Образовательные цели:
подготовить учащихся к созданию текста публицистического стиля; научить учащихся брать и записывать интервью; повторить лексику по теме “Стили речи”.
Развивающие цели:
создать условия для самостоятельной деятельности учащихся; развивать речь учащихся через знакомство с новой лексикой.
Воспитательные цели:
воспитывать интерес к теме урока с помощью деловой игры; способствовать формированию нравственных ценностей; воспитывать самостоятельность, сотрудничество, коллективизм, коммуникативные навыки.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Мы находимся на уроке русского языка, и у меня есть несколько вопросов к учащимся.
- Тебе нравиться ходить в школу? Какой урок ты любишь больше и почему?
- Чем ты занимаешься в свободное от уроков время?
- Ты занимаешься спортом?
- Как можно назвать нашу беседу? (Диалог, интервью).
- Кто знает, что такое интервью? (Интервью - это беседа с каким-либо лицом)
- Наверное, вы уже догадались, что урок пройдёт сегодня в форме деловой игры и завершится конкретным делом – мы научимся брать и записывать интервью.
- Я думаю, что прежде чем приступить к работе, нужно послушать советы профессионального журналиста, который расскажет нам, что такое интервью, какова цель и содержание интервью, и от чего зависит успех интервью.
II. Видеоматериалы.
III. Сообщение темы и целей урока.
- Мы послушали советы журналиста Людмилы Уткиной.
- Почему наш сегодняшний день невозможно представить без профессии журналиста?
- В современном мире всё больше и больше начинают цениться деловые качества человека. Вам предстоит после школы выбрать профессию, найти своё дело. Интересно попробовать себя в роли работника газеты или журнала: журналиста или корреспондента. Эти слова – синонимы. Что такое синонимы? Сегодня мы будем употреблять оба эти слова. Журналист – это более широкое понятие, а корреспондент – более узкое.
- Откройте блокноты журналистов (так мы будем именовать тетради) и запишите число, классная работа и тема…
IV. - Как вы думаете, что необходимо знать и уметь, чтобы стать журналистом?
- Насколько вы эрудированны (эрудированный человек – человек, который ориентируются в разных областях жизни), сейчас мы проверим.
V. Лексический диктант.
- Сейчас мы будем писать лексический диктант. Я диктую определения слов, а вы находите эти слова на доске и записываете их в свои рабочие блокноты (слова на карточках прикреплены к доске в хаотичном порядке).
1. Литература, посвящённая актуальным проблемам в жизни общества.
2. Сообщение о событиях дня, оперативная информация (в печати, по радио или телевидению).
3. Сотрудник редакции, собирающий информацию о чём-либо.
4. Литературный работник, занимающийся журналистикой.
5. Человек, который редактирует материал.
6. Человек, который отвечает на вопросы анкеты или корреспондента.
Публицистика, репортаж, корреспондент, журналист, редактор, респондент, интервью.
- Какое слово мы не назвали? Давайте вспомним, что такое интервью?
VI. Обсуждение темы урока.
- Эти слова должен знать каждый журналист. Они характерны для определённого стиля речи – публицистического. Обычно им пользуются сотрудники газет и журналов, защитники или обвинители на суде, но и речь обычных людей, когда они говорят между собой на какую-то серьёзную, общественно значимую тему, приближается к публицистическому стилю. Все вы смотрите телевизор и, наверное, видели пресс – конференцию с В. В. Путиным. За 3,5 часа президент ответил на 140 вопросов, без подготовки. И, наверное, есть чему поучиться у Владимира Владимировича – это, прежде всего, правильная, эмоциональная речь.
VII. Работа с таблицей.
- Но мы с вами не профессионалы, поэтому к интервью нужно хорошо подготовиться. Начнём подготовку с работы по таблице, которая позволит нам вспомнить особенности различных стилей речи. Какие стили речи вы знаете?
- Ваша задача – заполнить в таблице колонку “Название стиля”.
VIII. Работа с таблицей.
IX. Проверка задания.
X. Работа с текстом.
- Посмотрите ещё раз на колонку с особенностями публицистического стиля, интервью – один из жанров этого стиля.
Интервью – это ряд вопросов на заданную тему и ответы на них, то есть диалог. Вспомните, как оформляют диалог?
А теперь посмотрите на вырезки из газет, как оформляют интервью (образцы). Я являюсь редактором школьной газеты “Прикинь, да!” и поэтому часто работаю с ребятами, которые берут интервью (объяснение оформления).
- Давайте попробуем и запишем вопрос и ответ.
- Совсем недавно на пересечении улиц Яблочковой и ул. Зелёной открыли каток. На открытии было очень много ребят и гостей. Журналисты брали у них интервью. Многие из вас, наверное, видели этот репортаж. Сейчас мы попробуем составить вопросы для интервью на тему “Зимние забавы”.
XI. - Есть несколько правил, как правильно брать интервью. Нужно поприветствовать респондента и представиться, а в конце поблагодарить его за ответы, то есть пожелать ему блага и добра.
XII. - Сейчас мы будем работать по группам. Представьте, что вы в редакции журнала “Кот учёный”. Вы должны будете взять интервью и опубликовать его на странице школьного журнала “Кот учёный”. Вам необходимо подумать, посоветоваться и выбрать лучший вопрос на школьную тематику, потом записать его на ватман и передать другой группе, которая ответит на этот вопрос, а потом поместим интервью на доску.
XIII. Учащиеся зачитывают интервью, вешают на доску и получают рекомендацию напечатать его в школьной газете.
XIV. Итог урока.
- Что мы сегодня делали на уроке?
- Что такое интервью?
- Цель интервью?
- Содержание интервью?
- От чего зависит успех интервью?
Оценивание учащихся учителем и самооценка.
XVI. Д/з. Взять у родителей интервью на тему: “Легко ли быть родителями?”, работу оформить в творческих тетрадях.