Будь терпелив в ожидании чуда.
И будь готов для встречи с ним в ребенке.
Ш. М. Амонашвили
Учитель…. Как много в этом слове ноток гордости, уважения и понимания. Нет на свете прекраснее и милее, чем профессия-учитель. Учитель! Как трудно пронести это звание через всю жизнь! Ты весь на виду, как на “ладошке”, каждое твоё движение, каждый твой шаг под “прицелом”. Как бы плохо тебе не было, ты обязан быть собранным, подтянутым, улыбчивым. Для многих, ты идеал во всём. Вы думаете просто научить ребёнка грамоте, счёту, любви к великому и малому? Просто быть образцом для пытливых душ? Нет! Очень и очень сложно!
В наше время работать в школе трудно, но интересно. Всегда приходится не только учить других, но постоянно учиться самому. В школах используют новые информационные технологии: компьютеры, интерактивные доски, проекторы. Со временем надо идти в ногу, поэтому изучаю новые программы, методики, использую информационные технологии на уроках.
У каждого свой путь. Свое призвание. Для меня – это школа. Это, то место, где я могу передать свою огромную любовь к детям, то, чем живу сама. Желание ребёнка учиться во многом зависит от учителя, его умения определить возможности школьника, его индивидуальность. Без интереса к личности учителя нет интереса к учению. А я не просто учитель. Я – первая учительница. Я – первый учитель, который входит в жизнь ребёнка и его семьи. Я люблю свою профессию, горжусь ею.
Человек нормально может расти и развиваться только в обществе, где он признан как личность, где у него складываются нормальные взаимоотношения с детьми, с учителем, со всеми, кто его окружает. Но каждый раз, принимая детей в первый класс, я сталкиваюсь с проблемой: дети не умеют общаться. Они силой кулака, драки, сквернословия изо всех сил стараются завоевать своё место под солнцем. Для таких детей на первом месте стоит позиция “Я”.
Ещё в детстве я читала рассказ Евгения Пермяка: “Самое страшное”. В нём говорится о маленьком мальчике, который старается всех обидеть, над всеми издевается. А ведь такие Вовы встречаются, я думаю, в каждом классе. Агрессивные, неуправляемые. От таких детей нет покоя не только детям, но и взрослым и даже братьям нашим меньшим. Для них слово доброта ни о чём не говорит.
Как же помочь этим детям увидеть, что дружить гораздо интереснее, чем воевать, как помочь самоутвердиться в современном мире?
В рассказе “настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. Оставили его и всё”. И не только мальчики, но и взрослые. И, тогда наступило, самое страшное, какое бывает на свете. Вова остался один. Один – одинёшенек! В сознании Вовы произошел переворот, ему стало стыдно.
А что делать, если такого переворота не произошло?
В первые, годы работы, пользуясь своим влиянием на детей, я делала записи в дневнике, посещала учеников на дому, вызывала родителей. Для меня проще было навести порядок в классе силой своего авторитета. Но проблема, таким образом, не решалась. И только со временем я поняла, что дети в классе не только мои воспитанники, но и мои помощники. Стало работать легче и интереснее.
Главное, чтобы не только учитель, но и коллектив вместе с учителем представлял для ребят авторитет. Начиная урок, я прошу ребят повернуться лицом друг к другу, заглянуть в глаза и улыбнуться. Дети дарят тепло своих улыбок друг другу. Я приглашаю детей в путешествие по Стране добра и зла. Цель такого путешествия заставить ребёнка задуматься о мнимой и настоящей человечности, о нерасторжимой связи между теми, кто творит добро и теми, кто его принимает. Дети закрывали глаза и представляли, как выглядит добро и зло. Добро – это мама. Её ласковые руки, любовь друг к другу, это когда все счастливы, не ссорятся, не дерутся, не обзываются, все смеются. Зло – насилие, насмешка, издевательства, страх, жадность.
Приглашаю детей поспорить. “Надо ли на грубость отвечать грубостью, быть вежливым с грубым человеком? Ты согласен, что грубость обижает человека? Ты не хотел, чтобы тебе грубили? Ты добрый человек? Сначала споры оканчивались обидой, конфликтами, но после введения некоторых правил, дети поняли, что задача спорящих сводится, таким образом, к достижению согласия, взаимопонимания, уважения к мнению другого человека. В споре ученики демонстрируют себя, свою способность общаться, интеллект, вежливость, умение сопереживать и самоуважение. В споре проявляются характер человека. В моём профессиональном опыте было много различных ситуаций, эмоций, чувств: и радость, чувство гордости за достижения моих учащихся, и боль, чувство несостоятельности в результате каких-то неудач, но никогда я не испытывала чувство скуки и пустоты.
Я считаю, что учитель является и наставником. Он не только даёт детям знания, но и воспитывает их. Но чтобы добиться результата нам необходимо стать другом для ученика. Душа ребенка - это как мозаика, состоящая из многих частичек, которую учитель должен собрать в одно целое. Люблю, когда на уроке дети отвечают наперебой, когда пытаются высказать свои мысли, когда загораются в их глазах искры радости от полученной похвалы. Не упрекаю ребенка за неправильный ответ, за чрезмерное желание высказаться, выслушиваю и даю совет, оценку. Чтобы на уроке было интересно, учу ребенка трудиться. Мы со своими учениками тесно сотрудничаем, совместно добываем знания целых 4 года.
Совершенно уверена - любовь и доверие детей невозможно завоевать, только вооружившись современными методиками. Нужен нелегкий труд души. Главное – научиться видеть и ценить в ребенке ту неповторимую индивидуальность, которая отличает нас всех друг от друга, суметь обеспечить свободу самовыражения его личности и понять, что ребенок - человек, имеющий собственное представление о мире, свой опыт и свои чувства. Очень много провожу различных мероприятий, которые помогают мне в работе со “сложными” детьми: чтение рассказов с последующими обсуждением поступков героев, откровенный разговор, во время которого ребята отвечают на вопросы: “Всегда ли просто быть добрым, милосердным?”, “ А как бы ты поступил на месте отца?”, “Можно ли силой кулака завоевать авторитет?” и проведение классных часов, утренников, соревнований. При проведении мероприятий дети как бы рассказывает свои душевные качества, учатся оценивать свои и чужие поступки, анализируют происходящее вокруг. А я, помогаю, поддерживаю собственное мнение ребят, каким бы оно ни было. Повышая, таким образом, статус ребёнка в коллективе, изменяла и отношение общественного мнения к нему. Ибо, не научив ребят с первых дней жизни в школьном коллективе принципиально анализировать поведение сверстников и своё собственное с точки зрения морального кодекса, невозможно воспитать желание и привычку бороться с нравственными изъянами.
Особую заботу учителей вызывает взаимодействие детей с родителями: как привлечь родителей к воспитательной деятельности в классе, повысить их роль в воспитании ребенка. Фундаментом педагогического процесса служит не только школа, но и семья. Эти самые важные в жизни ребенка понятия тесно связаны друг с другом. Ведь и учителя, и родители хотят видеть детей достойными, умными, добрыми, веселыми и здоровыми. Именно сегодня это сотрудничество просто необходимо. Работая в сотрудничестве с родителями, стараюсь создать все условия для развития личности ребенка на каждом возрастном этапе жизни. Невозможно решать вопросы воспитания без поддержки родителей. Поэтому я стараюсь изучить индивидуальные особенности семей моих учеников. Индивидуальный подход помогает мне устанавливать тесные связи с родителями, правильно анализировать причины положительных и отрицательных проявлений ученика, выдерживать единые требования к нему школы и семьи, подбирать эффективные меры воздействия на ребёнка.
В мой класс поступил мальчик со значительными отклонениями в поведении. Он проявлял недисциплинированность, капризность, упрямство. Ребёнок был эгоистичен, не признавал требований взрослых, учителя. Никого ненавидел. Таким он стал в силу семейных обстоятельств. Ссоры, конфликтные ситуации, оскорбление родителями друг друга и, наконец, разговоры о разводе не прошли мимо внимания мальчика. В таких условиях семейных отношений мальчик вышел из подчинения. Побои, учение “ремнём”, унижения наложили отпечаток на формирование личности ребёнка. Продумав систему индивидуального воздействия на родителей, я убедила их в необходимости изменить атмосферу в семье, наладить свои взаимоотношения, контролировать учёбу ребёнка, найти те единственные слова, наполненные теплом и добротой, которые затронули бы душу ребёнка. Родительские собрания стараюсь строить так, чтобы собрания для родителей не отягощали их, не превратились в пытку, не унижали родительского самолюбия. Темы: “Почему ребёнок становится трудным”, “Воспитание у детей чувства любви и уважения к матери” и др. Методику бесед строю таким образом, чтобы каждый отец, каждая мать серьёзно задумывались над вопросами воспитания, сами пытались отыскать пути индивидуального решения педагогических задач. На собрании привожу примеры жизненных ситуаций воспитательного содержания. Опираясь на свой опыт, я понимаю, что только при условии установления доверительных отношений педагога с родителями возможен результат. К сожалению, в последнее время очень часто приходится слышать от родителей: “Нам некогда заниматься ребёнком. Мне бы их накормить и одеть, а для этого я с утра до вечера на работе”. Иногда сталкиваешься с некомпетентностью родителей в вопросах воспитания. Как-то я прочитала слова Л. Н. Толстого, которые запали в мою душу: “Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, как мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любовь ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель”.
О чём я мечтаю? Я очень хочу, чтобы мои выпускники нашли своё место в жизни, и буду очень рада, если именно мои уроки, моё общение с ребятами внесли свой вклад в их самоопределение, в выбор будущей профессии и помогали шагать по жизни. А также, я мечтаю, чтобы роль учителя в обществе была неизменно высока, а авторитет – непоколебим.
Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Но неизменной остаётся роль учителя, не только как человека, передающего знания, но и как наставника, как личности – это бесспорно. Жизнь задаёт всё новые и новые вопросы. И заканчивая диалог с собой, я не ставлю точку, я понимаю, что сразу добиться результатов своей педагогической деятельности нельзя.
Счастлива ли я?.. Счастье у каждого своё, оно складывается из многих показателей. Одно из его составляющих для меня – выбранная профессия. Я – счастливый человек. У меня есть любимое дело. Я нахожусь в постоянном поиске. Ведь только творческий учитель может заразить своим теплом, верой, талантом. Но когда я слышу от бывшего “трудного ученика”: “Здравствуйте, Ольга Петровна! Как Ваше здоровье?”, я думаю, что учитель – это моё призвание.