Урок окружающего мира «Почему мы любим кошек и собак». 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Тип урока: обобщение.

Форма урока: проектная деятельность, которая позволяет познакомить учащихся с правилами ухода за домашними кошками и собаками, узнать породы этих животных; дать возможность каждому ребенку почувствовать себя другом домашнего питомца, узнать историю приручения кошек и собак человеком.

Программа: школа России.

Цели урока.

1. Расширить знания о кошках и собаках, научить применять полученные знания на практике, научить отстаивать свою точку зрения.

2. Совершенствовать умение высказывать свои мысли, познакомить с правилами ухода за кошками и собаками, развивать познавательный интерес к окружающей жизни, умение слушать собеседника, коммуникативные навыки работы в группах.

3. Вовлечь в активную деятельность, формировать гуманные качества личности, воспитывать милосердие, сочувствие к бездомным животным.

Оборудование:

компьютер и медиапроектор;

презентация "Кошки и собаки",

предметы ухода за кошками и собаками;

фотографии питомцев, карточки с тестом, костюмы кошки и собаки.

Подготовительная работа.

Дети с родителями готовят фотографии домашних питомцев.

Пишут мини-сочинения о своих любимцах.

Подбирают отрывки из прозаических и поэтических произведений о кошках и собаках.

Учат стихи.

Пятиклассники готовят сообщение о кошках и собаках.

Методы и приемы, используемые при подготовке к уроку: поисковый, частично-поисковый, проблемный, информационный, наглядный и практический.

Планируемые результаты.

1. Предметные:

- осознанно воспринимать содержание учебного материала;

- оформлять мысль в диалогическое речевое высказывание.

2. Метапредметные:

- формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу;

- учить осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков;

- проводить сравнение по заданным критериям;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера.

Ход урока

1. Организационный момент.

Я самый умный!
Я самый красивый!
Я самый добрый!
У меня всё получится,
Надо только захотеть и постараться.
Доброго вам здоровья!

Сегодня к нам в гости должен ещё кто-то прийти. Хотите узнать кто?

Отгадайте загадку:

Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
Но с водой не знается.

2. Актуализация знаний

Постановка проблемы

Выступление ребят в костюмах кошки и собаки.

Стук в дверь. В класс входит девочка в костюме кошки.

К. - Здравствуйте! Это 1а класс? А я кошка Мурка.

Как много ребятишек, девчонок и мальчишек!

А у них есть бантики на верёвочке? Очень я с бантиками играть люблю.

У. - У наших девочек много бантиков.

К. - А ваши мальчики за хвост меня дёргать не будут? Этого я очень не люблю!

У. - Как, мальчики, не будем обижать нашу гостью?

К. - И последний вопрос. А не спрятался ли здесь мой главный враг?

У. - А кто это?

К. - Отгадайте:

Чёрный нос, колечком хвост,
Дом охраняет,
Громко лает,
Нас кошек, пугает!

Стук в дверь. В класс входит мальчик в костюме собаки. Кошка прячется за учителя.

С. - Здравствуйте! Это 1а класс? А я пёс Шарик.

Как много ребятишек, девчонок и мальчишек! А можно с ними поиграть?

У. - Конечно, можно, но только к нам в гости уже пришла кошка Мурка, и она говорит, что вы друг друга не любите.

Кошка выглядывает из-за спины учителя, шипит. Собака в ответ рычит.

С. - Р-р-разумеется, у кошек с собаками давняя вр-р-ражда. Кошки никак не могут согласиться, что именно мы, собаки, человеку и нужнее и полезнее.

К. - Нет, мы, кошки, нужнее и полезнее!

У. - Не ссорьтесь! Давайте мы с ребятами поможем решить ваш спор. Ребята поможем?

А кто может назвать тему нашего урока?

3. Объявление темы урока.

У. - Не ссорьтесь! Давайте мы с ребятами поможем решить ваш спор. Ребята, поможем?

А кто может назвать тему нашего урока?

Слайд 1. <Приложение 1>

4. Работа над темой урока. Знакомство с особенностями кошек и собак.

У. - Кошка Мурка, что ты можешь сказать в защиту кошек?

Кошка рассказывает, параллельно идёт показ презентации "Кошки".

Слайды 2-9

Кошка. - Мы, кошки, самые распространённые домашние животные. А приручили нас 6 тысяч лет назад в Древнем Египте.

И нас, кошек окружили таким вниманием, какого мы раньше никогда не видали. Ушли в прошлое дни, когда нам, затаившись в лесочке, приходилось часами подстерегать добычу. Всё, что сейчас от нас требуется, неторопливо прогуливаться вблизи человеческого жилья и по ночам охотится на мышей и крыс.

А в дикой природе у нас остались грозные и могучие родственники. Среди них такие гиганты, как лев, барс, пума, ягуар, рысь, леопард. Эти хищники, отлично приспособленные к тому, чтобы вести охоту. Мощные клыки, прекрасный слух и нюх, отличное зрение, быстрый бег помогают им выслеживать и настигать добычу.

Но вернёмся к домашним кошкам. Все мы похожи друг на друга, хотя люди и вывели различные породы.

У персидских и ангорских кошек длинная пушистая шерсть.

Русские голубые - это элегантные зеленоглазые кошки. Гладить их по плюшевой шёрстке - одно удовольствие.

Шерсть сиамских кошек короткая, мягкая и блестящая. Окрашена неравномерно. Признаком породы является тёмная "маска" на мордочке и голубые глаза.

Кошки проявляют необыкновенную чуткость к больным хозяевам, согревая их своим телом. Как правило, кошка устраивается рядом с больным, дремлет, урчит, позволяет себя гладить. От этого люди быстрее идут на поправку.

Охотником и охранником, лекарем и другом и даже живым " будильником " может стать для вас кошка.

У. - Спасибо, кошка Мурка, очень интересный рассказ. А вам, ребята, понравилось? Поаплодируйте Мурке.

А ты, Шарик, что расскажешь в защиту собак?

Собака рассказывает, параллельно идёт показ презентации "Собаки".

Слайды 10-15

С. - Собака - самый верный друг из домашних животных, и друг самый первый, приобретённый человеком ещё в каменном веке 15 тысяч лет назад. Приручил человек волка и постепенно, благодаря совместному сотрудничеству, превратился волк в собаку. Первые собаки были помощниками и сторожами.

А в дикой природе у собак остались родственники: серый волк, рыжая лисица и голубой песец. У этих хищников длинные сильные ноги, короткие, тупые когти не втягиваются как у кошек, да и по деревьям эти хищники лазать не способны. У всех собачьих есть большие и острые клыки.

Но вернёмся к собакам. Всех собак можно разделить на три большие группы:

  • охотничьи;
  • служебные;
  • декоративные.

К охотничьим собакам относятся лайки и таксы. Лайки, разыскав зверя или птицу, громким лаем задерживают их до прихода охотника. А таксы могут долгое время находится под землёй, так как охотятся в норах.

Среди служебных собак больше всего распространена немецкая овчарка. Она служит и в армии и в полиции.

А декоративные собаки названы так потому, что они украшают жизнь человека. Эти собаки - сама прелесть! Чаще всего они маленькие. Всегда с хозяином рядом, на руках или даже в кармане.

У. - Спасибо, Шарик, за интересный рассказ. А вам, ребята понравилось? Поаплодируйте Шарику.

А теперь спросим у ребят, кто нужнее человеку?

Как видите, ребята считают, что человеку нужны и кошки, и собаки. Не из-за чего вам ссориться, а нужно помириться и вместе играть с ребятами. Слайд 16

5. Физминутка. Слайд 17

Песенка про друзей. (Барбарики) <Приложение 2>

6. Самостоятельная работа.

- А теперь проверим, как ребята слушали Мурку и Шарика.

(Кошка и собака раздают ученикам листы-тесты.)

Тест

1. Кто был приручён человеком раньше кошка или собака?

2. Какие домашние животные самые распространённые кошка или собака?

3.Найдите родственников кошки и собаки, соедините линиями.

кошки лев собаки
леопард
волк
тигр
песец
рысь
лиса

7. Беседа "Как ухаживать за кошкой и собакой".

- У кого есть дома кошки и собаки?

- Как вы ухаживаете за ними?

- В каждую группу я даю предметы ухода за кошкой и собакой.

- Для чего нужны эти предметы?

Составьте рассказ на тему:

“Как я ухаживаю за кошкой”.

Составьте рассказ на тему:

“Как я ухаживаю за собакой”.

- А если ваш питомец заболел?

8. Физминутка.

Вы наверное устали?
И поэтому все встали.
Дружно вытянули шеи
И как кошки зашипели,
Коготочки показали,
"Мяу, мяу" - все сказали,
Как щенята поскакали,
Хвостиками повиляли
И за кустиком пропали.

9. Беседа "Откуда появляются бездомные животные?"

- Мы только что с вами узнали, как нужно заботиться о собаках и кошках. А сейчас внимательно послушайте стихотворение А.Л. Барто

"Уехали"

Щенка кормили молоком,
Чтоб он здоровым рос.
Вставали ночью и тайком
К нему бежали босиком -
Ему пощупать нос.
Учили мальчики щенка,
Возились с ним в саду,
И он, расстроенный слегка,
Шагал на поводу.
Он на чужих ворчать привык,
Совсем как взрослый пёс.
И вдруг приехал грузовик,
И всех ребят увёз.
Он ждал: когда начнут игру?
Когда зажгут костёр?
Привык он к яркому костру,
К тому, что рано по утру
Труба зовёт на сбор.
И лаял он до хрипоты
На тёмные кусты.
Он был один в саду пустом,
Он на террасе лёг.
Он целый день лежал пластом,
Он не хотел махать хвостом,
Он даже есть не мог.
Ребята вспомнили о нём -
Вернулись с полпути.
Они войти хотели в дом,
Но он не дал войти.
Он им на встречу, на крыльцо,
Он всех подряд лизал в лицо,
Его ласкали малыши,
И лаял он от всей души.

- Что можно сказать об отношении ребят к щенку?

- Что случилось потом?

- Как щенок переживал расставание с ребятами?

- Чем закончилась история?

- Какой можно сделать вывод из этого стихотворения?

- Действительно, бездомные животные появляются из-за равнодушия людей, из-за их безразличия. Каждое выброшенное на улицу животное - это чьё-то предательство.

- Как можно позаботиться о бездомных собаках и кошках?

- Построить большой дом, куда поселить всех бездомных животных.

10. Составление проекта. "Строим дом для домашних животных"

(Групповая работа)

- Сейчас каждая группа будет заселять свою часть дома жителями.

Дети распределяют фотографии, выбирают понравившиеся

слова, приклеивают всё это на свою часть дома. Когда работа будет закончена, то соединяем части дома.

11. Итог урока.

- Что должен делать человек, если у него есть домашнее животное?

- Откуда берутся бездомные собаки и кошки?

12. Рефлексия.

- Я надеюсь, что после этого урока у нас в классе нет равнодушных людей.

Но я должна попросить вас взять магнитик и прикрепить его под фотографией кошки, собаки или под их общей фотографией.

Звучит музыка и идёт показ презентации "Дружба кошки с собакой” <Приложение 3>.