Цель: выяснить особенности образования в Афинах.
Задачи.
- Образовательная : знакомство с древнегреческими образовательными учреждениями и научными знаниями в Древней Греции, ролью педагогов – рабов в Греции.
- Развивающая : развивать способности учащихся сравнивать, анализировать и обобщать факты, работать с различными видами источников информации, продолжать формирование умения правильно употреблять и объяснять исторические термины и понятия, участвовать в обсуждении, делать выводы.
- Воспитательная : способствовать развитию интереса через приобщение к общечеловеческим ценностям.
Тип урока: изучение нового материала.
Понятия: педагог, стиль, диптих, гимнасии, палестра.
План урока.
1. Роль педагога в Афинах.
2. Учебные заведения Афин.
3. Учёные Афин.
Оборудование.
1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С.Свенцицкая “История древнего мира”.
2. Мультимедийный проектор.
3. Рабочий лист урока с заданиями.
Формируемые УУД.
Личностные: определять свою позицию, объяснять своё мнение.
Регулятивные: совершенствовать навыки учащихся, умения анализировать, сравнивать и обобщать; оценивать свои достижения.
Познавательные: умение поиск и отбор необходимой информации, выдвижение гипотез, умение формулировать вывод.
Коммуникативные: излагать своё мнение, понимать позицию другого.
Ход урока
Актуализация знаний
Вопросы учителя:
1. Кем в жизни вы хотели бы стать?
2. Что необходимо для осуществления цели?
3. Какую страну на уроках истории мы изучаем?
4. Какие города считались самыми сильными в Греции?
Постановка целей и задач урока
Презентация. Слайд 1
1. Посмотрите на экран, что вы видите?
2. Какой город Греции вы изучали на последнем уроке?
3. О чём пойдёт речь на уроке? Сформулируйте тему урока?
4. Определите цель урока.
5. Как вы думаете, почему на слайдах показана не только афинские учебные заведения, но и современные школы?
Сформулируйте задачу урока? (Обучающиеся формулируют задачу: сравнить современную школу с афинской)
Слайд 2
1. Кто в школе помогает вам получать знания?
2. Подберите синонимы к слову учитель?
3. Посмотрите на слайд: вы видите педагога в современной школе и педагога в Афинах.
4. Что нам предстоит сделать? (Обучающиеся формулируют задачу: определить, кто такой педагог в Афинах и какую он играл роль)
Слайд 3
Учитель: Афины – это научный и культурный центр. Многие выдающиеся деятели Греции и Рима и других стран приглашали к себе знаменитых греческих учёных. Учителем А. Македонского был учёный Аристотель, Перикла - Анаксагор. На образованных жителей Афин равнялись.
О ком нам предстоит узнать на уроке? (Обучающиеся формулируют задачу: какие учёные проживали в Афинах и чем они были знамениты?)
Затем учитель обобщает задачи урока
Слайд 4, 5
Учитель:
1. Откуда мы можем получить знания по теме?
2. Читая текст учебника (параграф 38 пункт 1), рассматривая иллюстрации, выясните значение слова педагог и запишите определение.
Решение и проверка задач урока
Проверка задания.
1. Кто может быть педагогом в наши дни?
2. Чем занимается современный педагог?
3. В чём различия современного педагога и древнегреческого?
Учитель: Образования нет без письменности. (Слайд 6)
1. На чём писали в древности?
2. Назовите страну – родину алфавита?
3. В чём особенность финикийского алфавита.
4. Сравните алфавит греков и алфавит финикийцев. Какой алфавит вам понравился больше и почему?
5. Какой вывод о письме греков можно сделать? (Греческая система письма была более простой. Алфавит стал прототипом европейских языков. Овладеть письмом можно было за короткий срок)
Слайд 7
1. Перед вами ученические принадлежности греческая тетрадь и ручка – диптих и стиль. Что необычайного вы заметили?
2. "Чаще переворачивай стиль!” - говорил учитель – грек своим ученикам. Почему?
3. Каких принадлежностей не было у учеников Афин?
4. Что читали ученики вместо учебников? (Вместо учебников использовались поэмы Гомера)
Физкульминутка с элементами греческого танца сертаки.
Кроме школ, какие учебные заведения есть в нашей стране?
В нашей стране существуют разные уровни образования: среднее, средне – специальное, высшее, закончив один уровень можно перейти на другой. Трехступечатость учебных заведений была и в Греции.
Задание: Определить типы школ в Греции и их особенности.
Обучающиеся работают с текстом учебника и заполняют таблицу, а затем проводится проверка выполнения задания. Приложение 1
При проверке рассматриваются школы Греции. (Слайды 8, 9,1 0)
Итогом работы должна стать заполненная схема. (Слайд 11)
Дополнительные вопросы классу:
1. Кто обучался в школе? Что вам не понравилось в школе?
2. Зачем в палестре стояли статуи спортсменов?
3. Слово "гимнасий” вам что-нибудь напоминает? Чем гимназия сейчас отличается от школы?
4. Как вы думаете, кем могли стать люди, закончившие гимнасию.
Мы видим трёхступенчатое образование в Афинах. Главная цель обучения – это сформировать всесторонне развитую личность. Главная задача образования – воспитать человека как гражданина своей страны, который приносит пользу себе и людям, является защитником Родины.
Какие черты отличия и сходства вы можете назвать в Афинских школах и современной
Черты сходства образования | Черты отличия |
1. Многообразие учреждений | 1. Наличие платы за обучение |
2. Цели обучения | 2. Отсутствие учебников |
3. Обучение с 7 лет | 3. Образование только для мальчиков |
4. Разные учебные принадлежности | |
5. Платность обучения |
Учитель: Из гимнасий вышло очень много философов и учёных, правителей. (Слайд 12)
Задание: Слушая сообщения учеников об учёных.
1) соотнеси идеи учёных и с именами;
2) определите, какие науки получили своё развитие в Афинах? Приложение 1
Проверка задания.
Подведение итогов урока
Слайд 13
Давайте вернёмся к нашим задачам урока.
Вопросы учителя:
1. Какие задачи вначале урока мы ставили?
2. Какой была цель урока?
3. Что вы узнали об особенностях образования в Афинах?
Время расцвета греческой культуры прошло, но ее значение мы чувствуем до сих пор. Стремление стать всесторонне развитой личностью актуально и в наши дни: любуйтесь красотой и цените прекрасное, набирайтесь ума и знаний, совершенствуйте свое тело и становитесь сильными. Надеюсь, что данные заповеди греков будут основой и вашего образования.
Рефлексия
Обучающиеся выбирают фразы, характеризующие работу по трём направлениям.
Урок | Я на уроке | Итог |
1. Понравился | 1. Был активен | 1. Понял материал |
2. Не понравился | 2. Работал, но не в полную силу | 2. Узнал больше, чем знал |
3. Провёл время в пустую | 3. Не понял |
Домашнее задание. (Слайд 14)
Параграф 38, знать понятия.
Задание на выбор.
1. Найти слова греческого происхождения, связанные с образованием.
2. Провести исследование: какая система образования лучше афинская или спартанская.
Литература
1. А.А.Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая “История древнего мира. 5 класс”. М. – Просвещение, 2010 г.
2. Л.Л Кочергина. “История Древнего мира. 5 класс: Поурочные планы по учебнику А.А. Вигасина”. Волгоград. – Учитель, 2007 г.
3. https://ru.wikipedia.org/