Структура рабочей программы
I. Пояснительная записка.
Век бурно развивающихся информационных технологий, бизнеса требует от личности развития таких качеств, как умение концентрироваться, рациональное мышление, практичности характера. Дети много времени проводят за компьютером, меньше общаются с природой, становясь менее отзывчивыми, поэтому развитие творческой личности в школе должно быть не только практическим, но и духовным.
Занятия в кружке позволяют существенно влиять на трудовое и эстетическое воспитание, рационально использовать свободное время учащихся. Работа с бумагой, природным и бросовым материалом, тканью- это самые распространенные виды декоративно – прикладного искусства среди школьников. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяют заниматься декоративно-прикладным творчеством учащимся начальной школы. Теоретическая часть включает краткие пояснения по темам занятий и приемам работы, а практическая состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы осваивают приемы обработки материала. Необходимо воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца, следить за соблюдением элементарных правил культуры труда, приучать экономно и аккуратно использовать материалы, пользоваться инструментами и хранить их. Особое внимание в работе кружка уделено вопросам безопасности труда и санитарной гигиены
Курс кружка “Веселая мастерская” носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации.
Рабочая программа рассчитана для обучающихся начальной школы. Занятия проводятся 1 час в неделю, что составляет 33 часа в год.
Цели программы.
- Всестороннее эстетическое и интеллектуальное развитие детей.
- Создание условий для самореализации ученика в творчестве.
- Формирование практических трудовых навыков.
- Развитие индивидуальных творческих способностей.
Задачи программы.
Обучающие:
- Овладеть начальными технологическими знаниями, умениями и навыками.
- Накопить опыт практической деятельности по созданию поделок.
- Владеть способами планирования и организации досуговой деятельности.
- Использовать навыки творческого сотрудничества.
Развивающие:
Способствовать развитию:
- творческих способностей;
- сенсорики, мелкой моторики рук;
- пространственного воображения;
- технического и логического мышления, глазомера;
- способности самостоятельного выполнения и создания различных поделок.
Воспитательные:
- Уважительное отношение к результатам труда.
- Интерес к творческой и досуговой деятельности.
- Практического применения правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения: рассказ, беседа, иллюстрация, информационно-коммуникационные технологии, практическая работа, коллективная и групповая, индивидуальный подход к каждому ребёнку, исследовательские проекты.
Планируемые результаты:
Высокая степень интереса младших школьников к содержанию занятий.
Приобретение навыка изготовления поделок из разных видов материала. Активное участие в выставках декоративно-прикладного творчества как на школьном, так и на более высоком уровне. Использование поделок-сувениров в качестве подарков; оформление класса, зала для проведения праздничных утренников и др. практическое применение своих умений и навыков.
Требования к знаниям, умениям и навыкам при работе в кружке “Веселая мастерская”:
Иметь представление:
- о проектной деятельности в целом и её основных этапах;
- о понятиях конструкция (простая и сложная, однодетальная и многодетальная), композиция, чертёж, эскиз, технология, экология, дизайн.
Знать:
- правила ТБ;
- название и назначение ручных инструментов (ножницы, игла), контрольно-измерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приспособлений (шаблон, булавки) и правила безопасной работы с ними;
- правила личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;
- правила общения;
- названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
- что такое деталь (составная часть изделия);
- что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными;
- основные требования дизайна к конструкциям, изделиям (польза, удобство, красота);
- виды материалов;
- последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
- способы разметки: сгибание и по шаблону;
- способы соединения с помощью клея ПВА, проволоки, ниток и тонких верёвочек;
- виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и её варианты.
Уметь:
- находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета);
- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
- различать материалы по их назначению;
- различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;
- читать простейший чертёж (эскиз);
- качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея, эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и её вариантами;
- безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);
- выполнять правила культурного поведения в общественных местах;
- выполнять посильные действия при решении экологических проблем на доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержание чистоты в быту и в общественных местах, культура общения – речь, этикет и т.д.).
II. Тематический план (первый год обучения)
№ п/п |
Наименование направлений внеурочной деятельности, разделов, модулей, тем | Всего часов | Всего часов | Характеристика деятельности обучающихся | ||||||||
Теорет. | Практ. | |||||||||||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | Слушать и рассказывать о
профессиях. Оценивать их труд. Правильно использовать рабочее место |
||||||||
2 | Работа с бумагой и картоном. | 9 | 1 | 8 | Исследовательская работа
под руководством учителя: рассматривает образцы,
составляет план работы, подбирает материал.
Реализует задуманное, сверяет результат с
образцом и вносит свои дополнения. По памяти определить рисунок снежинки, сформировать его на цветном картоне, украсить блёстками Придумать игру |
|||||||
3 | Работа с тканью. | 9 | 1 | 8 | Слушать и рассказывать о
профессиях, связанных с изготовлением тканей и
одежды. Оценивать их труд. Правильно использовать рабочее место Различать виды тканей растительного происхождения (хлопок, лён) Сравнение её с бумагой: по строению, различию в обработке, резанию ножниц склеиванию. Просмотр фильма “Народные умельцы” оценивать их труд. |
|||||||
4 | Работа с бросовым материалом | 6 | 1 | 5 | Развитие фантазии и
образного мышления Исследовательская работа под руководством учителя: устанавливает, что можно встретить на морских глубинах, составляет план работы, подбирает материал. Реализует задуманное, сверяет результат с образцом и вносит свои дополнения. |
|||||||
5 | Работа с пластилином | 6 | 1 | 5 | Определить свойства
пластилина, установить порядок работы с ним, различать и лепить геометрические фигуры. Подготовить пластилин к работе, разделить на группы образцы изготавливаемых фигур, определить их характерные признаки по форме и окраске Передача общего характера формы животного и их окраса. уметь распределять на пропорции материал для поделок |
|||||||
6 | Итоговое занятие | 2 | 2 | - | Составление рассказа по
увиденному наблюдению на прогулке, составление
плана-схемы пройденной работы. Передача общего характера движения, составление фрагмента игр. |
|||||||
Итого | 33 | 7 | 26 | |||||||||
Календарно-тематическое планирование. | ||||||||||||
№ п/п | Тема занятий | Дата | Оборудование | У.У.Д. | ||||||||
План. | Фактич. | |||||||||||
1 | Вводное занятие. Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности. Проведение входного контроля. | Учебник по технологии. Готовые поделки школьников. |
Принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; наблюдать объекты природы; оценивать конкретные примеры поведения в природе. | |||||||||
2 | Изготовление закладки по образцу. | Цветная бумага,
клей, ножницы, белый картон.
|
Познавательные: •строить
рассуждения в форме связи простых суждений об
объекте, его строении, свойствах и связях;
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и
выведение общности для целого ряда или класса
единичных объектов на основе выделения
сущностной связи; Коммуникативные: - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций и сотрудничестве; Регулятивные: • принимать и сохранять учебную задачу; • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; |
|||||||||
3 | Знакомство с оригами. | |||||||||||
4 | Симметричное вырезывание из листьев бумаги, сложенных пополам, изображений овощей, фруктов, листьев. | |||||||||||
5 | Изготовление аппликаций по образцу. | |||||||||||
6 | Изготовление игрушек-марионеток (работа с шаблонами). | |||||||||||
7 | Изготовление настольных игрушек (но образцу). | |||||||||||
8 | Изготовление елочных гирлянд, игрушек. | |||||||||||
9 | Изготовление карнавальных масок. | |||||||||||
10 | Изготовление поздравительных открыток (по образцу). | |||||||||||
11-12 | Знакомство с видами швов (“вперед иголка”). | Ткань, иголка, нитки, ножницы. | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; | |||||||||
13-14 | Изготовление салфетки с бахромой (по образцу). | |||||||||||
15-18 | Знакомство и шитье мягкой игрушки. | |||||||||||
19-20 | Изготовление одежды для Барби (по выбору детей). | |||||||||||
21-22 | Конструирование дома для сказочных героев. | Бросовый материал, пластилин, проволока | Познавательные: •строить
рассуждения в форме связи простых суждений об
объекте, его строении, свойствах и связях;
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и
выведение общности для целого ряда или класса
единичных объектов на основе выделения
сущностной связи; Коммуникативные: - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций и сотрудничестве |
|||||||||
23-24 | Конструирование игрушек из прямоугольных коробок. | |||||||||||
25-26 | Игрушки из пластмассовых бутылок. | |||||||||||
27 | Лепка людей (по образцу). | Пластилин, основа | Познавательные: • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; Коммуникативные: - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций и сотрудничестве Регулятивные: • принимать и сохранять учебную задачу; • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. |
|||||||||
28 | Лепка животных, (по образцу). | |||||||||||
29 | Лепка овощей (по образцу). | |||||||||||
30 | Пластилиновая аппликация на картоне “Полет на Луну”, (по образцу). | |||||||||||
31 | Пластилиновая аппликация на картоне “Ваза с цветами” (по образцу). | |||||||||||
32 | Лепка по замыслу детей. | |||||||||||
33 | Итоговое занятие. Подведение итогов. Проведение итогового контроля | Познавательные: • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; Коммуникативные: - учитывать разные мнения и стремиться к различных координации позиций и сотрудничестве |
К концу 1 года обучения учащиеся должны знать:
- название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;
- название и назначение ручных инструментов и приспособлений - ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами.
К концу 1 года обучения учащиеся должны уметь:
- анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
- правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
- экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, вышивать стежками “вперед иголка”.
№ п,п |
Наименование объектов и средств материально – технического сопровождения |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | |
1 |
Белякова О.В. Большая книга
поделок / О.В. Белякова. - М„ 2009. Гульяыц Э.К. Что можно сделать из природного материала / Э.К. Гульянц. - М., 1991. Примерная программа внеурочной деятельности “Декоративно-прикладное искусство” Автор О.А. Кожина. Начальное и основное образование /(В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.); под ред. В.А.Горского.- М. Просвещение, 2011. Агапова И., Давыдова М. “Школа рукоделия: мягкая игрушка” - М., 2007. Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги” |