Логопедическое занятие с учащимися 2-х классов, имеющих смешанную форму дисграфии, на тему «Гласные звуки и буквы»

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цель. Научить анализировать звуковой ряд и слова по набору гласных звуков.

Задачи.

Познавательные:

  • формировать представление о гласном звуке и его основным характеристикам;
  • закреплять умение выделять гласный в ряду звуков и в слове;
  • научить определять место гласного звука в слове.

Коммуникативные:

  • закреплять умение действовать по словесной инструкции, выполнять движение по сигналу;
  • закреплять навыки взаимодействия в группе.

Коррекционные:

  • развивать слуховое внимание и память;
  • развивать мелкую и артикуляционную моторику.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Своё место займёт тот, кто ответит, как будет сегодня заниматься?

Возможные варианты ответов: старательно, внимательно, аккуратно и т.п.

Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

2. Актуализация знаний.

Логопед: Посмотрите внимательно на этих поющих гномиков. Как вы думаете, какие звуки они поют? (Слайд №1)

Д: Гласные звуки.

Л: Назовите их. (Слайд №2). Кто догадался, как звучит тема нашего урока?

Д: Гласные звуки и буквы. (Слайд №3)

Л: Что вы знаете о гласных звуках? Как они образуются?

Д: Гласные звуки образуются только с помощью голоса, они не встречают преграды, произносятся громко, их можно петь.

Л: В доме гласных звуков случилась беда – все звуки вдруг перестали слушаться. Они стали убегать из слов, меняться местами и собираться сразу все в одном слове. Вот какая путаница получилась. Если мы сможем поставить все гласные буквы на свои места, тогда прочтём имя главного волшебника-невидимки(Слайд №4). Дети пытаются прочесть слово.

Л: Ребята, а в ваших тетрадках бывает такой переполох? Как вы считаете, чему нам нужно научиться, чтобы такого не случалось?

Л: Вместо слова “звук” написано “зувук” (Слайд №5), какая здесь ошибка? Чему нужно научиться?

Д: Считать звуки в словах.

Л: Вместо слова “булка” написано “балка” (Слайд №6), чему нужно научиться?

Д: Нужно научиться различать звуки.

Л: Вместо слова “паук” написано “пуак” (Слайд №7)?

Д: Находить место звука в слове.

Л: Итак, сегодня мы научимся считать, различать гласные звуки, находить их место в слове (Слайд №8)

В этом нам поможет наша правая ладошка (Слайд № 9) .

3. Работа над темой.

Для того, чтобы у нас всё получилось, нужно уметь хорошо произносить гласные звуки.

Игра “Угадай звук”. Логопед беззвучно артикулирует гласные, дети угадывают.

Л: Теперь потренируемся все вместе перед зеркалом – А, О, У, И, Э, Ы.

Для того чтобы пальчики нам помогли, их нужно тоже потренировать. Пальчиковая гимнастика. Исходное положение. Правая рука стоит на столе ладонью к лицу, выпрямленные пальцы расставлены и направлены вверх. Каждый палец руки касается подушечки большого пальца. Движения с большой амплитудой, чёткие.

В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому:
Указательный и средний,
Безымянный и последний,
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики друзья,
Друг без друга им нельзя.

Л: А теперь пересчитаем пальцы, начиная с мизинца:1, 2, 3, 4, 5 (5 - большой палец выставляется вверх, остальные в кулак). Считаем пальчики, начинаем с безымянного. Сколько получилось? – Правильно 4.

И так далее. На счёт один выставляется только большой палец.

К нам пришёл звук А. Он хочет, чтобы мы сосчитали - сколько раз он пропоёт:

- а, (большой палец),

- а-а (начинаем с указательного),

- а-а-а (со среднего),

- а-а-а-а (с безымянного),

- а-а-а-а-а (с мизинца).

Остальные звуки тоже хотят с нами поиграть, сосчитайте их:

- о, у, и, э;

- а, и, у;

- и, о, у, э, а. Молодцы! Вы научились считать звуки.

Звуки хотят поиграть в прятки. Среди них найдите место звука О. Наденьте шапочку на тот палец, который соответствует звуку.

Приложение 1

Движения пальцев те же.

О: у, о, а. и, ы (безымянный палец Слайд № 10);

Э: у, а, и, э, о (Слайд №11);

Ы: и, э, ы, а, о (Слайд №12).

Замечательно! Вы научились ... находить место звука.

4. Работа в парах. Один ребёнок держит руку, второй надевает шапочку. Затем производят взаимопроверку.

Л: Среди гласных звуков тоже есть главные. Шапочка поможет нам найти их. Какой звук главный, тот будет петь громче и дольше всех, на тот пальчик и наденем другу шапочку:

па, па', па, па, па (слайд №13);
ду, ду, ду, ду', ду (Слайд №14);
би, би, би', би, би (Слайд №15).

5. Физминутка. Игра “Гласный – согласный”. Если логопед произносит гласный звук, дети встают и поднимают руки вверх. Если согласный звук – приседают: а, у, р, с, з, ш, о, и, в, ы, э.

6. Отработка темы. Работа в карточках.

Л: Гласные звуки решили вернуться на свои места. Помогите им, найдите их слова.

  • подберите картинку к схеме и соедините их,
  • составьте схему для слов,
  • исправьте ошибки.

Приложение 2

7. .Л: У нас осталось ещё одно незавершённое дело. Нужно расшифровать слово, расставить буквы на свои места. (Слайд № 16). Что же за волшебник-невидимка, помогающий находить нам нужный гласный звук?

Д: Ударение.

8. Итог. Чему вы сегодня научились? Было ли интересно? Всё ли получилось.

Рефлексия. Обведи в карточке смайлик, который говорит о вашем успехе на занятии.