды, дети хлопают в ладоши, если слышат слог со звуком [ж] (см. речевой материал, пункт 1).
Задание 2. Игра "Просыпайся".
Дети закрывают глаза, опускают головы на руки ("спят"). Они должны поднять голову, когда услышат слог со звуком [ж] (см. речевой материал, пункт 1).
5. Автоматизация звука [ж]:
- в слогах
Задание 1. (+ развитие умения изменять темп проговаривания) Игра "Кто быстрее".
Логопед предлагает детям повторить ряд слогов сначала в медленном, затем в быстром темпе (см. речевой материал, пункт 2).
Задание 2. (+ развитие слоговой структуры слова) Игра "Самый внимательный". Проговаривание детьми слогов со стечениями согласных (см. речевой материал, пункт 3).
- в словах
Задание 1. Игра "Раз, два, три - повтори".
На наборном полотне выставлено много предметных картинок. Логопед указкой показывает только три картинки. Дети следят за указкой, запоминают, а потом называют показанные картинки (см. речевой материал, пункт 4).
Задание 2. Игра "Отгадай, что я делаю".
Ученики отгадывают и называют слова по демонстрации действий: бежит, вяжет, стрижет, лежит, ждет, жужжит.
6. Работа над слоговой структурой слова (+ автоматизация звука [ж] в словах).
Игра "Домики". На наборном полотне 2 картинки - домики. В одном живет Ежко, в другом - Ужонок. Дети по очереди выходят к доске, берут картинку, называют её и ставят под соответствующий домик: если в слове 2 слога, то в домик Ежко (“ёжик” - в слове 2 слога), если 3 - в домик Ужонка (“ужонок” - в слове 3 слога). См. речевой материал, пункт 4.
7. Физкультминутка.
Ловко прыгают зайчата:
Прыг да прыг, скок да скок!
Быстро бегать зайцам надо,
Чтоб не скушал серый волк!
(прыжки на месте)Медвежонок не боится
Волка, кабана, лисицы.
Мишка по лесу идет:
"Где здесь пчелы, где здесь мед?"
(ходьба на месте)А по небу ходят тучи,
Вот пробился солнца лучик.
(потягивания - руки вверх)
И вокруг запели птицы!
(потягивания - руки в стороны)
Ну а нам пора учиться!
(дети садятся за парты)
8. Формирование навыков фонемного анализа.
На магнитной доске картинка "крыжовник" и соответствующая схема фонемного анализа слова. Один ученик у доски, остальные - за партами, выкладывают фишками схему фонемного состава слова. Затем - схему слогового состава. Вся работа проводится с комментариями ученика, отражающими сведения о порядке следования звуков, их количестве, характеристике каждого, а также выделении ударного / безударного слогов. Далее так же осуществляется фонемный анализ слов: варежка, кожица, жилет.
9. Автоматизация звука [ж] в предложениях.
Игра "Подскажи словечко" (с опорой на предметные картинки). На наборном полотне выставляются картинки "ёжик" и "уж". Детям предлагается добавить слово, чтобы получилось предложение, и проговорить его (см. речевой материал, пункт 5).
10. Автоматизация звука [ж] в тексте.
Логопед читает сказку "Ежко-Бежко и ужик-Ужко" (см. речевой материал, пункт 6).
Логопед беседует с детьми по содержанию сказки.
Заучивание рассказа учениками (логопед читает отрывки их сказки, дети хором их повторяют) и пересказ с опорой на картинный материал.
11. Подведение итогов урока.
Ученики отвечают на вопросы, касающиеся темы урока и характеристики звука [ж].
Логопед предлагает детям оценить занятие: те, кому занятие понравилось, поднимают руки вверх, а те, кому занятие не понравилось, - скрещивают руки на груди. Дети должны постараться аргументировать свою оценку.
Логопед предлагает детям самостоятельно оценить собственную работу на занятии: те, кто считают, что поработали очень хорошо, поднимают вверх обе руки; те, кто считают, что работали на среднем уровне, поднимают вверх одну руку; те, кто считают, что поработали недостаточно хорошо, не поднимают руки.
Логопед даёт дифференцированную оценку работы учеников.
Литература.
- Ежко-Бежко и Солнце. Болгарские народные сказки. - М.: ИД Мещерякова, 2013. - 136 с.
- Л.Г. Парамонова. Упражнения на развитие речи для подготовки ребёнка к школе. – М.: АКВАРИУМ, 2005. – 208 с.
- О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. Физкультурные минутки. – М.: Астрель АСТ, 2006. – 72 с.