Цель: Знакомство с художественными традициями донского края.
Задачи: Познакомить детей с историческим прошлым родного края; развивать творческий потенциал детей средствами фольклора и словотворчества, связанных передачей художественных традиций, бытующих в Ростовской области; воспитывать гордость за героическое прошлое казаков, интерес к родным традициям.
Материал: зал оформлен в виде казачьих посиделок.
Атрибуты: атрибуты к играм.
Ход праздника
(Слайд 1-2)
Ведущий:
Дорогие гости, и сегодня мы приглашаем вас на наши родные донские казачьи посиделки!
На завалинках в светелках
Иль на бревнышках, каких,
Собирали посиделки
Молодых и пожилых
Любили казаки, да что там говорить, любят и сейчас
Собраться в светёлке, поговорить, повеселиться.
Казачка: Здорово дневали! (кланяется)
Казак: Здорово ночевали! (кланяется)
Казачка:
Есть у нашего народа
Вечные, особые черты –
Не берут ни годы, ни невзгоды,
Ни капризы ветреной моды –
От души они, от доброты.
Казак:
Гость, войди,
Традиций не нарушив!
Мы всегда чайку попьем.
Всем известно - казаков радушие:
Хлебосольство и открытый дом.
Ведущий: А знаете ли вы, ребята, кто такие казаки? (вольные, свободные люди, удалые) Откуда они появились?
Ведущий: Давным-давно вдоль берега реки Дон стали селится беглые крепостные люди, которых помещики заставляли работать от зари до зари. Они не могли прокормить свои семьи. Вот и бежали люди в степи, где было много дичи. Селились сначала на островах, вблизи рек.
Слайд (3-6)
Исполнение песни “Как за Доном, за рекой казаки гуляют”
Как за Доном, за рекой казаки гуляют
Е-ей живо не робей казаки гуляют
Е-ей живо не робей казаки гуляютКазаки не простаки вольные ребята
Е-ей живо не робей вольные ребята
Е-ей живо не робей вольные ребятаУ них шапки тумаком, но живут богато
Е-ей живо не робей но живут богатоОни выпьют, посидят про горя забудут
Е-ей живо не робей про горя забудут
Е-ей живо не робей про горя забудутИ калёную стрелу всё за Дон пущают
Е-ей живо не робей всё за Дон пущают
Е-ей живо не робей всё за Дон пущаютКак за Доном за рекой казаки гуляют
Е-ей живо не робей казаки гуляют
Е-ей живо не робей казаки гуляют
(Слайд 7)
Ведущий: А еще казаки пуще жизни любили край донской, который подарил им свободу и дом, дал им родину.
(Слайд 8) (Звучит лирическая донская мелодия)
В моей придонской стороне
Дышу полынью в час восхода.
Не знаю как кому, а мне
Вода донская слаще меда.
(Слайд 9)
В природе ярких красок мало.
Но радует мои глаза
Литая кисть калины алой.
(Слайд 10)
Пусть облетели тополя.
Я у степной твержу криницы:
Вместе:
"Благословенной будь земля.
Где довелося нам родиться''
(Слайд 11)
И вот сегодня вечерком
Мы дорогих гостей встречаем
Круглым, пышным караваем.
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником
Каравай мы вам подносим.
Поклоняясь, отведать просим.
(Слайд 12)
Вы бывали на Юге России,
Где станицы у самой реки.
Там рассветы такие красивые,
И седлают коней казаки.
(Слайд 13)
А зори алые встают играючи.
Станицы вольные и вольный Дон.
Мужчины храбрые? казачки жгучие.
Хранят и славят Русь с былых времен.
(Слайд 14)
Родная степь!
Бескрайние покосы!
Кузнечики звенят, как камыши.
Да солнце по колено бродит в росах,
Да шепчутся о чем-то ковыли.
(Слайд 15)
Откуда Дон берет свое начало,
Где скрыта вечная струя,
Что вниз по руслу величаво
Уходит в дальние края?
(Слайд 16)
Под невысокою березкой
Начало Дон свое берет,
Из под травы земли Московской
С Ивана-озера течет.
(Ведущие кланяются зрителям, раздают угощение под мелодию донских припевок).
(Слайд 17)
Ведущий: Веселыми рассказчиками и сочинителями докучных сказок были наши предки – казаки. Любили они дурачить друг друга.
Казак: Как это?
Ведущий: А вот как.
(Слайд 18)
Ребенок: Жил был царь, у царя двор, на дворе кол, на колу мочало, а не начать ли сказку сначала?
Ведущий: Начни.
Ребенок 1: Жил был царь, у царя двор, на дворе кол, на колу мочало, а не начать ли сказку сначала?
Ребенок 2: А я знаю другую сказку.
Ребенок 3: Какую?
Ребенок 2: Мы с тобой шли?
Ребенок 3:Шли.
Ребенок 2: Кожух нашли?
Ребенок 3: Нашли.
Ребенок 2: Я тебе его дал?
Ребенок 3: Дал.
Ребенок 2: Ты его взял?
Ребенок 3: Взял.
Ребенок 2: Где же он?
Ребенок 3:Что?
Ребенок 2: Да кожух.
Ребенок 3: Какой?
Ребенок 2: Мы с тобой шли? (тон повышается)
Ребенок 3: Шли.
Ребенок 2: Кожух нашли?
Ребенок 3: Нашли.
Ребенок 2: Я тебе его дал?
Ребенок 3: Дал.
Ребенок 2: Ты его взял?
Ребенок 3: Взял.
Ребенок 2: Так, где кожух? (на повышенном тоне)
Ребенок 3: Что?
Ребенок 2: Да кожух!
Ребенок 3: Какой кожух?
Ведущий: И так до бесконечности. Но не только дурачить друг друга любили казаки. Они были очень наблюдательными людьми и на основе своих наблюдений составляли приметы, пословицы, поговорки.
(Слайд 19)
- Казаком быть – не разиня рот ходить.
- Гриб хорош белый, а казак умелый.
А вы знаете казачьи поговорки?
- Казачьему роду нет переводу;
- Казачья голова, что под дождиком трава;
- Донской казак часть не кинет, хоть головушка стынет;
- Казак без песен, что виноградная лоза без гроздьев;
- Казачьи песни слушать, что мед ложкой кушать;
- Казак с конем и ночью и днем;
Ведущий:
- Молодцы, много вы поговорок знаете.
Ну да на этом посиделки - продолжаются
(Слайд 20)
Казак:
Одно нам солнце светит,
Одно и небо и земля.
Мы все твои России дети.
Одна великая земля.
Берегите Россию -
Нет России другой.
Берегите ее тишину и покой,
Это небо, это солнце.
Этот хлеб на столе
И родное оконце в позабытом селе.
Берегите Россию-
Без нее нам не жить.
Берегите ее,
Чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой.
Хранить огонь родного очага
И не позарься на костры чужие-
Таким законам наши предки жили
И завещали нам через века.
Славься, славься ты, Русь моя!
Славься, великая наша земля!
Славься, славься из рода в род.
Славься великий наш народ.
Ведущий:
Собрались мы позабавиться,
Да потешиться, поиграть.
У кого там хмурый вид?
Снова музыка звучит!
Собирайся, детвора,
Ждет казачья вас игра!
Проводится игра “Утенок”.
Мальчики и девочки собираются в общий хор и выбирают утенка.)
Хор: Как ты, утенок по полю, летаешь?
Утенок: Вот как я, утенок, по полю летаю (машет руками)
Хор: Как ты, утенок, гнездо совиваешь?
Утенок: Вот совиваю. (крутит руками).
Хор: Как ты утенок пера нащипаешь?
Утенок: Вот нащипаю (щиплет рубашку)
Хор: Как ты, утенок, яиц наносишь?
Утенок; Вот яиц наношу (садится на корточки).
Хор: Как ты, утенок, цыплят выводишь?
Утенок: Вот вывожу (бьет кулаком о кулак.)
Хор: Как ты их всех разгоняешь?
Утенок: Вот разгоняю: (звучит казачья плясовая мелодия)
(Все бегут врассыпную, а утенок должен ловить. Пойманный становится утенком.)
“Игра в шапку”
Цель игры: развитие ловкости, внимания.
На площадке играющие становятся, образуя круг, в центре стоит один из игроков, стоящие по кругу игроки бросают один другому шапку. Стоящий в кругу должен поймать шапку в тот момент, когда она перелетает от одного игрока к другому, или попытаться вырвать ее из рук игроков.
Правила игры:
Шапку перебрасывают, не соблюдая порядка, взад или вперед; если стоящему в кругу удается поймать шапку, то он садится в кругу. А тот игрок, у которого была отнята шапка или который вовремя не поймал шапку, остается стоять в кругу.
Игра “Веревочка”
Один ученик крутит веревку, а другие прыгают через нее, кто не успел, выходит из игры. Кто дольше продержится.
Ведущий:
А теперь мы отдохнем
Да загадки разберем!
Слайд (21-26)
- Крепка, звонка да отточена? (Сабля)
- На чужой спине едет, на своей груз везет? (Седло)
- На солнышке полежал, да весь в Дон убежал? (Снег весной)
- Пришли казаки без топоров срубили избу без углов (Муравьи)
- Лохматый казак, посередке кушак, по двору ходит, порядок наводит? (Метла)
- Кривой двух братцев понес к Дону купаться. Пока братцы купаются, кривой без дела валяется? (Ведра и коромысло)
Ведущий:
Молодцы, поиграли, загадки отгадали.
А теперь пришел черед
поиграть частушки.
Частушки
1. Щука плавает в Дону.
Спит на яблоне в саду...
Шерсть смотали мы в клубок,
Выйдет шелковый платок.2.Закудахтал пес Барбос,
В конуре яичко снес,
В марте стаял снег и лед –
Это к нам зима идет.3. Из-за Дона, из-за гор,
Едет дедушка Егор.
Дети на телятках
Внуки на козлятках.
4. Чтобы печка разгорелась,
Надо жару поддавать,
Чтоб частушка лучше пелась.
Надо пляской помогать.5.Сидит ежик на березе -
Новая рубашка,
На головке сапожок,
На ноге фуражка.6. Ой, ребята, та-ра-ра,
На Дону стоит гора.
А на той горе дубок,
А на дубе воронок.
7. Ходит милый по деревне,
Ходит, улыбается,
Оказалось, зубы вставил,
Рот не закрывается.8. Моя милая красива,
За рекой она жила,
Захотела повидаться,
В решете переплыла.9. Ой, бяда, бяда-
В огороде лебяда,
Черемушка белая,
Что любовь наделала?10. Раньше были русы косы
У моей у милочки,
А теперь по новой моде
Стриженый затылочек.
11.Два каржонка на юру
Раскричались поутру:
Карр да карр, карр да карр.
Вот устроили базар.
12. Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь мы вас попросим,
Чтобы нам похлопали.
(Слайд 27)
Ведущий: Прекрасна наша родина - наш донской любимый край.
Казачка:
Ты – Дон, ты – наша Родина
Нет тебя прекрасней.
Нет земли богаче и щедрей,
Ты – жемчужина страны моей!Бескрайни донские просторы,
Плодородна щедрая земля,
Нивы необъятные, как море,
Край Ростовский – Родина моя!
Исполняется песня “Выйду ночью в поле с конем”.
Выйду ночью в поле с конём,
Ночкой тёмной тихо пойдём.
Мы пойдём с конём,
По полю вдвоём,
Мы пойдём с конём по полю вдвоёмНочью в поле звёзд благодать,
В поле никого не видать,
Только мы с конём,
По полю идёмСяду я верхом на коня,
Ты неси по полю меня.
По бескрайнему, полю моемуДай-ка я разок посмотрю,
Где рождает поле зарю.
Ай брусничный свет, алый да рассвет,
Али есть то место, али его нет.Полюшко моё, родники.
Дальних деревень огоньки.
Золотая рожь, да кудрявый лён,
Я влюблён в тебя Россия, влюблён.
(Слайд 28)
Казачка:
Мы сегодня вместе веселились,
Край Донской прославлять не ленились,
Угощенье приготовили на славу
Веселились, танцевали мы по праву!
Все:
Любим мы Дон всегда!
Казаки мы – хоть куда!
Казак и казачок (хором)
Вот и настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь.
Говорим мы “До свиданья,
До счастливых новых встреч!”
Литература
1. Хрестоматия по истории донского казачества. Составитель Астапенко. Р-н-Д: издательство Ростовского университета, 1994.
2. И.Г. Богаченко. А.М. Рябченко. Дон – наш дом. Сборник сценарных разработок в помощь классным руководителям, воспитателям, педагогам дополнительного образования. Выпуск II.- Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского областного ИПК и ПРО. 2006.
3. Г.Астапенко. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков... Батайск: Батайское книжное издательство, 2002.
4. Лингвистическое краеведение. Методическое пособие под ред. Т.И. Павловой. Р-н-Д: Издательство РО ИПК и ПРО.
5. П.И. Ковешников. Дон волною серебрится. Частушки, пословицы, поговорки Дона. Ростов-на-Дону: РКИ, 1979.