Цель. Научить анализировать звуковой ряд и слова по набору гласных звуков.
Задачи.
Познавательные:
- формировать представление о гласном звуке и его основным характеристикам;
- закреплять умение выделять гласный в ряду звуков и в слове;
- научить определять место гласного звука в слове.
Коммуникативные:
- закреплять умение действовать по словесной инструкции, выполнять движение по сигналу;
- закреплять навыки взаимодействия в группе.
Коррекционные:
- развивать слуховое внимание и память;
- развивать мелкую и артикуляционную моторику.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Своё место займёт тот, кто ответит, как будет сегодня заниматься?
Возможные варианты ответов: старательно, внимательно, аккуратно и т.п.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
2. Актуализация знаний.
Логопед: Посмотрите внимательно на этих поющих гномиков. Как вы думаете, какие звуки они поют? (Слайд №1)
Д: Гласные звуки.
Л: Назовите их. (Слайд №2). Кто догадался, как звучит тема нашего урока?
Д: Гласные звуки и буквы. (Слайд №3)
Л: Что вы знаете о гласных звуках? Как они образуются?
Д: Гласные звуки образуются только с помощью голоса, они не встречают преграды, произносятся громко, их можно петь.
Л: В доме гласных звуков случилась беда – все звуки вдруг перестали слушаться. Они стали убегать из слов, меняться местами и собираться сразу все в одном слове. Вот какая путаница получилась. Если мы сможем поставить все гласные буквы на свои места, тогда прочтём имя главного волшебника-невидимки(Слайд №4). Дети пытаются прочесть слово.
Л: Ребята, а в ваших тетрадках бывает такой переполох? Как вы считаете, чему нам нужно научиться, чтобы такого не случалось?
Л: Вместо слова “звук” написано “зувук” (Слайд №5), какая здесь ошибка? Чему нужно научиться?
Д: Считать звуки в словах.
Л: Вместо слова “булка” написано “балка” (Слайд №6), чему нужно научиться?
Д: Нужно научиться различать звуки.
Л: Вместо слова “паук” написано “пуак” (Слайд №7)?
Д: Находить место звука в слове.
Л: Итак, сегодня мы научимся считать, различать гласные звуки, находить их место в слове (Слайд №8)
В этом нам поможет наша правая ладошка (Слайд № 9) .
3. Работа над темой.
Для того, чтобы у нас всё получилось, нужно уметь хорошо произносить гласные звуки.
Игра “Угадай звук”. Логопед беззвучно артикулирует гласные, дети угадывают.
Л: Теперь потренируемся все вместе перед зеркалом – А, О, У, И, Э, Ы.
Для того чтобы пальчики нам помогли, их нужно тоже потренировать. Пальчиковая гимнастика. Исходное положение. Правая рука стоит на столе ладонью к лицу, выпрямленные пальцы расставлены и направлены вверх. Каждый палец руки касается подушечки большого пальца. Движения с большой амплитудой, чёткие.
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому:
Указательный и средний,
Безымянный и последний,
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики друзья,
Друг без друга им нельзя.
Л: А теперь пересчитаем пальцы, начиная с мизинца:1, 2, 3, 4, 5 (5 - большой палец выставляется вверх, остальные в кулак). Считаем пальчики, начинаем с безымянного. Сколько получилось? – Правильно 4.
И так далее. На счёт один выставляется только большой палец.
К нам пришёл звук А. Он хочет, чтобы мы сосчитали - сколько раз он пропоёт:
- а, (большой палец),
- а-а (начинаем с указательного),
- а-а-а (со среднего),
- а-а-а-а (с безымянного),
- а-а-а-а-а (с мизинца).
Остальные звуки тоже хотят с нами поиграть, сосчитайте их:
- о, у, и, э;
- а, и, у;
- и, о, у, э, а. Молодцы! Вы научились считать звуки.
Звуки хотят поиграть в прятки. Среди них найдите место звука О. Наденьте шапочку на тот палец, который соответствует звуку.
Движения пальцев те же.
О: у, о, а. и, ы (безымянный палец Слайд № 10);
Э: у, а, и, э, о (Слайд №11);
Ы: и, э, ы, а, о (Слайд №12).
Замечательно! Вы научились ... находить место звука.
4. Работа в парах. Один ребёнок держит руку, второй надевает шапочку. Затем производят взаимопроверку.
Л: Среди гласных звуков тоже есть главные. Шапочка поможет нам найти их. Какой звук главный, тот будет петь громче и дольше всех, на тот пальчик и наденем другу шапочку:
па, па', па, па, па (слайд №13);
ду, ду, ду, ду', ду (Слайд №14);
би, би, би', би, би (Слайд №15).
5. Физминутка. Игра “Гласный – согласный”. Если логопед произносит гласный звук, дети встают и поднимают руки вверх. Если согласный звук – приседают: а, у, р, с, з, ш, о, и, в, ы, э.
6. Отработка темы. Работа в карточках.
Л: Гласные звуки решили вернуться на свои места. Помогите им, найдите их слова.
- подберите картинку к схеме и соедините их,
- составьте схему для слов,
- исправьте ошибки.
7. .Л: У нас осталось ещё одно незавершённое дело. Нужно расшифровать слово, расставить буквы на свои места. (Слайд № 16). Что же за волшебник-невидимка, помогающий находить нам нужный гласный звук?
Д: Ударение.
8. Итог. Чему вы сегодня научились? Было ли интересно? Всё ли получилось.
Рефлексия. Обведи в карточке смайлик, который говорит о вашем успехе на занятии.