Урок истории на тему «Афинские школы». 5-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 5


Цель: выяснить особенности образования в Афинах.

Задачи.

  1. Образовательная: знакомство с древнегреческими образовательными учреждениями и научными знаниями в Древней Греции, ролью педагогов – рабов в Греции.
  2. Развивающая: развивать способности учащихся сравнивать, анализировать и обобщать факты, работать с различными видами источников информации, продолжать формирование умения правильно употреблять и объяснять исторические термины и понятия, участвовать в обсуждении, делать выводы.
  3. Воспитательная: способствовать развитию интереса через приобщение к общечеловеческим ценностям.

Тип урока: изучение нового материала.

Понятия: педагог, стиль, диптих, гимнасии, палестра.

План урока.

1. Роль педагога в Афинах.

2. Учебные заведения Афин.

3. Учёные Афин.

Оборудование.

1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С.Свенцицкая “История древнего мира”.

2. Мультимедийный проектор.

3. Рабочий лист урока с заданиями.

Формируемые УУД.

Личностные: определять свою позицию, объяснять своё мнение.

Регулятивные: совершенствовать   навыки учащихся, умения анализировать, сравнивать  и обобщать; оценивать свои достижения.

Познавательные: умение поиск и отбор необходимой информации, выдвижение гипотез, умение формулировать вывод.

Коммуникативные: излагать своё мнение, понимать позицию другого.

Ход урока

Актуализация знаний

Вопросы учителя:

1. Кем в жизни вы хотели бы стать?

2. Что необходимо для осуществления цели?

3. Какую страну на уроках истории мы изучаем?

4. Какие города считались самыми сильными в Греции?

Постановка целей и задач урока

Презентация. Слайд 1

1. Посмотрите на экран, что вы видите?

2. Какой город Греции вы изучали на последнем уроке?

3. О чём пойдёт речь на уроке? Сформулируйте тему урока?

4. Определите цель урока.

5. Как вы думаете, почему на слайдах показана не только афинские учебные заведения, но и современные школы?

Сформулируйте задачу урока? (Обучающиеся формулируют задачу: сравнить современную школу с афинской)

Слайд 2

1. Кто в школе помогает вам получать знания?

2. Подберите синонимы к слову учитель?

3. Посмотрите на слайд: вы видите педагога в современной школе и педагога в Афинах.

4. Что нам предстоит сделать? (Обучающиеся формулируют задачу: определить, кто такой педагог в Афинах и какую он играл роль)

Слайд 3

Учитель: Афины – это научный и культурный центр. Многие выдающиеся деятели Греции и Рима и других стран приглашали к себе знаменитых греческих учёных. Учителем А. Македонского был учёный Аристотель, Перикла - Анаксагор. На образованных жителей Афин равнялись.

О ком нам предстоит узнать на уроке? (Обучающиеся формулируют задачу: какие учёные проживали в Афинах и чем они были знамениты?)

Затем учитель обобщает задачи урока

Слайд 4, 5

Учитель:

1. Откуда мы можем получить знания по теме?

2. Читая текст учебника (параграф 38 пункт 1), рассматривая иллюстрации, выясните значение слова педагог и запишите определение.

Решение и проверка задач урока

Проверка задания.

1. Кто может быть педагогом в наши дни?

2. Чем занимается современный педагог?

3. В чём различия современного педагога и древнегреческого?

Учитель: Образования нет без письменности. (Слайд 6)

1. На чём писали в древности?

2. Назовите страну – родину алфавита?

3. В чём особенность финикийского алфавита.

4. Сравните алфавит греков и алфавит финикийцев. Какой алфавит вам понравился больше и почему?

5. Какой вывод о письме греков можно сделать? (Греческая система письма была более простой. Алфавит стал прототипом европейских языков. Овладеть письмом можно было за короткий срок)

Слайд 7

1. Перед вами ученические принадлежности греческая тетрадь и ручка – диптих и стиль. Что необычайного вы заметили?

2. "Чаще переворачивай стиль!” - говорил учитель – грек своим ученикам. Почему?

3. Каких принадлежностей не было у учеников Афин?

4. Что читали ученики вместо учебников? (Вместо учебников использовались поэмы Гомера)

Физкульминутка с элементами греческого танца сертаки.

Кроме школ, какие учебные заведения есть в нашей стране?

В нашей стране существуют разные уровни образования: среднее, средне – специальное, высшее, закончив один уровень можно перейти на другой. Трехступечатость учебных заведений была и в Греции.

Задание: Определить типы школ в Греции и их особенности.

Обучающиеся работают с текстом учебника и заполняют таблицу, а затем проводится проверка выполнения задания. Приложение 1

При проверке рассматриваются школы Греции. (Слайды 8, 9,1 0)

Итогом работы должна стать заполненная схема. (Слайд 11)

Дополнительные вопросы классу:

1. Кто обучался в школе? Что вам не понравилось в школе?

2. Зачем в палестре стояли статуи спортсменов?

3. Слово "гимнасий” вам что-нибудь напоминает? Чем гимназия сейчас отличается от школы?

4. Как вы думаете, кем могли стать люди, закончившие гимнасию.

Мы видим трёхступенчатое образование в Афинах. Главная цель обучения – это сформировать всесторонне развитую личность. Главная задача образования – воспитать человека как гражданина своей страны, который приносит пользу себе и людям, является защитником Родины.

Какие черты отличия и сходства вы можете назвать в Афинских школах и современной

Черты сходства образования Черты отличия
1. Многообразие учреждений 1. Наличие платы за обучение
2. Цели обучения 2. Отсутствие учебников
3. Обучение с 7 лет 3. Образование только для мальчиков
  4. Разные учебные принадлежности
  5. Платность обучения

Учитель: Из гимнасий вышло очень много философов и учёных, правителей. (Слайд 12)

Задание: Слушая сообщения учеников об учёных.

1) соотнеси идеи учёных и с именами;

2) определите, какие науки получили своё развитие в Афинах? Приложение 1

Проверка задания.

Подведение итогов урока

Слайд 13

Давайте вернёмся к нашим задачам урока.

Вопросы учителя:

1. Какие задачи вначале урока мы ставили?

2. Какой была цель урока?

3. Что вы узнали об особенностях образования в Афинах?

Время расцвета греческой культуры прошло, но ее значение мы чувствуем до сих пор. Стремление стать всесторонне развитой личностью актуально и в наши дни: любуйтесь красотой и цените прекрасное, набирайтесь ума и знаний, совершенствуйте свое тело и становитесь сильными. Надеюсь, что данные заповеди греков будут основой и вашего образования.

Рефлексия

Обучающиеся выбирают фразы, характеризующие работу по трём направлениям.

Урок Я на уроке Итог
1. Понравился 1. Был активен 1. Понял материал
2. Не понравился 2. Работал, но не в полную силу 2. Узнал больше, чем знал
  3. Провёл время в пустую 3. Не понял

Домашнее задание. (Слайд 14)

Параграф 38, знать понятия.

Задание на выбор.

1. Найти слова греческого происхождения, связанные с образованием.

2. Провести исследование: какая система образования лучше афинская или спартанская.

Литература

1. А.А.Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая “История древнего мира. 5 класс”. М. – Просвещение, 2010 г.

2. Л.Л Кочергина. “История Древнего мира. 5 класс: Поурочные планы по учебнику А.А. Вигасина”. Волгоград. – Учитель, 2007 г.

3. https://ru.wikipedia.org/