Урок на тему «Физические явления в химии»

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


“Сведений науки не следует сообщать учащемуся готовыми, но его надо привести к тому,
чтобы он сам их находил, сам ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий..”
А.Дистервег

Технологическая карта урока (Приложение №1)

Конспект урока “Физические явления в химии”

Слайды презентации Содержание деятельности
Учителя Учащихся
Организационный момент
Слайд №2 Приветствует учащихся, создаёт доброжелательную, рабочую атмосферу, проверяет готовность к работе. Приветствуют учителя, настраиваются на работу, проверяют готовность к работе.
Мотивация
Слайд №3 Нас окружает удивительный мир веществ.

Какая наука изучает вещества, их свойства и превращения? (химия).

И с этими веществами постоянно происходят различные изменения, процессы.

Любые изменения, которые происходят с телами в живой и неживой природе называются - явления.

Слайд №4 И с этого урока мы начинаем изучение новой главы “Изменения, происходящие с веществами.
Целеполагание и планирование
Слайд №5 Посмотрите, пожалуйста, на картинки и определите о каком явление, изменении в природе идёт речь? Речь идёт о физическом явлении.
Слайд №6 Запишем число и тему урока: “Физические явления в химии”

В природе с момента её зарожденья:
Всё время с телами идут превращенья.
Про эти природные изменения
Мы с вами сказали бы: “Это явления!”
Явления бывают различными,
Рассмотрим сегодня физические.
Должны научиться мы их наблюдать,
А главное самое – уметь различать.

Записывает тему и число в тетрадь.
Слайд №7 Ребята, подумайте и предположите, о чём мы сегодня будем говорить?

Какую цель мы можем поставить?

Цель урока: Изучить признаки физических явлений.

Формулируют цель урока и свою деятельность на уроке.
Подготовка к основному этапу усвоения знаний.
  Давайте проведём несколько опытов и понаблюдаем, что будет происходить с веществами. Необходимо разделиться на группы и проделать следующие задания. Перед выполнением работы необходимо вспомнить правила ТБ при выполнении практических работ. Ученики делятся на 3 группы и выполняют задания с инструкцией.

(Приложение №2)

  Группа №1.

1. Из пластилина скатать шарик. Изменились ли свойства шарика?

2. Таяние льда.

Ребята сами демонстрируют физическое явление и комментируют увиденное.

Самостоятельно делают выводы: Изменилась форма пластилина, а лёд тает и переходит в воду, т.е. мы наблюдаем переход вещества из твёрдого состояния в жидкое.

  Группа №2.

1. Медную проволоку скрутить в спираль. Изменились ли свойства медной проволоки?

2. Кипение воды.

Ребята сами демонстрируют физическое явление и комментируют увиденное.

Самостоятельно делают выводы: изменилась форма пластилина, вода закипает и переходит в пар, т.е. мы наблюдаем переход вещества из жидкого состояния в газообразное.

  Группа №3.

1. В фарфоровой ступке измельчить кусочек мела. Изменились ли свойства мела?

2. Плавление парафина.

Ребята сами демонстрируют физическое явление и комментируют увиденное.

Самостоятельно делают выводы: изменилась форма пластилина, При повышении температуры парафин из твердого состояния переходит в жидкое.

Слайд №7 Учитель: демонстрирует алюминиевую фольгу, стружку, пластину, гранулы, отмечая размеры, формы тел из одного и того же вещества.

Определение на слайде.

Физические явления – явления, при которых состав вещества не меняется, а меняется агрегатное состояние, размеры, форма.

Вывод делают самостоятельно: т.о. в проделанных опытах изменяется форма тела или же его агрегатное состояние, но не произошло образование новых веществ.

Записывают определение в тетрадь.

Физкультурная пауза
(Приложение №3) По классу развешаны картинки.

Выберите картинки с физическими явлениями.

Учащиеся выходят по одному, выбирают рисунок и определяют, что это за явление.
Изучение нового материала.
Слайд №8 А теперь я вас попрошу решить следующую проблемную ситуацию:

1. Как в походных условиях очистить и обеззаразить мутную воду и сделать её пригодной для питья и приготовления пищи?

2. Откуда берёт начало поверье, что рассыпанная соль – к ссоре? Как помирить людей, поссорившихся из-за рассыпанной соли?

Предполагаемые ответы учеников, которые сводятся к следующему: определить физические методы для очистки веществ и разделения смесей.
Слайд №9

Болтовская Е.С. 284-824-116

Для получения чистых веществ используют следующие методы, с которыми нам необходимо познакомиться на уроке.

1. Перегонка (дистилляция)

2. Кристаллизация (выпаривание)

3. Фильтрование

4. Возгонка (сублимация)

5. Отстаивание (центрифугирование).

С некоторыми из этих методов вы познакомитесь самостоятельно и представите отчёт о проделанной работе. Делимся на группы и выполняем задание. (Приложение №4)

Слайд №10 После того, как ребята выполнят задание, учитель знакомит со способом перегонки – дистилляции, используя схему ректификационной колонны – рассказывает о перегонке нефти, об использовании нефтепродуктов.
Слайд №11 Группа №1. Охарактеризовать способ Выпаривание. Кристаллизация.
Слайд №12 Группа №2. Охарактеризовать способ фильтрование.
Слайд №13 Учитель знакомит со способом возгонки - сублимации.

Просмотр видеофрагмента возгонка бензойной кислоты.

Слайд №14 Группа №3. Охарактеризовать способ отстаивания.
Закрепление
Слайд №15 Ребята, давайте вспомним те вопросы, которые мы ставили и постараемся на них ответить. Вместе поможем соседям, помириться, которые поссорились из-за рассыпанной соли. Откуда берёт начало поверье, что рассыпанная соль - к ссоре?

(Соль раньше высоко ценилась. Рассыпанную на земляной пол соль уже нельзя было использовать. Как очистить её люди не знали. Из-за этого возникала ссора.)

Как можно очистить соль, используя те знания, которые мы с вами сегодня на уроке получили?

И ещё был один вопрос, как в походных условиях очистить и обеззаразить мутную воду и сделать её пригодной для питья и приготовления пищи?

Какие бывают смеси? И какие методы по их разделению теперь мы знаем. Представим это в виде схемы.

Ответы учеников: соберём рассыпанную соль, растворим её в воде, отфильтруем, а затем выпарим воду. И вернём соседям чистую соль.

Способы: фильтрование и выпаривание.

 

 

 

Способы: фильтрование, кипячение.

 

Обобщение и закрепление пройденного материала.

Рефлексия
Слайд №16

(Приложение №5)

Предлагается на листочках написать

Сегодня на уроке мне запомнилось _

Больше всего мне понравилось _____

Сегодня я смог (смогла) ___________

Ребята отвечают, оценивают полноту полученных знаний, проводят самооценку своей работы.
Домашнее задание.
Слайд №17 1. Параграф 25. Упр.№3. (для всех учеников).

2. Написать сочинение по теме “Физические явления”, с объяснением этих явлений.

3. Подготовить сообщение. Какие методы применяют в своей работ криминалисты, медики, искусствоведы (используя дополнительную литературу).