Урок музыки в коррекционной школе VIII вида по теме «Музыкальная культура русского народа». 3-й класс

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (27 МБ)


Тип урока: интегрированный урок.

Цель: знакомство с музыкальной культурой русского народа на примере русских народных песен, русских народных музыкальных инструментов.

Задачи:

  • Повторить разученные русские народные песни, элементы музыкальной грамоты, музыкальные инструменты; рисовать под музыкальное сопровождение;
  • Воспитывать интерес и уважение к русской культуре, воспитывать любовь к русской народной песне;
  • Развивать память, вокально-хоровые навыки, воображение, мелкую моторику пальцев рук, творческие способности при рисовании под музыку.

Оборудование: фортепиано, синтезатор, компьютер, проектор, презентация к уроку с музыкальными файлами, детские музыкальные инструменты, карточки для составления схемы песни “Мы - третьеклассники”, матрёшки с надписями названий песен, краски, кисти, шаблоны матрёшек, реквизит для инсценировок песен.

Ход урока

I. Организация класса.

Сегодня у нас состоится несколько необычный урок. Мы будем не только петь, слушать музыку, рассуждать о ней, но и будем разгадывать музыкальные загадки и даже рисовать под музыку.

II.“Мы – третьеклассники” Д.Кабалевского – исполнение. (Слайд 3)

В самом начале урока мы исполним песню о вас, о третьеклассниках. Перед тем, как её исполнить, необходимо вспомнить её построение.

– Какие в ней части? (Мы - третьеклассники, Мы - мальчики, Мы - девочки).

Какая часть встречается в песне не один раз? (Мы - третьеклассники).

Сколько раз мы её исполняем? (Три раза).

– На доске сложите схему этой песни.

  1. Мы – третьеклассники,
    Мы – третьеклассники,
    Мы люди взрослые, не малыши
    Мы – третьеклассники не малыши.
  2. Мы – мальчики, мы – мальчики (мальчики маршируют)
    Серьёзный мы народ
    Когда наступит лето
    Отправимся в поход
    Отправимся в поход.
  3. Мы – третьеклассники,
    Мы – третьеклассники,
    Мы люди взрослые, не малыши
    Мы – третьеклассники не малыши.
  4. Мы – девочки, мы – девочки (девочки выполняют танцевальные движения)
    Весёлые резвушки
    Когда наступит лето
    И мы пойдём в поход,
    И мы пойдём в поход.
  5. Мы – третьеклассники,
    Мы – третьеклассники,
    Мы люди взрослые, не малыши
    Мы – третьеклассники не малыши.

Ш. Год культуры в России – беседа.

Все вы знаете, что 2014 год объявлен в нашей стране Годом Культуры.

В этом году заявлено 125 различных проектов в области культуры – это концерты, спектакли, выставки, юбилеи художников, музыкантов.(Слайд 4)

– Мы с вами живём в какой стране? (В России). Поэтому на нашем уроке речь пойдёт именно о русской культуре. В это понятие входит много всего – это и русские народные сказки, русские игрушки, русский костюм, русская музыка, живопись...

Вот на слайде перед вами русские игрушки во всём их многообразии. Посмотрите какие они все разные и какие красивые, яркие. (Слайд 5)

– Какие вы знаете русские народные сказки? (“Теремок”, “Репка”...).

– Сейчас я вам покажу на экране обложки книг русских народных сказок, а вы их назовёте. (“Лиса и заяц”, “Теремок”, “Лиса, заяц и петух”, “Колобок”...) (Слайды 6-13)

Но у нас всё же урок музыки и мы поговорим сегодня о русской народной музыке, о русских народных музыкальных инструментах. И поможет нам это сделать очень популярная и любимая всеми русская игрушка.

– О какой игрушке, как вы считаете, идёт речь? Какая игрушка очень символична для России? Какую игрушку всегда покупают гости нашей страны в качестве сувенира? (“Матрёшка”).

Да, именно матрёшка, а точнее матрёшки нам помогут сегодня на уроке. Вы их видите сейчас на доске. Но это не простые матрёшки, а музыкальные. За каждой из них спрятана русская народная песня из числа тех, что мы с вами учили в школе. Шесть матрёшек – шесть песен. Вы будете поочерёдно выходить к доске и называть песню, которую предлагает нам исполнить каждая из матрёшек.

Приложение. Фото 1

IV. Русские народные песни – исполнение. (Слайд 14)

“Уж как шла лиса” – инсценирование песни. (Слайд 15)

Ребята, когда вы пришли в первый класс, самая первая песня у нас была русская народная песня “Уж как шла лиса по травке”. Мы её тогда инсценировали и сейчас исполним.

(Одна ученица надевает маску лисы, в центре класса ставится пенёк)
Уж как лиса по травке, Идёт, сложив “лапки” перед грудью.
Нашла азбуку в канавке. Останавливается, поднимает находку.
Она села на пенёк Присаживается на пенёк.
И читала весь денёк.“Читает” воображаемую книгу.

“Дон-дон” – исполнение. (Слайд 16)

Это короткая попевка, но в ней мы можем продемонстрировать свои знания и умения в пении, в музыке. Мы покажем, что музыка бывает разной – громкой и тихой, быстрой и медленной.

– После трёх громких ударов в колокол, как мы поём? (Тихо, медленно).

– И что происходит дальше? (Мы поём всё громче и быстрее).

Дон, дон, дон Имитация удара в колокол.
Загорелся кошкин дом Исполняют с постепенным ускорением и
Бежит курица с ведром, усилением силы звучания.
Заливать кошкин дом.
Кошка выскочила,
Глаза выпучила,
Побежала к дубу,
Прикусила губу.

“Земелюшка-чернозём” – исполнение с детскими музыкальными инструментами. (Слайд 17)

– О чём эта песня? (О земле, о природе).

Русский человек всегда любил землю, относился к ней уважительно. Вот как в этой песне, зачастую называл землю ласково земелюшкой.

Исполним мы песню, аккомпанируя себе на детских музыкальных инструментах во время звучания повторяющейся части.

(Детям раздаются детские музыкальные инструменты).

1. Земелюшка-чернозём, земелюшка-чернозём,
Чернозём, чернозём, земелюшка-чернозём. аккомпанируют.

2. Тут берёзка выросла, тут берёзка выросла,
Выросла, выросла, тут берёзка выросла. аккомпанируют.

3. На берёзе листочки, на берёзе листочки,
Листочки, листочки, на берёзе листочки. аккомпанируют.

4. Под берёзой травонька, под берёзой травонька,
Травонька, травонька, под берёзой травонька. аккомпанируют.

5. На травоньке цветики, на травоньке цветики,
Цветики, цветики, на травоньке цветики. аккомпанируют.

6. Рвали цветы со травы, рвали цветы со травы,
Со травы, со травы, рвали цветы со травы. аккомпанируют.

7. Земелюшка-чернозём, земелюшка-чернозём,
Чернозём, чернозём, земелюшка-чернозём. аккомпанируют.

“Как на тоненький ледок” – исполнение с детскими музыкальными инструментами

(Слайд 18)

Почти каждая русская народная песня несёт свой поучительный смысл. Чему учит нас эта песня? (Быть внимательным, помогать в беде...).

1.

Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок.
Эх, зимушка-зима, аккомпанируют на инструментах.
Зима снежная была.

2.

Выпал беленький снежок, колокольчик.
Ехал Ванечка дружок.
Эх, зимушка-зима,
аккомпанируют.
Зима снежная была.

3.

Ехал Ваня, поспешал, колокольчик.
С своего коня упал.
Эх, зимушка-зима,
аккомпанируют.
Зима снежная была.

4.

Он упал, да лежит,
Никто к Ване не бежит.
Эх, зимушка-зима, аккомпанируют.
Зима снежная была.

5.

Две подружки увидали,
Скоро к Ване подбежали.
Эх, зимушка-зима, аккомпанируют.
Зима снежная была.

6.

Скоро к Ване подбежали,
На коня его сажали.
Эх, зимушка-зима, аккомпанируют.
Зима снежная была.

“Во поле берёза стояла” - исполнение в хороводе. (Слайд 19)

– А какую русскую народную песню мы учили, в которой упоминается русский народный инструмент и какой именно? (“Во поле берёза стояла”, дудочка).

– Какой танец так и хочется исполнять, когда мы поём эту песню? (Хоровод)

(Дети строятся в хоровод, одна девочка в сарафане берёзки становится в центр круга).(Слайд 20)

Приложение. Фото 2

  1. Во поле берёза стояла. Двигаются по кругу.
    Во поле кудрявая стояла.
    Люли, люли, стояла,
    Люли, люли, стояла.
  2. Некому берёзу заломати,
    Некому кудрявузаломати.
    Люли, люли, заломати,
    Люли, люли, заломати.
  3. Я пойду, пойду погуляю, Круг сужается к “берёзке”.
    Белую берёзу заломаю. Круг расширяется.
    Люли, люли, заломаю. Круг сужается.
    Люли, люли, заломаю. Круг расширяется.
  4. Срежу я с берёзы три пруточка, Имитация изготовления инструмента -
    Сделаю из них я три гудочка.“строгание ножом”.
    Люли, люли, три гудочка,
    Люли, люли, три гудочка.
  5. Стану я на дудочке играти, Имитация игры на дудочке.
    А ребята станут подпевати.
    Люли, люли, подпевати,
    Люли, люли, подпевати.

“Частушки” – исполнение по группам.

Музыка народная Сл. В.Викторова (Слайд 21)

Ребята, но русские народные песни слагались не только в старину, но и в наше время они создаются. И одну из таких песен мы сейчас исполним. Эта песня написана на русскую народную мелодию поэтом В.Викторовым.

1.

Девочки вы, девочки, Исполняют мальчики.
Конфеточки покушайте!
Мы споём частушечки,
А вы пока послушайте.

2.

Мальчики вы, мальчики, Исполняют девочки.
Конфеточки покушайте!
Мы споём частушечки,
А вы пока послушайте.

3.

Девочки и мальчики Исполняют все вместе.
Конфеточки покушали.
Спели все частушечки
И вместе их послушали.

Всё!

VI. Русские народные музыкальные инструменты – беседа. (Слайд 22)

Ну уж коль мы в предыдущей песне заговорили о русском музыкальном инструменте, то немного давайте продолжим эту тему. Изучать русские народные инструменты мы с вами будем в 5 классе, но некоторые из них вы уже знаете. Сейчас попробуем их определить, разгадывая загадки.

На коленях я часто сижу, (Слайд 24)*
Нахожусь в постоянном движении,
Как живая, я дышу,
И все слышат моё пение.
(Гармонь).

Приложил к губам я трубку, (Слайд 25)*
11Полилась по лесу трель.
Инструмент тот очень хрупкий –
Называется...
(Свирель).

Он любит, когда его бьют, (Слайд 26)*
Покоя ему не дают –
Он пляшет в руках и звенит,
И добрых людей веселит.
(Бубен).

У него есть язык. (Слайд 27)*
Он болтать им привык;
Но когда болтает он,
Слышно не слова, а звон.
(Колокольчик).

 

Деревянные подружки (Слайд 28)*
Ловко бьются друг о дружку.
Расписные, как матрёшки.
Угадали? Это ...
(Ложки).

Треугольная доска, (Слайд 29)*
А на ней – три волоска.
Волосок – тонок,
Голосок – звонок.
(Балалайка)

VII. Матрёшка

Ну вот, ребята, всё запланированное на урок мы сегодня исполнили, но посмотрите на доску –там ведь есть ещё три матрёшки и они чем-то отличаются от остальных.

Приложение.Фото 3

– Чем они отличаются? Чего в них не хватает? (Они не раскрашенные).

Да, они выглядят совсем не весело, так как их ещё не раскрасили. И они этого очень ждут, чтобы их одели в пестрые наряды. И вот сегодня вы станете умельцами-художниками, которые раскрасят игрушки-матрёшки. У каждого из вас будет возможность поучаствовать в этом интересном деле. Вот кисточки, краски. Каждый будет это делать на свой вкус. А помогать вам будет русская народная музыка, которая создаст самое прекрасное настроение для творчества.

(Дети по три человека выходят к доске и раскрашивают матрёшек. При этом звучат русские наигрыши.) (Слайд 30)*

Приложение.Фото 4

VIII. Рефлексия.

Наш урок завершается, и я хочу, чтобы те ребята, которым понравилось сегодня на уроке музыки не только петь, но и разгадывать музыкальные загадки, а также рисовать, подняли карточки с изображённой улыбкой, а те, кому было не очень интересно – карточки без улыбки.

IX. Итог урока.

Вот и подошёл к концу наш урок о русской музыкальной культуре. Сегодня вы пели, водили хоровод, играли на детских музыкальных инструментах, инсценировали песни, выполняли движения под музыку, отгадывали загадки и даже украсили нашу гостью Матрёшку.

* - слайды со звуковыми файлами.

PS: 2015 год объявлен в России Годом Литературы. Данный урок, немного переработав, можно использовать и по этой теме.